Мария БУЗМАКОВА
Нам не привыкать отмечать, к примеру, День Конституции («великий» праздник! Подписал наш президент бумажку – и что?! Мы не подписывались – почему «отмечать» должны?), День Независимости России (согласитесь, не для всех развал Советского Союза, приведший к «демонократии» и якобы независимости – явление праздничное!). Однако эти дни выделяют на календаре, а это уже позволяет всем гражданам-трудящимся в очередной раз «откосить» от работы и уйти в дебри празднования. Причем, абсолютно, не важно - чего. Однако, если два последних, обрисованных мною «праздничных дня» действительно далеки от приписываемой им торжественности и являются лишь предлогом к очередному выходному, то значение Дня 1 мая, напротив, несправедливо, но предсказуемо забыто. Причем забыто для многих, как «страшный сон», о котором и вспомнить стыдно. И приписывают этому дню саркастичную символику современные «комики». А я пытаюсь понять, что плохого было в том, что наши дедушки и бабушки, мамы и папы дружным товарищеским коллективом – рабочим классом - собирались 1 мая на парады с транспарантами, на которых большими буквами писались лозунги мира, весны и труда?! Первое мая – это мостик к размышлениям о той эпохе, о стране, в которой я родилась, и которой в первые годы моей жизни не стало - о прошлом, вытесненном настоящим. Именно о времени былом, ушедшем, но как-будто бы на генном уровне укоренившемся в памяти моей и до сих пор так волнующем сердце мое, хочу поделиться я своими размышлениями, чувствами и воспоминаниями, какими бы зыбкими они не казались. Мне хочется понять, что происходит в человеке, когда на его глазах, быть может и в оголенных его чувствах соприкасается, как электрический ток, «век нынешний и век минувший». Поделюсь настроением о тех моментах, когда связываешь реальность нынешнюю с той не так давно закончившейся, относительно исторических временных границ, эпохой, но так быстро ставшей ненавистной и презираемой теми многими, кто не только родился, вырос, но и жил (а жил ли?) в Великой стране – Советском Союзе. Почему так? И что связывает меня и многих моих сверстников с тем временем? Попробовать ответить на эти вопросы – это прежде всего попытаться, хотя бы в малой степени разобраться с тем, что давно тревожит меня, да уверена, что не только меня, и вызывает неподдельный интерес. И первое в этом мироощущаемом ряду – песня. Я неслучайно вынесла в название своих заметок строчки из песни Исаака Дунаевского «Веселый ветер», которая звучала в фильме «Дети капитана Гранта». Музыка великолепная, радующая душу темпом своим бодрым, ритмом маршеобразным. Так и представляешь себе задорных пионеров в красных галстуках с горящими глазами, сияющими улыбками, и они - пионеры - своими тонкими, чистыми и сильными голосами исполняют песню, при этом весело и дружно шагают навстречу солнцу, навстречу радости, навстречу счастью… А не счастьем ли было родиться в стране, где жили просто, трудно, но верили, созидали и побеждали…?! Музыка, действительно, задевает «за живое», потому что сама живая. Как филолог, я не могу не обратить внимания на слова песни, автором которых является Василий Лебедев-Кумач. Это не просто рифмоплетение пришедших в голову слов – это творчество, объединенное идеей и образами, это поэзия, где слово для автора – выражение времени и души. Именно в этой песне заложены всем знакомые и, угадаю наверняка, часто становящиеся неким девизом, напутствием в жизни, строчки: «Кто весел – тот смеется, Кто хочет – тот добьется, Кто ищет – тот всегда найдет!» А как приятно находить среди замыленных современных попсовых штампов: «сон – он, дорога – порога, туда - куда, хотеть – смотреть» и т.д. чудесные, разнообразные рифмы в стихах этой песни. Рифмы богатые, точные и так о многом говорящие: «разговоры – просторы – горы, бороться – смеется – добьется, запоёт - найдет, бойцов – отцов, заиграли – подпевали». Это ли не настоящее искусство, творчество?! Ведь, что не песня советских времен – то шедевр. Недаром их до сих пор перепевают современные исполнители за неимением «собственного» но, к сожалению, лишь «пе-ре-пе-ва-ют», опошляя их. Не только финансы и мысли о заведомом успехе сляпанного «хита» среди безумной («кушающей, что дают») публики должны вкладываться в Песню, она создается и живет благодаря душе, сердцу. Живет и находит отклики у народа. Таковой и является советская русская песня – соединение талантливой простоты, душевного исполнения и национальной сплоченности. И вот, ещё о чём подумалось. Поразительно, но, уж, как не зомбирует нас «телеящик» американскими и отечественными «гага-фрисками», но прорвётся каким-то чудом в это дьявольское скопище далекая русская песня – и всё! И спазмы горло сжимают, и веришь, что выстоим! Второе – кино. Советский кинематограф богат и знаменит такими фильмами (перечислю любимые мною), как «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Мимино», «Калина красная», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» и многими-многими другими. Смотреть эти фильмы хочется всегда, пересматривать их – одно удовольствие! И самое главное – не перестаешь любить эти фильмы, смеяться и удивляться тому, о чем уже наперед знаешь. И помнишь каждое слово, которое вот сейчас скажет, к примеру, героиня «Девчат» Тося – Надежда Румянцева. А, тем не менее, переживаешь, будто впервые смотришь, смеешься и плачешь, когда грустно. Замечала за собой, что в конце фильма «Калина красная» не могу сдержать слез. Сердце задевает финальная сцена картины – ее трагичность, неминуемость. А душу греют счастье и гордость за то, что родилась на одной земле, земле алтайской, с режиссером фильма Василием Макаровичем Шукшиным. И так хочется впитать и не растерять всё то, - завещанное нам этим великим человеком в созданной им литературе, кинофильмах – всё русское, истинное, настоящее: дух, ввысь устремлённый, характер сильный земной крепью, волю, любовь. Третье – а вот третье, о чем напоследок хотелось бы сказать – это мозаика всего того эпохального и в тоже время личного. Исчезнувшего, но не ушедшего. Ведь память – это тоже жизнь… …Это и черно-белый телевизор с программами и телепередачами куда более яркими, добрыми, полезными, нежели сейчас. …Это и магазин «Гастроном», где продавалось шоколадное масло – моё любимое - , магазин, где можно было в каждом отделе выбрать то, что нужно без всяких тележек и корзин, там же – голубые продуктовые весы – не электронные, а с гирьками. Счеты, а не калькуляторы. Мне запомнились на палочках счетов коричневые колесики, которыми тетя продавец умело управляла: туда-сюда, туда-сюда, а я всё время пыталась понять, что это такое она делает – пуляет кругляшки из стороны в строну, а потом говорит какие-то цифры, откуда она их берет? …Это и газированная вода из красных автоматов. Странно…не помню, пила ли я газировку, но точно помню, этот шибающий в нос запах «грушевой» или «мандариновой», эти пузырьки лопающиеся в гранённом стакане… …Это и кассетный магнитофон с белым микрофончиком, в который я старательно вещала сказку «Маша и медведь», когда мне было два года. Сейчас нередко прослушиваю запись на старенькой, затертой кассете (надобно запись перегнать в «цифру», но отчего-то хочется так, именно так, слушать детство своё), которая до сих пор живет и служит мостиком в светлое прошлое… Понимаю, как легко меня упрекнуть в идеализации того времени. Наверняка, тогда далеко не всё было безоблачным и безупречным, красивым и простым. Но откуда, скажите, эта щемящая тоска о той, по сути-то, мифической для меня стране, той эпохе? Может оттого, что не живется полноценно в суетливом и архимеркантильном настоящем, поскольку нет ощущения времени ? А когда теряешь ощущение времени, ощущение космоса, то теряешь и себя… И всё же… …А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!
|
|