СЛАВЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Выступление Генерального консула Российской Федерации в г. Варне А.В. ЩЕЛКУНОВА на заседании круглого стола «Славянские литературы сегодня в контексте традиций святых братьев Кирилла и Мефодия – духовных покровителей Европы»

Тема, вынесенная на обсуждение круглого стола Фестиваля «Славянское объятие», на мой взгляд, является весьма актуальной. Хотел бы поделиться некоторыми своими соображениями, её пониманием, скажем так, с российского угла. Опыт России в конце XX столетия и на пороге третьего тысячелетия дает немало свидетельств того, что в этот период со всей очевидностью проявляется усиление не только геополитического, но и духовного давления на уже некоммунистическую Россию как главного звена глобальных проектов вокруг Православия и славянства, осуществляемых в начале минувшего века под флагом марксизма, и продолжаемых сегодня под новыми лозунгами. Кое-кто в нынешнем мире пытается затолкать Россию и славянство в своего рода геополитическую изоляцию, маскируя при этом перестройку международной системы в тогу борьбы с остатками тоталитаризма, а на деле попирая основу основ демократии — международное право. Моральная и геополитическая деградация России в 90-х годах прошлого века привела к морально-нравственной деградации Европы, что, на мой взгляд, если говорить о политическом измерении, наиболее явственно проявилась в варварских бомбардировках Сербии и евроатлантической солидарности вокруг квази-государства Косово.

Вы, писатели, наверное, изучаете и понимаете больше, чем другие, мировоззренческие основы прошлых и современных обществ, представления людей о добре и зле, долге и чести, о том, что есть человек, что есть Вселенная, каковы их взаимоотношения, в чем смысл жизни и каким образом все это преломляется в поведении людей, в их идеях и принципах, в конкретных задачах общества. И поэтому от вас прежде всего, как мне кажется, зависит создание морально-нравственного климата в обществе, его поведенческих критериев, воспитание элиты общества, без которой оно не может существовать. При этом я не имею в виду под элитой десяток-другой тех, кого называют олигархами и не узкий слой, облеченный властью, а широкий слой социально-активного населения, который является кадровым резервом образования, науки, культуры, журналистики, просвещения и управления. Эта элита не должна быть разрушителем нации, как было с некоторой активной частью постсоветской либеральной интеллигенции, с лихостью большевиков первой волны разрушавшей все прежние устои, в том числе и национальную традицию и наши истоки. Она должна быть созидательной, действительно «солью земли», носителем высокой славянской духовности, национального наследия и быть свободной от комплекса неполноценности перед другой, неславянской частью мира. Ибо как раз отсутствие комплекса неполноценности позволяет уверенно и без самоуничижения признавать и огромное количество своих грехов и несовершенств, что так свойственно нашему славянскому мироощущению, и адекватно оценивать свои несомненные достоинства. В общемировом историческом контексте совершенно очевидно, что без славянства, без России мир не полон, и если мы говорим о европейской цивилизации, то славянские литературы как наследницы традиций святых братьев Кирилла и Мефодия уже давно заявили о себе как самобытная и большая ветвь общехристианской европейской цивилизации. Именно эта ветвь несет через века ценности православного мира, в основе которых – его религиозно-философская картина, заданная Нагорной проповедью. В этом незамутненном источнике черпают и будут черпать здоровые жизненные силы: духовные, нравственные, физические – нынешнее и последующие поколения любимых нашим народом писателей и поэтов.

Сегодня довольно отчетливо проявилась тенденция, когда славянскому миру приходится противостоять, с одной стороны, навязываемой всему человечеству (нередко тоталитарными методами) полной автономии человека от культурных, религиозных, нравственных, семейных ценностей, что входит в противоречие с религиозно-философским сознанием многих цивилизаций (и делается это, кстати говоря, под флагом глобализации), а с другой стороны, – откровенным и все более настойчивым попыткам фрагментировать славян и даже посеять рознь между отдельными его группами. Как известно, были даже попытки под разными (на первый взгляд, вроде бы, благовидными) предлогами лишить кое-кого из славян их национальной гордости, их национального достояния — кириллицы, которая благодаря духовному подвигу многих поколений творцов вошла в сокровищницу европейского культурного контекста, а в силу подлинно гуманистической сущности своих лучших литературных и религиозно-философских достижений оказала огромное влияние на всемирный цивилизационный процесс. Как мне представляется, только тогда литературная традиция русского и общеславянского гуманизма с его, по Достоевскому, восприятием общечеловеческой боли как своей собственной устоит, если ей удастся избежать соблазна следовать моде постмодернизма, утверждающего в качестве верховной ценности лишь свободу человеческой личности, какими бы экстравагантными ни были проявления этой свободы. Контртезой постмодернистскому пониманию свободы звучат слова Евангелия «Сказал Иисус уверовавшим в Него... если пребудете в слове Моем... познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Ин. 8, 31-32). Убежден, что только следование этим заветам убережет от попадания в сети разного рода бессовестных «освободителей», соблазняющих неискушенные души сладкими речами об отсутствии дилеммы добра и зла и самого понятия греха. К примеру, когда одним из критериев истинной демократии и свободы объявляется парад содомистов, прикрываемый благозвучным словом гей-парад, то получается, что демократия – это возможность оскорбления меньшинством тех ценностей, которых придерживается большинство. Такого рода ценностный нигилизм ведет к закату культуры и к демократии, кстати сказать, не имеет никакого отношения.

Притягательная сила русской литературы в том, что показывая человека как существо в высшей степени сложное, со множеством влечений и потребностей, акцент при этом она делает не на потребностях телесных и физиологических, а духовных: умственных, эстетических и моральных. Ибо удовлетворение первых создает жизнь животную, растительную жизнь без духовных запросов, без идеалов, без высоких стремлений, в христианском понимании грубая, низшая форма жизни; не жизнь, а прозябание. Но человек – не зритель совершающейся перед ним мировой драмы, а непосредственный ее участник. Источник всех действий человека – его воля. И для того, – писал известный в Болгарии и других балканских странах российский духовный писатель и философ начала XX в. Григорий Спиридонович Петров, – «чтобы человек действительно стал на осознанный им разумный, верный путь жизни, недостаточно признания ума, а нужен подвиг, внутреннее движение воли...
На искание правды вечной
И душевной красоты,

а это последнее — главное в человеке».

Поиск этой правды – характерная черта нашей отечественной литературной традиции, осененной Православием, тысяча двадцатилетие принятия которого в этом году отмечают русский, белорусский и украинский народы. Именно Православие и кириллица были тем катализатором, который способствовал развитию духовной близости между народами России и другими частями славянского мира. И в силу логики исторического детерминизма ощущение славянского единства стало движущей силой всенародного подъема за освобождение болгарского народа во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., - последней в череде войн России с Османской империей, благодаря которым народы Балкан получили свободу и возможность восстановить свою государственность. Каждому непредубежденному человеку ясно, что ключ к пониманию этого всенародного подъема – в душах русских людей, в их православном сознании, которому присуще сострадание к страждущему, чувство самопожертвования «за други своя».

В заключении хотел бы выразить свою признательность организаторам Фестиваля, прежде всего Славянской литературной и художественной академии, и всем, кто поддержал это в высшей степени благородное начинание.

Вернуться на главную