23.03.2019 г.
РЕАЛИИ МИРА ТУСОВОК И ЛЖИ
Накануне Всемирного дня поэзии 20 марта и в сам праздник 21 марта состоялось вручение литературных и окололитературных премий, названы лауреаты и пропеты панегирики «своим». Захотелось хоть немного вникнуть, прочитать, за ЧТО вручали и славили – просто оторопь взяла. Но начну с отрадного и горького наблюдения.
ЗАМЛЕЛОВА ПРОЗРЕЛА
Нынешняя философская мысль пребывает в коме, как говорится, Маркса с его формулой: «бытие определяет сознание» - с корабля современности скинули, а куда идёт судно и что думает его очумевшая команда – непонятно. И всё-таки действительность отрезвляет, преподносит уроки и резко меняет мировоззрение даже у заматеревших литераторов. Много раз на этих страницах я дискутировал со Светланой Замлеловой, которая с пеной у рта доказывала, что никакой государственной литературной политики не может быть в принципе, что безвозвратно ушли советские времена, когда литература была идеологией и нужных писателей подкармливали, назначали инженерами душ. Она неистово продолжала гнуть свою либерально-рыночную линию: «Да, я абсолютно уверена, что в современной России поддержка властью литературы не может быть сколько-нибудь значительной. От возможной поддержки могут выиграть несколько человек, но основной состав организации останется на роли статистов. В силу объективных причин, о чём я писала в своих статьях, восстановить Союз писателей СССР невозможно. Невозможно вернуть тиражи, гонорары, льготы и пр.». Я возражал, что никто и не говорит о полном возврате, но идеология и культурная политика есть у всех стран, даже самых рыночных или, напротив, авторитарных – от Германии до Украины, что и у нас выделяются огромные средства на СМИ и литературу (больше 7 млрд в Год литературы!), но они тратятся той же Роспечатью – во вред духовному здоровью нации, в ущерб патриотическому воспитанию, к которому призывают с высоких трибун.
Замлелова упорно славила федеральное агентство ведомство на страницах газеты, не раз его разоблачавшей. Переходила на панегирик: «Выделялись средства на организацию переводов российской литературы на иностранные языки, на проведение проектов, «направленных на повышение уровня востребованности за рубежом российской художественной литературы». Это она прямо с сайта цитирует. А какие книги-то переводились и на каких финансовых условиях – она не поинтересовалась? Так, Счетной палатой в адрес Роспечати было вынесено представление за № ПР 12-159/12-04 в котором говорилось о вопиющих нарушениях и недостатках при финансировании выставочной деятельности, проведения книжных ярмарок и выставок, организации переводов на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации. Главным фигурантом в представлении Счетной Палаты является заместитель руководителя Роспечати Григорьев В.В., который и сегодня прекрасно себя чувствует в той же должности, сидит в президиумах и не вылезает из загранкомандировок. Но вот, наконец, и от своей защитницы порцию критики дождался!
Вдруг в юбилейной статье к 95-летию Юрия Бондарева «Духовной жаждою томим», на страницах той же самой «Советской России», она как-то даже не очень уместно, почти слово в слово повторила мои критические аргументы и доводы в споре с ней же самой. Прочитал и глазам не поверил: «В России выстроена жесткая система продвижения нужных книг и имен. Отчасти это связано с коммерциализацией издательского дела. Отчасти, как это ни странно, с политикой… С одной стороны, издается то, что хорошо продается; с другой – то, что соответствует внутриполитическому курсу власть имущих. И если с этой точки зрения взглянуть на литературный процесс, становится очевидно: была предпринята попытка убийства русской литературы. Регулярно повторяемое утверждение, что государство не поддерживает писателей, попросту не соответствует действительности: Роспечать постоянно выезжает на международные выставки-ярмарки и везет с собой внушительную агитбригаду. Другое дело, каких именно писателей поддерживает государство и какие преследует цели. При ближайшем рассмотрении обнажается удивительная истина: в современной России писателей назначают. Причем зачастую выбирают для этого людей, откровенно не имеющих склонности к занятию словесностью».
Можно лишь в частностях возразить: во-первых, она взяла только одну строну поддержки – выезды приближенной агитбригады, а, во-вторых, как раз излюбленные авторы имеют не просто «склонность к занятиям словесностью», а одержимы ею, клепают книгу за книгой, получают гранты и место на престижных стендах. А ведь недавно ещё выпускница либерального Российского гуманитарного университета гнула одну линию и меня одёргивала: «…Утверждать, что государство вовсе не поддерживает культуру и литературу, было бы откровенной ложью. Обругать государство мы всегда успеем, давайте лучше сначала разберемся, за что именно будем его ругать». Я отвечал на этих страницах: «А кто говорил, что не поддерживает? Одни поездки одних и тех же любимчиков Роспечати и фонда С. Филатова на все зарубежные выставки чего стоят – тема оскомину набила!». И вдруг она сама об этом закричала не совсем к месту в юбилейной статье. Её что, в какую обещанную командировку не взяли? Ну, хоть с одной системой доводов согласилась…
Так, значит, Союз писателей (и желательно – единый!) нужен хотя бы для того, чтобы помогать государству, замшелым чиновникам направлять эту литературную политику, указывать на вредительские перекосы и явные, но не бескорыстные глупости, наконец, профессионально и по мере возможностей коллективно оценивать литературные явления и имена. То есть решать второй главный вопрос: а кого поддерживать морально и материально? Вот тут последние впечатления меня убили!
В ЦАРСТВЕ ГРАФОМАНИИ
По старой привычке издателя, действующего поэта и критика, профессора, ведущего творческий семинар и курс современной литературы для группы литературного творчества МГИК, я по мере сил слежу за литературным и премиальным процессом, обращаю внимание на навязываемые имена и произведения. Порой отчаяние охватывает, но себя уже не переделать и судьбы – не избежать. Замлелова в упомянутой статье припечатала: «Ни для кого уже не секрет, что русская литература переживает не лучшие времена. Писателей очень много, но далеко не все имеют возможности выйти к широкой аудитории, донести до читателя свое слово». Ей даже тут же читатель СР возразил: petrovsun 22 марта: «Возможности выходить к людям сейчас идеальные. Размещаешь роман в интернете - читай народ. Но сейчас нет людей, которые видят мир со стороны недоступной обычным людям, отрывающих мир с его скрытой стороны. Человек прочёл и задумался, как этого я не видел! - надо перечесть, нужно взять это в жизнь. А ля-ля, жу-жу никому не нужно. Даже противно».
Да именно: ля-ля и жу-жу, куда ни погляжу. Итак, 20 марта в ЦДЛ были объявлены лауреаты премии «Писатель ХХI века». В разделе «Нон-фикшн» пальму первенства завоевала Нина Краснова за книгу «Золотой самородок из Хасаута-греческого», – М.: «Вест-Консалтинг», 2018. Том 1-ый о певце Анатолии Шамардине составил 500 страниц. Нина – талантливый поэт и преданная хранительница памяти любимого, поэтому я верю, что книга получилась пронзительной. Всех остальных лауреатов – я просто не знаю. Поэтами года были объявлены Елена Кацюба за книгу «Заговор рек» (Авангранды) – М.: «Издательство Евгения Степанова», 2018, и Сергей Попов за сборник «Песни и пляски» М.: «Издательство Евгения Степанова», 2018. Нашёл в интернете одного из «степановцев» - Сергея Попова. Автор, вроде бы опытный, член ПЕН-клуба и Союза российских писателей, лауреат нескольких малоизвестных премий. Живет в Воронеже. Вот его типичные стихи про соседний Липецк:
Моя луна над Нижним парком.
Все кореша навеселе.
И в сарафанчике неярком
ты круче прочих на земле…
Тюльпаны колера портвейна –
тогдашней моды торжество –
луна хранит благоговейно,
сама не зная для чего.
Как липецкая луна умеет благоговейно хранить тюльпаны? – не объяснить. Но это для подобной псевдопоэзии и неважно.
Но в этих стихах есть хоть какая-то житейская и версификаторская основа. Стихотворцы – лауреаты другой раскрученной премии оставили просто в недоумении, если не сказать в шоке! «Российская газета» пафосно сообщила: 21 марта в Большом конференц-зале правительства Москвы собрались свыше восьмисот гостей более чем из 50 регионов России: от Крыма и Калининграда до Амурской области и Хабаровского края, а также авторов, пишущих на русском языке, из стран Европы, Азии и Северной Америки. Вручение прошло при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. На церемонии присутствовали известные литераторы, политики, журналисты и деятели культуры: главный редактор "Литературной газеты" Максим Замшев, директор Российской книжной палаты Елена Ногина, члены Большого жюри премий "Поэт года" и "Писатель года" Константин Кедров, Борис Грачевский, Роман Злотников, Владимир Вишневский, Галина Хомчик, Владимир Карпов, Александр Васькин. Состав «литературных грандов» ясен, да?
Масштабы корреспондента просто заворожили: «Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года" учреждены Российским союзом писателей и являются самыми масштабными по количеству участников: конкурс на соискание премий проводится среди сотен тысяч авторов из России, ближнего и дальнего зарубежья, публикующих свои произведения в сети интернет. Большое жюри оценивает лонг-лист, включающий в себя произведения нескольких тысяч авторов, а в списке финалистов представлены 200 поэтов и 100 писателей. На сегодняшний день это единственный в России литературный проект с таким охватом аудитории и широкой географией участников».
Как видите, и средства находятся. А результат? Он просто ошарашил…
Премии "Поэт года" в основной номинации:
Первая премия - Александр Рудт. За что? За самодеятельную книгу «Наперечёт. Стихи 2017—2018 гг.». Она создана в интеллектуальной издательской системе Ridero. Тоже ясно, да, что это за вседоступная система? Ну, и слово от автора соответствующее – вялое, невразумительное: «Нет, шаг не ускоряется. Заполошности – «успеть-успеть» – не наблюдается. Просто, мгновение ценится больше, сразу определяется его место в жизни». Как говорится, не думай о секундах свысока… Ну, и стихи соответствующие: «недомолвки, обмылки, враки…»
недомолвки, обмылки, враки..
легкий выдох.. смертельный юз..
я, как Ватсон, «ошибся в знаке» —
выпал – минус, а думал – плюс…
Какой Ватсон? Доктор, поп-группа, система или математик? К чему всё это нагромождение слов? – к заключительной строфе с «новым нервом»:
новый нерв на подсохшем струпе…
что расщедрился век скупой?..
если «завтра» – а вдруг? – наступит,
что поделать с душой слепой?
Да, ничего не поделаешь «завтра», когда душа слепая – дохлый номер…
Вторая премия - Кира Данилянц. Она родилась в Баку, окончила РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (ну, понятно): «У меня дома двое замечательных мальчишек, семь лет и год, а на работе я занимаюсь проектированием морских нефтегазодобывающих платформ. И, несмотря на все это, стихи были и остаются неотъемлемой частью меня». Она – член Союза писателей Москвы, но я не мог найти в интернете ни книжечки, ни публикации в серьёзном литературно-художественном журнале. С чем же она вступала в творческий союз? С приглашением: «Друзья, заходите на мой Инстаграм…». Ну, зашли на платформу. Вот - программное стихотворение «Денежное дерево»:
Итак,
Я покупаю денежное дерево и ставлю поближе горшок
Я посыпаю его монетами, чтоб сделать ему хорошо
Я как деду морозу в ухо шепчу ему свои мечты:
Денежное дерево, денежное дерево, денежное дерево, ты
Вырасти большим и крепким, дерево,
Мой финансовый маг!
Принеси мне побольше, дерево
Разных ценных бумаг.
Розовощеких русских пятёрок,
Празднично-пестрых евро
Денежное дерево, денежное дерево, только в тебя моя вера.
Ну, платформа и вера – понятны. Непонятно, как получать «национальную премию» с такими заклинаниями в духе Буратино и Чубайса?
Премию "Поэт года" в номинации "Юмор" получил Владимир Демыкин. Он в своё время окончил МГПИ им. Ленина (как его некогда называли - "Московский государственный поющий институт" - за то, что из его стен вышли Юрий Визбор, Юлий Ким, Юрий Коваль и многие иные барды). По диплому - учитель географии и английского языка. Как он сам говорит: «По профессии - переводчик. По себяощущению – поэт». Самонадеянно! Нашёл его перлы только на Стихи.ру и просто обалдел - пошлая графомания. Вот попытка лимерика с «политическим подтекстом»:
Жалоба депутата
Говорил депутат конгрессмену:
«Домогал я штук сорок за смену! –
А теперь – извини:
Ни одну не могни!.. –
Каково это мне – супермену?!».
Вот хокку о том, как Широкая Масленица способствует... широте души:
Ем я на кухне блины;
Вижу: спешит таракан…
– Ну, подходи – угощу!
Наконец, верх кощунственной графомании - Заметки на полях Евгения Онегина:
О н е г и н, д о б р ы й м о й п р и я т е л ь,
Р о д и л с я н а б р е г а х Н е в ы -
А лучше было бы в больнице
Или хотя бы на дому…
* * *
И в о т у ж е т р е щ а т м о р о з ы
И с е р е б р я т с я с р е д ь п о л е й...
Ч и т а т е л ь ж д ё т –
а ты всё троллишь?..
Ах, Пушкин, Пушкин – сукин сын!..
* * *
Я В а с л ю б л ю - к ч е м у л у к а в и т ь?
Н о я д р у г о м у о т д а н а –
Ему я буду отдаваться,
А Вас по-прежнему любить.
Тьфу! Читать противно и главное – нисколько не смешно. Глянул и других «лауреатов» - просто руки опускаются. Кого же это жюри в столь пёстром составе сумело отобрать? А главное, как можно получить высокий титул «национальная премия» с такими заниженными критериями, с отсутствием отредактированных книг, серьёзных публикаций и хоть какой-то прессы выше рецензий на Стихи. ру и отзывов подруг в Инстаграме. Вот – загадка и лишнее подтверждение моих критических суждений, к которым столь своевременно подключилась даже Светлана Замлелова. Прочитал, что лауреаты премии получают контракт на издание книги за счет Российского союза писателей, а также символ премии - статуэтку, выполненную в форме пера. То есть получают некое благословение на вхождение в литературу после получения «национальной премии». Сильно! |