Александр БОБРОВ
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

14.07.2014 г.

ГУБИТЕЛИ НАРОДНОГО ДУХА

Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может
быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не
существует или даже может показаться пороком.

Александр ПУШКИН

Это резкое и для кого-то спорное утверждение – «оценено только соотечественниками» - Пушкин высказал в статье «О народности в литературе», замечая в самом начале: «Один из наших критиков, кажется, полагает, что народность состоит в выборе предметов из Отечественной истории…». При этих словах сразу вспоминается герой этих заметок – министр культуры Владимир Мединский, который и роман исторический написал «Стена» из времён Смуты, и мифы о Великой Отечественной по ТВ развенчивает с формально-патриотических позиций, а вот духа народности-то не воспринимает. Ибо верный ученик Пушкина – малоросс Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» (1835) восклицает: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте» и добавляет для всех деятелей на ниве культуры: «...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа… Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа...».

Вспомнил эти азбучные истины, когда перед отъездом на 47-ой Некрасовский праздник поэзии посмотрел отчёт о заседании в Кремле президентского Совета по межнациональным отношениям. Самые правильные слова произнёс Владимир Путин: «Мы уже неоднократно говорили о незаменимой роли в воспитании молодёжи литературы, истории, русского языка... Обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек по сути застрахован от вируса национализма и нетерпимости… Приоритеты государственной молодёжной политики должны быть направлены на воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Что тут возразишь! Ждём внятной программы и умных исполнителей. Но…

Вслед за главой государства с серией декларативных предложений выступил министр культуры Владимир Мединский. В числе его идей — изменить соотношение часов преподавания русского и иностранных языков в школах в пользу русского, а также реформировать театры юного зрителя в регионах, чтобы там ставились произведения из школьной программы и начали «давать классику без искажения». Еще одна идея министра — при каждом ДК создать отделы традиционной народной культуры, ведь «только изучая культуру собственного народа, молодежь начинает изучать культуру соседних народов». Тут сразу начинает закрадываться сомнение в компетентности выпускника МГИМО: а проездился ли он по России, как советовал Гоголь, а бывал ли он в клубах российской глубинки, где фольклорные коллективы - всегда самые сильные и живучие? Почти все время, пока Мединский выступал, глава государства оживленно шептался с первым замом главы администрации Вячеславом Володиным. Министр это видел и с беспокойством поглядывал на президента. Но прервать свою напористую речь, разумеется, не посмел. Путин повернулся в сторону Мединского лишь тогда, когда тот пригласил главу государства на фестиваль «традиционной народной культуры» в… Сочи. Президента смутило его название: «Спасибо, конечно, за приглашение. Но, возможно, я что-то не понимаю: фестиваль традиционной народной культуры… Так народная культура, она и есть традиционная. Не бывает нетрадиционной народной культуры. Или я чё-то не понимаю?» — вновь со смехом повторил президент. Министр нисколько не смутился (комсомольско-дипломатически-депутатская школа!) и ничего не ответил. А зачем? – ведь Путин и без того знает, кто был выдвинут главой правительства на столь ответственный пост.

«Он энергичный», — так охарактеризовал Мединского премьер Медведев телеведущему Познеру. Маловато чё-то – важнее, куда его энергия направлена? Карьерные люди такого толка были всегда: при Сталине они любили песню «Сулико», при Хрущёве – украинские вышиванки и коломыйки, при Брежневе, пришедшем в Политбюро из Молдавии – танец «Жок». То есть превозносили сарафан - «традиционную народную культуру», а сами тайно любили «нетрадиционную»: джаз, рок, битлов, абстракционистов, венецианские биеннале. Ну, набор известен. Причём, они презирали и гнобили именно тех русских творцов и деятелей, кто любил и фольклор, и западное искусство, но особенно пёкся о родной, национальной культуре в пушкинском понимании. Уроженец украинского городка в черте осёдлости – Мединский со своей американско-пиаровской карьерой полностью принадлежит к такому типу людей: он говорит для отвода глаз, для услады власти и дымовой завесы правильные вещи о лезгинке и об «одном районе Вологодской области, где из-за фольклора снизилась преступность» (полный бред! – это лишь одна составляющая: на Кавказе, например, все поют и пляшут лезгинку, а преступность…), но сам вдруг предлагает либеральной антисоветчице Ирине Прохоровой (см. её программу на телеканале брата РБК) возглавить Общественный совет при Минкультуре и вкладывает огромные средства в самый подрывной проект министерства культуры по «нетрадиционной культуре».

Нетрадиционная культура

Прозаик Николай Дорошенко в двух убедительных статьях в газете «Российский писатель» дал исчерпывающий анализ этой культурной диверсии: « Чтобы не быть голословным, - пишет он, - сошлюсь на самого Мединского: "У нас самый большой, один из самых затратных проектов года – строительство государственного центра современного искусства на Ходынском поле за 5 миллиардов рублей. И главная его задача – поиск и работа с новыми художниками, творцами, с экспериментаторами. Такие же центры существуют по стране. Мы строим центры инновационного развития на Дальнем Востоке, в Калуге и Первоуральске. И открываем в ближайшее время по всей стране еще 50 многофункциональных культурных центров, одной из задач которых будет работа с молодыми авторами, художниками, сценаристами, драматургами, писателями».

Казалось бы, благое дело с молодыми работать, но в каком направлении? Чтобы понять, что такое «современное искусство» в понимании мединских , достаточно ознакомиться со скандальной деятельностью галериста Марата Гельмана с его «красными человечками» в Перми и куполами-клизмами в Краснодаре, где его оплевали казаки. Да что там множить примеры: в «Литературной газете» публикуется цикл статей о том, что сделали с выставочными залами Третьяковки на Крымском валу с их концептуальным искусством, перформансами и приговщиной: они калечат здравый смысл, эстетическое чувство и просто пустуют. Но это уродство – усиленно навязывается, финансируется из нашего кармана, а направляется порой «оттуда». Под «многофункциональными культурными центрами» подразумеваются Дома новой культуры (ДНК), проект которых был презентован в Калуге Владимиром Мединским вместе с Александром Мамутом как одним из основателей института «Стрелка» (специализируется на «производстве знаний, новых идей и оптимальных способов их реализации») и, конечно, тоже писателем - Владиславом Сурковым. Он и уточнил главный смысл проекта: «В Калуге должно быть известно то же, что и в Нью-Йорке, и в то же самое время, а не с 10-летним опозданием, как это принято в России» . А почему должно быть известно немедленно и всё ли без разбору? – не уточнил. Вот они, типичные комсомольские функционеры, перекрасившиеся в демократов и людей мира! Курирует калужский проект некая Екатерина Гиршина - заместитель директора по управлению проектами непотопляемого Британского совета – организации, непосредственно подчиняющейся британской королевской разведывательной службе (SIS Ми 6). Депутат Фёдоров, ставший ярым патриотом, обратился к Мединскому с письмом-требованием пропагандировать национальное, традиционное искусство, а опытный аппаратчик-министр перешёл в наступление и накатал в ответ 7 страниц спикеру Нарышкину. Борьба разгорелась не на шутку! Но паны (народные избранники, кому зарплаты до 400 тысяч президент поднял) дерутся, а у нищих деятелей культуры и литераторов чубы трещат. Так, министр Мединский собирается по-шариковски отнять и «поделить» между всеми самоявленными союзами Дом Союза писателей России на Комсомольском, 13. Писателей России утешают питерцы: вы не единственные, у кого Мединский отжимает помещение. Оказывается, до этого он замахнулся на Эрмитаж: депутат петербургского парламента Максим Резник обратился к министру культуры по поводу информации о возможном размещении в помещениях Государственного Эрмитажа кабинета министра культуры и сотрудников его аппарата. Ранее к депутату по этому вопросу обратился руководитель Фонда борьбы с коррупцией в Санкт-Петербурге Дмитрий Сухарев. Пока ясного ответа не получено.

«В мире идет  жесткая борьба "за умы", за идеологическое и информационное влияние», - заявил в Кремле Владимир Путин.  В этой схватке по-прежнему самым взвешенным, глубоким и образным остаётся печатное слово, особенно литературное, патриотическое. Да Путин и сам это знает, как показала его предвыборная компания. Он напечатал аж семь статей по самым насущным вопросам в разных (в основном либерально-официозных) газетах, хотя мог бы как премьер выступить на всех федеральных телеканалах. Но весомей – печатные обобщения и посулы, а уж в эфире пусть их широко комментируют. Теперь у нас «Почта России» лишилась дотаций, цена доставки возросла, и тиражи по подписке – упали. Везде – от Японии до Канады и США – государство в разных формах дотирует доставку прессы населению. Россия в этом плане выпадает из нормального порядка вещей. Даже в Албании есть льготы: нулевой НДС для всех печатных СМИ, включая подписку. И в Англии – нулевой. У нас же на подписку полный НДС – 18%, хотя на розницу – 10%. Во Франции, например, помощь СМИ – миллиард евро в год: и на розницу, и на подписку. То есть 48 миллиарда рублей. Пятая республика богаче нас или умнее?

Голос долга и чести

С этими невесёлыми мыслями отправился в Карабиху, вспоминая слова Николая Некрасова: «Есть голос в душе человека, громче самого голоса крови и отцовской любви, и благо тому, кто до последней минуты внимал святому голосу долга и чести и шел по призыву его, куда бы ни лежал путь!». Под зелёный шум на берегах Которосли, среди аллей знаменитой ухоженной усадьбы Карабихи невольно думаешь: доносится ли до сограждан, особенно до подрастающего поколения святой голос долга и чести? Праздник особая статья – тут стихи льются как волны Волги, а вот отзываются ли они повседневно в душе человека громче «самого голоса крови»? Тут ещё и особый смысл всплывает по поводу крови: ведь Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821 года на Украине, в местечке Немирове под Винницей. Свихнувшиеся националисты его в украинцы записывают, а Пушкина в… евреи. Но и на сайте клуба поэзии физического факультета МГУ написано про поэта: «В Петербурге жил примерно в то же время, что и Тарас Шевченко. Правда, Шевченко отчего-то не любил Некрасова... А тот, кстати, был украинцем по матери, любил малороссийский язык. Знаменитый "Зеленый Шум" Некрасова - вольный перевод украинской народной песни».  Нет, Некрасов был по матери поляком и судьбой ещё раз доказал, что польская кровь, как у Достоевского, например, или Брусилова не мешает быть русским патриотом и доблестно служить Отчизне.

Накануне 47-го Некрасовского праздника прошло заседание Ассоциации учителей русского языка и литературы в Общественной палате РФ и началось оно с печального заявления: «понятия доблесть и честь исчезают из обихода учащихся». Это впрямую перекликается с вопросом: а из информационного поля не исчезают? Ну и с духом этих заметок. Далее выступающие говорили о том, что планка удовлетворительного результата ЕГЭ по русскому и литературе опущена ниже низкого – с 36 баллов до 24 и о том, что «единое образовательное пространство в области русского языка и литературы если не разрушено полностью, то находится на грани. Утрачивается такая функция, как формирование гражданской и национальной идентичности». Депутат Ирина Яровая стала говорить о необходимости единого учебника по литературе, увязанного с единым учебником истории, причём в таком тоне, что это чуть ли не решено на высшем уровне. Дело необходимое, но кто сумеет создать такой учебник, какие имена и произведения в него войдут? Например, усилиями либералов от образования добились того, что на уроках литературы не проходят прозу о Великой Отечественной – ничего! Выкинули «Молодую гвардию», а Краснодон сегодня снова сражается с нацистами. Как же воспитывать патриотизм и формировать мировоззрение, понятие о доблести и чести?

В то же время творчество рыцаря долга - Некрасова, насквозь русское (стихи разошлись по песням и поговоркам), в школе, мягко говоря, не превозносится. Сам был потрясен, когда приехал снимать сюжет к юбилею Некрасова в рабочий город Дзержинский, зашёл в гимназию, стал говорить о поэте и вдруг услышал… пренебрежительный тон. Одна молодая учительница сказала: вот вы написали книгу «Серебряные век Подмосковья», приезжайте с этой темой, поговорим о Серебряном веке». Это было дико слышать, потому что все звёзды сверкающего периода поэзии боготворили Некрасова, учились у него с детства. Корней Чуковский был сам удивлён, когда выдающиеся современники на вопрос его анкеты - ваше отношение к Некрасову? – отвечали в один голос. Ахматова: «Люблю»; Блок: «Люблю», Волошин: «Очень люблю». Один только сказал: «Не люблю» - Асеев. И кто его сегодня читает? Но нам нынче при информационной вакханалии даже гении – не указ. Почему? – время антинекрасовское, атмосфера - антигражданская, а то и антирусская. Какая уж тут «Орина – мать солдатская»…

Тем ценнее усилия музея, созданного в послевоенном 1946 году, (нынешний директор Андрей Ивушкин) по расширению, совершенствованию экспозиции, самой работы с посетителями. Ну и по проведению праздника, понятно. Торжества удались на славу, потому что программа его в представлении зам. директора музея Татьяны Полежаевой была многообразна, как никогда - на любой вкус и возраст. В ней приняли участие актеры ярославских театров, ансамбль народных инструментов «Золотые купола», в авторском исполнении прозвучала музыкальная композиция «Матушка-Русь». Стихи Некрасова положила на музыку певица и композитор Галина Рылеева (Москва), подготовил свою композицию известный киноактер Лев Прыгунов.

Писательскую делегацию представляли Александр Ананичев (Сергиев-Посад), Борис Бартфельд (Калининград), Александр Бобров, Валерий Дударев и Игорь Михайлов (журнал «Юность»), Мария Суворова (Вологда), Владимир Фомичев (председатель Некрасовского комитета СП России), от ярославцев читали Евгений Гусев и Владимир Перцев. Юных гостей праздника и их родителей ждала разнообразная программа: «Спасибо, сторона родная!.. - выступление юных поэтов и артистов - лауреатов и участников областных творческих конкурсов. И конечно, радовали ярмарка, народные умельцы, крестьянские хороводы. Дух Некрасова…

Но ведь народность – не в описании сарафана, как учил нас Гоголь. И тут я хочу сказать об особой акции – достаточно смелой по нашему времени и общему настроению власть и деньги имущих. В музее усадьбы открылась выставка «Триумвират Николаев» - партнерский проект Карабихи, музея Н.Г. Чернышевского (Саратов) и музея Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород). Сотрудники музея рассказали нам о борьбе и дружбе трёх великих революционных демократов, показали редкостные экспонаты в оригинале и даже прочитали трогательную композицию из писем и признаний единомышленников: они верили друг в друга, как в себя. Встретишь ли подобное в нынешней литературной среде? Нас было в гостиной человек пятнадцать, и думалось: как бы расширить аудиторию, пригласить сотрудников Минобра, методистов, чтобы с их помощью вернуть этих Николаев в школьные программы? Дело ведь не в том, чтобы возвеличивать в полном объёме их идеи или тем более вульгарно навязывать крайние взгляды насильно, как бывало в прежние времена, но надо знать, о чём думали, почему страдали эти благородные люди, подлинные граждане отечества и таланты на ниве просвещения. И разве не востребованы сегодня их идеи социальной справедливости? Их порывы выражены строчками Некрасова:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека.
Только тот себя переживет.

Да, многие сотрудники и авторы некрасовского «Современника» себя пережили. Разве каждый учитель, журналист, чиновник не должен задаться простым вопросом: почему?! Молодые дерзкие писатели, группировавшиеся в середине 40-х годов 19-го века вокруг Белинского и Некрасова, давно мечтали о собственном журнале, который стал бы рупором их идей. Но Николай I не разрешал издавать новые журналы. «И без того довольно», — так написал он на прошении одного литератора. Выход из создавшегося положения был все же найден: Некрасов и его товарищи купили право на издание журнала «Современник». Новая жизнь журнала, основанного еще Пушкиным в 1836 г ., началась с 1 января 1847 г . Бессменным руководителем журнала стал Некрасов. В 1848 г ., вскоре после смерти Белинского, правительство, напуганное революционными событиями в Европе, а также замыслами раскрытого тогда революционного кружка Петрашевского, стало еще более нетерпимым к каждому вольному слову, и особенно к смелым журналам. Многие статьи и рецензии «Современника» вызывали угрозы цензуры закрыть новый журнал за «неблагонамеренность». И все же Некрасову и его сотрудникам удалось сохранить «Современник». Подвиг!

Перед отъездом на Некрасовский праздник я побывал на Соборной встрече в Пашковом доме «Самосознание граждан – будущее России и мира». После заглавного выступления В.Н. Ганичева – председателя Союза писателей России, который привёл сонм примеров бескорыстного подвижничества сограждан по сохранению чести и доблести предков, по сбережению литературных мест, слово взял А.Ю. Гаврилов, глава Администрации Вачского района Нижегородской области, член правления фонда Некрасова. Он рассказал об инициативе по созданию историко-культурного центра им. Н. А. Некрасова – с восстановлением храма и дворянско-крестьянского усадебного комплекса в сельском поселении Клин. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич неоднократно посещал имение, подолгу проживал, охотясь и общаясь с местными жителями. Так в бессмертной поэме «Кому на Руси жить хорошо» вдохновенно описаны и само село Клин, и близлежащие деревни.

Так что память о Некрасове усилиями подвижников не меркнет и даже ширится. Вернуться бы к его горячим призывам и добросердечным заветам, к лучшему, за что ратовали три Николая.

МЫСЛИ В КАРАБИХЕ
      …Спасибо, сторона родная,
      За твой врачующий простор!
                          Н. НЕКРАСОВ

Ценю в Карабихе усадьбу,
Её достоинство, простор -
И как Некрасова усладу,
И как нуворишам укор.

Поэты русские – в загоне,
Как удивился бы певец,
Когда бы в Истринском районе
Увидел Миллера дворец,

Других чиновников версали,
Где свет на золоте плясал,
А он в какой-то скромной зале
Стихи великие писал.

Его строку - любовь поила,
Несправедливость - сердце жгла.
Теперь растёт за виллой вилла,
А за какие, брат, дела?

Скажи хозяину, как дурню:
Зачем тебе дворец и сад?
В Карабихе хоть винокурню
И пивоварню сделал брат.

Уроды-замки смотрят в воду,
С Некрасовым вступают в спор
И застят русскую природу,
Губя врачующий простор.
Но наш необозримый духовный

Но наш необозримый духовный и равнинный простор не загубишь – иначе и сами губители сгинут!

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную