23.08.2024 г. ПЕРЕД ОСКАЛОМ НАЦИЗМА.
ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ В новейшей истории России щедрый август – просто роковой месяц. Это уже стало штампом в СМИ. Но так было не всегда – например, в августе 1934 года две недели проходил триумфальный Первый съезд писателей - выдающееся событие в культурной и политической жизни державы – всего-то через двенадцать лет после создания СССР. Вдумайтесь – революция, гражданская война и интервенция, разруха и раздрай, первые успехи в социалистическом строительстве, борьба с врагами народа (без либеральной иронии – мы убедились, сколько их всегда у России). И вдруг! Но – не вдруг… ПАРАЛЛЕЛИ В ЭПОХИ ОЗВЕРЕНИЯ В Колонном зале Дома Союзов на сцене висело два портрета – Сталин и поменьше – Горький. Вот на какого гиганта мировой литературы опирался вождь. Куратором от ЦК в Союзе писателей СССР стал Александр Щербаков – выдающийся пропагандист, генерал, который руководил потом Совинформбюро и, надорвавшись, умер через день после Победы. По совместительству – он в 1934 году руководил отделом культпросветработы на Старой площади. Более того, с 1938 года Щербаков возглавлял Московскую областную и городскую единую партийную организацию. И писательская организация столичная – была объединённой. А какие кадры сегодня приплывает из Московской области? На кого в разгар военных действий опиралось минобороны? Параллели – убивают. «Российский писатель» только что рассказал о главном идеологе министерстве обороны – генерале-галичанине Ильницком, который прошёл либерально-русофобский путь от издательства «Вагриус» через структуры Ходорковского до министра пропаганды той же Московской области, а потом 11 лет определял идеологию военного ведомства. Параллель ни о чём не говорит? Второй вопрос: работают ли сегодня отделы кадров, всегда связанные со спецслужбами, как отбирает деятелей на важнейших постах президента? Они – повисают в воздухе. Так торжественно размером лермонтовского «Бородино» написал Юрий Олеша о событии, которое сегодня далеко не все хотят вспоминать. А оно не теряет своей злободневности, потому что за ним стоит вековая проблема, известная со времен Платона и Сенеки: властители дум и власть. Вернее, конечно, особенно в России, как и в Советском Союзе — власть (на первом месте) и писатели, бойцы идеологического фронта и творцы. Нельзя в идеологической работе, в пропаганде опираться только на телевидение, да к тому же руководимое ещё ельцинскими замшелыми кадрами. Когда в Москве открылся Первый объединительный съезд писателей, Сталин прекрасно понимал, в какой период развития и мирового противостояния вступает страна и, как всякий дальнозоркий правитель, хотел цельной, созидательной, контролируемой идеологии и культуры. Его не устраивали все эти группы, союзики и объединения, где власть захватили Вронские и Авербахи, проводя свою политику и, превознося, например, Либединского и Безыменского, низвергали Шолохова, Толстого и даже - Пастернака. Все сегодня талдычат о грубой политике, полной подконтрольности, а речь ведь шла куда шире - о создании могучей, многонациональной литературы без вульгарного классового подхода, но с созидательным патриотическим зарядом. . Порох надо было держать сухим перед надвигающейся угрозой!. Про эту реальную ситуацию и строительстве новой литературы социалистического реализма пространно и без излишних красивостей (а мог бы!) сказал в своем докладе Максим Горький: «Мы вступаем в эпоху всеобщего озверения и отчаяния буржуазии... Мы вступаем в эпоху как судьи мира... Мы выступаем в стране, где неутомимо чудодейственно работает железная воля Иосифа Сталина». Над этими формулировками в годы безбрежного либерализма кое-кто потешался, а события и 5 лет спустя (вторжение фашистской Германии в Чехословакию), и 90 лет спустя (вторжение НАТО на Украину и агрессия против самой России) только подтверждают справедливость слов об эпохе озверения. Ударила она и по нынешней РФ, сдавшей многие идейные позиции, как и гуманистические традиции. Хотя жизнь показала, что дикий период борьбы с прошлым, с традициями старших поколений – надо безвозвратно забыть. Думаю, не для красного словца в Академии спецназа в Гудермесе, который я описывал и снимал разбитым, но не сдавшимся во время нашего выездного пленума в Чечне, президент Путин по-отечески напористо сказал: "Всегда, во все времена, несмотря на то, что страна наша сложная, многоконфессиональная, многонациональная, но всегда у всех народов России всегда было и остается что-то общее – наша морально-нравственная основа и любовь к отечеству, уважение к старшим, к старшему поколению, уважение к нашей истории и наша вера". Пафосно, два раза сказал «всегда». А всегда ли, даже при его правлении? И потом, это общее – не с неба падает (хотя - и оттуда!), а выковывается всей политикой государства.
КАК ОНО БЫЛО И ЧТО ДЕЛАТЬ? Перед началом того Всесоюзного съезда прошли писательские съезды в союзных республиках и был проведен целый ряд основополагающих акций. Например, в июле 1934 года был создан Институт мировой литературы имени Горького, который доныне остается главным, а теперь, наверное, и единственным высокопрофессиональным учреждением по изучению литературы. Не брать же в расчет многочисленные гуманитарные академии и непонятные центры исследований! «Вчера на съезде сидел в 6-м или 7-м ряду. Оглянулся: Борис Пастернак. Я пошел к нему, взял его в передние ряды (рядом со мной было свободное место). Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Жданов и Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные (О-ох! — А.Б.), одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его — просто видеть — для всех нас было счастьем. К нему все время обращалась с какими-то разговорами Демченко. И мы все ревновали, завидовали — счастливая! Каждый его жест воспринимали с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на такие чувства. Когда ему аплодировали, он вынул часы (серебряные) и показал аудитории с прелестной улыбкой — все мы так и зашептали: «Часы, часы, он показал часы» — и потом, расходясь, уже возле вешалок вновь вспоминали об этих часах. Пастернак шептал мне все время о нем восторженные слова, а я ему, и оба мы в один голос сказали: «Ах, эта Демченко заслоняет его (на минуту)». Домой мы шли вместе с Пастернаком, и оба упивались этой радостью». Да, радость была неподдельной: вождь назвал писателей инженерами человеческих душ и приравнял литературу к важнейшему государственному делу. Во все времена это по-пушкински высокое отношение к служению Отечеству словом было свойственно русскому писателю от «Слова о законе и благодати митрополита Иллариона» до сегодняшних стихов, которые продолжают писаться и на передовой, но книги-то даже воюющие поэты издают без господдержки. Нонсенс! Горький бы просто не поверил. Так что я, как и большинство русских писателей, не представляю своей жизни без созданного Горьким этого творческого союза. Никаких материальных благ в виде квартиры, как многие разрушители СП СССР, дачи в Переделкино, как создатели «альтернативных союзов» , очереди на машину, я от аппарата не получал, хотя с молодых лет работал в писательском органе — «Литературной России», но Союз подарил мне Союз — нашу необъятную, неповторимую, непостижимую в пространствах и проявлениях страну и творческое содружество .собратьев по перу. «Что сегодня может дать Союз писателей?», - раздаются порой меркантильно-обывательские вопросы. А вот пусть спросят у курских писателей, поддержать которых и наградить самых активных примчался на днях наш председатель Николай Иванов или - луганских писателей, которые строят сегодня новую писательскую организацию, готовят документы на вступление перспективных молодых земляков Даля. Он поговорку приводит: «Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит». Нам надо сегодня общий терем – русский и светлый - ставить, пусть враги и бывшие родственники готовят погибель. ... В августе 2004 года вошедший во вкус власти Владимир Путин подписал перечень более чем тысячи предприятий, которые имеют, как сказано в документе, «стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан». Стратегическими структурами в деле защиты нравственности признаны Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), ОАО «Первый канал» и концерн «Мосфильм». В духе безыдейного времени в государственном документе о печатном, писательском слове или объединении — ни звука. Выходит, ленинский завет о важнейшем из искусств — кино свято было выполнено, а вот сталинская забота о литературе отринута как пережиток. Напрасно, ибо слова Пушкина не устаревают: «Действие человека мгновенно и одно (isole), действие книги множественно и повсеместно». Напомню, что в 1984 году, перед началом горбачевской перестройки, каждая четвёртая книга в мире издавалась в Советском Союзе. Сегодня нет смысла приводить цифры, потому что издаётся порой такое…
Печальна была и судьба творческого союза, который, понятно, не мог пережить крушение державы. Но разрушать-то СП СССР начали раньше. Группа писателей, либерально-диссидентского духа создали объединение «Апрель» якобы в поддержку Горбачёва и его непонятной перестройки, но кукловодам всё было понятно – разрушить духовные основы державы, захватить власть и блага, хотя они и советской властью не были обделены. В организацию входило около 600 литературных деятелей, почему-то среди них оказались почти все писатели-евреи. Наиболее известные участники «Апреля» — А. Гербер, Б. Окуджава, В. Дудинцев, Р. Рождественский, Т. Толстая, А. Стреляный, Л. Жуховицкий, А. Нуйкин, Н. Панченко и другие. Ну а после буржуазной контрреволюции союзы стали плодиться и размножаться. Энергичные дамы Марина Кудимова и Надежда Кондакова создали, например, альтернативный Российский союз писателей, успели кое-что урвать от достояния Литфона. Алексей Шорохов сгустил малость краски и перепутал мазки, но суть передал: «Иноагенты (Шендерович, Латынина, Веллер, Зильбертруд, Улицкая и т.д., имя им легион) создали параллельные структуры. Кондакова в ответ на заметку Шорохова поспешно написала больше о материальном: «Алексей, к сожалению, так вышло, что ни Литфонд РСФСР, ни Союз писателей РСФСР де юре (и де факто тем более!) не стали правопреемниками СП СССР и Литфонда СССР. И еще хуже - что никто не стал юридическим правопреемником этой богатейшей и авторитетнейшей в свое время организации - подлинного Министерства Литературы… Именно поэтому и удалось всем подряд 25 лет расхищать и разграблять авуары СП СССР и его Литфонда… Но именно в юбилейные дни, может быть, стоит писателям задуматься над этим?! Ни у одного из существующих СП нет даже толики того авторитета, который был у СП СССР». Но на фоне всех других творческих союзов Союз писателей России, который первый поддержал нашу армию, проводит огромную общественно-творческую работу, которая по достоинству оценена теми, кому дорога трудная судьба и единство воюющей России, о чём так красиво сказал Путин. Ещё бы помощи дождаться! Но оставим историко-меркантильные соображения с характерным аргументом Кондаковой: «Так вышло, что…». Само прямо вышло, без участия и вины разрушителей? Конечно, это выгодно паразитическим чиновничьим структурам, коммерческим издательствам-монополистам, сложившимся тусовкам по национально-рваческому принципу - с их удушающим девизом: раскол-распил-распыл. Но страшно вредит России, которая ведёт решающую битву. А ещё в комментариях защитники пишут: «Коней на переправе не меняют». Да переправу-то бомбят, кони гибнут, а зловонные трупы животных – надо убирать! | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||