Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>
 

11.06.2015 г.

ДАЙТЕ ЖИТЬ НА РОДИНЕ!

«Человек у себя на родине похож на огромную семейную фотографию в раме, где предки следят за жизнью и поступками потомков. И где по большому счету прописаны родовые заповеди.... – писал Валентин Распутин. - Именно поэтому безродство стремится уподобить весь мир себе, ведь так им легче править – с помощью денег, обмана и оружия. Все беды России проистекают из того, что ей не позволяют жить собственным умом...».  Не зря взъелась на шествие «Бессмертный полк» Вероника Долина, обозвав акцию постановкой, а её участников – теми, кто «вытащил наружу все свои семейные грязные наследственные портянки». Нет, это семейная фотография в раме, о которой напомнил Распутин. Конечно, нашим либералам больше по нраву «Чёрный квадрат Малевича», в котором пытаются найти бездну смыслов. А мне понятней такая параллель: в домах правоверных иудеев на стене рисовали тёмный квадрат или оставляли незакрашенный прямоугольник, чтобы, глядя на него, еврейская душа не забывала плакать о разрушенном Иерусалимском храме. Музыкант и «демократ» Андрей Макаревич вдруг бросился фальшиво защищать героические символы: «Те, кому еще не отшибло память, обязаны помнить, что оранжево-черная полосатая лента – составляющая самой почетной военной награды – за мужество в боях за Отечество. Поэтому носить ее имеет право тот, кто эту награду заслужил, а всем прочим, даже прикасаться к ней – огромная ответственность», – высказал свое неожиданно трепетное отношение к георгиевской ленте «машинист времени». Полная ерунда: на многих плакатах, значках, оформительских элементах советского времени эта лента красовалась, просто сама жизнь вдохнула в неё прежний высокий смысл.  Возникает встречный вопрос к Макаревичу: а мак с черной сердцевиной периода Первой мировой на бандеровской Украине и жовто-блакитную ленту сечевых стрельцов все свидомые имеют право носить или только те, кто убил или избил, срывая георгиевскую ленточку, хоть одного москаля?

По государственному календарю мы отмечаем 12 июня непонятный праздник - День России. В Гайдпарке в связи с этой датой провели опрос:

Уважаете ли Вы государственные символы России?
 24% - № 1. Да, эти символы формируют чувство гордости за страну, в которой я живу
22% - № 2. Нет. Начну уважать государственные символы тогда, когда это государство начнёт уважать своих граждан
5% - № 3. Да, флаг, гимн и герб России самые красивые
35% - № 4. Нет. Моя родина СССР, уважаю только символы Советского Союза
6% - № 5. А что за праздник - "День России"?

Даже этот опрос с таким разбросом мнений, наглядные примеры непонимания, страстные споры ещё раз доказывают, что символы ещё не устоялись, не потеснили победные советские, что поиск смыслов и святынь – продолжается. «Теперь календарь есть в полном смысле книга настольная», - так написал Виссарион Белинский. Великий критик-демократ имел в вид не сухой хронограф событий, а осмысленное собрание важнейших исторических дат и деяний, государственных вех и символов, которые должны быть известны всякому образованному человеку. Все последние события в мире, в России и на Украине выпукло, а то и трагически обозначили, что такое выбор святынь, которые ты защищаешь, и  знамён, под сенью которых ведёшь борьбу. В переломные и судьбоносные времена это особенно важно. Крымской весной 2014 года Татьяна Шорохова из Севастополя опубликовала своё ликующее стихотворение:

В бессилье постигая силу,
В огне майданов и в чаду,
Я выучила гимн России,
Когда мой Крым попал в беду…

Сердца в едином чувстве слиты —
Всей мощью распростёртых крыл
Над Херсонесом, над Тавридой
Орёл двуглавый воспарил!

Да, в огне истории, в чаду драматических событий мы спасительно  вспоминаем святыни и знаки отличия – от Богородицы до гимна, от георгиевской ленточки на груди до триколора на танке! Президент России Владимир Путин, внося в Государственную думу законопроект о расширении использования таких государственных символов, как гимн и флаг, в преддверие празднования 20-летия Конституции РФ, заявил: «Символы государства, к которым в известной степени относится и Конституция, чрезвычайно важны». Это бесспорно в нынешнее время, но даже широкое использование ни к чему не приведёт, если гражданину не ведома история своей страны, не понятен смысл государственных символов и сакральное значение святынь, объединяющих нацию.
На днях сдал в издательство книгу «Святыни и символы России». Непростая задача: внятно и тактично рассказать об этом. Помню, в День народного единства, президент Путин, возлагая цветы к памятнику народным героям Минину и Пожарскому на Красной площади вместе с представителями молодежных организаций и военных  учебных заведений, вдруг обернулся к нахимовцу и спросил: «Вам про государственную символику рассказывают, про триколор, например?». Телекамеры зафиксировали, что будущий офицер российского флота, для судов которого и был введен Петром трехцветный флаг, замялся… А ведь сколько копий  ломалось вокруг возвращённого российского триколора. Евгений Евтушенко опубликовал тогда в «Известиях» оду «Прощание с красным флагом», а потом отвалил в США. Не выдержал и написал пародию, которая на вечере газеты в ЦДЛ очень понравилась Александру Проханову:  

МОНОЛОГ   ПРЕДАТЕЛЯ
Я — Зимнего не брал.
Не штурмовал рейхстаг.
Я — не из «коммуняк».
Но глажу флаг и плачу.
Е. Евтушенко, «Прощание с красным флагом»

Рейхстагов я не брал.
Не строил Братских ГЭС,
Но в строчках мухлевал
и жил — как будто брал их
Да, я не состоял в рядах КПСС.
Но в стане подпевал
я был из самых бравых.
Теперь пора кончать
ненужную возню.
Прощай, мой красный флаг.
Сморкаюсь, будто плачу.
Я от тебя клочка на память не возьму,
Одно хочу урвать —
литфондовскую дачу.
Прощай, ненужный флаг.
Опять рассчитан шаг.
Я — не из «коммуняк»,
но в духе агитпропа
К предательству опять
примешан Пастернак,
неведомый ГУЛАГ.
Авось, прочтет Европа.
ЦЭКовский диссидент,
я многих наколол,
Оповещая мир в «Известиях» с надсадой:
«Прощай, советский флаг!
Я выбрал триколор —
Не примитивный наш,
а звездно-полосатый!».

С красным простились – трёхцветный миллионы не воспринимали, как коммерческий, «власовский» и проч. Между тем ему ведь больше трёх веков. Некоторые геральдисты считают, что Алексей Михайлович, а затем и Петр I взяли за основу сочетание цветов именно голландского флага. Но расположение полос на российском флаге было иным и отражало, как считают многие исследователи, русские традиции: красный цвет - цвет крови как бы обозначал земной мир, синий — небесную сферу, белый — Божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси. Такое сочетание цветов есть и на архивольте главного храма Ферапонтова монастыря, где великий Дионисий в такой последовательности и расположил три фигурные дуги: красная (земной путь), синяя (небесный) и белый (цвет вечности). Но Александр Невзоров в прямом эфире радио вообще предложил его запретить, как замаранный пособничеством фашизму. Вот как радикально и примитивно!

Недавно мы провели выездной пленум Союза писателей в Белгородской области и Прохоровские чтения на легендарном поле. Александр Проханов в газете «Завтра» поделился своей излюбленной метафорой, которую мы не раз слыхали в телевизионных программах, но он её повторил в короткой заметке 28 мая в газете "Завтра": «Икона "Богоматерь Державная", на которой изображён генералиссимус Иосиф Сталин в окружении маршалов Победы, была принесена на Прохоровское поле и явлена множеству собравшихся там людей. Эта икона двигалась при огромном скоплении людей среди церквей, часовен, монументов и памятников, посвящённых великой победоносной битве. Сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память павших героев. Эта икона находилась и в зале, где проходил выездной Пленум Союза писателей России. В присутствии этой иконы и в поле её благодати состоялось награждение лауреатов Прохоровской премии. Икона изготовлена рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба». Впервые эта писательская метафора была подкреплена зримо – иконописным изображением».

И что тут началось! – от «Новой газеты» до «Российского писателя» этому порыву попытались придать провокационный и кощунственный характер, попирающий все каноны и святоотеческие заветы. Но так может вещать только тот, кто не был на чтениях,  целиком положившись на возвышенный слог Проханова:«То есть, поскольку писатели и все прочие участники Прохоровских чтений, включая наблюдавших за ними журналистов, так и не поняли, что находились "в поле благодати" некоей новой религии и её новых святых, то газета "Завтра" им всё это растолковала».

Никакой обновленческой религии никто не созидал. Лично я отнёсся к этому с пониманием: например, мы в телепрограмме и журнале «Русский Дом» не раз предлагали причислить рядового Евгения Радионова как мученика к лику святых. По всей России расходились иконы святого Евгения. В конце 2003 года было предложено его канонизировать. Одним из инициаторов прославления Евгения был председатель Комитета «За нравственное возрождение Отечества», настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов – постоянный автор «Русского Дома». Мать Евгения была приглашена в синодальную комиссию по канонизации РПЦ, где её выслушали. В начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине.  Но Евгений является местночтимым святым в Сербии, а в мае 2011 года включён как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии Соединенных Штатов для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу. Как писал Василий Фёдоров: «Сердца, не занятые нами, немедленно займёт наш враг!». То же относится и к мученице Зое Космодемьянской – внучке священника, погибшей за нашу общую Победу, за торжество жизни над смертью. Если не дай Бог грянут суровые испытания, вопрос будет решён мгновенно. Кстати, мы ведь знаем, что царская семья давно была причислена к лику святых Зарубежной церковью и иконы с их изображением широко ходили по России, продавались в церковных лавках (!) задолго до канонизации Архиерейским собором РПЦ. Это всё вполне объяснимая борьба вокруг символов.

Мы разговаривали с Александром Андреевичем в зале филармонии, где многие фотографировались на фоне иконописного изображения. Я рассказал Проханову, что на сводах греко-католической церкви Архистратига Михаила в селе Верин подо Львовом появилась фреска, на которой по правую руку от Богородицы изображены экс-президент страны Виктор Ющенко с женой Катериной и сыном Тарасом. «Ющенко с женой и младшим сыном символизируют украинскую семью, святое семейство», - спокойно объяснил мне появление на храмовой фреске экс-президента настоятель церкви священник Василий Говгера. «Ющенко - лучший президент, который был у Украины. Если Янукович будет таким или лучше, то и для него место под куполом найдется», - пообещал он. Да вот не срослось… По соседству с Ющенко поместили воинов Украинской повстанческой армии, теперешнего главу Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Любомира Гузара, митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого и местных епископов. «И никто не протестовал? – спросил ревниво Проханов. - А чем же Сталин и его маршалы – творцы Победы хуже?». Риторический вопрос в новых условиях страшного противостояния, когда тихие приверженцы строгого канона проиграли на Украине даже главную святыню православного Киева – Владимирский собор, расписанный великими русскими художниками во главе с Виктором Васнецовым.

Виктор Корсун так откликнулся на публикацию в РП:  «Если бы Проханов, как Ганичев по поводу канонизации Ушакова, соблюдая уважение к святой традиции РПЦ, но только в своей прохановской манере - твердил бы, что это советское воинство спасло страну от созданного либеральным международным капиталом сатаны Гитлера, то, наверно, если сама Россия спасется, в будущем, воссияло бы в святости и советское воинство. Но Проханов предпочел выставить Сталина и его полководцев фишками в своей игре…».

Но Проханов предпочёл не дожидаться да ещё при условии «если сама Россия спасётся», а пошёл в атаку. Уверен, что  раздули эту тему искусственно на  фоне не столько святости, сколько безликости и осторожности. У нас ведь всё, как на памятной монете, выпущенной ко Дню Победы: красиво сделанная, она не несет совершенно никакой информации о славном юбилее в истории нашей Родины. На лицевой стороне указан номинал 10 рублей, надпись «Банк России» и год выпуска – 2015. На оборотной стороне – стилизованное изображение скульптуры Е. Вучетича «Перекуём мечи на орала», которая была подарена советским государством Организации Объединённых Наций. Люди, даже нумизматы не понимают: этому памятнику 70 лет, самой ООН (кстати, приближается 70-летие!), может, скульптору 70 лет?  А что поймут и скажут подросшие школьники, которые любят возиться с коллекцией монет через несколько лет, когда стихнет информационный фон? И вообще: разве скульптура в ООН – главный символ Победы нашего народа? Официальная эмблема 70-летия Победы тоже была скупа на атрибутику и главное изображение - распластанный голубь (Пикассо придумал, да не все приняли!) выглядел странно: разве это символ великой и кровавой Победы? Да, за мир во всём мире, конечно, сражались (где он сегодня мир-то?), но 9 мая мы прежде всего вспоминаем: какой ценой,  кто и под какой символикой спас мир от фашизма! По-моему, Сталин с военачальниками куда уместней на любом изображении для тех, кто хочет жить на Родине.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную