02.05.2024 г. ЧТО СЕГОДНЯ С ГАДАМИ? 1. СТРАННЫЙ ФЕЛЬЕТОН В ЛГ-1929 С некоторым опозданием обращаюсь к 95-летнему юбилею возрождённой Максимом Горьким «Литературной газете». Даже не к самому юбилею, хоть был на нём в ЦДЛ, а к факсимильному №1 газеты, который дарили гостям вечера. Поучительное чтение, вызывающее вопросы, раздумья, параллели с сегодняшним днём. Для меня осталось неразрешимой загадкой, почему на первой же полосе важного номера была напечатана странная статья наиболее официозного советского журналиста Михаила Кольцова (уроженца Киева Моисея Хаимовича Фридлянда) – «Соломон Львович и Василий Витальевич» - про полемику в эмигрантской среде о роли евреев в русской революции, в расколе самой эмиграции, в новых идейных схватках. Вот прямо так Кольцов и начинает: «Тихо шуршащий гад антисемитизма имеет свои пропагандистские тезисы. — Разве же еврей трудящийся бывает? Все они — буржуи больше или меньше. От них вся наша революция и пропадает. — Но разве так уж и все… Много ведь есть рабочих-евреев. Много и партийцев, все очень преданные. — Да, преданные, нечего сказать. Я, знаете, партийцу поверю, ежели он истинно русский человек. А ежели латыш, поляк, жид, хохол или китаец какой — значит примазавшийся. Никак вы меня иначе не убедите. Тихий гад пользует для своих укусов любые доводы… Наши «внутренние» антисемиты хотят задушить и евреев, и всю революцию. Но если приходится — они же шепчут о том, что евреи — все без исключения, без всяких классовых подразделений, стоят против революции, что все они — за буржуазный строй, за борьбу с коммунизмом. Но как ярко дополняются эти рассуждения у нас, внутри страны, тем, что происходит по ту сторону!» Многое резко поменялось, но один аргумент наполнился новым смыслом: да, большинство известных мне еврейских писателей, например, стоят «за буржуазный строй, за борьбу с коммунизмом». Азбучная сегодняшняя истина. Но зачем привлекать было то, что «происходит по ту сторону»? Дескать, «крупный эмигрантский писатель С. Л. Поляков-Литовцев, еврей по национальности, решил разобрать еврейский вопрос по-человечески. Надо поговорить по душам, надо попросить высказаться «несколько честных людей», которые возымели бы мужество объявить себя антисемитами, и просто, без лукавства, сказали бы: «мне не нравится в евреях то-то и то-то…». Возымевших мужество нашлось немало. И первым откликнулся па приглашение всем известный В. В. Шульгин. Он ответил Полякову целой книгой. Заглавие книги — точно по полянавальнковскому заказу: «Что нам в вас не нравится»…». Ну, и начался разбор. Самое любопытное, что сам Шульгин уже был тайно в России! В марте 1917 года Василий Витальевич, являвшийся ярым монархистом, принял от Николая II манифест об отречении от престола. Впоследствии он уехал за границу, однако в 1925 году подпольно вернулся в Россию. Одной из главных целей визита Шульгина на родину стал поиск пропавшего сына. Поддержку бывшему депутату Государственной Думы оказала фальшивая организация антибольшевистского подполья, созданная сотрудниками ГПУ, «Монархическое объединение Центральной России». МОЦР снабдило Шульгина документами на имя Эдуарда Эмильевича Шмитта. Да и гримом во время поездки Василий Витальевич пользовался регулярно. Может быть, об этом знал Кольцов, сотрудничавший с ГПУ, но почему-то он приплёл Шульгина, обратился к эмигрантской полемике, совершенно неизвестной в Советской России. Зачем? Концовка фельетона устарела: «За рубежом черносотенцы орут о том, что евреи «устроили революцию». Здесь у нас те же черносотенцы шепчут: евреи губят революцию. Мы же знаем: еврейский народ, как и всякий, имеет свои классы; каждый из них по- разному выявил свое отношение к революции, заслужив от нас разные опенки. Еврейская буржуазия—на одной полке с русскими помещиками, с Шульгиными, еврейские рабочие — рядом с рабочими всех других народностей». Последнего еврея-рабочего фрезеровщика я видел в ХХ веке на заводе сельскохозяйственных машин в Биробиджане, ещё на Днях советской литературы – его показывали всем журналистам и гостям. Поэтому трудящийся еврейский класс – сильно изменился. Но думаешь: зачем этот фельетон? – киевского земляка Шульгина утопить, отмстить ему за книгу «Что нам в них не нравится» или заставить евреев-литераторов служить пролетарскому делу и революции? Ведь сам номер ЛГ свидетельствует: никакого антисемитизма в самой Федерации – не было. Вот объявление о начале выпуска Литературной энциклопедии - редакционная коллегия: П. И. Лебедев-Полянский, А. В. Луначарский, И. Л. Маца, И. М. Нусинов, В. Ф. Переверзев, Н. А. Скрынник, В.М. Фриче (ответственный редактор). Ответственный секретарь - О. М. Бескин. Состав отнюдь не веет оголтелым русопятством, как и весь №1 «Литературки». В нём же опубликована наглядная подборка рисунков Кукрыниксов «Литературная энциклопедия в шаржах». Смотрим: Алексеев, Асеев, Арго, Адуев, Аросев, Акопян, Ахматова – преобладания русских зримо не наблюдается. Так что фельетон Кольцова с бесфамильными «гадами» – похож на провокацию даже. Но при всех неразрешимых вопросах, повторяю, тогда было легче – цель, пусть топорно, но формулировалась. «Литературная газета» начала выходить в 1929 году. Этот год отмечается многими исследователями как «год коренного перелома» (официально запрещается НЭП, объявляется курс на модернизацию, происходит постепенное усиление цензуры, но и ослабление топорной роли РАПП, возвращаются произведения и авторитет писателей-попутчиков). Радикальные изменения затронули все сферы жизни, в том числе и литературу, которая начала играть важную роль в процессе формирования советского общества, нового типа мышления. Потому прямо говорилось в передовой: «Литературная газета» будет стремиться к выработке типа писателя-общественника, органически связанного с рабочим классом и участвующим в его борьбе, писателя, непрестанно работающего над повышением своего культурного уровня». Но ведь сегодня тоже идёт яростная борьба – с ополчившимся Западом, с оголтелой русофобией, с навязанными стандартами общества потребления и низкопоклонством перед «цивилизованными странами», с нацистами разных мастей. Так, во всяком случае, утверждается с самых высоких трибун. Но я не вижу этого в «передовых статьях» СМИ и твёрдых установках для писателей, как бороться с «нынешними гадами»? А главное – не чувствую в реальной культурно-информационной политике государства! К такому горькому выводу снова пришёл над полосами неважно отпечатанной мелким шрифтом «Литературки», которая стала органом Федерации Объединений Советских Писателей. Всё с большой буквы, с уважением и к евреям, и к русским.
2. ОТ ТЮРЬМЫ ДА ОТ ПЕРА… «От тюрьмы да от пера не зарекайся!» - мировой закон. Многие писатели и мыслители творили в заточении. Проект Навальный – намылился в их ряды… Какая польза от этого? Прекратятся споры и гадания: кто станет Нобелевским лауреатом будущего года? Вслед за провинциальной журналисткой-антисоветчицей С. Алексиевич – Алексей НИКТО! Вспоминаю, как в весенней Севилье я хотел найти дворец Дон Жуана (и нашёл – там размещается министерство культуры Андалузии!), но прежде всего пошёл в летнее кафе у скромного памятника Сервантесу в центре, у бывшей тюрьмы. Севилья - это особый город в судьбе гения. В 1587 году Мигель нашел работу в Севилье в должности комиссара – скупал продукты для флота. Работал честно, поэтому получал мало. Такой род деятельности не очень нравился Сервантесу, однако он полюбил Севилью всей душой! В августе 1594 года писатель доверил налоговые сборы купцу, который вскоре объявил себя банкротом. Обоих обвинили в растрате казенных денег, предназначенных для закупки провизии аж для 130 кораблей государственного флота. Гения испанской литературы посадили в тюрьму на 3 месяца. В 1602 году вскрылись новые обстоятельства «налогового дела», и литератора постигло новое заключение. В севильской тюрьме Сервантес начал писать историю про «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», которая увидел свет в 1604 году, 420 лет назад! Этот роман – величайшее творение человечества и гордость Испании. Его изучают, перечитывают, цитируют. В том числе и это высказывание героя о женщинах: «Таковы все женщины, - заметил Дон Кихот. - Отличительное свойство их натуры - презирать тех, кто их любит, и любить тех, кто их презирает». Не знаю про тонкости отношений Алексея Навального и Юлии, но, убеждён, что она его не любила. Чичваркина – тоже. Но женщина она – хваткая, и уже объявила: «Навальный оставил мемуары, будет книга», - так пообещала вдова. Уже и Сеть начала забывать об Алексее, а она подбросила хвороста в затухающий костер: анонсировала книгу-автобиографию своего мужа. Алексей, дескать, сам рассказал о своем нелегком жизненном пути. Вдова дала понять, как все окружающие жаждали от Алексея мемуаров. И – вот!. Да, книга буде стоить немалых денег, но шедевр – заслуживает того. Как и Нобелевской премии. Вспоминаю просачивающиеся посты Навального. Он жаловался на условия содержания, медицинское обслуживание, на одежду, ещё на еду. Будто он на курорте «всё включено». Ни одной мысли, яркого воспоминания или оригинального взгляда на происходящее. Посты Навальной, которая советовалась с подписчиками, какие концентраты лучше для мужа, тоже мыслями и чувствами не отличались. Ведь все концентраты – плохи. Надо было нажарить котлет, как героине фильма «Вокзал для двоих» и привезти их в места заключения. До этого Юля – не опустилась: искать путь к сердцу через желудок. Она больше по финансово-политической части! Сам Навальный ни словечком не обмолвился, что пишет. Более того, признавался, что после «отравления Новичком» потерял способность долго и концентрированно работать. Но вдова настаивает: «Он начал писать книгу вскоре после своего отравления». Ничего себе!Его врачи, сперва наши, а потом и немецкие, вытащили вроде с того света. В интервью Дудю сказал, что планирует заниматься реабилитацией после отравления, а потом только вернется в РФ. Про книгу – ни словечка. Тогда он сам не знал, сколько потребуется находиться в Германии. Но его – вытолкнули в Россию пораньше. Не станут же опрашивать тамошних врачей: писал ли он в палате или в шикарной гостинице в предгорьях Альп? Вот фильм про дворец Путина – с кем-то монтировал, но такую халтуру и школьник нынешний сварганит. Книга – это серьёзная работа! В России он быстро загремел за решётку, ему бы черновик не дали пронести: сам с предавшей командой твердил о невыносимых условиях. То ему спать не давали, то в карцер переводили, а уж рукопись - не было у него возможности писать. Значит, как Солженицын – всё в голове держал? А потом творил в ямальской тюрьме, но почему сразу Юлия не заявила после смерти, чтобы утешить соратников и зевак? А теперь заявляет: уже почти готов тираж, и – чу5деса! - мемуары начинающего писателя оперативно перевели аж на 10 языков. Или кто-то профессиональный наваял? Торопятся! Такие новости с украинских и внутренних фронтов! – не до Навального… Ведь книга-то написана наверняка литературными подёнщиками. Это наверняка не «Что делать» Чернышевского! Роман был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, пока шло следствие и не был вынесен приговор. Наверное, без попадания в тюрьму активнейший публицист и редактор Чернышевский никогда бы не собрался, не написал этот роман, да еще за такой короткий срок: с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. В тюрьме он тоже боролся за свои права, но вынашивал идеи, планы переустройства действительности: «Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни». Чернышевский был удивительно тверд и спокоен во время Гражданской казни на Мытнинской площади в мае 1864 года, ровно 160 лет назад. Какая-то девушка не удержалась и кинула к позорному столбу букет цветов... Роман "Что делать?" – о любой переломной эпохе, но время его в России - еще не пришло. Президенту России Владимиру Путину во время съезда Российского союза промышленников и предпринимателей передали книгу Николая Чернышевского «Что делать?» для подарка председателю КНР Си Цзиньпину. Роман Чернышевского - любимая книга китайского лидера. Он давно многое в ней понял и применил. Если и вправду Путин возьмёт эту книгу с собой и полистает в самолёте, то откроет много нового и полезного для себя. И для России! | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||