Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

09.01.2016 г.

ВАКХАНАЛИЯ БЕЗ ПЕСЕН

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Иван Тургенев

Один из парадоксов эпохи безыдейности: всё больше денег, информационных ресурсов, дельцов и прилипал крутится вокруг музыки, а музыка – утекает. Ко всем традиционным творческим вузам и площадкам добавились, например,  театр песни депутатши Надежды Бабкиной и даже целая Академия популярной музыки Игоря Крутого, которая  была открыта в сентябре 2015 года с девизом: «Звездами не рождаются, а ими становятся». Проводится всё больше фестивалей и конкурсов песен, а вот сами песни, несмотря на все потуги – не рождаются!  Наиболее шумное и гадкое подтверждение этому  - вакханалия на ТВ, которая разворачивается в начале каждого года и продолжается, когда люди во всём мире давно приступили к созидательной работе. А у нас не стихают звуки без гармонии и мысли, бездушные вопли, фальшивый смех.

 

НОВОГОДНЕЕ  БЕЗОБРАЗИЕ

В предпоследний день перед Новым годом я писал в прощальных заметках: «Страшно представить: столько прекрасных, талантливых людей безвинно погибло под Сочи, а уже все телеканалы заряжены на каникулярную вакханалию! Аналитические и редкие просветительские программы прощаются до 13-15 января (здравствуйте, Сейшелы и Мальдивы!), а весь эфир готовятся заполнить пошляки-юмористы и попсовые артисты. Как не стыдно им петь и кривляться после гибели коллег, остававшихся верными лучшим традициям народной и советской песни?». Клянусь, по не убиваемой наивности верил, что в программы каналов внесут хоть какие-то коррективы, что может быть не праздничный вид президента в чёрном, который явно сник после череды победительных выступлений, образумит телевизионщиков. Ведь они его записывали на фоне Кремля раньше, в рабочие монтажные дни - ничуть не бывало! Напротив, весь этот кошмар на контрасте обрушился с удвоенной силой, слившись с  эхом трагедии…

Более того, были выверты и плоские шутки, ранящие прямо в сердце.  Например, осталась в редакторской неприкосновенности передача «Юмор года-2016». Концерт 1 января убивал привычной пошлостью и строился на выездной базе фестиваль Юрмала–2016 для жирующей публики, которую развлекали всё те же Дроботенко-Моменко-Пономаренко и вездесущие Петросян со Степаненко. Но особенно убила Елена Воробей, которая вещала от имени Малышевой: «Я открыла в Сочи санаторий «Звёздочки»… Перед вами выступят гости Сочи». И начинает кривляться – так это неуместно,  дико: в безвкусных пародиях несколько раз повторено название города недавней трагедии, которое звучит в этом контексте просто убийственно. И это кощунство – не убирают из эфира! Продюсеры канала, конечно, удивятся: «А как вырезать саму Воробей?». Ну так - элементарно… Представьте, что с Владимиром Путиным, не дай Бог, что-то случится, и что же, Максим Галкин в чёрном пиджачке будет так же продолжать шутить от его имени? Но тут суровая политика, а в случае с обыгрыванием Сочи – просто нравственный долг, им на ТВ запросто пренебрегают.

Уже 2 января в Интернете появилась петиция в адрес руководителей Первого канала и ВГТРК – Эрнста и Добродеева, в основу которой лег крик души музыканта и продюсера Максима Фадеева по поводу новогодних телевизионных шоу, которые вылились в телебезобразие: «Я не смог досмотреть ни одно музыкальное "шоу" на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и все вместе это - просто погружение в АД! Я искренне боялся переключить с канала "Культура" на Первый или Второй каналы, чтобы не попасть в "прошлое", на сельский утренник по заявкам из 80-х! Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Я в шоке! Будучи ребёнком, я смотрел те же каналы, и, видимо, из музруков никто не поменялся, пока я рос! Мне интересно, сколько просуществует ещё в таком виде "развлекательное" телевидение? Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Бездарные сценарии и их воплощение - верх пошлости! Уже в интернете выпуски простых блогеров популярней, чем на этих пафосных двух кнопках! Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в "Бале у сатаны"! Господи,  когда закончатся эти "Песни Года" и "Голубые огоньки"? Останови это, спаси нас! Аминь! Короче! Не преследовал никаких целей, просто, правда... просто наболело!».

Может, и нет целей, а может, был отлучён от каких-то потоков – не будем разбираться, тем более, что люди откликнулись и начали подписывать петицию, основанную на этом отклике. С возмущённым пафосом его – бал у сатаны -  согласен, а вот по сути – есть возражения: если бы не песни «сельских утренников» и других теле-радио программ прошлого, то в эфире вообще бы не звучало песен в первозданном понимании! Идёт безликий звуковой вал с аранжировками  полной пустоты – ну, например, абракадабры Игоря Крутого про Новый год, которую поёт Лорак (слушайте, что бы мы вообще делали без украинцев?!) или надоевшая композиция на английском Лазарева, и вдруг пробивается мелодия – «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…». Это поседевший Антонов поёт в миллионный раз песню 80-х. Я потрясён тем, что из эфира, из репертуаров современных авторов  просто исчезла ПЕСНЯ как великий жанр русской поэзии  и мелоса. Почти всё, что напевалось и мяукалось, не имеет ни малейшего отношения к тому, что определено так: стихи на крыльях мелодии. Стихов, которые ещё сочиняются – певцы не ищут, не привлекают, а мелодии – просто иссякли, улетучились.  Максим Галкин, сидя за рулём стоящего лимузина, говорит на полном серьёзе Сосо (или Сосу?) Палиашвили: «Конечно, ты великий композитор!»… Ну, тогда чего копья ломать? Кстати, во всех этих позорных шоу не слышал ни одной народной, а уж тем более родной русской песни!

ОБЛОМАННЫЕ КРЫЛЬЯ

В сети только что появилась новость: «Вальс молдавского композитора Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», который является одним из самых известных музыкальных произведений 20-го века, в соответствии со специальным решением ЮНЕСКО, признан одним из 4-х музыкальных шедевров прошлого века», - так написал eugendoga. «…А Рональд Рейган считал его лучшим вальсом прошлого века», - добавляет центр по поощрению и взаимосвязям Международного ясского фестиваля просвещения. Ну, последний  аргумент – не оспоришь. Правда, я не смог выяснить про три остальных шедевра по версии ЮНЕСКО, но музыка Евгения Доги и впрямь замечательная, впитавшая в себя народный мелос. Например, песня «Мой белый город», которая стала официальным гимном столицы Молдовы Кишинёва, просто летит на крыльях мелодии, хотя сам обшарпанный город потемнел за года «европейскости» и нищенства.

Сегодня таких светлых и духоподъёмных песен не пишут. Первый канал в первые же минуты Нового года решил порадовать новой песней вернувшейся шоу-бизнес Аллы Пугачёвой, которая начала медленно, но верно растрачивать заработанный капитал лучших песен из далёких 70-80-х и народной любви. Матрона вышла в красной кепке на кудрях и напела на полублатной мотив отвратительные слова:

Нам всем нужна копеечка.
На то-то и на сё.
(почему не на сё-то? – А.Б.)
Зимою - телогреечка.
А летом-эскимо.
Нам всем нужна копеечка.
В такие времена.
Любовь согреет души нам...
И вы - держитесь там!

Какая версификация, какой каскад остроумия! – только представишь Пугачёву не в коротком не по летам платье с блёстками, а в телогреечке. Медведьевский мэм года использовала мимо рифмы  – и что? Ради этого ваялась одна из первых песен, прозвучавших ночью 2017-го? Кстати, она повторяет по сути и ходу песенку Сергея Шнурова, который вообще стал главным, увы, исполнителем ушедшего года:

Эх, копеечка, копейка закатилась под кровать.
Береги копейку сроду, говорила мене мать.
Знаем ведь и ты и я:
Нет копейки - нет ру-у-бля!

Тут всё – ради последнего слога! Угнетающий самый популярный исполнитель…
Но ведь и все остальные премьеры песен были не лучше. Нескончаемый парад того, что раньше называлось «Песней года» вообще убил своей бездарностью и откровенным антиискусством.  Например, неведомая мне Елена Темникова сама клепает и музыку, и слова:

Я сквозь мембраны впускаю звук (Фу-у! – А.Б.)
И там, изнутри, играет сердца стук. 
Мы высоко, в разноцветных тонах. 
На какой частоте унесет небо нас? 

А, каково!? Почему никто не ищет соавторов-поэтов, не хочет прикоснуться к подлинной поэзии, спасти очередную бескрылую поделку? Это просто потрясает и оправдывает песню группы «Виагра» в семнадцатый раз обновившей состав:

В эту ночь одинокие люди
Одинокими быть перестанут
И на всех языках
Запоют про любовь.
Я тебя никогда не забуду
(Это было у Вознесенского – А.Б.)
Ты меня никогда не обманешь,
Но она, как река
Между двух берегов.
Если не сумеешь - я помогу,
Лишь одну преграду взять не могу,
Но из-за нее мы ходим по кругу.
Убей мою подругу,
Убей мою подругу.

Я понимаю, что эта песня – не про любовь, а про конкуренцию в коллективе Константина Меладзе, но и про поэзию, которая всегда была в песне подругой музыки, а сегодня – убита наповал. Один зритель написал в Фейсбуке после показа таких «достижений»: «Вот это - основная причина идеологических поражений РФ. Можно сколько угодно декларировать ценности Русского мира, но пока вот такая постперестроечная блевотина выдается федеральным телевизором за культуру, русские будут в ужасе расходиться в разные стороны». Ей богу, привёл живой отклик, а не сочинил, хотя целиком согласен с блогером.

100 ЛЕТ ФАТЬЯНОВУ

Остаётся  ли всё та же не убиваемая надежда? Да! Вот один её предновогодний лучик: президент России Владимир Путин заранее подписал указ о праздновании 100-летия выдающегося поэта – создателя истинно народных песен Алексея Фатьянова, которое будет отмечаться в 2019 году. Как, какими достижениями и творениями встретим? – зависит от всех нас, любящих Песню и служащих ей, несмотря на губительную политику ТВ. Я тут не обольщаюсь и на чиновников особо не надеюсь, ведь не зря сказал министр культуры Мединский, что на Западе нет исполнителей, равных Кобзону. Но хорошо, что Иосиф Давыдович, когда может, поёт на празднике в Вязниках. Там побывали многие поэты, мы с организаторами расширяем географию, приглашаем новых гостей и  все – в восторге. Но теперь надо к 100-летию разработать особый план: ведь Алексей Иванович родился в Мытищенском районе, служил в Орле (там тоже проходил когда-то праздник!), воевал на Украине и в Венгрии, был ранен под Секешфехерваром, куда ворвался на первом танке. А ведь на вокзале в Запорожье пели Фатьянова, давайте и в Венгрии проведём юбилейный праздник. Всё – по плечу, по делу, если всерьёз заняться.

У нас в Союзе была песенная комиссия, от работы которой меня отодвигали недоброжелательницы, был утверждён наш  оргкомитет Фатьяновского праздника, который возглавлял Лев Ошанин, а потом я. Мы участвовали в подготовке торжеств, вечеров, в присвоении премии «Соловьи, соловьи…». Потом внучка Фатьянова - Аня Китина, которая после бабушки Галины Ивановны Фатьяновой продолжает тянуть праздник и все дела по пропаганде великого наследия, стала спрашивать почему-то про постановление секретариата СП РФ (мол, кто и кого утверждал?), потом успокоилась и снова прониклась безоговорочной симпатией – мне первому присудили премию «Золотое наследие Фатьяновского праздника». Спасибо, хоть звучит как-то монументально... Но всё-таки чёткие планы, формы участия и ответственных - мы должны определить! Дело не в том, что я, например,  хочу чем-то руководить на песенном фронте (мне хватает моих студентов в двух вузах, учеников-поэтов и внуков!), но без этого просто нет плодотворной и постоянной работы. Мы не можем кому-то на сторону отдать юбилей своего поэтического собрата!

*  *  *
Он знал не только перебор тальянки –
Он по-солдатски мог держать удар.
Ворвался он на самом первом танке
В венгерский город Секешфехервар.

Любая песня – отраженье чуда,
Что требует отваги и любви.
Он ранен был, но именно оттуда
Привез святую песню «Соловьи».

Подхватим её: пусть солдаты немножко  поспят, а нам в такой обстановке – спать нельзя! 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную