28.10.2023 г.
Когда на секретариате Союза писателей России зашёл разговор о том, что нас приглашает Федоскинская фабрика лаковой миниатюры, я сразу попросился в эту группу поэтов, потому что вспомнил года работы в телекомпании «Московия», где снимал для «Русского дома» программы и сюжеты обо всех подмосковных промыслах – от Гжели до Богородского. И в Федоскино с группой приезжали - уже в новое здание фабрики. Тогда работало примерно 120 художников. В музее мне запомнилась шкатулка (не записывал – когда ведёшь перед телекамерой программу - и не до этого, и на видеозапись надеешься). И выглядела, и называлась она весело: «Как мы с Федей (фамилия) возвращались из гостей». Я стихи написал: ФЕДОСКИНСКИЕ МОТИВЫ Здесь молодки круглолицые – Ни к чему ломать трагедию, Я эту запомнившуюся шкатулку в этот приезд не мог найти в экспозициях. Заведующая музеем в Доме владельца Ликутина - Любовь Рогатова уже после нашего отъезда отыскала по моей просьбе похожую и написала: «Может, Вы вот эту шкатулку видели? Автор Ларишев Г.И.- Народный художник РФ. Называется «Парочка». Эта шкатулка была в музее фабрики. После того, как Геннадия Ивановича не стало, ее могли легко продать. Почитателей таланта этого замечательного художника много (я сужу по экскурсиям в музее). На фабрике музей не официальный, скорее — ассортиментный кабинет, поэтому легко расстаются со старыми шкатулками». Хранитель этой экспозиции – художник Сергей Сидоров признался, что музей с выдающейся коллекцией лучших образцов теперь – частный. - Это плохо! – отрезал организовавший эту поездку мытищенский депутат, поэт и член Союза писателей России Виктор Сошин.- у нас в Мытищах так промышленный музей пропал, когда крупное предприятие приватизировали. - Новые владельцы, надеемся, такого не допустят. Они пришли всерьёз… Меня этот пассаж несколько насторожил. Программа была очень насыщенной, она катилась по задуманному графику: музей, сама фабрика с интереснейшим рассказом главного художника Елены Моисеевой: И её показом: вот навивают и склеивают картон, вот сушат в шкафах, вот обрабатывают заготовки по чертежам художника, вот пропитывают папье-маше льняным маслом, вот покрывают чёрным лаком и отдают художникам-мастерам… Елена Генриховна на мой вопрос сказала, что сегодня художников – около 40 человек (в три раза меньше, ем при телесъёмке) , большинство живёт в окрестностях, если подальше – в Дубне, например – работают на дому. Раз в месяц проходит худсовет. «Принимаем 70-80 работ, если нет какого-то массового заказа. Как, например, под Рождество – Администрация президента заказала 500 Снегурочек». А вот в 80-е годы правительство заказывало много портретов не Снегурочек, а Максима Горького, Михаила Шолохова, Александра Пушкина, Феликса Дзержинского и Галины Улановой. Надо отметить, что Федоскино – не народный промысел по гамбургскому счёту. Первой важной особенностью миниатюр было то, что они рождались не как дымковские игрушки, например, у деревенских женщин-мастериц, а дело сразу было организовано как профессиональное производство. И потом возродили её, и живописали славу художники-профессионалы. Вторая особенность: в изображениях, по сути, мало исконно русских традиций. Да, сюжеты очень русские, знакомые по быту и картинам передвижников, но сами традиции -интернациональные. Во многих русских промыслах есть мотивы иконописи, потому что художники, как в Палехе или Мстёре, начинали именно с этого ремесла (предки Алексея Фатьянова были мстёрскими богомазами). Тут же художники сразу учились профессиональному и в чём-то европейскому стилю росписи. Ведь первый организатор фабрики купец Коробов посетил немецкую фабрику в Брауншвейге, чтобы усовершенствовать технологию изготовления козырьков, и во время визита перенял идею немцев — делать из папье-маше табакерки. В конце 18 века все нюхали табак, табакерки изготавливалась из золота, серебра или слоновой кости и больно били по карману. А тут можно было создать и дешёвую продукцию для простолюдина, и блестящий предмет с изысканной росписью или заказным портретом. Краски для нанесения изображений с самого начала использовались масляные, а не темпера, как в других наших промыслах. Наносятся они в 3-4 слоя и между каждым слоем присутствует слой лака, что позволяет создавать эффект объёма рисунков. Да ещё подкладывают для декоративности фольгу или перламутровые пластины. Есть и другие секреты производства миниатюр, что делало процесс производства весьма трудоёмким. Шкатулка большая и сложная по композиции – создаётся до полугода. Поэтому Федоскинские изделия и тогда, и сейчас стоят дорого. Например, шкатулка “Царевна-лягушка” длиной всего 15 см со скидкой стоит 37 тыс. руб. И это практически нижняя граница стоимости современных изделий фабрики, по 22 000 - совсем крошечные изделия. Капитализм, машинное производство – добили фабрику, и в 1904 году она закрылась (в Брауншвейге и в Бирмингеме – ещё раньше). В 1910 году известный меценат Савва Тимофеевич Морозов выделяет крупную денежную ссуду, и десять художников-федоскинцев организуют небольшую артель, буквально подняв промысел из мертвых. Один из них, Сергей Матвеевич Бородкин, потерял руку в годы Первой Мировой войны, но освоил письмо левой рукой. В 30-е годы при советской опеке – новый взлёт. Тогда и открыли училище, которое стало теперь институтом. В годы Великой Отечественной войны вышло постановление Совнаркома от 7 февраля 1943 года № 128, которое предписывало отзывать с фронта художников и лучших преподавателей, чтобы артель работала в полном объеме. Вероятно, нужны были подарки военачальникам и по линии дипломатического ведомства, да и валюту надо было зарабатывать. Художники 50–60-х годов создали "золотой век" федоскинской миниатюры. В 70-е годы ХХ века построили новое, семиэтажное здание фабрики, где трудилось более 300 художников, выполняя и перевыполняя план. Товар шел на экспорт в 11 стран — в Европу, Японию, Латинскую Америку, США. В 80-е годы федоскинскую шкатулку купить в СССР можно было за валюту в магазинах для иностранцев "Интурист" и в "Березке", но и в художественные салоны она попадала. В 90-е с открытием границ пришел огромный спрос на художественные изделия. Конкурс в Федоскинское художественное училище достигал 7 человек на место! «На дорогах при подъезде к селу стояли бандиты, не пуская дилеров, покупающих у нас шкатулки», — рассказывал художник Олег Шапкин. Но бум схлынул. Как написал сайт «Русского мира» несколько лет назад: «На фабрике числятся 54 художника, от 23 до 80 лет. В среднем фабрика выпускает 50–90 шкатулок в месяц. Очень мало, но таков спрос. Государственной помощи нет, тогда как без помощи в расширении рынка сбыта фабрике не выжить. Государственная форма собственности только мешает — к примеру, выходу на международный рынок. «Частный хозяин более свободен, — поясняет Елена Моисеева. — Он может, например, под честное слово отправить товар за границу и ждать денег. Мы не можем. У нас во всем куча формальностей, работать с нами трудно». Буржуазный фонд «Русский мир» внука советского вождя Молотова – Вячеслава Никонова гнул свою рыночную политику и как бы готовил в пространном очерке к приватизации Федоскино, цитировал известных художников. «Я считаю, что промысел умирает, но делает это бурно и красиво, — говорил Олег Шапкин. — У нас целая плеяда ярких художников, человек, наверное, 50, если считать с теми, кто живет и работает в окрестностях, но им всем не меньше 45 лет". Оба художника не думают, что спрос на федоскинскую миниатюру в России появится в ближайшие десятилетия, так как "страна еще не наигралась в покупку "Мерседесов". Художники почему-то верят в поколение внуков крупных современных капиталистов. «Родившись в обеспеченной семье, окончив Гарвард, имея бизнес, они уже не захотят недвижимости, — пророчествует Сергей Козлов. — Они будут покупать антиквариат и произведения искусства, их души потянутся к родному, незаграничному. Начнут возрождать промыслы, но нас, носителей, хранителей традиции, уже не будет». То есть сами художники мыслят «по дореволюционному», как бы отбрасывая самый плодотворный советский период, ориентируются на богачей-покупателей, которые от коллекционирования иномарок почему-то перейдут на собирание предметов искусства, в том числе – традиционного. Но не узок ли круг для будущего спроса? А потом я сомневаюсь, что внуки Авена-Михельсона набросятся на Федоскинкую миниатюру. Но – свершилось! Мытищенские коллеги=журналиссты сообщили, что Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи продали в рамках программы приватизации имущества Московской области. Акции предприятия ушли по стартовой цене. «Победителем аукциона признан участник № 1 — Гладкин Сергей Сергеевич, предложивший цену приобретения акций — 119 861 000 рублей», - передаёт ИА REGNUM со ссылкой на протокол. Победитель торгов приобрел все 100 процентов. Предприятие имеет в активе девять объектов недвижимости в одноимённом селе, в том числе шесть нежилых зданий. За 2020 год АО указало выручку в размере более 16 млн рублей. Фабрику с более чем 200-летней историей продали за 1,2 млн долларов. Что и говорить, удачное время выбрано для приватизации». А много ли выиграла область? Добавлю, что доходы бюджета Подмосковья в 2023 году запланированы в сумме 867,9 млрд рублей. Если взять основные параметры госпрограммы «Культура Подмосковья», то на 2022-й год было запланировано более 5,6 млрд. рублей расходов. Так что эти 120 млн рублей – крошечная капелька в бюджете, тем более что, повторяю - это же не убыточное предприятие! Но продажа позволяет скинуть всякую заботу с властей и чиновников Подмосковья. А может, и пополнить чьи-то карманы.
* * * Нам внушают, что плохи Почивали на лаврах, С удивлением узнал, когда стал вникать, что главные хранители традиций – народные промыслы вообще не находятся в ведении министерства культуры. Это с опозданием осознали и депутаты Государственной думы. Сегодня народно-художественные промыслы России регулируются законом, который приняли ещё в 1999 году. Обновить документ решили полтора года назад, но эта работа так до сих пор и не закончена. Вся проблема в том, что власти не смогли определиться, чем же именно считать гжель и хохлому — товаром или искусством, считают в Госдуме. Поправки в закон «О народно-художественных промыслах» готовили в… недрах Минпромторга, рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов. «А логично было бы поручить разработку такого документа Министерству культуры, — отметил депутат. - Если художественные ремёсла отнесены к промышленности, то каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж. Наша же цель — сохранить художественную ценность, историческое культурное явление, непревзойденное искусство мастеров», — сказал он. Но дальше разговоров второй год дело не идёт. Вы представляете безумное распределение обязанностей на государственном уровне: министерство культуры не курирует, не направляет исконное искусство, вообще не хранит русские традиции – они ж прежде всего заключены и запечатлены в народно-декоративном искусстве, в художественном слове, в русской песне, где главное – поэзия. А литературное творчество и книгоиздание почему-то отданы минцифре. И этот бред – продолжается! Потому и проходит приватизация всемирно прославленного искусства на областном уровне – местная промышленность, мать честная! Самый знаменитый владелец фабрики Николай Лукутин служил в войсках Соболева на Балканах, играл в спектаклях Станиславского, дружил с Шаляпиным. Когда стал надворным совтс6ником купил дом на Тверской, который мы знаем сегодня как Дом Сытина. Фасад декорирован по эскизам художника Ивана Билибина. Про сегодняшнего владельца вековой красоты известно немного. В интернете написано, что бизнесмен и бывший (весьма неоднзначный) страховщик, экс-глава "Проминстраха" Сергей Гладкин консолидирует земельные участки рядом с особо охраняемой территорией "Лосиный Остров" в Москве. Вдобавок к уже приобретенным им 20 участка в этом районе может добавиться еще один в 8 га. Предполагается, что там появится малоэтажный жилой комплекс. Сейчас этот участок принадлежат ООО "Ниагара", которое находится в процедуре банкротства. Ранее собственником этой фирмы был Максим Астраханцев, бывший сотрудник скандального банка "Пересвет", рухнувшего в 2017 году и оказавшегося на санации Центробанка. Что стоит за двумя этими бизнесменами и чем может обернуться идея Гладкина о стройке рядом национальным парком - по материалам корреспондента The Moscow Post… Но мы – про Федоскино! Жена предпринимателя – Евгения Гладкина – теперь член совета директоров фабрики. Недавно она стала акционером предприятия, приняв такое решение весной 2022 года, и планирует вложить в его развитие все свои знания и опыт. Она намеренно выбрала для инвестиций проект внутри страны и с «русской душой» – посчитала своей миссией вложить средства и силы во что-то действительно значимое, глубинное. Предприниматель поставила перед собой две масштабных цели: реформировать и масштабировать производство, сохранив все традиции, и вернуть бренду былую славу: «Первым этапом станет фундаментальный капитальный ремонт. Затем на мануфактуре будет установлено современное оборудование, созданы высокоэффективные подразделения. Также я планирую максимально улучшить условия труда сотрудников с фокусом на экологичность и безопасность производства. Все это – со скрупулезным сохранением традиций, без нарушения культурного ДНК бренда», – рассказала Евгения Гладкина, а буржуазный канал РБК дал вот такую пышную рекламу, наверное, оплатную. Специально запечатлел это скромным литераторским пером, чтобы потом посмотреть, сравнить реальность с обещанным, если доживу. Когда мы, поэты, выступали перед студентами и преподавателями Федоскинского института (подробно - в заметке Нины Поповой на сайте СПР) , эти стихи – главный, можно сказать, невесёлый вывод – ещё не были написаны. Они рождались на обратной дороге с берегов Учи-Клязьмы и дома, в ночных раздумьях: ФЕДОСКИНСКОЕ ИСКУССТВО Купец Лукутин вёл дела, В года советские – расцвет: Теперь – любой товар лежит, | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||