🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

15.10.2023 г.

НЕ «ДА ЛАДНО», А – СТРАННО!

Мысли после встречи президента с министром культуры

В тот день, когда писатели приходили в Союз писателей России и приносили книги (классические и свои, достойно изданные) для библиотеки сапёров, которые освобождают многострадальную землю от страшных следов многолетней бандеровской войны, президент Владимир Путин провёл рабочую встречу с министром культуры Ольгой Любимовой. Глава ведомства информировала президента о работе в четырёх новых субъектах Федерации, рисовала планы, а также сыпала сухими цифрами.


В. Путин: Ольга Борисовна, давайте начнём с того, что в регионах происходит по линии Вашего министерства.
О. Любимова: Я позволю себе начать с нашей работы в новых регионах.
В. Путин: Пожалуйста.
О. Любимова: Это новая для нас задача. У нас немножко больше 1000 библиотек, почти тысяча домов культуры, почти 160 детских школ искусств и 77 музеев. По всем этим направлениям мы начинаем планомерно работать, так же как в национальном проекте «Культура» со всеми регионами мы начинали трудиться, постепенно делая и детские культурные центры в библиотеках, в музеях, в домах культуры, перезапуская это инфраструктурно, делая различные ремонты и добавляя мультимедийную составляющую.
Ого, прибавилось более тысячи библиотек – какое поле деятельности, казалось бы! Но ведь минкульт может сделать ремонт, выделить крохи средств на приобретение каких-то книг, попытаться добавить зарплату, но на наполнение этих библиотек, на русскую сердцевину и интеллектуальный потенциал их - он повлиять НЕ МОЖЕТ! Ведь всё книгоиздательское дело отдано на откуп министерству цифрового развития – «паяльникам», как их называют в народе. Здания у одного ведомства – наполнение у другого! Плоды деятельности – гнилые, факты – вопиющие.

 

КНИГИ ИЗ НИГДЕ

Много лет рулит этой сферой (сначала в Роспечати) директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии министерства Владимир Григорьев. Лауреат многих премий и любимец Роспечати Павел Басинский так писал про своего покровителя: «У Григорьева… просто всегда получается. Получается, и все. То ли рука у него легкая, то ли удача всегда на его стороне. На самом деле - просто умеет. И любит свое дело. Когда в своем телефоне я слышу голос его секретаря: "Приемная Григорьева. С вами хочет поговорить Владимир Викторович", - я сажусь, если лежу, и встаю, если сижу».

На этот раз Басинский может сидеть: у Григорьева – не получилось… Генпрокуратура нашла нестыковки в декларации высокого чиновника Минцифры: его доходы не бьются с расходами. Помимо проблем с декларацией, ревизоров заинтересовали и многочисленные родственники Григорьева, постоянно проживающие в «недружественных» странах. Генпрокуратура копает, увы, только финансовые дела. Но там и политическая подоплёка есть.

Замглавы Роспечати, выделявший бюджетные деньги оппозиционным изданиям, в свое время был женат на гражданской супруге соратника Алексея Навального - Александрине Маркво. О, это ещё та деятельница!  Маркво (какая выразительная фамилия!) получила деньги от государства на проведение мероприятий по популяризации чтения. К реализации проекта она привлекла членов т. н. «Координационного совета оппозиции»: Рубинштейна, Лазареву, Быкова, Акунина и Шац. Как на подбор компания – сплошь иногагенты!

Деньги, которые по отчетам были потрачены на организацию мероприятий, она, судя по всему, отправила на проведение избирательной компании Навального. Известно, что Александрина Маркво является гражданской супругой Ашуркова, а тот, в свою очередь, «кошельком Навального». Она сбежала с ним в Лондон от российских силовиков.

На вопрос, почему декларация Григорьева заинтересовала проверяющих именно сейчас, источник в прокуратуре ответил, что Григорьев — один из кандидатов на должность замминистра в Минцифры. Именно поэтому он и оказался под тщательной проверкой. Место замминистра освободилось в июле, когда силовики задержали зама министра Шадаева - Максима Паршина, при получении 3,5 млн рублей. Ему вменяют взятку в особо крупном размере. По предварительной версии, деньги предназначались за помощь в выделении грантов. Представляете, каков сегодня кадровый голод: на место главного распорядителя грантов хотели посадить Григорьева!

Какие федеральные программы может составить, какие гранты распределить такой чиновник от книги? Лучше всего об этом говорят премиальные итоги хоть «Большой книги», хоть недавно вручённой премии «Ясная поляна». Конечно, и тут – победа за книгой редакции Е. Шубиной – правой руки Григорьева. Обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов назвал свою статью «Мутная поляна». И заслуженно!

«Лауреат этого года в главной номинации («Современная русская проза») – Саша Николаенко с романом «Муравьиный бог: реквием». Знакомый персонаж культурного пространства – женщина под пятьдесят, называющая себя уменьшительным именем. Извините, что я так сразу про возраст, но кто-то ведь может подумать, будто жюри поддержало юный талант. Ага, как бы не так. Бог с ней, с самопрезентацией, была бы книга хорошая. Но книга не хорошая и не плохая, а... как бы сказать... «не для всех». История про мальчика-сироту, которого угнетает бабушка, изложена ритмизованной прозой, почти стихами. «Петербург» Андрея Белого читали? Ну вот это оно». Но прочитайте это «оно» - помучайтесь! Типичный абзац - помучайтесь:

«Небог и папа, помидор порезав, выпивали, говорили, закусывая ливером на хлеб. Курили «Беломор», сбивая пепел в странный желтый мячик костяной, который оказался настоящий череп, а был когда-то настоящий человек. И бывший настоящий человек, раскрыв на проволке стальной державшуюся челюсть, покачивая ей, как будто был живой, смотрел двумя пробоинами глаз на грязную клеенку и людей, как из пещеры смотрит неизвестность густой и гулкой темнотой, дымил сквозь треугольный нос. Петруша череп обошел — проверить, есть ли выход, но бывший человек с той стороны стола был гол и слеп и стянут на железный ржавый шов.
Сквозь пыль поблескивая лаковой глазурью, большая глиняная жаба сидела в тусклом солнечном пятне, бубнило радио, по всем стенам висели непонятные тарелки, похожие, как будто папин друг в них краску размешал, как на своем халате, потом забыл отмыть. Петруша с ливер-бутербродом бродил по дому, который назывался мастерской, и Машка путалась в ногах, скользя бочком, мяуча, растворяясь и снова проявляясь из нигде».

И вот такую прозу «из нигде» будут поддерживать и предлагать читателям библиотек многострадальных новых регионов? А не свихнутся люди окончательно? Мне невольно подумалось: хорошо, что библиотеки присоединённых регионов были забиты украинской националистической литературой, и люди из протеста тянулись к сохраняемой русской классике, передавали друг другу советские книги из домашних библиотек, но не забивали себе головы российской «премиальной литературой» - всякими «Сальниковыми в гриппе» и в либеральных соплях!

Кстати, если зайти на канал «Большой Книги», то можно увидеть, что она абсолютно срослась с «Ясной поляной» - одни и те же персонажи, общие новости, похожие издания. Кто кого поглотил? Всех скушали Григорьев и Шубина, а минкульт по странному государственному распределению главнейших обязанностей - не имеет на это ни малейшего влияния.

 

ЗНАК НЕКАЧЕСТВА!

Министр культуры продолжала свой парадный доклад:

О. Любимова: Ежеквартально мы встречаемся, фактически узнаём друг друга и радуемся вместе каким-то удачам, обсуждаем наши планы.
Когда мы начали работу, на четыре региона было два работающих кинозала…
В. Путин: Да ладно.
О. Любимова: Так и есть. И старшее поколение, и молодёжь были лишены возможности вообще какое бы то ни было кино смотреть.
В. Путин: Два кинозала на четыре?…
О. Любимова: Да, два кинозала на четыре региона было. И даже отдельно есть Шахтёрский колледж [кино и телевидения имени А.А. Ханжонкова], где ребята учатся кино, а кинозала у них своего не было, например.

И у меня мелькнула мысль: да «не ладно», а славно, что на четыре региона было всего два кинотеатра – просто негде было смотреть всей той продукции, которой потчует народ минкульт и Фонд поддержки кино. Вот – нагляднейший пример – «Плотник».

Кто забыл, давным-давно жил один старый еврей — плотник Иосиф и была у него молодая жена Мария, которая забеременела от  Духа Святого… И уже в наше время, используя эту историю, жена новоявленного российского миллиардера, бывшего главного по приватизации российских богатств, бывшего главного энергетика и главы Роснано, где идёт расследование,  миссис Чубайс дочка режиссёра Авдотья (Дуня) Смирнова, сняла русофобский фильм -  "Плотник". Хоть мадам Чубайс и жена миллиардера, но не обошлась без бюджетных рубликов. Минкульт РФ выделил жительнице особняка за 30 млн. долларов в пригороде Большого Лондона Сент-Джордж-Хилл 60 млн. рублей безвозвратных (!) средств. Всего бюджет фильма составил 100 млн. В прокате с октября 2022 года фильм заработал за год… 1 млн. 390 тыс. рублей. Логотип Минкульта РФ в начальных титрах современных российских кинофильмов все чаще становится каким-то клеймом проклятия – знаком некачества!

Слушайте, нам внушают, что мы живём при рыночных отношениях, при капиталистическом строе. Но что же это за рынок такой, где минкульт и его экспертный совет не несёт ни малейшей материальной (про моральную - смешно и заикаться!) ответственности за рекомендованный кинематографический продукт? При советской власти была цензура, но и был художественный отбор, было государственное финансирование, но и была ответственность какая-то, особенно у авторских мастерских с элементами хозрасчёта. А сегодня – десятки миллионов на ветер и – взятки (может, есть и взятки?) гладки. Маразм какой-то!

Соавтор сценария – Мария Степнова, которую аж в Большом театре тоже наградили премией «Ясная Поляна». Она стала победителем читательского голосования за роман «Сад», выпущенный в… правильно! - в «Редакции Елены Шубиной»! Она рассказывает про грандиозный замысел:

— Это была идея Авдотьи. И рассказала она мне о ней много лет тому назад. Я сразу в нее вцепилась, потому что идея совершенно гениальная. Авдотья меня спросила: «Марина, смотрите, мы много знаем про мать Христа, но совсем мало знаем про его детство. Мы понимаем, кто его настоящий отец — это все уложено у нас в голове, в сердце, в культуре. А Иосиф Плотник — его отец неродной, но это он держал его на коленях, учил его плотницкому делу, вставал к нему ночью, когда он кричал, носил его на руках. И делал все, что делают отцы. А что мы про него знаем? Практически ничего. Он не существует для нас ни как человек, ни как культурное явление. Справедливо ли это? Давайте подумаем, сможем ли мы рассказать историю про такого отца?».

Ну, и рассказали – пародийно, с антисоветским и антиправославным душком.

Живет в г. Ульяновске - на родине В.И. Ленина семья простого плотника Осипова (почти Иосиф), его молодая жена – понятно Мария и сын, которого они зовут Заяц, догадливые соображают, что Заяц созвучен с Агнцем Божьим, как назвал Иисуса Иоанн Креститель. На этом библейская канва заканчивается. Дальше нагорожено невообразимое. Заяц заболевает непонятной болезнью – с шишками по коже. Мария подозревает онкологию, тогда появляется Бог-отец, точнее говоря, бог-дедушка — «дедушка Ленин». В его музее-храме работает Машина мать, ему подкладывает Маша записки с мольбами о выздоровлении сына, как это делают, скажем, на питерском Смоленском кладбище верующие в чудотворную силу Ксении Петербургской или евреи у Стены плача. Но ведь это не христианство, а идолопоклонство! Хотя, по большому счету ленинская линия — самое оригинальное и свежее, что есть в «Плотнике». А торжественный проход Маши по Красной площади — самый красивый план фильма, в остальном избегающего любой красивости, но нагнетающего мрак: в Ленина верите – так вам и надо!

О. Любимова:
Сейчас в новых регионах 51 кинозал и, соответственно, два, даже три направления нашей работы. Очень важно, чтобы и молодые люди, и старшее поколение имели возможность приходить на те же фильмы, которые идут сейчас во всех остальных регионах. С этим мы справляемся. Вместе обсуждаем премьеры – что-то больше нравится, что-то меньше… Когда появляется кинотеатр, появляется точка притяжения, в выходные можно прийти всей семьёй.

А что они придут смотреть «всей семьей» - этого «Плотника» Дуси Смирновой?

Кстати, я думал, что президент вспомнит о своём прямом поручении министерству обороны помочь министерству культуры снять достойные фильмы и провести фестиваль патриотического кино. И что сделано?

Первый скромный Фестиваль был посвящён годовщине Специальной военной операции - настоящее КИНО всегда НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ. Пять  фестивальных дней в небольшом зале в музее на Поклонной горе собрали 
20 кинолент. Например, «Отважные» Олеси Шигиной: Линия фронта. Предел. Здесь в муках рождается новая реальность для всех. Кто они, часовые России? Что ими движет? Максимальная исповедальность бойцов и жителей Донецка - Матери, Сын которой ушёл на войну.

«Наступает время, когда нужно делать выбор - жить лучше, или жить честно. И нужно сделать свой правильный выбор». Такие вот декларации. Или «Когда придёт весна» - герои фильма, солдаты и музыканты, поэты и волонтёры, в поисках правды пришли на передовую. У каждого из них свой путь, своя Голгофа, как пишут в аннотации на сайте кинотеатра «Поклонка». А дальше – приписка мелким шрифтом: «Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события».

Ведь эти 20 фильмов широкий зритель – не увидел. По ТВ их не показали, залы документального кино закрыты, перед сеансами гонят рекламы и анонсы коммерческой кинопродукции. А ведь можно напомнить, что первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева был снят сверхоперативно в 1942 году, художественно рассказав о героизме партизанского отряда (в английском прокате — «Мы еще вернемся» / «We Will Come Back»). Позже он был отреставрирован и до сих пор появляется на телеэкранах. Где хоть подобие этого?  Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы перестроились на короткометражки, выпуская боевые киносборники. Первый БКС вышел 2 августа 1941 года в Москве, последний, тринадцатый сборник выпустили в 1942 году в Алма-Ате, когда начались съемки полнометражных картин. Каждый сборник включал несколько игровых новелл, стиль короткометражных эпизодов был разнообразен: от героических сцен до сатирических зарисовок. В создании новелл участвовали знаменитые кинематографисты того времени: С. Герасимов, Г. Козинцев, Г. Александров, С. Юткевич Л. Трауберг, который преподавал нам в Литинституте и рассказывал, в каких условиях снимали эти новеллы с популярнейшими актёрами, пока студии не были эвакуированы. Но – снимали!

Специально делаю акцент на кино, потому что Ольга Любимова пришла на высокий пост именно из этого департамента. Но, кроме цифр и сухих планов, ни о чём содержательном и патриотическом президенту – не доложила.

Вот тебе и «да ладно!».

А ведь 2024 год уже объявлен президентом годом российской культуры и искусства, который должен наконец-то стать достойным периодом в развитии культурной сферы России и культурно-информационной политике воюющего по всем фронтам государства. Кстати, а литература – первооснова русской культуры – входит в эту сферу? Или продолжится маразм и будет проходить по цифровым технологиям?

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную