🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

05.11.2024 г.

ВСКОЛЫХНУТЬ ГОРОД СЛОВОМ!

К итогам Первого фестиваля пародии имени А. Архангельского

Давно писал об этом: каждый город и даже городок России должен иметь свой песенно-поэтический или литературный праздник. Да, не все, как Вязники, могут похвастаться земляком Фатьяновым или, как Тотьма - учебой и пребыванием Рубцова, но жизнь и дороги по стране показывают – можно найти своего автора или литературного героя, если есть энтузиасты и служители отечественной культуры.

Последний пример, отчасти придуманный и организованный мной – Ейск, отдел культуры которого и лично Татьяна Бибикова подхватили идею провести Первый фестиваль пародии, посвященный классику жанра – неповторимому земляку Александру Архангельскому. Воплотили её и осилили всем культурно-музейным сообществом.

Когда мы, участники, шли по залитой солнцем главной алле – улице Карла Маркса к памятнику и музею Ивана Поддубного, ведущий научный сотрудник историко-краеведческого музея Наталья Евко сказала мне: «Ну, вы просто взорвали город своим фестивалем!». Я довольно засмеялся: «Спасибо. Если и не взорвали, то всколыхнули». Да, как это важно: всколыхнуть обыденность образным словом, вызвать неожиданный интерес, осветить зал улыбками.

Хотелось, конечно, чтобы в наше трагическое, но непоэтическое время (такого не бывало в России в ХХ веке!) первыми встретились с сатириками совсем юные. Я буквально через отдел образования напросился на встречу стразу, в день приезда, в бывшую Ксенинскую гимназию, в среднюю школу №2 – красивейшее здание центра Ейска. Встреча под названием «Пушкинская программа – и лирика, и эпиграмма», прошла тепло и организованно, но это была, увы, самая вяло реагирующая аудитория из всех последующих. Старшеклассники симпатичные, умненькие, хорошо одетые, но не очень живо воспринимающие объективно интересные ироничные стихи и пародии проверенных бойцов эстрады – Олега Захарова из Кстово и Николая Симонова из Нижнего. Я даже в конце изменил «тематике» встречи и врубил свой молодой рок «Селигер-плёс» - впервые зал взорвался аплодисментами. В конце директор Екатерина Викторовна Ратникова – победительница конкурса «Директор школы Кубани» поблагодарила писателей, но потом подошла ко мне и тихо спросила: «Так и не поняла, почему вы с нас начали фестиваль?». Я, чтоб было понятней и короче, сказал: «Ваша школа носит имя первого Героя Советского Союза А. Н. Ляпидевского, а мой брат Николай Бобров - 600-тый Герой Советского Союза – хотел выступить и школе книгу о нём подарить».

Потом пошла чёткая череда встреч.

Первой написала о фестивале на сайте "Клаузула" филолог, поэт и сатирик из Краснодара Лариса Есина, которая недавно была принята в Союз писателей России. Она проявила инициативу, приехала пораньше, чтобы присоединиться ко всем многочисленным встречам. А вот объявленный бард и краснодарский поэт Юрий Васин – так и не появился. Я назвал первый блин, который не вышел комом, младшим братом теперь широко известного в России фестиваля сатиры и юмора «Русский смех», но красивой и властной хозяйкой на этой кухне была, конечно, Татьяна Бибикова, со своими верными помощницами. Всех не перечислить.

Например, встречу с творческой интеллигенцией Ейска в Художественном музее им. Арзамасцева открыла заведующая музеем Елена Лындина, которая произнесла интересное и познавательное слово о земляке, привнесла живые детали и картинки: «Дом Архангельских находился на углу улиц Елизаветинской и Александровской (ныне Р. Люксембург130/Шевченко). Рядом жили купцы и чиновники, которые не разрешали своим детям играть с детьми какой-то портнихи, но, несмотря на это, во дворе всегда было много детворы. Ребята любили запускать змеев, Саша мастерил их очень искусно, самых разнообразных форм, с рисунками.  Александр учился в городском Александровском четырехклассном училище. Занимался очень прилежно. Из класса в класс переходил с похвальными листами (сохранились).  Архангельский очень рано начал сочинять стихи и любил рисовать. У него были альбомы с рисунками, которые хранились вместе с альбомами для стихов. Увлекся Саша и пением. Как только опускались сумерки, он садился на забор и начинал петь. Пел он очень хорошо, одной из любимых песен была «Соловьем залётным юность пролетела», и соседи говорили: «Вот уже запел наш соловей». Его заметил регент церковного хора и пригласил в собор петь на клиросе. Получал там Саша 8 рублей в месяц. Все деньги приносил маме и был счастлив, что помогает ей».

И другие подробности из непростой жизни русского мальчишки, юного литератора, поэта трудной судьбы, который нашёл свою стезю и был замечен Горьким. Мастер слова Андрей Платонов говаривал: «Хорошие пародии пишет Александр Архангельский. Жаль только мало». А хороших – много и не бывает.

Доказательство? В Центральной городской библиотеке гостей встретили радушные сотрудницы в праздничной униформе, и мы провели в переполненном зале круглый стол на тему «Писатель и время» с литературным сообществом Ейска, с авторами ЛИТО «Парус». Местные поэты зрелых лет прочитали свои стихи, ироничных было мало, пародий - и вовсе никто не пишет. Хотя поводом для пародии могли бы послужить прочитанные стихи одной симпатичной пенсионерки:

Пишу я стихи,
Как шинкую на кухне капусту…

Сразу жену вспомнил, для которой покупаю капусту «Слава»…

Участники фестиваля посетили в субботу военный госпиталь и провели утренник: «Сатира и юмор – в тылу и «за ленточкой». Раненные мужики очень хорошо воспринимали, смеялись, фотографировали.  В зале блеснул потомственный казак, Ейский районный атаман, автор стихов, баек и песен Николай Глиняный, который и пикой владеет, и гитарой, и двумя шашками, а свистит так, что стены дрожат. Трижды я слышал выступления наставника Ейского казачьего кадетского корпуса, который закончил его младший сын, и снова вернулся к другой излюбленной мысли: наши писательские организации должны вот таких людей икать в городах и районах и принимать их в свои ряды не за выслугу лет, не за ряды мало теперь нужных, если честно, книжек, а за творческую энергию, умение выступить и написать в любом жанре. Потому на него и оперлась Татьяна, когда не приехал известный в крае бард. Сама она – прекрасно поёт, руководит народным вокальным коллективом "Престиж", который скрасил этот день для раненных.

Завершился I Всероссийский фестиваль пародий в Ейском городском дворце культуры им. А.А. Колесникова творческой встречей «Пародии – народу и Родине», посвященная 135-летию А. Архангельского и 225-летию А. Пушкина.

В большом фойе был накрыт чайный стол и супружеская пара Игорь и Наталья Дергоусовы, чьи фото висят на городской Доске почёта (правильно!), с шутками и казачьими припевками провели этот душевный вечер. В программе ярко прозвучали не только стихи и пародии неутомимых лауреатов «Русского смеха», но и истинно народные песни театра казачьей песни "Во светлице". Да, светло и радостно было на душе!

Союз писателей России наградил Татьяну Бибикову, талантливую певицу и красивую руководительницу, хранительницу русской культуры медалью "Сказитель Руси". Я её только вручил, а приколоть не решился. Это сделал казак, певун и балагур Игорь Дергоусов.

Финал.

Нет, ещё - послесловие.

В музее неимоверного силача Ивана Максимовича Поддубного хранятся гнутые им железяки и… стихи непобедимого борца.

На афишах его было написано: "Рубль за минуту французской борьбы..."

Такую награду Поддубный обещал каждому, кто продержится на ковре 60 секунд

А вообще-то он всегда любил говорить так: "Менэ положить на лопатки може тильки баба". Он прожил в Ейске последние 22 года. О жизни Поддубного в оккупации ходят легенды, в которые не все и верят. Однако невероятные факты подтверждает крестник борца. Немцы с таким пиететом относились к прославленному чемпиону, что позволяли ему в открытую ходить по улицам с орденом Трудового Красного Знамени на груди. Орден ему вручил в 1939 году Калинин, и фотографию, на которой всесоюзный староста передает награду борцу, Поддубный при немцах тоже не снимал со стены.

Так вот, он сочинил стихотворение-напутствие будущим спортсменам-борцам, где есть такие строки:

Сила есть, большой кулак,
Но без техники - никак.

Это ведь и к пародистам относится: есть филологическая сила, кулак злословия, но без техники – никак. Это и филигранный мастер пародии Архангельский завещал. На стене сохранившегося дома на углу улицы Розы Люксембург (а это разве не смешно?) теперь намереваются установить мемориальную доску пародисту – тоже  ведь след фестиваля.

Ещё послесловие – пародийное:

В переполненном поезде, в мучительном и долгом пути (не было билетов) из Краснодарского края прочитал типичную новость, что появился новый иноагент – критик и баловень канала «Культура» (двадцать лет один вещал что хотел в программе «Тем временем») наставник студентов в ВШЭ  Александр Архангельский. Я уже на эти запоздалые и лицемерные списки минюста и не реагирую, но разъедающая соль вопроса была в том, что возвращался-то я после Первого фестиваля пародии имени… Александра Архангельского, советского сатирика-пародиста, корифея жанра, который, увы, куда менее известен сегодня, чем раскрученный НА ГОСУДАРСТВЕННОМ уровне либерал, очернитель и лжец, что я и на этих страницах доказывал, его однофамилец-иноагент.

Грустная пародия и сатира... И – типичная!

Наш канал
на Яндекс

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную