09.01.2016 г. ВАКХАНАЛИЯ БЕЗ ПЕСЕН
Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Один из парадоксов эпохи безыдейности: всё больше денег, информационных ресурсов, дельцов и прилипал крутится вокруг музыки, а музыка – утекает. Ко всем традиционным творческим вузам и площадкам добавились, например, театр песни депутатши Надежды Бабкиной и даже целая Академия популярной музыки Игоря Крутого, которая была открыта в сентябре 2015 года с девизом: «Звездами не рождаются, а ими становятся». Проводится всё больше фестивалей и конкурсов песен, а вот сами песни, несмотря на все потуги – не рождаются! Наиболее шумное и гадкое подтверждение этому - вакханалия на ТВ, которая разворачивается в начале каждого года и продолжается, когда люди во всём мире давно приступили к созидательной работе. А у нас не стихают звуки без гармонии и мысли, бездушные вопли, фальшивый смех.
НОВОГОДНЕЕ БЕЗОБРАЗИЕ В предпоследний день перед Новым годом я писал в прощальных заметках: «Страшно представить: столько прекрасных, талантливых людей безвинно погибло под Сочи, а уже все телеканалы заряжены на каникулярную вакханалию! Аналитические и редкие просветительские программы прощаются до 13-15 января (здравствуйте, Сейшелы и Мальдивы!), а весь эфир готовятся заполнить пошляки-юмористы и попсовые артисты. Как не стыдно им петь и кривляться после гибели коллег, остававшихся верными лучшим традициям народной и советской песни?». Клянусь, по не убиваемой наивности верил, что в программы каналов внесут хоть какие-то коррективы, что может быть не праздничный вид президента в чёрном, который явно сник после череды победительных выступлений, образумит телевизионщиков. Ведь они его записывали на фоне Кремля раньше, в рабочие монтажные дни - ничуть не бывало! Напротив, весь этот кошмар на контрасте обрушился с удвоенной силой, слившись с эхом трагедии… Более того, были выверты и плоские шутки, ранящие прямо в сердце. Например, осталась в редакторской неприкосновенности передача «Юмор года-2016». Концерт 1 января убивал привычной пошлостью и строился на выездной базе фестиваль Юрмала–2016 для жирующей публики, которую развлекали всё те же Дроботенко-Моменко-Пономаренко и вездесущие Петросян со Степаненко. Но особенно убила Елена Воробей, которая вещала от имени Малышевой: «Я открыла в Сочи санаторий «Звёздочки»… Перед вами выступят гости Сочи». И начинает кривляться – так это неуместно, дико: в безвкусных пародиях несколько раз повторено название города недавней трагедии, которое звучит в этом контексте просто убийственно. И это кощунство – не убирают из эфира! Продюсеры канала, конечно, удивятся: «А как вырезать саму Воробей?». Ну так - элементарно… Представьте, что с Владимиром Путиным, не дай Бог, что-то случится, и что же, Максим Галкин в чёрном пиджачке будет так же продолжать шутить от его имени? Но тут суровая политика, а в случае с обыгрыванием Сочи – просто нравственный долг, им на ТВ запросто пренебрегают. Уже 2 января в Интернете появилась петиция в адрес руководителей Первого канала и ВГТРК – Эрнста и Добродеева, в основу которой лег крик души музыканта и продюсера Максима Фадеева по поводу новогодних телевизионных шоу, которые вылились в телебезобразие: «Я не смог досмотреть ни одно музыкальное "шоу" на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и все вместе это - просто погружение в АД! Я искренне боялся переключить с канала "Культура" на Первый или Второй каналы, чтобы не попасть в "прошлое", на сельский утренник по заявкам из 80-х! Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Я в шоке! Будучи ребёнком, я смотрел те же каналы, и, видимо, из музруков никто не поменялся, пока я рос! Мне интересно, сколько просуществует ещё в таком виде "развлекательное" телевидение? Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Бездарные сценарии и их воплощение - верх пошлости! Уже в интернете выпуски простых блогеров популярней, чем на этих пафосных двух кнопках! Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в "Бале у сатаны"! Господи, когда закончатся эти "Песни Года" и "Голубые огоньки"? Останови это, спаси нас! Аминь! Короче! Не преследовал никаких целей, просто, правда... просто наболело!».
ОБЛОМАННЫЕ КРЫЛЬЯ В сети только что появилась новость: «Вальс молдавского композитора Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», который является одним из самых известных музыкальных произведений 20-го века, в соответствии со специальным решением ЮНЕСКО, признан одним из 4-х музыкальных шедевров прошлого века», - так написал eugendoga. «…А Рональд Рейган считал его лучшим вальсом прошлого века», - добавляет центр по поощрению и взаимосвязям Международного ясского фестиваля просвещения. Ну, последний аргумент – не оспоришь. Правда, я не смог выяснить про три остальных шедевра по версии ЮНЕСКО, но музыка Евгения Доги и впрямь замечательная, впитавшая в себя народный мелос. Например, песня «Мой белый город», которая стала официальным гимном столицы Молдовы Кишинёва, просто летит на крыльях мелодии, хотя сам обшарпанный город потемнел за года «европейскости» и нищенства. Сегодня таких светлых и духоподъёмных песен не пишут. Первый канал в первые же минуты Нового года решил порадовать новой песней вернувшейся шоу-бизнес Аллы Пугачёвой, которая начала медленно, но верно растрачивать заработанный капитал лучших песен из далёких 70-80-х и народной любви. Матрона вышла в красной кепке на кудрях и напела на полублатной мотив отвратительные слова: Нам всем нужна копеечка. Какая версификация, какой каскад остроумия! – только представишь Пугачёву не в коротком не по летам платье с блёстками, а в телогреечке. Медведьевский мэм года использовала мимо рифмы – и что? Ради этого ваялась одна из первых песен, прозвучавших ночью 2017-го? Кстати, она повторяет по сути и ходу песенку Сергея Шнурова, который вообще стал главным, увы, исполнителем ушедшего года: Эх, копеечка, копейка закатилась под кровать.
Тут всё – ради последнего слога! Угнетающий самый популярный исполнитель… Я сквозь мембраны впускаю звук (Фу-у! – А.Б.) А, каково!? Почему никто не ищет соавторов-поэтов, не хочет прикоснуться к подлинной поэзии, спасти очередную бескрылую поделку? Это просто потрясает и оправдывает песню группы «Виагра» в семнадцатый раз обновившей состав: В эту ночь одинокие люди Я понимаю, что эта песня – не про любовь, а про конкуренцию в коллективе Константина Меладзе, но и про поэзию, которая всегда была в песне подругой музыки, а сегодня – убита наповал. Один зритель написал в Фейсбуке после показа таких «достижений»: «Вот это - основная причина идеологических поражений РФ. Можно сколько угодно декларировать ценности Русского мира, но пока вот такая постперестроечная блевотина выдается федеральным телевизором за культуру, русские будут в ужасе расходиться в разные стороны». Ей богу, привёл живой отклик, а не сочинил, хотя целиком согласен с блогером.
100 ЛЕТ ФАТЬЯНОВУ Остаётся ли всё та же не убиваемая надежда? Да! Вот один её предновогодний лучик: президент России Владимир Путин заранее подписал указ о праздновании 100-летия выдающегося поэта – создателя истинно народных песен Алексея Фатьянова, которое будет отмечаться в 2019 году. Как, какими достижениями и творениями встретим? – зависит от всех нас, любящих Песню и служащих ей, несмотря на губительную политику ТВ. Я тут не обольщаюсь и на чиновников особо не надеюсь, ведь не зря сказал министр культуры Мединский, что на Западе нет исполнителей, равных Кобзону. Но хорошо, что Иосиф Давыдович, когда может, поёт на празднике в Вязниках. Там побывали многие поэты, мы с организаторами расширяем географию, приглашаем новых гостей и все – в восторге. Но теперь надо к 100-летию разработать особый план: ведь Алексей Иванович родился в Мытищенском районе, служил в Орле (там тоже проходил когда-то праздник!), воевал на Украине и в Венгрии, был ранен под Секешфехерваром, куда ворвался на первом танке. А ведь на вокзале в Запорожье пели Фатьянова, давайте и в Венгрии проведём юбилейный праздник. Всё – по плечу, по делу, если всерьёз заняться. У нас в Союзе была песенная комиссия, от работы которой меня отодвигали недоброжелательницы, был утверждён наш оргкомитет Фатьяновского праздника, который возглавлял Лев Ошанин, а потом я. Мы участвовали в подготовке торжеств, вечеров, в присвоении премии «Соловьи, соловьи…». Потом внучка Фатьянова - Аня Китина, которая после бабушки Галины Ивановны Фатьяновой продолжает тянуть праздник и все дела по пропаганде великого наследия, стала спрашивать почему-то про постановление секретариата СП РФ (мол, кто и кого утверждал?), потом успокоилась и снова прониклась безоговорочной симпатией – мне первому присудили премию «Золотое наследие Фатьяновского праздника». Спасибо, хоть звучит как-то монументально... Но всё-таки чёткие планы, формы участия и ответственных - мы должны определить! Дело не в том, что я, например, хочу чем-то руководить на песенном фронте (мне хватает моих студентов в двух вузах, учеников-поэтов и внуков!), но без этого просто нет плодотворной и постоянной работы. Мы не можем кому-то на сторону отдать юбилей своего поэтического собрата! * * * Любая песня – отраженье чуда, Подхватим её: пусть солдаты немножко поспят, а нам в такой обстановке – спать нельзя! |
||