Владимир БОНДАРЕНКО
Мужская молитва Негатурова

Поэзия у нас всегда на баррикадах. И в первых рядах. Так поминальная «Мужская молитва» замечательного одесского поэта Вадима Негатурова стала мужской молитвой всех русских воинов за него самого, сгоревшего заживо в Одессе 2 мая в Доме профсоюзов.

Когда войной на мирный край обрушит
Свирепый хан безжалостную рать, -
— Дай, Боже, право в руки взять оружье,
Благослови врагу противостоять.
Дай Господи, возможность причаститься
В преддверии загробного пути,
А коль в бою внезапно смерть случится -
— Помилуй и заранее прости..

Его дочь сегодня рассказывает о нем: «Он постоянно участвовал в митингах на Куликовом поле. Иногда ночевал в палатках, когда в город приезжали ультрас. Говорил нам: "Я должен быть там, это мой долг".  Нас у папы - три дочки. Ужасно за него волновались каждый раз. И вот вчера он сказал мне: "Я еду спасать город. Там в центре разбирают брусчатку уже. Нужно быть там».

Вадим Негатуров становится новым символом вечно вольного русского города Одессы. С этим уже ничего не сделать. Сначала он написал «Марш Куликова поля», ставший сразу же гимном Одесского сопротивления бандеровской хунте, сам же и был активным участником Антимайдана на новом Поле Куликовом, спасал город от взбесившейся банды , держал оборону в Доме профсоюзов, и по сути, сгорел в огне. Как говорят свидетели, уже обгоревший, он выпрыгнул с окна пятого этажа, и земля уже приютила его навсегда. А его "Марш Куликова поля" уже стал песней, музыку написал Григорий Солодченко. Исполняет песню Марат Шавалиев.

Зубы сжав от обид, изнывая от ран,
Русь полки собирала молитвой…
Кто хозяин Руси — Славянин или Хан? —
— пусть решит Куликовская Битва.

И сразив Челубея, упал Пересвет,
но взметнулись знамёна Христовы!
Русь Святая! Прологом имперских п
обед
стало Поле твоё Куликово!

Вот так же, как Пересвет, упал на поле Куликовом и одесский поэт, но не будет ли новое поле Куликово прологом новых побед единой святой Руси? Вадим Негатуров считал себя православным русским поэтом, и на самом деле был им. Когда все лживые бандеровские газетенки, и наши либеральные подвывалы пишут о якобы засилье на одесском поле Куликовом «понаехавших москалей», спецназовцев ГРУ, вся жизнь чистейшего и честнейшего благородного одесского поэта Вадима Негатурова становится уже на века ответом всем лжецам. Он сам пишет в своей автобиографии: « Родился 5 декабря 1959 года. Случилось это в Одессе (я не старался – просто повезло). В этом Благословенном Городе отлично учился и честно женился. В Одессе живу и работаю. В Одессе хотел бы и умереть в свыше назначенный час… »

……………………….

Вот так случилось коренному одесситу и умереть в Одессе… А жаль, недописал, недолюбил, недоборолся. И это уже стало его посмертным призывом:

Светом Правды, что дарит нам Бог в небеси,
возрождалась славянская сила,
укреплялись в единстве три части Руси —
— Беларусь, Украина, Россия…

Этот «Марш Куликова поля» нынче звучит повсюду. Думаю, мы дождемся его исполнения и по радио и по телевидению, его будут петь военные оркестры на всех парадах славянского мира. Меня даже удивила какая-то природная органичная соборная русскость чистого одессита. Так часто боятся писать нынче московские и вологодские поэты, так привычно смиряют свою русскость сибиряки или уральцы. А тут одесский поэт Вадим Негатуров смело бросает, как вызов:

Русичи, вперёд! Русичи, вперёд!
Сокрушим орду поганой нечисти!
Предки отстояли Русь! А нынче — наш черёд
доказать любовь свою к Отечеству!

Наши эстеты будут усмехаться, мол, много риторики, какие-то стихи на марше. Но так же и Владимир Маяковский себя перебарывал, когда писал вместо любовной лирики свои боевые стихи. И вместо трагически-любовных стихов «Это было, это было в Одессе, / Приду в четыре – сказала Мария. / Восемь, девять, десять…» он стал призывать читателей бороться за свое Отечество, писать якобы агитки.

Так же и высший эстет Иосиф Бродский, сам себе удивляясь, писал свои стихи о русском народе, признаваясь, что они ему особенно дороги:

Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!
Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.
Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.
Но услышишь её, если искренней будет она.

У истинных поэтов наступает миг подлинного величия, миг слиянности с народом. И пишутся великие стихи и строчки. Как у Анны Андреевны Ахматовой: "Я была тогда с моим народом, /Там, где мой народ, к несчастью, был". Как у Николая Заболоцкого: "Вот они и шли в своих бушлатах — два несчастных русских старика".

Перед этим мигом слияния, после него — могут быть новые провалы, попытки изменить себе, даже желание забыть о том миге. Но он даётся свыше, и стихи такие остаются навсегда.

Вадим Негатуров незадолго до гибели стал лауреатом V всероссийского форума гражданской поэзии «Часовые памяти». Форум проводился на грант президента России, по его итогам ежегодно издается одноименный сборник. 8 мая этого года, уже после его гибели, в Кремле основатель форума Елена Носовец вручила Владимиру Путину эту книгу — с последними стихами Вадима Негатурова. Я не знаю, как бы развивался в будущем талант Вадима Негатурова, каких высот он бы достиг , но он уже взял навсегда свою и жизненную, и поэтическую, судьбоносную, соборную высоту, соединяя своими стихами три славянских народа.

И в этой борьбе за наше общее Отечество, он уже бросил вызов старшему поэтическому собрату Иосифу Бродскому, который незадолго до смерти своей как бы распрощался с независимой Украиной. Иосиф из галицийских Бродов не стал бороться за соборное единение славянских народов: «Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит./ Плюнуть что ли в Днипро: /может он вспять покатит…». Коренной русский одессит Вадим Негатуров продолжил свою борьбу за единение народов до конца. И гибелью своей, как гербовой печатью, закрепил призыв к единению. Не собираюсь сравнивать по уровню этих двух поэтов, но, думаю, по смыслу своему, призыв Вадима Негатурова к единению народов, даже , несмотря на его собственную смерть, будет многим ближе, чем отказ от общения с украинцами Иосифа Бродского.

Русь Святая! Шагая сквозь пламень веков,
не искала ты в пламени броды,
сил своих не щадя, побеждала врагов
и спасала другие народы.

Давненько уже не убивали русских поэтов. Пушкин, Лермонтов – на дуэли, Гумилев, Каннегиссер, Оскар Лещинский – в годы гражданской войны, Кульчицкий, Коган, Всеволод Багрицкий - на фронтах Великой Отечественной. И вот новые гибели русских поэтов. «Погиб поэт, невольник чести…» И кто породил его убийц? Что за «милые девушки» заливали «коктейли Молотова» в те бутылки, которыми спалили поэта? Поэт на небесах , может, их и простит. Но прощать ли нам убийство поэта? Он оказался в одном поминальном ряду с погибшим от рук нацистов татарским поэтом Мусой Джалилем, написавшем: "Ты прощай, моя умница, не забудь обо мне. Перейду через улицу – окажусь на войне...". Вот и Вадим уже в наше мирное время вдруг опять оказался на войне. Поражает жестокость убийц, жестокость даже после смерти. Вдруг читаю в Интернете: «hyperborean.myopenid.com 2014-05-03 09:34 am (UTC) «Помер Максим, да и х.. с ним, колорадские мрази будут гореть по всей Украине, поцепил ленточку колорадскую, взял рашкованский флаг - будешь лежать с пробитой башкой на асфальте... Старт "копченой сотне" вчера патриоты только дали…» . И немало таких безбашенных отзывов, что это за нелюди? О чем думает украинская интеллигенция?

Вот эта, возмутившая нелюдей фотография Вадима с дочерью, с той самой георгиевской «колорадской» ленточкой

………………………..

Так кто же он такой, одесский поэт Вадим Негатуров? Родился 5 декабря 1959 года, так что не какой-то безусый мальчишка, еще не знающий страха смерти, всё осознающий пятидесятилетний человек. Имел два высших образования, и математическое, и экономическое. Как он сам пишет в своей автобиографии на поэтическом сайте Stihi . ru ( на котором, кстати, находится большая часть его стихотворений): « За свою полувековую жизнь успел побывать строителем, кочегаром, охранником, научным сотрудником, преподавателем, «советско-армейским» офицером, инженером, программистом, милиционером, экономистом, профессиональным командировочным" (объездил весь бывший Союз вдоль и – чаще - поперек), бухгалтером, менеджером, торговцем ценными бумагами, финансовым аналитиком, директором нескольких фирм, финансистом… Пока остановился на финансовом консультанте и предпринимателе (хотя первое - постыдно, а второе, как в моем случае выяснилось, - больно и разорительно)…»

Насколько я понимаю, чистейшее поэтическое восприятие мира, от «постыдности» до «разорительности» - это выдает в нём поэта, творческого человека изначально, не знаю уж, каким он был финансистом, как его терпела жена, рожая ему троих дочерей? Всей жизнью своей он шел в поэзию, шел в литературу: «Сочинял стихи всегда, сколько себя помню… После определенных личных духовных событий, произошедших три года назад, стал относиться этому делу весьма серьёзно, последовательно и трепетно...»

Так требовательно, эмоционально-поэтически, он подходил и к происходящим на всей Украине, и в родной Одессе, событиям. Неизбежно, знаю по своему большому опыту общения с писателями, он стал бы профессиональным литератором, поэтом и по своей жизнедеятельности.

Теперь большую поэтическую точку в его посмертной биографии поставила горящая Одесса. Площадь «Куликово Поле» стала знаменем борьбы одесситов за соборное единение народов Руси — украинцев, белорусов, россиян… Борьба одесситов с нацистами и узурпаторами сегодня так и называется — Движение «Куликово Поле». Поэтическим символом уже нашей общей борьбы и на долгие годы вперед стал Вадим Негатуров. Когда-то Адольф Гитлер писал: «Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские». (Адольф Гитлер. Изречение взято из книги Хью Тревора-Рупера «Застольные разговоры Гитлера 1941—1944 гг.«)

Поэт Негатуров надолго отодвинул это искомое достижение наших врагов. Честно говоря, многие уже и в России засомневались, а нужны ли нам украинцы? «Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду…» После гибели Вадима Негатурова, после его пламенных, призывных стихов наши Тарасы Бульбы поняли, есть еще общий русский порох и в незалежных пороховницах. Скорее, наоборот, я подумал, да есть ли в самой коренной России такие имперские духовные бойцы?

У двуглавых орлов окантованы золотом перья…
Для двуглавых орлов неизменен имперский статут…
Между злом и добром, на границе Духовной Империи
Добровольцы-Солдаты безсрочную службу несут.

И как он не дошел при жизни своей до наших газет «Завтра» и «День литературы»? Безмерно каюсь, значит и я не разглядел на поэтическом пространстве такого замечательного общеимперского соборного поэта. Увы, не разглядела и наша Церковь.

Деньги, слава и власть добровольцу отнюдь не критерии,
Страх - не стимул ему, а чины - не мерило ему,
Но святая награда Солдату Духовной Империи -
- Поступь Божьих побед - дивный свет, прожигающий тьму.

Его стихотворение «Солдаты Духовной Империи» уже обречено на вечную жизнь, пока жива будет в тех или иных границах сама Империя, или хотя бы память о ней.

Это его воздействие испытали уже многие читатели в интернете, поэт своими «Солдатами Духовной Империи» уже сам вербует новых бойцов в её ряды. Я читаю отклики на сайтах: «Потрясающее по вере, мудрости, утверждению истины и эмоциональному воздействию стихотворение! Царствие Небесное автору, написавшему так Богодухновенно про Небесную Рать, охраняющую нас, грешных…

Святая для всех нас тема... Жаль, что больше никогда не будет новых стихов этого талантливого Человека! И отрадно, что он всё же успел оставить свой след на этой земле и в наших сердцах...

Вечная Память ему, настоящему герою и патриоту! Это стихотворение и о нём самом... Теперь... Увы... Вечная память Солдату Добра, Божьему человеку. Герою Города-Героя - Одессы, коренному одесситу... Он - хранитель славной истории необычайного города. За спины не прятался».

И впрямь, у города-Героя Одессы появился новый героический символ, появится новый смысл в борьбе.

Строй бойцов невелик, но зато не редеет с потерями -
- Все у Господа живы! И каждый, кто в Вечность уйдёт,
Остаётся и там Вечным Воином Вечной Империи,
Путь к победам земным освящая с Небесных Высот.

Он и впрямь уже с небесных Высот освящает нам нашу борьбу за Отечество. После такого самопожертвования и свернуть в сторону сомневающимся уже неудобно, а сколько новых Воинов Вечной Империи придет? Все-таки, велика сила поэзии, особенно , русской. Рано мы стали отказываться от её прямого воздействия.

Вадим Негатуров и сам пробует разобраться в силе поэзии, в роли поэта. Признавая все неизбежные земные поэтические грешки, утверждает, что , если они озарены Благодатью, то их лучшие стихи уже становятся не совсем земными, пророческими, мистическими. Предчувствует он и свою трагическую судьбу в том же стихотворении «Не осуждай поэта», когда пишет, что «…стихи – дрова костра, / Где будет он сожжен…» . Даже страшно становится от таких пророческих строк. Читал ли их кто-нибудь из высоких украинских чиновников? И почему не появилось такого же поэта, воспевающего нынешние карательные операции на Украине? Это так же, как у нас в Москве в октябре 1993 года, появились великие стихи Татьяны Глушковой, Юрия Кузнецова, Глеба Горбовского, Эдуарда Лимонова, великолепная проза Александра Проханова, Сергея Есина, Владимира Личутина, вплоть до недавнего романа Сергея Шаргунова «1993», посвященные защите Дома Советов, и – ни одного яркого произведения из рядов воинственных либералов, только позорное письмо «Раздавите гадину».

Значит, сами Небеса не дают Благодати на защиту позорных действий? Ведь, были же яркие творения в период гражданской войны и революции и с красной, и с белой стороны. От «Двенадцати» Блока до «Лебединого стана» Цветаевой. Значит, была там правда с обеих сторон.

Здесь же – один одессит Вадим Негатуров и борется, и молится за своих сотоварищей в прекрасных и мужественных, мужских стихах. Само название стихотворения «Мужская молитва» много чего стоит даже с чисто художественной стороны.

Когда на фоне скорбных ситуаций
«Всё брось... Вскрой вены...» — шепчет древний змей, -
— Дай, Боже, ни на миг не сомневаться
В Любви и Справедливости Твоей.

Дай, Боже, детским смехом наслаждаться,
Любя детей в суровой простоте...;
Дай доблести мужчиною остаться...;
Жить в совести...; родиться во Христе...

Меня поражает пророческая суть многих его стихотворений, тут уж не до аналитических разборов его поэтики. Он и сам себя, при всей своей обыденной и жизненной сути, считает неким небесным посланником, командированным на Землю, но знает, что придет Время, и он будет отозван к небесам. Вот и отозвали. Да еще в каких мучениях. Сначала горел, задыхался от дыма, затем полет: сразу и на грешную землю для последнего «прости», и на небеса. Впрочем, он к возвращению на небеса, в Отчий Дом готовился заранее, предвидел и костер, на котором будет гореть, и последний май. Он, как блудный сын, возвращается в вечную обитель. Замечательное стихотворение , так и называется «Возвращение блудного сына»:

Я вернусь в Отчий Дом…
Я вернусь — да не будет сомнений! -
Даже если зимой — всё равно в этот день будет май!
И стареющий пес в конуре под цветущей сиренью
Вдруг узнает меня — и поднимет приветственный лай!
Я вернусь в Отчий Мир после лютых ненужных сражений…
…………..
Стану я пред Отцом в запоздалом, но здравом прозрении,
Что никчемна борьба за надуманный жизненный пай…
Я вернусь, не имея заслуги на Рай и Спасение,
Но в надежде на то, что найду и Спасенье, и Рай…

Вернулся, сейчас уже дает отчет перед Господом нашим. Но где же у нас колокольный звон в его честь, в его память? Я бы сравнил его, пожалуй, с православным воином Евгением Родионовым, которого когда-то тоже мы в газете «Завтра» стали прославлять. И жил Вадим, и писал, и верил, как настоящий православный мученик.

У колокольных нот — Божественный клавир
И русское звучание державное.
Звонят колокола — и слушает весь мир
Святые перезвоны Православные!
Зря временным победам радуется ад -
Еще настанет битве час решающий!
… А колокольный звон — торжественный набат,
Нас под Хоругвь Христову созывающий…

Что еще надо, чтобы услышали его в Патриаршьих палатах? Вот кому надо было дать посмертно Патриаршью литературную премию этого года.

При этом он не был таким затюканным воцерковленным странником не от мира сего. Мало ему финансово-экономической жизни, семейной жизни, он и в литературе был достаточно образован и широк, знал прекрасно языки, занимался переводом англоязычных мюзиклов. Руководитель новгородского театра «Водевиль» Ольга Курзина вспоминает, как она узнала, что в Одессе живет поэт, который делает неплохие переводы англоязычных песен: « Уже летом 2013 года я прислала ему оригинал песни «We Go Together» из мюзикла «Бриолин». Вадим Витальевич спустя некоторое время прислал мне свой вариант текста на русском языке под названием «Мы будем вместе». Эту песню «Водевиль» взял в репертуар, я вставила её в музыкальный спектакль «Love Market Шоу», который мы показывали в Великом Новгороде 14 февраля.

Он уже начинал всерьез жить литературной жизнью, воспринимать себя, как поэта. Самое явное доказательство, как он спокойно и терпеливо работал над своими текстами, прислушивался к советам редакторов. Неофиты-графоманы никогда не терпят никакой работы над своими творениями, знаю по опыту. При его высокой риторике в работе над публицистическими стихами, он, как и положено одесситу, обладал прекрасным чувством юмора, любил писать и беспощадные сатирические стихи. И кто скажет, что он не любил родную Украину?

Украина! Гниют в прозябании
Твой Талант и Удача Твоя...
Подались в холуи да путаны -
- ублажать ожиревшие страны –
- Твои дочери и сыновья...

Украина... проклятые годы...
скверна в душах... на совести грязь...
Что, Отчизна, с Тобой происходит?!
... Мы не дети Тебе, мы – отродье,
коль живём, с Твоей болью мирясь...

Вадим Витальевич Негатуров, убежденный православный поэт, печатавшийся в Москве и Питере, Новгороде и Ставрополе, Челябинске и, естественно, в родной Одессе, был действительным членом Академии русской словесности, учрежденной в Петербурге, один из самых популярных авторов поэтического Интернета. Он с самого начала киевского переворота был против излишней украинизации русской Украины, тем более, Одессы. Он понимал, что не может вольная Одесса, всегда многонациональная и многоконфессионная, город мировой культуры, опуститься до провинциального западенского уровня, органически не любил радикальных незалежников, запрещающих в его родной Одессе русский язык. И потому он стал не просто активистом, а певцом и проповедником Антимайдана. Но ему и в голову не приходило, что это противостояние может закончиться сжиганием людей заживо, автоматными очередями. Он был готов стоять до конца, но явно не ожидал такого трагического финала. 2 мая вместе со всеми антимайдановцами был окружен приехавшими со всей Украины злобными, фашиствующими бандеровцами на поле Куликовом, загнан в здание Дома Профсоюзов, которое преднамеренно подожгли фашиствующие нелюди. Задыхаясь, в дыму он еще сумел добраться до окна и выпрыгнул , как говорят, с пятого этажа. В крайне тяжелом состоянии он был доставлен в Одесскую городскую клиническую больницу, где и скончался от ожогов и травм 3 мая. Никто в Одессе не ожидал подобной жестокости, милиция явно бездействовала и потворствовала бандитам. И как после этого у либеральствующих журналистов хватает наглости говорить о мирном демократическом развитии фашиствующего режима.

Смерть одесского поэта Вадима Негатурова и на их либеральствующей совести. Потому и молчат постыдно о гибели поэта. Это сам поэт готов был идти «на Высший Суд, к последнему ответу…», он понимал свое предназначение – собирать славянский мир воедино. Так и живет его одесский род Негатуровых, от гибели бабушки и дедушки на фронтах Великой Отечественной до гибели сожженного заживо внука в огне 2014 года. Успев описать «лютые ненужные сраженья», создать гимн Антимайдана и воспеть солдат Духовной Империи. Его брат Александр рассказывает: « Вадим иногда ночевал в палаточном городке активистов Куликова поля, а 2 мая отправился защищать родной город. Вадим узнал о том, что в одной из палаток хранятся иконы. Тогда он позвонил маме, пообещал, что не будет ни во что вмешиваться. Встретив по дороге дочку, отдал ей деньги со словами: «Отнеси на всякий случай бабушке». Потом был от него звонок из Дома профсоюзов. Он успокоил мать, мол, все в порядке, мы тут в безопасности, а икона у меня в руках. Это была последняя весточка от него».

На Украине о нем трусливая интеллигенция молчит, будто и не было. Как пишет журналистка Лидия Дружинина: « ...Да что там Одесса! Что там какой-то заживо сгоревший одесский поэт. Киевская интеллигенция смолчала, когда в одну революционную ночь, когда ни о каких «сепаратистах» и «террористах» Юго-Востока еще и слыхом не слыхивали, на Крещатике сожгли сразу три музея: музей Крещатика, музей пластинок и музыкальных инструментов, музей народного быта Украины… Я все шарила по Интернету – ну хоть бы один интеллигент в Киеве открыто выразил сожаление, пожурил «детей» хотя бы по-отечески: оно, мол, понятно, Майдан для вас геройское место, но зачем же музеи жечь? Ничего подобного… А мы тут про одессита Негатурова слово молвим. Скрипачи не нужны, поэты не нужны, история не нужна, музеи не нужны – зачем с таким багажом в Европу? У новых киевских умов сегодня сложная задача – придумать собственную, в отрыве от русских «ватников», историю, например, для начала объяснить, откуда есть – пошли украинцы.… Не думаю, что русско-украинские культурные связи разрушатся. Российские журналы по-прежнему будут получать рукописи украинцев. Вот только не все из них теперь с гордостью без опасений смогут написать в своей творческой биографии: «Печатался в России».

А Вадиму Негатурову, поэту и гражданину, вечная память…»
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную