🏠


Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>
17.11.2021 г.

ЕЩЁ РАЗ – О МОЛОДЫХ
После онлайн-линии Андрея Тимофеева и полемики вокруг Совета молодых литераторов мне тоже захотелось высказаться и поделиться наблюдениями и главным недоумением.

Участница дискуссии Наталья Радостева написала на этих страницах так: «Мне разговор представился скучным, заявленную изначально тематику не раскрывающим, на предварительно поставленные самим же Андреем вопросы не отвечающим. Видимо, все, имеющие какую-то точку зрения, высказались ранее, и дискутировать особого желания не имели. Вообще, показалось странным, что при столь продолжительной и существенной рекламе возможности пообщаться и многословии статьи «О перспективах...» - членов СМЛ, откликнувшихся на приглашение, оказалось столь мало... Жаль, по итогам статьи и встречи не вижу пока обобщений писателей-критиков масштаба пера тех же Боброва, Лютого, Дорошенко…

Хочу заметить, что Николай Дорошенко не только выступает по мировоззренческим проблемам, которые важны, но почему-то, увы, тоже малоинтересны для молодых, а главное – печатает их самих.  Например, моя 19-летняя студентка Яна Сафронова получила в РП СВОЮ рубрику – «Заглянуть миру в лицо». Назовите мне другое СМИ с таким доверием к юному критику. Молодые поэты – печатаются косяком, порой даже по принципу регионального представления. А вот как раз уважаемому мной критику Вячеславу Лютому хочу возразить, потому что он отмечает лишь один положительный момент, но явно его переоценивает: «Статья Андрея Тимофеева носит отчетливо технократический характер. Наверное, в этом ее ценность, поскольку организационные механизмы, прежде апробированные Союзом писателей России, сегодня работают со скрипом».

Это, может, так из Воронежа представляется?  Не со скрипом, Вячеслав, а со свистом!!! В реальности: ну все просто накинулись на молодых – внимание уделяют, а главное - бабки дают! Ассоциация писательских союзов и издателей только что получила президентский грант и объявила аж ДВА!!! творческих конкурса – для совсем цыплят и упитанных бройлеров, переходящих в старых жилистых петухов. Вот как вечно «молодой» Григорий Шувалов – замшелый антисоветчик. Про него точно написал Пётр  Алёшкин: «К примеру, если я сейчас напишу, что «Волга впадает в Каспийское море», то господин Шувалов непременно откликнется, обзовет меня никудышным доктором наук, невеждой, будет утверждать, что это большевики выдумали, что Волга впадает в Каспийское море. А если я покажу ему карту, то он непременно яростно и грубо возразит, что эти карты заставил нарисовать Сталин, и обзовет меня узколобым сталинистом». Так что у истоков СМЛ стояли закалённые борцы-активисты. Вообще-то, на этом поприще организационно и технологически - всё окей! Вот с идейными исканиями да творческими достижениями – хуже…

Да, председатель Сергей Шаргунов с радостью сообщил, что Ассоциация запускает большой проект, главная задача которого - максимально поддержать юные таланты. Проект называется «Мир литературы», состоит из двух мероприятий, на которые уже сейчас объявлен конкурс: Всероссийская мастерская для молодых авторов в Москве (выйдут книги участников) и программа для подростков в Артеке (выйдет сборник, появятся публикации в литературных журналах, включая «Юность»). Подробности — по ссылке, там же можно подать заявку на участие.

Но с молодыми сегодня буквально все активно работают, бьются за гранты, но демонстрируют странные таланты. Например, недавно в Красноярске в рамках ярмарки брата и сестры Прохоровых - КРЯКК прошел Всероссийский слэм. Сам губернатор Александр Усс предварял прохоровщину высокими словами: «Дорогие друзья! Красноярская ярмарка книжной культуры давно стала неотъемлемой частью интеллектуальной жизни нашего края. Пятнадцатая по счёту, она вновь собрала на сибирской земле талантливых издателей, писателей и журналистов, деятелей искусства». Ну, интеллект так и хлестал!

Поэты в большинстве своем унылы.
Поэты в большинстве своем козлы.
А поэтессы - страшные кобылы,
а если и красивы - очень злы...

Так острил стихотворец А. М. (больше называть фамилии и рекламировать – не буду!), а выпускница Литинститута Евгения Коробкова, не вылезающая из жюри и руководства семинарами, тащила эту мерзость на страницы многотиражной КП. И сама демонстрировала вкусы: «Открытием вечера лично для меня стала известная поэтесса С. Л. Рискну сказать, что Света была самой возрастной участницей, не уступившей по энергетике молодым. Света не идет по общим путям и в данном случае не стала соревноваться ни в травме (?!-А.Б.), ни в политике, а вместо этого знатно постебалась над трендами слэма, исполнив травматичный шансон:

Непутевый отец торговал героином.
Непутевая мать торговала собой.
Их господь наградил эпилептиком сыном,
Дочкой, от рождения глухонемой.

Ка-ка-ка, - как ядовито смеялся один из героев Шукшина. Но Коробковой и «Комсомолке» эта мерзость пенсионерки из Коврова под видом поэзии - нравится… А когда-то там печатались настоящие поэты, особенно в преддверие Всесоюзных совещаний молодых.

Помню, за работу с молодыми в большом Союзе писателей отвечал Олег Шестинский (ПК краснит – такой вот «известный» деятель!). Что он делал? – загадка. Ведь ЦК ВЛКСМ справлялся без него и покойный Коля Старченко, в частности, на этом поприще вкалывал. Зато у Шестинского дача была шикарная, у родника и леса в Переделкине. Понимаю, что кто-то жаждет это, пусть в карикатурной форме, но возродить. Кстати, и у СМЛ в некоторых писательских организациях идут уже аппаратно-организационные интриги, а они требует жертв. Как говорится, «Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон…».

Недавно объявлена новая Всероссийская литературная премия им. А. И. Казинцева для молодых писателей, поэтов и критиков, РП объявил о начале приема работ. Конкурс учрежден в 2021 году Союзом писателей России, журналом «Наш современник» и фондом «Дорога жизни». Тут же пошли отклики. Василий Киляков: «Вот это странно: "премия для молодых". А что говорит нам наша Конституция? "Недопустимо разделение по возрастному, половому и прочим, признакам"…  Может быть, отдельно для мальчиков и девочек ещё объявить условия конкурса Казинцева А. И.? (Царствие ему небесное, хороший был человек). А Есенин ушёл, сколько ему было лет? А Рубцов? А Пушкин, Лермонтов, Иван Катаев, Павел Васильев, а, прости, Господи, тот же Добролюбов? А Помяловский?.. несть числа... Уверен, что и сам А.И. Казинцев был бы против такого суживания перспектив его, Казинцева, премии, игнорирования своих ровесников. А в чём собственно дело, или молодёжь наша боится конкуренции с возрастными писателями? А так - можно проскочить "на шармочка", так, что ли? Честно говоря, от молодых яблок - у всех уже оскомина... Ребята, молодёжь, вы и в рай так намерены пройти, по блату, с чёрного хода, без конкуренции? Преференции молодым - от лукавого. Вход в окно. Воровство. Поспорьте со мной! Любопытно было бы почитать, молодые, ау!».

Конечно, пока мало кто откликнулся или высказались в таком духе: только, мол, собрались помочь молодым, а вы уж обзавидовались... Да чему тут особенно завидовать? Вообще-то, это было всегда - и Некрасов с Белинским горячо поддержали молодого Достоевского, хоть рукопись «Бедных людей» потеряли, и советская литература заботилась о молодой смене. Но никогда этого не выпячивала, не спекулировала на возрасте. Много лет в "Литературной России" (как она там ныне?) я вёл рубрику "Представляем молодых" - с обязательным врезом известного поэта, но это ведь была ещё и трибуна для мастеров, для их гордости - представить своего ученика или открытого нового поэта. Юрий Головин, например, до сих пор вспоминает, что его представил Лев Ошанин, и он получил гонорар 100 рублей к 40-рублевой стипендии. Вот это – помощь. И сколько я таких молодых напечатал, от Светланы Мекшен из Липецка до Клавдии Холодовой из Астрахани. Какие были поэтессы – рано ушли!

Стал смотреть свою первую книгу "Дань" (1977) в погибшем издательстве "Современник" - просто "Новинки Современника", хотя у них была хорошая серия "Первая книга в столице", но это - тоже для открытия состоявшегося поэта, хоть молодого, хоть зрелого - всей России. Смотрю первую свою книгу "Боярышник" (1979) в "Советском писателе" - просто в аннотации сказано: "В поэзию вступает молодой, но уже состоявшийся лирик". А Таня Реброва сразу дебютировала там же в престижной серии с крупным портретом на обложке в 1983 году тиражом 20 000 экземпляров. Молодые сегодня даже не представляют, какой это был гонорар – кооперативная квартира! В той же "Молодой гвардии" брошюра в серии «Молодые голоса» меняла судьбу и позволяла наладить жизнь...

Да, были раз в четыре года Всесоюзные совещания молодых, в областях проходили семинары молодых, но важнее, мне кажется, что там писательские организации имели деньги для письменных и устных консультаций начинающих. Но чтобы вот так - косяком Всероссийские совещания (каждый год!), зональные, тематические, слэмы, как в Красноярске,  и батлы, как в Самаре, спецномера журналов, гранты и премии не только для молодых, юных, но и для школьников - такого не было. А вот литературные кружки и студии, рабочие и плодотворные, при Дворцах пионеров и ДК - были. Всё порушено, но видимость - торжествует.

То есть - сплошная движуха и показуха, порой с участием одних и тех же вечных молодых. И - без видимого результата, без свежей волны. В поэзии - уж точно!

Состоялось вручение сдувшейся премии «Поэзия», но там ещё, оказывается, можно сорвать куш. Раньше, при проклятом советском прошлом, просто за то, что ты напишешь галиматью:

Красный флаг с золотою звездой,
Красный флаг – серп и молот на бархате…

Ни за что премию не получить, даже партаппаратчикам стыдно было бы присудить, а сегодня – запросто.

Бело-красно-белый флаг
бело-красно-белый флаг
на твоём фото профиля…

Ничего не понял, что за разборки и какие такие претензии друг к другу с матерной бранью?

я нажала отбой
и долго смотрела
на бело-красно-белый флаг
пока не увидела
что мой лучший друг
то что называется переобулся
но ты кричал
найди мне там работу
в москве
за сто тыщ меньше не поеду
ну если с проживанием
то и за пятьдесят сойдёт
и я видела
что ничего ты не переобулся
вряд ли даже говоришь по-белорусски
ты просто потерян
слаб
обезличен
как все кого я думала что знаю
потому что я впервые слышу
как ты кричишь
мне
ёбаная овца
тупая конченая сука
вали обратно в свою москву
что ты здесь забыла…

Этот мат спокойно проходит во всех публикациях, автор Мария Малиновская из Гомеля - самоутверждается, ликует как автор «лучшего стихотворения». Её когда-то горячо поддерживал и продвигал Анатолий Аврутин: «Машу Малиновскую я знаю с ее пятнадцатилетнего возраста, с того самого дня, когда однажды извлек из почтового ящика конверт с первым поэтическим сборником Малиновской «Лики Луны» и письмо с просьбой прочитать и высказать свое мнение… Стихи были искрометно талантливыми, смущало лишь ощущение что написаны они не юной школьницей, а зрелой женщиной бальзаковского возраста. Впрочем, тогда это казалось всего лишь болезнью роста – мол, наберется опыта, пройдет…». Не прошло, утвердилось и переросло в брюзжание миловидной девушки. Ну,  и концовка в духе времени:

посмотри в окно
и напиши правду
своим левачкам-педерастам
открой подъезд
чтобы люди могли укрыться
и будет достаточно
твоего ёбаного вклада в революцию…

За этот мат-перемат с политической подоплёкой Малиновская сорвала 300 000 рублей. Я написал в комментарии на Фейсбуке: «Жюри, наверное,  дальше бело- красно-белого  флага – этот сумбур и не читало. Ну и концовка подходящая, хотя она даже не владеет языком поэзии: если левачкАм-педерастам – надо интонационно выделить, подчеркнуть. Если у неё бабы левАчки-педерасты, как читается - то это нонсенс. Типичное политиканство и поощрение «правильной» графомании».

И тут мне вываливается бан от ФБ: «язык вражды». У меня-то что враждебного? Я ведь просто говорил о форме, а остальное - цитата из Малиновской! Вот так лауреат с милым девичьим лицом… Пометка на моём комментарии: ненависть. Расшифровка: негативное отношение к человеку по сексуальной ориентации. Тогда почему у гомельчанки во всех премиальных публикациях и перепостах этого стихотворения – мат и сексуальная ориентация проходит? Просто запредельный цинизм: я лишь заострил этот бред и получил бан! А Малиновская вкусила успех, поняла, как надо и теперь – развернётся… Так что и совещания в Липках, куда её посылали - бесследно не проходят.

Так чего мне не хватает в этой беспрерывной, подчёркнутой, грантово организованной работе с молодыми?  Скажу просто: идеи какой-то высокой, общественного порыва, придумки объединяющей. Ну да, творит каждый сам по себе. А главная задача тогда в чём? – собраться, обсудить (без давления со стороны наставников, что любит подчёркивать Тимофеев) помочь пробиться? Бескрыло как-то… Я опубликовал заметку, где привожу нашумевший пример: «Министр культуры правительства Нижегородской области Олег Беркович выложил своё фото м татуировками на иврите, а раньше - фривольное фото с экзотического пляжа, которое подписал так: «Пить мохито. Хлестать женщин. В перерывах работать». Напомню, что президент РФ Владимир Путин поддержал идею провести в России в будущем году - Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Не знаю, как глубоко Беркович проникся народной культурой самобытной Нижегородчины и насколько погрузится в работу «в перерывах», но кое-какие пристрастия его обозначены… на теле.  Как-то я не уверен, что новый министр культуры Нижегородской области поддержит Год народного искусства, духовное наследие, фольклорные коллективы, а уж тем более наш писательский фестиваль «Русский смех» в Кстове. А вы как думаете, читатели?». Ну, читатели гневно ответили…

А может, Совету молодых литераторов попросить грант не на очередную говорильню, а на идейную организацию движения,  какой-то экспедиции по примеру той, которую мы проводили в Министерстве просвещения для советских школьников и студентов: «Родина моя – Россия»? Обратиться в координационным совет, который возглавил, кстати, выходец из упомянутого Нижнего  Сергей Кириенко, в Росмолодёжь, которая вообще неизвестно,  что делает, кроме тусовки «Таврида»,  в региональные департаменты, дать старт, проездиться по России, запечатлеть это самое нематериальное наследие, куда прежде всего входит великая литература, создать сборники и провести вечера? Наивно, наверное, в духе бывшего комсомола, осмеянного Шуваловым и Ко…

Просто хорошо помню: как только на закате СССР вышло постановление ЦК КПСС о работе с молодыми литераторами, я понял, работая на важной должности и помогая молодым, которые часто были из моего же поколения: это - копец! И сейчас есть такое же ощущение.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную