17 декабря - 40 дней ухода Лилии Ивановны Беляевой
Владимир БУШИН
Писательница Лилия Ивановна Беляева, мой старинный друг Лиля умерла сорок дней тому назад - 7 ноября. Такое впечатление, что при всей мучительности и тяжести её болезни она словно не могла умереть раньше, словно решила во что бы то ни стало прорваться к этому великому дню сквозь долгую изнурительную болезнь, увидеть его в последний раз и проститься. И прорвалась, и простилась. Она умерла в десять часов утра 7 ноября, когда на Красной площади начался парад в честь легендарного парада Сорок первого года. Хоть и стыдливый парад, но все же… Раза три мелькнуло советское красное знамя, один раз – даже портрет Ленина На сайте газеты «Российский писатель» многие читатели, знавшие и не знавшие лично усопшую, а только читавшие ей книги и статьи, в том числе писатели, выразили свою сердечную боль, сказали много прекрасных душевных слов о Лилии Ивановне. Некоторые в память о ней вознесли молитвы. Как старый и, пожалуй, самый близкий друг ушедшей я всем говорю спасибо и низко кланяюсь. У нас почти ко всему было одинаковое отношение, расходились мы с ней только в оценке Сальвадора Дали. Помню её последний телефонный звонок. Она говорила о великой просветительной и объединяющей роли в Советское время радио и кино. - Помнишь, мы приходили в школу и радостно спрашивали друг друга: - Ты слышал, как вчера Игорь Ильинский читал «Старосветских помещиков»? А то о фильме «Заключенные»: - Как сыграл Астангов! «Мамаша, возьмите свою игрушку и запомните: это последняя краденная вещь в жизни Кости-капитана…» Ах, если бы записать на пленку этот наш последний телефонный разговор! А тем, кто вознес молитвы должен сказать: и за молитвы сердечное спасибо, но Лиля Ивановна не была верующей. Я думаю, что и в скорбные дни надо все называть своими словами. Не умолчу и о том, что иные дела церковников, такие, допустим, как их претензии на Исаакиевский собор в Ленинграде, не говоря уж о почитании некоторыми служителями церкви таких персон, как адмирал Колчак и генерал Власов, - это вызывало у покойной негодование и гнев. Ныне некая недобрая сила немало делает для того, чтобы между верующими и неверующими возвести глухую стену и даже, представив неверующих людьми второго сорта, столкнуть сограждан. Мало им и без того широких трещин и разрывов в обществе, – таких хотя бы, как между богатыми и бедствующими. Тут особенно усердствует, одновременно тоскуя о крепостном праве и умиляясь тем, что домработница называет его барином, один известный кинорежиссер. Он не останавливается и перед тем, чтобы зачислить в свои единомышленники по этому вопросу Достоевского, который, конечно же, тут не причем. В русском обществе подобной стены никогда не было. Вместе жили, вместе трудились, вместе защищали родину. Если Бог, по слову апостола Иоанна, это любовь, если Бог это сострадание, совесть и правда, то Лиля Беляева была куда ближе к Богу, чем многие нынешние скоропостижно верующие, такие, допустим, как историк Наталья Н., которая привезла в Москву свою веру из Нью-Йорка, из секретариата ООН, где несколько лет работала. Заодно привезла оттуда сожаление о том, что в русской истории были Ленин и Сталин. Однажды Лиля Ивановна позвонила знакомому писателю К. - Здравствуй! Как дела? Что делаешь? - Что делаю? Умираю… Оказывается, он тяжело болел и был один-одинешенек. Лиля бросила все свои дела, помчалась к больному, потом разыскала его бессовестных детей и заставила их помочь отцу. А было ей уже за семьдесят, не девушка с веслом… Спасти больного не удалось, но она сделала всё, что было в её силах. В «Новом мире» печатался её роман «Скандалистка». Это о себе, это она сама была скандалисткой – бескорыстной, праведной, святой. Беляева родилась на Смоленщине в Дорогобуже, потом судьба и характер носили её по всей стране – Тамбов, Вологда, Южно-Сахалинск, Москва… И не скандалила она за справедливость и правду разве что только в Дорогобуже, где еще в школу первой ступени бегала. А стала бы скандалить за ближнего помянутая Наталья Н.?... Да, святые скандалы в защиту справедливости, в поддержку униженных и оскорбленных Лилия Беляева закатывала всегда, как только начала писать. Но особенно буйные и свирепые – как только произошла контрреволюция. В Центральном доме литераторов она организовала клуб «Судьба человека», куда вытаскивала даже Ельцина. Иллюстрацией к заседаниям этого клуба могла бы служить знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Помните, там на первом плане справа двух объятых ужасом мужиков? Так это Ельцин и Чубайс. Лиля была богато одаренным человеком, она еще и рисовала, особенно удавались ей собаки и лошади. У меня дома и на даче есть и собаки её и лошадь одна. Мне кажется, после 7 ноября у них стало совсем другое выражение…
Лиля любила вот это стихотворение, и нередко вспоминала его, даже читала мне по телефону наизусть: |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||