29 февраля - 100 лет со дня рождения Маргариты Константиновны Агашиной (1924-1999)

Татьяна БРЫКСИНА (Волгоград)

«Зачем кольцуют белых чаек?»

Два очерка

1. ПАМЯТЬ ПРОТИВ БЕСПАМЯТСТВА
Из книги воспоминаний о волгоградских писателях «Небесный ковчег» (2012 г.)

Одну из агашинских фотографий — крупноформатный цветной портрет работы Николая Антимонова, я храню для музея творческого наследия, очень надеясь, что он (музей) все-таки появится в Волгограде. Маргарита Константиновна снята среди изумрудных майских березок в сквере над рекой Царицей. Маленькая и грустная — выглядит она на портрете очень трогательно.

Десяток других ее снимков перебираю время от времени, когда и самой взгрустнется, остро захочется пожалковать о жизни, посоветоваться с ней… Фотографическая Маргарита Агашина откликается и сочувствует мне, как и при жизни — без слов, без ахов-охов, — одними глазами.

Но есть фотография, щелкнутая, кстати, тем же Колей Антимоновым, на которой мы с Агашиной наспех втиснуты в одно рыхлое бордовое кресло, стоящее в главном кабинете Дома литераторов — во времена моих первых лет службы ответственным секретарем писательской организации. Фотография не просто смешная, но нелепая: сдавленные круглыми боковинами кресла, обе какие-то деформированные, абсолютно серые в будних своих одеждах, плохо причесанные, очень несовместимые…

Смысл изображения прочитывается не слишком весело: провинциальные поэтессы, принужденные теснить друг друга, непохожие во всем, разновеликие не только внешне, но и по жребию судьбы. Одна другую не отторгает, но и не принимает до конца. Этот снимок мучает меня, я никому его не показываю, но и порвать, естественно, не могу. Прячу фотографию в самый конец альбома, но почему-то чаще всего натыкаюсь именно на нее. Дело не в снимках, конечно… И речь не обо мне. Но фотография эта странным образом проецируется на момент моего знакомства с Маргаритой Константиновной, когда, придирчиво окинув меня взглядом с ног до головы, она насмешливо произнесла: «Разве бывают такие поэтессы?» Я горько плакала от обиды, потом втайне надеялась, что она поймет меня и полюбит. Потепление шло медленно, и мы подружились наконец. Тем не менее холодок отчуждения пробегал между нами иногда. Собственно, долгие рассуждения о снимке и сводились к этому. Наши отношения я бы назвала осторожной дружбой, а если совсем честно, то степень ее осторожности была существенно значительнее моей. Маргарита Константиновна имела на это право.
       
Так получилось, что несколько раз я сочиняла на Агашину служебные характеристики. Ее часто награждали, представляли, избирали, посылали в командировки — характеристик требовалось много, причем в определенной казенной стилистике: умная, честная, принципиальная, морально-устойчивая, патриотически-настроенная и так далее. Сегодня, как ни странно, точнее этих дежурных определений ее человеческой сути подобрать трудно.

Помимо редкой поэтической одаренности она была человеком высокого достоинства, которого никогда не теряла. Спокойная уверенность в себе не имела ничего общего с самоуверенностью, и людям рядом с ней становилось теплее, появлялось чувство защищенности, чего так не хватает ранимым поэтическим душам. Но и строга была на редкость — на дух не переносила хамскую агрессивную графоманию, да и униженную тоже. Во главе жизненных и творческих принципов для нее всегда оставалась нравственная чистота. В страшном сне не могло присниться, чтобы Агашина использовала чужую строку, скопировала чью-то интонацию, подсмотрела и украла чужой образ. Такое мелкое литературное хулиганство свойственно, да и простительно, лишь безликим стихотворцам с пустенькой душой и блудливой натурой.


Маргарита Агашина, Виктор Урин и их сын Виктор. Волгоград, 1961 год

При всей ее певучей пластичности, думается мне, стихи Агашина писала будто землю пахала, снопы вязала, жито молотила. Капельки пота на лице, сбитые в кровь руки, горькая бабья припевка для поддержки духа — все просто, ясно, красиво, мудро. Более чем за пятидесятилетний творческий путь в двадцати ее книжках есть, конечно, и неудачи, и повторы, и минутная взгальность, и упрямое отстаивание ложных истин. Но, боже мой, упрекнешь ли в этом женщину-труженицу с судьбой, стрекающей, как крапива, хлебнувшую с лихвой и обид и предательств? Она не стеснялась быть несчастной, некрасивой, брошеной, умела произносить в стихах собственное «я», не прячась за спиной лирической героини.

 

Впервые стихи Маргариты Агашиной я прочитала задолго до знакомства с ней. Книжка называлась «Платок», и все в ней было другой жизнью, не моей. Строгая исповедь материнского мира — никаких рецептов любви, ничего суматошно-романтического, ни тебе заломленных рук, ни кружевных нарядов — суровая жизнь человека-женщины! А мне все еще хотелось кружевного, праздничного, с бантиками и бабочками, чтобы не жизнь, а субботние танцы! Познакомившись с Маргаритой Константиновной, вникнув в ее поэтический мир, я стала учиться быть взрослой. И она это оценила со временем.
         
Еще не слишком близко её зная, я полагала, что в быту, в семье, в своем личном женском устрое Маргарита Константиновна по заслугам счастлива, благополучна. Оказалось, что жизнь ее буквально распята на крайних полюсах судьбы со знаками «плюс» и «минус»: огромная народная любовь, почтительное признание властями и душевное одиночество, хорошая квартира на Аллее Героев, дети, внуки и страдание вечно предаваемой женщины, хранящей верность человеку, которого им мужем-то назвать было преувеличением; творческая успешность, востребованность и вечная нехватка денег, особенно в последние годы жизни… Жаловаться она не любила, хвастаться успехами — тем более. Да и быт свой не прятала за семью дверями, хотя приглашение в дом к Агашиной мы считали чуть ли не наградой. Доводилось и мне гостевать в ее трехкомнатной квартире, вкушая на кухне (так считалось интимнее, доверительнее) изумительные пирожки и вкуснейший крестьянский холодец с «лажей».

«Лажа» — томатно-перечно-чесночная приправа жуткой остроты. Назвал ее так сын Маргариты Константиновны Витя Агашин. С тех пор в нашем обиходе домашняя аджика зовется «лажей», добавляя еще теплинку воспоминания о ней. В качестве фирменного напитка Маргарита Константиновна неизменно ставила на стол хрустальный графин с водкой, настоенной на апельсиновых корочках. Доверительно говорила: «Урин любил, чтобы к его приезду была запасена «апельсиновая водочка» именно в этом графине».

На пятидесятилетие Василия Макеева Агашина подарила свой заветный графин мне со словами: «Таня, я хочу, чтобы графин был в вашем доме и чтобы он не пустовал к Васиной радости». Увы, увы… графин чаще пустует, чем наполняется — Вася нетерпелив, апельсиновый изыск не для казачьей натуры!
В доме Агашиной я изумлялась огромному количеству любопытных сувениров и аскетизму обихода. Узкая тахта под клетчатым пледом стояла боком к книжному стеллажу, на котором лицевой стороной красовались книги любимых ею волгоградских, московских и прочих поэтов-современников. Было радостно видеть там книги Валентина Леднева, Василия Макеева, Юрия Окунева… Из моих книжек лишь третья, «В ожидании грома», оказалась в ряду признанных ею авторов.

Маргарита Константиновна любила собирать всякие записочки, телеграммы, открытки, календарики, обрывки лишь ей понятных и дорогих информаций и сообщений. Подгадав под торжественный для кого-нибудь из нас момент, она преподносила неожиданный подарок — например, записку ей от Александра Максаева касательно меня: «Рита, поддержи Таню Брыксину на приемном собрании. Она хоть и подражает Ваське Макееву, но стихи писать наловчилась. Брыксина жаловалась, что ты к ней строга… Но это между нами! А Максаев». В другой раз это была телеграмма ей от Федора Сухова, когда еще Макеев учился в Литературном институте и надолго угодил в Больницу: «Рита, будешь Москве — проведай Васю. Он больнице, нуждается. Сухов». Через много лет после означенных событий мы получали от нее пожелтевшие листки и готовы были плакать от нежности.

 

Она вообще любила дарить нам к Новому году и 8 Марта симпатичные мелочи: колокольчики, чайные пары с серебристыми надписями, заказанными у гравера, свистульки глиняные — обязательно со смыслом и значением.

В других воспоминаниях я рассказывала о некоторых любопытных моментах общения с Маргаритой Агашиной и повторяться не хочу. Но готова повторять снова и снова: я любила ее с особинкой дочернего чувства, не позволяла себе даже попыток творческого соперничества, старалась помочь, где это было возможно, ценила каждое доброе слово в своей адрес. А на похвалу Маргарита Константиновна была скуповата и даже субъективна порой — что уж тут лукавить? Но и не только в писательском цехе она держалась строго и независимо. Перед властями тоже голову не клонила. На одном из выдвижений Ю. Чехова на пост мэра Волгограда, где по прикидке организаторов Агашина как Почетный гражданин города должна была сказать одобрительно-рекомендательное слово, ей не понравилась двусмысленная роль политической обслуги — она встала и молча вышла из зала.
          
Президиум огорченно шевельнулся, мол, куда же вы, сейчас ваша очередь… ан нет, не остановилась. Я тихонько вышла следом, спросила: «Маргарита Константиновна, вы совсем уходите?» В ответ жестко прозвучало: «Девочка, никогда больше не зови меня на подобные мероприятия! Я больна, еле сижу, а меня ставят в конец очереди за какими-то прохвостами из непонятных партий. Кстати, к Чехову у меня претензий нет. Можешь передать это им…»

Многопартийная катавасия с ее трескучей амбициозностью Агашину сильно раздражала. К тому же она не хотела мириться с вынужденной потерей Родины под названием Советский Союз. Боль эта не покидала ее ни на минуту, становясь чуть ли не яростью в спорах с оппонентами. Приглашали Агашину на встречу с Михаилом Горбачевым, ставили перед камерой с Борисом Ельциным, вводили в мэрские и губернаторские кабинеты — ни намека на умильную улыбку! Холодно глядя в сторону, Маргарита Константиновна оставалась вежливо-непроницаемой. Она не чтила власть, приветы и награды от нее воспринимала как протокольную формальность.

Общение Агашиной с доперестроечными властями я наблюдала мало — судить не могу. Зато с простым народом, с работягами, с женщинами-матерями веселела на глазах. Именно для них она писала свои чудесные песни и ясные стихи, сохраняя верность житейской правде и милосердному чувству.
Поколение писателей, к которому принадлежала Маргарита Агашина, было совсем иным, чем наше поколение. Их голоса звучали куда увереннее. И дело тут не в степени талантливости. П

Просто литература как явление перестала быть идеологической трибуной для власти, и уж совсем перестала быть кормилицей для автора. Нас, нынешних, легко унизить, щелкнуть по носу, заставить за кусок хлеба кланяться дураку-чинуше. Уж и не знаю, кому лучше служить, — фальшивой идее или дурному начальнику? Не служить никому могут позволить себе лишь единицы, да и то… при определенном везении. На долю большинства литераторов Парад планет не выпадает. Даже сестра-пресса поняла невыгодность литературных публикаций для своей коммерческой конъюнктуры. Думаю, в наши дни Агашина уже не написала бы замечательных стихов в адрес главной областной газеты, которыми та гордится уже не по праву. Пасынки новой власти, мы, естественно, нуждаемся в ее любви и заботе, но не умеем, не знаем, как стать любимыми. Стихов она не понимает, а если и читает кого, то лишь авторов из своего чиновничьего круга. Есть такие, и их становится все больше. Однажды заместитель главы администрации Тракторозаводского района без малейшего стеснения сказал мне: «Книги волгоградских писателей нам не нужны…»

 

Умная Агашина, осознав это уже у последней черты, умудрилась не потерять достоинства. На всех званых и случайных празднествах к банкетному столу подходила одной из последних и садилась в самом дальнем уголке. Это всегда замечали, приглашали ее на почетное место, но она не шла, и часто центр застолья перемещался к ее «тарелке». Видя это, я говорила себе: «Учись, Брыксина!», но многому так и не научилась.

Из поэтов нового поколения Маргарита Агашина более всего выделяла двоих: Василия Макеева и Сергея Васильева. Она их любила еще и по-человечески, понимая искренность, светлые души своих молодых друзей. Никогда не обижалась, что семидесятники-восьмидесятники ориентированы на другую поэзию, чем та, в стиле которой писала сама. Дорвавшись до Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, Гумилева, Анненского, Иванова (ряд можно продолжить), мы пытались учиться у них, намеренно усложняли форму, осваивали метафористику, стесняясь порой называть березу березой, любовь любовью, а горе горем, и, как следствие, теряли массового читателя — подавай элиту! Где она сейчас — вожделенная элита? Сидит перед компьютерами? Носит плейеры в ушах? Лениво листает примитивного Пауло Коэльо и непотребного Владимира Сорокина? И в то же время, размягчившись сердцем за праздничным столом, у дачного костерка или на речном песочке все мы по сию пору запеваем со слезой в голосе: «А где мне взять такую песню?» да «Подари мне платок…» Это кое о чем говорит.

 

Однажды, после 70-летнего юбилея, обласканная и задаренная Агашина сказала мне: «Девочка, не понимаю я этой шумихи. Может быть, и не плохо то, что я сделала, но сделала мало, ни одной толстой книжки не издала. У вас уже такие солидные томики вышли…» В ее словах не было прямого упрека, но и смирения не было тоже. Книжку большего объема она могла бы собрать, но то ли сил не хватало, то ли еще что. Не знаю. Мне всегда казалось, что Маргарита Константиновна, будучи человеком конкретным, редко позволяла себе абстрактное стихописание. Что ни строка — узнаваемая реальность, а это не сообразуется с килограммами словесной шелухи. Не в этом ли и популярность агашинских стихов и песен, их стопроцентное усвоение народом-современником?

Считаю, что творческая судьба Агашиной сложилась достойно. На ее век с лихвой хватило славы, поклонения, признания. Жуть отторжения литературы ее почти не коснулась и, может быть, преувеличена мной, но тенденция к этому очевидны. Не дай Бог дожить до времени, когда и Пушкин, и Толстой, и Бунин с Чеховым окажутся истлевшей архаикой безлюдных библиотек. Высокому строю человеческой души нынешние песни уже не послужат, и это печально. Кому это объяснять? В какие бить колокола? Время опомниться еще есть и наверняка есть во власти люди, понимающие суть происходящего. Ренессанс высокой литературы следует начинать с памяти, с благодарности данникам пера, уже отошедшим в мир иной. У нас в Волгограде это прежде всего Маргарита Агашина! Не ей это нужно — нам, беспамятным, чтобы из детей и внуков воспитать добрых людей, способных на дерзание и подвиг.

Интересная деталь. Маргариту Агашину угораздило родиться в самый неудобный день календаря — 29 февраля. Високосный этот день испокон считается несчастливым, да и зовется по православному календарю — Касьян Хромоногий. По поверьям Касьян лют, скуп и нелюдим. Рожденные на Касьяна Хромоногого обречены день рождения праздновать раз в четыре года, но Маргарита Константиновна как-то прилаживалась: в невисокосные годы собирала друзей либо 28 февраля, либо 1 марта. Иногда женская компания из пяти-шести человек застольничала в барчике Дома литераторов. Было это замечательно — никакой «бабской говорильни», пустых пересудов, сплетен. Рядом с Агашиной мы отогревались душой, нахохатывались празднично, обязательно пели ее песни — пусть не слишком голосисто, но искренне. Маргарита Константиновна никогда не подпевала, лишь улыбалась иронично и терпимо. На другой день после писательских посиделок, а иногда и накануне, Агашина устраивала большой девичник для подруг-ровесниц, и были эти праздники главнее наших. Мы соглашались без ревности: девичник для посвященных — это святое!

После семидесяти агашинские застолья становились грустнее год от года. Она все чаще болела, временами теряла память, иногда плакала. Зайдет, бывало, в кабинет ответсекретаря, сядет у окошка, молчит. Я тоже молчу, не докучаю расспросами, но вижу с болью, как она крепится, мучительно смаргивая подступающую к глазам слезу. Чтобы отвлечь ее от горьких мыслей, говорю: «Маргарита Константиновна, мы давно собирались поискать вам мягкие кожаные тапочки на лето… Может, сходим в магазин?» — «Зачем они мне, девочка? В старых дохожу…» — отвечала она и уже отмякшим голосом начинала рассказывать, как трудно ей живется, как она измучена сложными взаимоотношениями в семье.

 

Маргарита Константиновна Агашина умерла 4 августа 1999 года в возрасте семидесяти пяти лет. После сложнейшей операции пролежала в коме несколько дней, так и не пришла в сознание. Каждый день мы звонили главврачу больницы, и он сострадательно отвечал: «Я понимаю вашу тревогу, но изменений к лучшему нет».

Хоронили мы ее из Дома офицеров. В гробу, обитом белым шелком, ее почти не было видно из-за горы цветов, которые несли и несли люди. Народу было столько, что пришлось перекрывать движение по проспекту Ленина. На гражданской панихиде говорили что-то городские начальники, плакал стихами Василий Макеев, суровой нежностью было пронизано прощальное стихотворение Валентина Леднева, чужеродным, необязательным показалось выступление депутата Государственной Думы Катерины Лаховой…

 

Чуть ли не каждый из выступающих уверял, заклинал себя, собравшийся народ и ее, разумеется, что память о ней будет вечной, что музей им. Агашиной, на худой конец комната в музее творческого наследия, обязательно появится в Волгограде. Искренне верили в это!

Идею создания музея творческого наследия подхватил Комитет по культуре областной администрации во главе с председателем Величкиным, одобрил губернатор Максюта, позже поддержал общественный совет по культуре при областной Думе… Прошло уже много лет — нет музея! Будет ли? Разговоры об этом все тише и невнятнее. А ведь, вроде бы, и помещение приглядели, и смету прикинули, и концепцию нарисовали…

Меж тем все имущество Агашиной, библиотеку, архив перевезли в свой дом великая энтузиастка и поклонница поэтессы Наталья Афанасьевна Бескровная из Светлого Яра. Муж Натальи отреставрировал, привел в крепкое состояние агашинские шкафы, полки, столы, узкую девичью тахту. Сама Наталья Афанасьевна занялась одеждой, обувью, платками — сохранила все до последней ниточки. В двух комнатах крепкого двухэтажного дома Бескровные создали своеобразный музей, стали организовывать в райцентре Агашинские чтения с приглашением профессиональных и самодеятельных поэтов области, работников культуры, журналистов…

Я была там, осторожно присела на краешек музейной агашинской тахты. Наталья Афанасьевна горячо убеждала, словно бы извиняясь, что будет хранить все до создания настоящего музея в Волгограде. И мы снова верили в это.

Но дочь Маргариты Константиновны, Алена, потеряв надежду и терпение, гневно и справедливо выступила в прессе и увезла бесценные для многих волгоградцев экспонаты на свою подмосковную дачу. Сопротивляться ее законному решению было некому. Наташа Бескровная плакала…

Что же мы наделали? А?

А в 2004 году Маргарите Константиновне Агашиной исполнится 90 лет со дня рождения. Как бы славно было почтить ее память в заслуженной музейной комнате огромного, славного города героя Волгограда, где живут десятки тысяч благодарных людей, воспитанных её добрыми, умными, нежными песнями, ее милосердной поэзией!

Мне-то еще ничего — распрямлю на стене прекрасный портрет работы Антимонова, подую в глиняную свистульку, выпью чаю из заветной агашинской чашки — тем и помяну. Даже стихотворение к 29 февраля у меня есть:

«Вымерзают с асфальта последние зимние лужи,
Високосный Касьян месит бадиком грязь в огороде,
Было плохо вчера, завтра будет больнее и хуже,
Значит, скоро весна! Значит, снова февраль на исходе…»

А вам, дорогие земляки, есть чем помянуть свою «Волгоградскую берёзку»?

 

2. РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА
Из книги "Почётные граждане: Время. Герои. Судьбы" (2020г.)

В энциклопедии Волгоградской области о Маргарите Агашиной сказано следующее: «Агашина Маргарита Константиновна (29.02.1924, д. Бор Ярославской обл. – 04.08.1999, Волгоград), русская поэтесса. Почётный гражданин города-героя Волгограда. В девятнадцать (девятнадцать – ошибка. На самом деле двенадцать. – Прим. Авт.) лет опубликовала свои первые стихи в ивановской областной пионерской газете «Всегда готов!». В центральной печати её стихи появились в 1949 году, за год до окончания Литературного института им. М. Горького. С 1951 года связала свою судьбу с Волгоградом, которому посвятила немало стихов, одно из популярных – «Растёт в Волгограде берёзка» – стало песней. Первый лауреат литературной премии «Сталинград», учреждённой Союзом писателей России, Волгоградской областной администрацией и Волгоградской писательской организацией, автор книг «Моё слово» (1953), «Наша Алёнушка» (1953), «Бабье лето» (1956), «Сорок трав» (1959), «Стихи о моём солдате» (1963), «Непросто женщине живётся» (1968), «Избранная лирика» (1969), «Девичник» (1972), «Платок» (1975), «Избранное» (1986) и др. Большая часть из них увидела свет в Волгограде».

Что ж сухая информация мало о чём рассказывает, но даже названия агашинских книг говорят сами за себя: Родина, Сталинград, женские судьбы, любовь, разлука. Всё это было главным в её творчестве и её судьбе. А личностью она была очень непростой – сильной, гордой, самостоятельной.

Человек формируется в детстве – это общеизвестно. Известный волгоградский учёный Виталий Смирнов в книге «По следам времени» пишет: «Я не знаю, какой девочкой была Рита Агашина, но уверен, что в другой девочке, детдомовке, о которой Маргарита Агашина вспомнила в самолёте, рвущем воздух навстречу рассвету, навстречу залечившей раны Корее, она видела… себя».

А было так. В 1952 году, когда в Корее шла война, а недавняя выпускница Литературного института стала «новосёлом» Сталинграда, на тракторный приехала делегация английских женщин. Посетили детский дом, в котором жили дети, оставшиеся без родителей после самой большой войны века. Женщины осмотрели белые спальни с накрахмаленными занавесками на окнах. Попробовали яблок из детдомовского сада. Послушали пионерские песни. А вечером, когда ребята сели за уроки и в доме наступила тишина, гости вошли в комнату для занятий.

Увидев на стене большую карту мира, одна из англичанок спросила сидящую ближе всех к карте девочку:

– Ты знаешь, где моя родина – Англия?

Девочка встала и чётко ответила:

– Ваша родина находится здесь, – и показала на карте Великобритании Лондон. И звонко продолжила:

– А ещё я знаю, где находится Корея. Сейчас английские лётчики расстреливают с самолётов корейских детей.

Может быть, не очень вежливо говорить гостям в глаза такую страшную правду, но эта сталинградская девочка не могла сказать иначе.

– Она молодец, маленькая сталинградка, моя землячка с тракторного! – скажет много лет спустя, вспомнив об этом эпизоде, в трагической поэме «Я люблю тебя, Корея» (своей любимой книге) Маргарита Агашина.

Впрочем, я знаю, какой девочкой была сама Рита.

– В 1941 году, – вспоминала одна из бывших землячек Маргариты Агашиной из города Тейково Ивановской области, – я работала здесь в госпитале операционной сестрой. К нам часто приходила девочка-подросток с белыми косичками. Раненые очень любили её, называли «сестрёнкой». Она писала за них письма, кормила, помогала при перевязках и – читала свои стихи. Звали девочку Рита Агашина.

А вот как об этом вспоминает сама Маргарита Константиновна: «Принесут из прачечной огромный перепутанный узел выстиранных бинтов, и мы полдня его распутываем. Вытянешь бинт, привяжешь к пожарной лестнице на школьном дворе, отойдёшь чуть ли не в другой конец двора и начинаешь этот бинт скатывать. Скатываешь туго-туго, идёшь потихоньку к лестнице и вспоминаешь: а по этой лестнице зимой забирались на школьную крышу и Генка Рачков, и Витька Калинкин, и все наши мальчишки... Теперь мальчишки на фронте. А мы вот – катаем бинты, встречаем эшелоны с красными крестами, учимся в клубе в три смены… Вот тогда пригодился мне отцовский халат. Только пуговицы переставила, да рукава заучила».

Не приведи бог, конечно. Каждому расти в такой атмосфере. Но след той школы – школы высокой нравственности и заинтересованного соучастия в судьбе каждого – остался в творчестве Маргариты Агашиной на всю жизнь.

Первая её стихотворная публикация состоялась ещё в школьные годы. Поэтому путь (хоть и не без колебаний) для неё в Литературный институт был не случаен, а дата окончания его (1950), по собственному признанию в предисловии к «Стихам о моём солдате», как и дата приезда «навсегда» в Волгоград (1951), стали самыми дорогими её сердцу.

А запомнились они, наверное, ещё и потому, что почти совпали с публикацией в журнале «Октябрь» (1951, № 18) поэмы «Моё слово», вызвавшей такую волну откликов, которой, пожалуй, не удостаивалась ни одна другая книга Маргариты Агашиной, и заставившей заговорить о рождении нового поэта, а это была всего-навсего журнальная публикация, всего-навсего дипломная работа студентки литинститута.

Пафос названной поэмы – трепетная защита мира во имя детей, во имя тишины на планете – не утратил своей актуальности и в наш дни, дни локальных, но не менее кровопролитных войн.

Поэтесса взывает к самому сокровенному чувству – чувству любви, которое должно оказаться сильнее солдатской беспрекословности.

Вот как она обращается к жене американского лётчика, пролетевшего в апреле 1950 года над советским городом Либавой:

«Ты тоже мать. Так встань же вместе с нами,
Прижми ребёнка своего к груди.
Ты не одна! Нас много – погляди:
В Москве, в Корее, в Лондоне, Вьетнаме.

Ты не одна! Нас много в этой схватке
За то, чтоб мир – народам всей земли,
Чтоб сын твой тихо спал в своей кроватке
И делал из бумаги корабли.

Чтоб солнце, подымаясь на рассвете,
Росою засверкало на траве,
Чтобы смеялись, пели, жили дети
В Америке, Корее и Москве».

Вспоминая о своём детстве на фактории Стрелка, что на севере Красноярского края, Маргарита Агашина писала: «Отец у меня врач, он кочевал по тайге вместе с эвенками-охотниками: зимой на оленьих нартах, летом – верхом. Мама учила эвенкийских ребят в школе, которую только что открыли. Там на Стрелке, я научилась колупать кору с лиственниц (мы её жевали), разыскивать бурундучьи норы, полные сладкой подснежной брусники, ставить плахи на горностаев. Жили люди на Стрелке просто и дружно, много работали, собирались все вместе в праздники 1 Мая, 7 ноября, в День Красной Армии.

Прошло много лет. Но я всё помню и твёрдо знаю, что там, на Стрелке, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе!»

Эта жизненная позиция приносила неизменно успех её творчеству, вызывала чувство сопереживания у читателя, без которого поэзия просто-напросто не может существовать. И ещё было у поэтессы, среди прочих, одно качество, которое тоже настраивает нелицедействующего читателя на одну волну с ней. Его некогда отметил волгоградский писатель, бывший ответственный секретарь организации Николай Мизин. «Что же прежде всего определяет М. Агашину как человека? – спрашивает он. – Можно ответить не задумываясь: искренность, правдолюбие. Более чем за двадцать лет знакомства и дружбы с Маргаритой Константиновной не помню случая, чтобы она покривила душой. В любых обстоятельствах, невзирая на лица, она без обиняков скажет своё мнение о чём бы то ни было, в крайнем случае – красноречиво промолчит».

Вот где истоки жизненной и художественной правды её стихов. Эти «истоки» обеспечили агашинской поэзии долгожительство и широкое признание народа.

Жила Маргарита Агашина на Аллее Героев, недалеко от места, где горит Вечный огонь, где еще недавно стояли с автоматами на груди мальчишки Волгограда.

Ко многому обязывает это «соседство» с Вечным огнём. И в первую очередь – к тому, чтобы сверять свою жизнь с высокими заветами тех, во имя кого горит Вечный огонь. К тому, чтобы отблеск огня не угасал ни в душе поэта, ни на страницах его произведений. К тому, чтобы и после жизни главным наследством потомкам оставались нетленные идеалы Правды, Добра, Достоинства, Чести.

«Не верьте тем, кто скажет надо мною
Высокие надгробные слова!
Какой была, — а я была иною —
Сама скажу, покуда я жива.

А я — как все: и плакала, и пела,
Стыдилась плакать и любила петь.
А я гораздо больше не успела,
Чем было мне доверено успеть.

Я жизнь люблю. Я и прощаюсь с нею,
Ищу дорог и радуюсь весне!
А жить стараюсь проще и честнее,
Чем после смерти скажут обо мне».

М. Агашина — первый лауреат Всероссийской литературной премии “Сталинград”. И это не случайно! Следом за ней были награждены Юрий Бондарев, Михаил Алексеев. Пётр Селезнёв, Валентин Леднёв, оружейник Михаил Калашников. Но первой была именно она.

В библиографической справке с особым интересом вычитываю, кто же из «больших» и знаменитых писал о нашей именитой землячке в Москве, Ярославле, Иваново, Волгограде и вообще – на всех немереных просторах огромной России? В Волгограде, естественно, все газеты и по много раз. А вот за пределами нашего региона: Юлия Друнина – в «Огоньке», Маргарита Алигер – в «Литературной газете», Владимир Огнев – в журнале «Знамя», Юрий Лукин – в «Новом мире», Вероника Тушнова – в «Крестьянке», Елена Тарасова – в «Советской женщине», Искра Денисова – в журнале «Москва», Борис Куликов – в журнале «Волга», Эдуард Шахназаров – в «Андижанской правде», Инна Гофф – в «Литературном обозрении» и др.

Ну и, конечно, волгоградцы Фёдор Сухов, Василий Макеев, Виталий Смирнов, Николай Мизин, Владимир Васильев, Артур Корнеев, Иосиф Гуммер…

География впечатляет, перечень изданий – тоже.

Особая статья воспоминаний о Маргарите Агашиной – три издания волгоградской книги «Небесный ковчег». Приведу несколько цитат.

Василий Макеев:

«Однажды Маргарита Агашина написала редкие для себя белые стихи, как всегда грустные:

«У меня одной в новогодье
Всё не так,
Как у всех на свете.
У меня –
Сосна вместо ёлки,
У меня –
Туман вместо снега,
У меня –
Вместо полной рюмки
Неполученное письмо.

И оказалось, что эти строки личные, интимные и одинокие стихи близки и понятны до слёз чуть ли не всем женщинам на свете. Даже счастливым в любви и семье! Ибо женская душа чаще всего откликается на чужую печаль и горе.

Агашина уж если плакала – так навзрыд, если прощала – так безоглядно и до конца и напрочь выгнать из сердца никогда не могла, подобно любой же нормальной русской бабе.

И другие агашинские женщины: все эти Тони, Вари, мать Юрки, текстильщицы, заводчанки, вдовы – по-своему несчастны и неприхотливы. Они пьют друг с дружкой, покорно встречают изменщиков-мужей, редко хвастают обновами, но при этом остаются со всей обыденностью и простотой истинными женщинами. Недаром замечательные агашинские стихи-песни можно хорошо исполнять только глубоким грудным голосом, как у Зыкиной.

И, конечно же, скорбными бабьими чертами наделена у Агашиной даже природа, будь то осенняя роща Притамбовья, Волга или чайки над ней:

«Зачем кольцуют белых чаек?
Зачем их мучают, когда,
Не приручая – изучая,
Им дарят кольца навсегда?»

Так будем же всей нашей памятью благодарны Маргарите Константиновне за её редкую способность находить в себе нечто родное и близкое всем на свете!»

 

Владимир Овчинцев:
У ПАМЯТНИКА МАРГАРИТЕ АГАШИНОЙ

«Как привечу? Чем отвечу?
Тих и сер.
Вновь спешу к тебе на встречу
В сонный сквер.
Пролила берёза прядки,
Будто взор.
В зарифмованной тетрадке
Весь мой вздор.
Я стою – дитя газона
И пера…
Волгоградская мадонна,
Будь щедра!
Ободри заветным словом
Детский страх…
Потерял Пегас подкову
В ковылях.
На крыле чеканной шали
Звёздный свет.
Только дальше этой дали
Память лет.
Под берёзой камень белый,
Как зола.
Всё поспела, всё сумела
И ушла».

...Стихи-посвящения, думается мне, вполне уместны в этом, казалось бы, парадном очерке о почётном гражданине города-героя Волгограда Маргарите Константиновне Агашиной.

О ней сказано уже многое, но далеко не всё. Ещё одна ипостась – может быть, даже главная – агашинские песни – совсем ещё не раскрыта. А ведь именно песни: «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню», «Волгоградская берёзка», многие другие – стали её визитной карточкой, всенародной славой, волгоградской гордостью.

Волгограду повезло с Агашиной, но как повезло Агашиной с композитором Григорием Пономаренко! Прекрасный мелодист, переполненный чувством любовного лиризма, он видел стихотворный текст каким-то колдовским чутьём. Успешно работая с Агашиной, он чуял это и в Василии Макееве, но тот по-глупому отказался, не желая хоть на чуть-чуть подогнуть текст под мелодию. И зря! Прекрасных волгоградских песен могло быть вдвое больше.

Песни Пономаренко – Агашиной пели Людмила Зыкина, Анна Герман,.Ольга Воронец, Екатерина Шаврина, Вероника Журавлёва, много других замечательных певиц. Но главное – их пел, поёт и будет петь народ.


Подари мне платок. Музыка - Г.Пономаренко, стихи - М.Агашиной. Поёт Любовь Бажина


А где мне взять такую песню? Музыка - Г.Пономаренко, стихи - М.Агашиной. Поёт Ольга Воронец

Я чуть не плакала, когда песни Агашиной затягивали женщины на самом Дальнем Востоке, в Находке, на юбилейном торжестве тамошней жительницы. Они с недоверчивым изумлением посмотрели на меня, когда я сказала, что хорошо знаю Маргариту Агашину, дружу с ней, состою в одной писательской организации. «Не может быть!»

Может, дорогие, может! Так оно и было. Так оно и есть.

Большие таланты живут рядом с нами, маются житейскими проблемами, болеют и тихо уходят из жизни, как ушла 4 августа 1999 года Маргарита Константиновна Агашина.

Ей поставили мраморный мраморный памятник работы Виктора Фетисова в маленьком скверике против магазина «Современник», а заслуженного музея так и нет. Нет даже регионального музея творческого наследия, где могла бы быть агашинская комната. Сделал попытку Институт экономики, социологии и права (если не ошибаюсь), даже учредил премию имени Агашиной для молодых поэтов, ежегодно Агашинские чтения, но… Ушли по своим жизненным дорогам энтузиасты, и все заглохло. А мы столько экспонатов отдали туда! Рукописи, фотографии, автографы, сувениры от Агашиной, её личные вещи, даже синий шёлковый платок… Помните песню «Подари мне платок, голубой лоскуток»? Свой синий платок с шёлковыми кистями она подарила мне, а я опрометчиво передала его в это вроде как музей. Думаю сейчас: жив ли платок? Цел ли? Или валяется где-то в пыльном, бесхозном углу?

Понятно, что в общественной жизни Волгограда Маргарита Агашина была заметным, а то и знаковым человеком. Но не только в писательском цехе держалась строго и независимо. Перед властями тоже голову не клонила, особенно в пожилом возрасте. Однажды на предвыборной встрече с кандидатом в мэры, где по прикидке организаторов Агашина как почётный гражданин города должна была сказать одобрительно-рекомендательное слово, ей не понравилась двусмысленная роль политической обслуги – она встала и молча вышла из зала. Президиум огорченно шевельнулся, мол, куда же вы, сейчас ваша очередь… Ан нет, не остановилась. В коридоре сказала жёстко: «На подобные мероприятия меня больше не зовите. Я больна, еле сижу, а меня ставят в конец очереди за какими-то прохвостами из непонятных партий. Кстати, к претенденту у меня претензий нет. Можете передать им».

Творческая судьба Агашиной сложилась, на её век с лихвой хватило славы, поклонения, признания. Жуть перестроечного отторжения литературы её почти не коснулась, слава богу.

Интересная деталь. Маргариту Агашину угораздило родиться в самый неудобный день календаря – 29 февраля. Високосный этот день испокон считается несчастливым, да и зовётся по народному календарю Касьян Хромоногий. По поверьям Касьян лют, скуп и нелюдим. Рождённые на Касьяна Хромоногого обречены день рождения праздновать раз в четыре года, но Маргарита Константиновна как-то прилаживалась: в невисокосные годы друзей собирала либо 28 февраля, либо 1 марта. Главными её гостями были подруги-гидростроевки. Мы признавали их главность и не ревновали.

О личном, женском, о семье в данном случае говорить сложно. Об этом сама Маргарита Константиновна без утайки писала в своих стихах и песнях. Вспомните хотя бы «Что было, то было…» Не очень складная, но по-своему счастливая любовь с эпатажным поэтом Виктором Уриным, носящим потрёпанного орла на плече, ей давлась нелегко, конечно. Он то приезжал в Волгоград, то месяцами гастролировал где-то, не всегда даже сообщая верно ждущей женщине о месте своего пребывания. От него родились дочь Елена и сын Виктор – Виктор Викторович стало быть, у которого в свою очередь тоже родился сын Виктор, бесконечно любимый внук Маргариты Константиновны. Три Виктора – три победителя… Это что-то да значило для неё! И что тут лицемерить?! Хороший поэт всегда и во всём открыт своему читателю. По-другому не бывает, не может быть. Но при условии, что речь идёт о хорошем, настоящем поэте! Ведь и высокое своё звание почётного гражданина города-героя Волгограда Маргарита Агашина получила за всё стихотворно-песенное творчество в совокупности, в том числе и за предельную искренность, открытость, достоверность. Откуда бы иначе взялась эта щемящая народная любовь?

Кстати, говорят, что агашинская берёза, посаженная ею на Мамаевом кургане, отжила свой век, но благодарные почитатели славной землячки посадили на том же месте молодое деревце.

Жизнь идёт, но и память не умирает.

 

Маргарита АГАШИНА (29 февраля 1924 -  4 августа 1999)

«ПОПРОБУЙ ЕЁ ПОЗАБУДЬ..»

 

*  *  *
Ты тоже родился в России –
краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – берёза,
берёза – под каждым окном.

На каждой весенней поляне
их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде берёзка –
увидишь, и сердце замрёт.

Её привезли издалёка
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли,
как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси, –
лежат под берёзкой ребята –
об этом у них расспроси.

Трава под берёзкой не смята –
никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал – светло, как невеста,
и помнил – навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом –
тебе ли того не понять…

Ты тоже родился в России –
берёзовом, милом краю.
Теперь, где ни встретишь берёзу,
ты вспомнишь берёзку мою,
её молчаливые ветки,
её терпеливую грусть.
Растет в Волгограде берёзка!
Попробуй её позабудь.

РОВЕСНИЦАМ
То ли буря, то ли вьюга
снегу в косы намела...
– Ну, подруга… Что, подруга?
Вся ли молодость ушла?

Вся ли в поле рожь поспела?
Ежевика отцвела?
Все ли песни перепела?
Все ли слёзы пролила?

...То ли просто помолчала,
то ль чего подождала.
Кабы мне начать сначала,
я бы так же начала.

Так же до свету вставала,
те же делала дела,
то же пела, что певала,
тех же деток родила.

Наша песня – наши дети.
Им – и петь, и видеть вновь:
сколько песен есть на свете,
и все песни про любовь!

От неё себя не спрячешь,
не уйдёшь в густую рожь.
...А всех слёз не переплачешь.
И всех песен не споёшь.

*  *  *
Бывают в жизни глупые обиды:
не спишь из-за какой-то чепухи.
Ко мне пришёл
довольно скромный с виду
парнишка,
сочиняющий стихи.

Он мне сказал,
должно быть, для порядка,
что глубока поэзия моя.
И тут же сразу
вытащил тетрадку –
свои стихи о сути бытия.

Его рука рубила воздух резко,
дрожал басок, срываясь на верхах.
Но, кроме расторопности и треска,
я ничего не видела в стихах.

В ответ парнишка, позабыв при этом,
как «глубока» поэзия моя,
сказал, что много развелось поэтов,
и настоящих, и таких, как я.

Он мне сказал, –
хоть верьте, хоть не верьте, –
что весь мой труд –
артель «Напрасный труд»,
а строчки не дотянут до бессмертья,
на полпути к бессмертию умрут.

Мы все бываем в юности жестоки,
изруганные кем-то в первый раз.
Но пусть неумирающие строки
большое Время выберет без нас.

А для меня гораздо больше значит,
когда, над строчкой голову склоня,
хоть кто-то вздрогнет,
кто-нибудь заплачет
и кто-то скажет:
– Это про меня.

* * *
Но мне бывает в тягость дружба,
когда порой услышу я,
что я жила не так, как нужно, —
мне говорят мои друзья.
Что мало песен написала,
что не боролась, а ждала,
что не жила, а угасала,
что не горела, а жила.
Что я сама себя сгубила,
сама себя не сберегла…
А я жила — тебя любила!
А я — счастливая жила!
Я не хочу начать сначала,
ни изменить, ни повторить!
И разве это так уж мало:
все время ждать,
всю жизнь любить?

*  *  *
От берёзового колышка,
от далёкого плетня
отвязалась речка воложка,
докатилась до меня.

Вот и гуси сизокрылые,
вот и старая ветла...
Что ж так поздно, речка милая?
Где ж ты раньше-то была?

Вот и горькая припевочка
вниз по реченьке плывет:
«Не тому досталась девочка,
потому и слёзы льёт!»

Замерла ветла корявая:
Всё, как надо, поняла.
Что ж ты поздно, песня правая?
Где ж ты раньше-то была?

*  *  *
На огромной клумбе у вокзала,
ветром наклонённая к земле,
поздняя ромашка замерзала,
трепеща на высохшем стебле.

Выгибала тоненькое тело
и сопротивлялась, как могла.
Словно до последнего хотела
быть хоть каплей летнего тепла!

...Поезда вдали гудели встречным.
Люди шли, от ветра наклонясь.
И ромашка чем-то бесконечным
показалась каждому из нас.

Чистой веткой молодой берёзки.
Тополиным пухом по весне.
Первым снегом. Брызгами извёстки
на ещё не крашеной стене...

Не одно, наверно, сердце сжалось:
что поделать – каждому своё!
Только в сердце врезалась не жалость –
маленькое мужество её.

На бессмертье я не притязаю.
Но уж коль уйти – не тосковать.
Так уйти, чтоб, даже замерзая,
хоть кому-то душу согревать.

*  *  *
Кого заботы молодили!
Кого от боли упасли!
Вон сколько ноги исходили,
и сколько руки донесли.

Вон сколько плакала, и пела,
и провожала, и ждала!
И ведь не старая была.
Да, видно, сердце не стерпело.
И мать сдалась.
И мать слегла.

В глазах – не горькое «прости»,
не жаль, не боль – одна тревога:
– Ещё пожить бы. Хоть немного.
Ребят до дела довести.

*  *  *
В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.

И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.

Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.

*  *  *
Вот и август уже за плечами.
Стынет Волга. Свежеют ветра.
Это тихой и светлой печали,
это наших раздумий пора.

Август. Озими чистые всходы
и садов наливные цвета...
Вдруг впервые почувствуешь годы
и решаешь, что жизнь прожита.

Август. С нами прощаются птицы.
но ведь кто-то придумал не зря,
что за августом в окна стучится
золотая пора сентября.

С ярким празднеством бабьего лета,
с неотступною верой в груди
в то, что лучшая песня не спета
и что жизнь всё равно впереди.

 

«ВОЛГА ЕЁ ПЕСНИ НАПОЁТ...»
По следам публикаций о Маргарите Агашиной

Василий МАКЕЕВ:

«КАК У ВСЕХ НА СВЕТЕ…»
Из книги воспоминаний о волгоградских писателях «Небесный ковчег» (2012 г.)

Маргарита Агашина – боль и любовь волгоградской земли.

Однажды Маргарита Агашина написала редкие для себя белые стихи, как всегда грустные:

«У меня одной в новогодье
Всё не так,
Как у всех на свете.
У меня –
Сосна вместо ёлки,
У меня –
Туман вместо снега,
У меня –
Вместо полной рюмки
Неполученное письмо.
        
И оказалось, что эти строки личные, интимные и одинокие стихи близки и понятны до слёз чуть ли не всем женщинам на свете. Даже счастливым в любви и семье! Ибо женская душа чаще всего откликается на чужую печаль и горе.
         
Да не заподозрят меня поклонники незабвенной Маргариты Константиновны в хамовитости, но в последние десятилетия русской поэзии исконно русской бабой была именно она или, как мы привыкли высокопарно выражаться, её лирическая героиня.

Какие-то издревле крестьянские черты хранила она в душе и облике. Ни в одном практически стихотворении не заметим мы столь присущее различным поэтессам отстранённое женское кокетство и постоянную лукавую готовность к борьбе с героем.

Зато Агашина уж если плакала – так навзрыд, если прощала – так безоглядно и до конца и напрочь выгнать из сердца никогда не могла, подобно любой же нормальной русской бабе.
      
И другие агашинские женщины – все эти Тони, Вари, мать Юрки, текстильщицы, заводчанки, вдовы – по-своему несчастны и неприхотливы. Они пьют друг с дружкой, покорно встречают изменщиков-мужей, редко хвастают обновами, но при этом остаются со всей обыденностью и простотой истинными женщинами. Недаром замечательные агашинские стихи-песни можно хорошо исполнять только глубоким грудным голосом, как у Зыкиной.
        
И, конечно же, скорбными бабьими чертами наделена у Агашиной вся природа, будь то осенняя роща Притамбовья, Волга или чайки над ней:

«Зачем кольцуют белых чаек?
Зачем их мучают, когда,
Не приручая – изучая,
Им дарят кольца навсегда?»

Но каждая книжка у Агашиной получалась в первую очередь очень сталинградской, очень солдатской. Понятно её желание отстоять, возродить и напомнить то возвышенное и светлое, что мы впопыхах невзначай охаяли.
     
И вместе с тем неизменной оставалась в агашинских книжках женская тема – такая прекрасная и трудная во всех перипетиях и загогулинах судьбы, души, дороги. Агашина не умела иначе, коль эта судьба, душа, дорога на её глазах становились всё темней и опасней.
        
Так будем же всей нашей памятью благодарны Маргарите Константиновне за её редкую способность находить в себе нечто родное и близкое всем на свете!»

          
Когда в августе 1999 года Маргариты Константиновны Агашиной не стало, заплакал не я один. Думается мне, плакал весь Волгоград. И как иначе? Она была совестью нашей писательской организации, верной подругой всем счастливым и несчастным женщинам Волгограда, высокой, плакучей волгоградской песней, понятной всем людям с чистой душой.
      
Памяти Маргариты Агашиной у меня написались тогда какие-то захлёбывающиеся, не очень внятные стихи. Сердцу было не до поэтических вывертов.

«Мы осиротели в одночасье…
Вянет август, меркнет белый свет…
Женщины, оплакавшей несчастье
Бабьей доли, с нами больше нет!

Бог не выдаст, ближний не осудит,
А душа прознает наперёд,
Что её берёза не забудет,
Волга её песни напоёт.

И над молодой её могилой
Я услышу в чуткой вышине,
Как о том, что было и не сплыло,
Всё ещё она наплачет мне».

Знаю, чувствую, что за всю агашинскую любовь ко мне обязан я написать точнее и вдумчивее, полновеснее, что ли… Я напишу, Маргарита Константиновна! Хоть и труднор это – добавить самую малую чёрточку к Вашему светлому, горькому, хорошо известному портрету.

 

Александр АНАНКО:
Из книги воспоминаний о волгоградских писателях «Небесный ковчег» (2012 г.)

МАРГАРИТЕ АГАШИНОЙ
        Поэту, памятнику, человеку,
        составителю и редактору моего первого сборника

«Вот Вы и мраморною стали,
Одетой в каменный покой.
В годах былых, в далёкой дали,
Я знал Вас вовсе не такой.
Отнюдь не обойден вниманьем
В те баснословные года,
Случалось, крёстною маманей
Я звал вас в шутку иногда.

На улицах ветра кипели,
И дрог на небе Водолей.
Крещенье в ледяной купели
Свершилось где-то в феврале.
С привычной живостью в натуре,
С орлом облезлым на плече,
Открыл мне двери Виктор Урин,
Не огорчив меня ничем.

Он по плечу меня похлопал:
– Всё будет гуд, я прочитал…
При этом сам глядел, как сокол,
Орёл же старчески дремал.
– Дыши ровней, как говорится…
Что слава? Тлен и суета.
Сейчас появится и Рита,
Она там с мамой занята.

Мне было отчего-то зябко,
Все ощущения новы…
Вот появилась и хозяйка,
Она была со мной на «вы».
– Что вы одарены – бесспорно,
Но быть поэтом – как сказать…
Что это всё годится в сборник,
Мне попытайтесь доказать.

Но я-то знал простые истины,
Что есть звезда, что есть судьба…
Стихи, когда они написаны,
Всё сами скажут за себя.
Казалось, с самого рождения
Я их кропал по мере сил.
Опеки или снисхождения
К себе я вовсе не просил.

Всё это изложил я сбивчиво
В смятенье разума и чувств.
Она сказала: – Вы обидчивы,
А зря… Я попросту шучу,
Ведь вы же воин, не мальчишка,
Чтоб так вот, попусту пылать…
А книжка – что же, будет книжка…
И вскорости она была.

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную