Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА

«ВОЗРОЖДАТЬ В РУССКОМ ЧЕЛОВЕКЕ ДУХ ВОИНА…»

(Памяти Вячеслава Дёгтева)

10 августа нынешнего года ему исполнилось бы только 60 лет… Да, он был смелым до дерзости и его суждения порой обижали и множили число его недругов. Наверное, многие ему завидовали. Не завидовали только те писатели, которые были сами способны писать правду, и не желающие своим творчеством сглаживать противоречия нашей действительности. Правда, она ведь как лекарство для тех, кто ещё прислушивается к голосу совести. Такими были и его кумиры: А. Куприн, В. Шукшин, Ю. Казаков. Это были писатели с «содранной кожей». Своим существованием-сопротивлением они укрощали сильных и наглых мира сего и служили маяками в теряющем нравственные ориентиры обществе… Впрочем главным кумиром для него был Джек Лондон ( не зря же он так себя иногда называл). «Русский Джек Лондон» - это броско, и это вызов для сладкоголосых лакировщиков действительности.

У В. Дёгтева была безоглядная жажда говорить правду о жизни, а некоторые его современники не принимали это, называя его пиарщиком. Однако, правда у него не была явлена в форме документалистики, ведь прежде всего он остаётся в нашей памяти как мастер остросюжетной, а порой и фантастической завязки рассказов. Рассказ был его коньком. Он был и остаётся лучшим рассказчиком русской литературы начала ХХI века. Яркой кометой ворвался он в конце ХХ века в литературу. С кем рядом его поставить? С кем сравнить? Не с кем. Так и стоит в истории литературы особняком: непохожий на всех – ершистый, ироничный, самобытный… В жанре рассказа он, пока, на мой взгляд, непревзойдённый писатель.

Торопился Вячеслав Иванович заявить о себе. Он будто чувствовал – времени ему отпущено мало. И неистово работал, работал, работал.. Он не жалел себя, ибо был уверен в том, что «на свете есть только одно, из-за чего не стоит жалеть своей жизни, - это творчество».

С присущей ему откровенностью Вячеслав Иванович признавался, что пытался заниматься и бизнесом, но Божья искра, из-за которой он поломал судьбу, своим очистительным пламенем спасла его душу от дурмана, именуемого богатством. Не мог не знать этот пронзительный человек, как иссякает талант того, кто лучшую и большую часть своей энергии отдает погоне за деньгами. Нет, этот сильный человек решил до конца «служить очистительному пламени творчества». А главное – принести своим творчеством пользу Родине, ибо он очень переживал за неё. Страдал за народ, и беспокоился о будущем подрастающего поколения ...

Тонким чутьём умного художника он лучше других видел все болевые точки в жизни нашего народа, по прихоти власти оказавшегося в позиции выживания. И он не мог не бороться за правду, наблюдая все метаморфозы современности. И был прям до резкости, часто раздражавшей его собратьев по перу. Воспринимался как оскорбление и его максимализм в оценке коллег ( и, даже классиков). А его интервью в народных газетах казались иногда нескромными. Так он завоёвывал популярность и очень хотел привлечь внимание большего количества людей. Желал стать популярным писателем, чтобы советами помогать людям выжить. Воспоминаний о нём, на мой взгляд, имеется немного.

Спасибо двум выдающимся литераторам современности – Валерию Хатюшину и Владимиру Бондаренко. Первому за то, что опубликовал в журнале «Молодая гвардия» рассказ умного и чуткого писателя Владимира Петрова, сумевшего без тени зависти, дружелюбными глазами увидеть писателя Дёгтева в своём рассказе-воспоминании, названном им «Дух воина». Второму – за то, что, поднявшись над сиюминутными человеческими страстями, определил высокое место писателя Вячеслава Дёгтева в истории отечественной литературы, назвав его в своих статьях-исследованиях «Рассказчиком от Бога» и «Певцом жизни» .

Ещё меня очень трогает рассказ Виктора Гусева, воронежанина, бывшего студента Литинститута, опубликованный в журнале «Наш современник» в 2005 году, в год смерти В.Дёгтева. Называется он «Потому и грустно» и считается для автора дебютным. Он написан с любовью к «учителю» (так он называл В.Дёгтева) и отличается теплотой и задушевностью в описании последних дней писателя. Как сложилась дальнейшая жизнь В.Гусева я, к сожалению, не знаю.

Рассматривая его фотографии, выложенные в Интернете и всматриваясь в его лицо, ловлю себя на мысли о том, что даже если бы не была знакома с рассказами Дёгтева, посмотрела бы на его фотографию и сказала - этот человек силён духом и телом. Он не боялся в своих рассказах-исповедях выставить напоказ свои далеко не лучшие стороны. Это, безусловно, признак сильной натуры. Ведь, его биография – не гладкий путь, охраняемый дипломами его родителей. Как сказал сам Вячеслав Иванович, «если что-то из себя и представляю, то не благодаря своему окружению, происхождению, деньгам родителей, породе и связям, а вопреки».

В прозе Дёгтева поражает многое. Главное же, чему может позавидовать (и завидуют до сих пор) любой рассказчик – необычайная энергия писательского слова. Энергия, о которой может мечтать любой литератор. Эта энергия при первом знакомстве с рассказами Дёгтева, ударила меня как током и, казалось, эта энергия идёт прямиком от сердца писателя к моему. И душа моя возликовала: в современной русской литературе появился крупный писатель! Сборник рассказов «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», где был и мой рассказ, начинался тремя рассказами Вячеслава Дёгтева. Первой моей мыслью после прочтения всех авторов была: «Он не такой, как мы, он – особенный». Так я впервые познакомилась с прозой Дёгтева.

Его много и охотно печатали все ведущие литературные издания: «Наш современник», «Юность», «Москва»,, «Роман-газета», «Литературная Россия», «Литературная газета» и др. Затем он становится лауреатом литературной премии им. Александра Невского «России верные сыны». В предисловии к «Избранному» авторов - лауреатов этой премии, председатель жюри Пётр Проскурин назовёт его «одним из лучших современных рассказчиков»

Поражала меня в его рассказах невидимая, но хорошо осязаемая связь с теми людьми, о которых он писал. Трепетное отношение к своему герою убеждало в том, что Вячеслав Иванович крепко стоял на своей родной земле, убеждало так, что читатель чувствовал : во всём, что происходит с русскими людьми, писатель был кровно заинтересован.

В иных рассказах («Коцаный», «Яма» и др.) порой немыслимая и оригинальная фантазия автора переходит в сказочную, но, задумываясь о видовых особенностях прозы автора, я смею утверждать, что всё, написанное Вячеславом Дёгтевым, является реализмом в самом лучшем смысле этого слова. А фантасмагорические фабульные ходы лишь придают особую свежесть и новизну этому новому реализму.

Главное же то, что творчество Вячеслава Дёгтева – большого русского писателя, не адресовано какому-то определённому социальному слою, а доступно и понятно всем людям. Оно пробуждает к жизни человеческие души, ещё живые и способные в потерявшем нравственные ориентиры обществе, осмысливать происходящее.

Как показала жизнь, творчество Дёгтева – и это особенно стало явным после его внезапной смерти – оказалось востребованным не только для избранного круга литераторов, но и для великого множества людей. У него вышло немало сборников рассказов, только его книги трудно купить: я не вижу их на прилавках книжных магазинов.

В замечательном рассказе «Медовый Спас» есть такие строчки, обращённые к сыну: «Только когда ты умрёшь, тогда и станет ясно, был ли в твоей жизни смысл, но только кто тебе скажет об этом, да и нужно ли тебе тогда это будет?»

Дорогой Вячеслав Иванович! В Вашей жизни был большой смысл! Спасибо за то, что Вы были... Нет, Вы будете вечно жить в своих творениях, а значит, в нашей русской литературе! Но, видимо, Господь жалеет всех «страдальцев за русских людей», видя, как они маются на грешной Земле, потому и рано их забирает… Вячеслав Иванович и сам говорил сыну, что с совестью жить на свете тяжко, « а с душой – лучше не рождаться…». Но, вопреки своим словам, придя в этот мир с открытой русской душой, стал щедро расточать её богатства…

Интервью Вячеслава Дёгтева газете "Советская Россия"от 21 февраля 2004 года

- Вячеслав Иванович, какими вы видите Вооруженные Силы современной России? 

- Главный враг всякой армии – ее слабость. Если у России есть армия, армия должна быть по-настоящему боеспособной. Иначе – плохая армия в плохом государстве. За минувшие два-три года обстановка в Вооруженных Силах стабилизировалась, но коренного перелома, на мой взгляд, не произошло. И это отражение экономики страны. Качественные оценки – дело специалистов, и все же слишком многозначителен тот факт, что, по официальным данным, Армия количественно в полтора раза уступает милиции. Пухнут части МЧС и другие «силовые» структуры. 

Вряд ли это оправданно. Без армии нет государства. Это весомейший геополитический аргумент. Вот, пробомбили Соединенные Штаты Югославию, Афганистан, Ирак, и неизвестно, как там дальше повернется. Лет через десять-двадцать обветшают наши ядерные носители... Настораживает уже то, что в «сырьевой» экономике две трети населения России – просто лишние. Чтобы успешно обеспечивать Запад нефтью и газом достаточно сорок-пятьдесят миллионов человек. Лично меня такой порядок вещей не устраивает. Гордыня или стремление к мировому лидерству здесь не при чем. Просто не хочу, чтобы мои дети и внуки 
попали в «ненужные» две трети или жили по чужой указке. Так можно потихоньку превратиться в «банановую республику» с армией для парадов... 

- Возможно ли как-то подкорректировать общественное мнение, пробудить оборонное сознание народа? 

- К сожалению, сегодня гражданские СМИ предельно коммерциализованы, а многие военные издания низведены до уровня специальных многотиражек, и не влияют на оборонное сознание общества. Даже военное издательство не издает профильный сектор художественной литературы – мы теряем важнейший элемент военно-патриотического воспитания. Где же государственные воля и влияние? При чем здесь рынок и деньги?.. Конечно, за два тысячелетия бывало всякое. История России – череда бедствий: войн, неурожаев, нестроений, нестояний, бунтов... Так что все происходящее – проблема относительно нескольких спокойных десятилетий, а с позиций Большой Истории – нормальное развитие. И страна не окажется без Армии, но сейчас-то каково?! 

Русский народ очень воинственный. Верю, что прошедшие Северный Кавказ взводные и комбаты скоро вырастут до полковников и генералов, как бы не старались их «задвинуть». Опираясь на более эффективную экономику, они сформируют по-настоящему боеспособные Вооруженные Силы. 

- Не слишком-то оптимистический взгляд на сегодняшний день... 

- Мало что настраивает на оптимизм. Судите сами. Многие яркие личности - генералы, проявившие себя на Северном Кавказе, сегодня уволены из Вооруженных Сил, и в лучшем случае стали губернаторами. Сделано как будто специально для того, чтобы армейский человек потерпел фиаско, возрождая народное хозяйство... Эти люди должны были оставаться визитной карточкой Армии. Не только генералы. К примеру, в первую чеченскую кампанию очень хорошо показал себя спецназовец подполковник Алексей Ефентьев, прообраз «Гюрзы» из кинофильма Александра Невзорова. Сегодня он – офицер запаса и председатель колхоза. Армии нельзя разбрасываться такими кадрами! Представьте, что в свое время председателем сельхозартели сделали бы Чапаева... Слишком несоизмеримы масштаб личности и отведенная государством социальная роль. Конечно, волевой, сообразительный человек будет бороться, не пропадет, и все же... 

О многом говорит и пример посаженного в тюрьму полковника Буданова. А собственно за что?! На войне как на войне. Буданова боевики боялись... И почему интеллигенция смогла вытащить из-за решетки Лимонова, а Армия не может то же самое сделать с Будановым? И позорно молчит. 

- Вячеслав Иванович, вы сознательно ставите в один ряд писателя Лимонова и полковника Буданова? 

- Понятно, что Лимонова посадили за политические убеждения. Похоже, и Буданова посадили в «воспитательных» целях, чтобы другие «не высовывались». Так можно посадить любого командира – снаряд попал в больницу или что-нибудь подобное. Думаю, рано или поздно освободят и Буданова. И славу вернут. Человек страдает за Россию. 

- Почему в вашем творчестве так много внимания уделяется темам войны и мира, насилия и противодействия ему? 

- Подсказывает темы, настраивает на размышления сама жизнь. Еще в 1995 году было ясно: раз ввязались в войну на Северном Кавказе, надо победить. Не только силой оружия. В Чечне выросло целое поколение молодых людей, не умеющих зарабатывать иначе, чем стрельбой или закладкой фугасов. Произошла подмена ценностей: работать, созидать – непрестижно, а убивать за деньги – дело настоящего мужчины. Плюс поголовная неграмотность – питательнейшая почва для агрессивной идеологии ваххабизма. Новое поколение формируется в подчеркнуто исламской среде, по другим законам. Сегодня на Кавказе нам надо восстанавливать не только жилье. Не менее важно строить библиотеки, открывать кинотеатры – нести нашу культуру, идеологию. Хорошие книги и кинофильмы – оружие не сиюминутное, не панацея, это задел на будущее... Вспомним, что еще в 1985 году была такая общность – советский народ. И в Чечне тоже. 

Когда я начинал работать в Туркмении, нашей бригадой руководил ингуш, плечом к плечу со мной трудились чеченцы, дагестанцы. Никому не приходило в голову враждовать, потому что все были воспитаны в советской школе, где выпячивание своей национальной принадлежности было дурным тоном. Природа не терпит пустоты, все происходящее сегодня – следствие государственной политики самоустранения. Мудрый государственный руководитель должен был просчитать возникновение подобной ситуации, а не раздавать направо и налево суверенитеты. Чтобы потом не возвращать их с применением силы. 

- Интересно, что разговор с писателем из плоскости литературной постоянно переходит в историческую и политическую... 

- Так ведь это жизнь! Там, где Российское государство ослабляет свои позиции в идеологии или в пространстве, враждебные силы сразу занимают эти позиции. Таков объективно-исторический процесс. В период камлания в Чечне правозащитника Ковалева вайнахские лидеры использовали пожилого чудака и его «общечеловеческие ценности» для формирования мирового общественного мнения. Позже на эти ценности наплевали, и забыли, проводя в жизнь принцип вытеснения с Кавказа, прямого уничтожения русских «недочеловеков»... 

Вспомним недавнюю историю. Когда в 1945 году Сталин выселял чеченцев, все понимали, за что. За поддержку немцев, за аэродром в горах и белого коня в подарок Гитлеру... Сегодня подобной ясности и твердой государственной воли не хватает. 

- Не хватает, наверное, и в более широком смысле. Должна ли Россия замыкаться в междоусобицах, оставляя важные точки геополитического влияния: Кубу, Вьетнам, Югославию?.. 

- Это процесс обидный, но объективный. Сегодня государство ослабло, и обозначать военное присутствие, содержать военные базы в географически отдаленных точках нам не по чинам... 

- Извините, но ведь это в нашей стране, а не из космоса, берутся деньги для безумно дорогих покупок зарубежных футбольных клубов и древних замков. Россия перестала быть богатой? 

- Наверное, такова цена демократии. Государство позволяет взять эти деньги и потратить так или иначе, но даже при ослабленном государственном контроле возможно создание нетерпимого общественного мнения в отношении приведенных вами примеров. И такое мнение формируется, медленно, но верно. Представьте себе английского губернатора, купившего наш «Спартак». На Туманном Альбионе ему создадут такие условия, что вынудят через неделю переселиться в Россию. Государственный контроль – не всегда означает жесткие физические действия, спецназ и ОМОН. Есть и другие методы влияния. Между прочим, «народ безмолвствует», никак не выражает своего мнения по поводу нетерпимых фактов – тоже позиция. Очевидно, и на предстоящих выборах в Государственную Думу продуктивно проголосуют около десяти процентов граждан, остальные – проигнорируют или проголосуют «против всех». Налицо новый виток недоверия власти, которой за минувшие три-четыре года удалось, прямо скажем, немногое. 

- Вячеслав Иванович, и все же в основе вашего творчества – оптимизм, «разумное, доброе, вечное». Вы в конфликте с действительностью? 

- Стараюсь отражать жизнь и перспективы без натяжек и без сгущения тонов. В последнее время в рассказах своих ухожу от трагичных финалов. «Хэппи энд» в России не проходит, и все же есть какое-то ожидание чуда. Русский человек верит в чудо. Это больше чем оптимизм. И я верю: если Россия – подножие трона Господа, то Бог не оставит Россию. Метаморфозы, какие-то сильные потрясения, из которых мы выйдем качественно иными, - дело времени. И тогда нам станут доступны простые истины. 

- А на чем основано «ожидание чуда»? 

- Объективно «чудо» зреет в обществе. Думаю, наше правительство это знает и народа своего на фоне экономических экспериментов побаивается более чем зарубежного неприятеля. Это видно и по тому, где и кем сегодня служат генералы Казанцев, Шаманов, Трошев, и по «Закону об оружии»... 

- Вячеслав Иванович, почему вы упомянули «Закон об оружии»? 

- А почему я, нормальный взрослый человек, не могу приобрести в личное пользование пистолет или винтовку?.. Не знаете, а я знаю. В детстве стрелял из трех обрезов, и все были сделаны из русских винтовок – эхо первой мировой. Такие были на Дону в каждом дворе. В 20-х годах прошлого века крестьяне стреляли из них в первых председателей колхозов. Не потому, что монархисты. Просто новая власть мешала людям жить на земле своим трудом – продразверстки, раскулачивание... Отсюда – «батьки», восстания крестьян и кровь – до 1922 года. И сегодня народ доведен до состояния, когда он никому и ни во что не верит, и ко всему готов. Сама грань между государством и криминальным миром условна: для меня полковник Буданов – герой, для государства и чеченских боевиков – уголовник. Несправедливость, противоречия, неэффективность пестрой многопартийности – все это неизбежно приведет к корректировке существующей системы, если не «сверху», то «снизу». И чем глубже загонят болезнь, тем с большей силой сорвет крышу. 

- Выходит, нашим олигархам еще повезло, что сегодня «на вилы» их берут предусмотрительно-бережно «сверху»?.. 

- Пушкин писал: «Народный бунт – бессмысленный и беспощадный». Это точка зрения барина, который не работал, водку пил, развлекался с крестьянскими девушками, проигрывал в карты целые деревни. И вдруг – бунт. Неприятно. Только ведь рано или поздно надо платить по счетам... И в современном обществе температура понемногу растет. В 1985 году многие поддержали перестройку не для того, чтобы жить беднее. 

- Вместе с тем, в каждом областном центре России, не говоря о столицах, строительный бум – как грибы после дождя растут трехэтажные особняки в «долинах нищих». Может быть постепенно «поднимутся» и остальные? 

- Откуда берутся деньги, ясно всем. Проблема в том, как они расходуются. Двадцать лет назад построили бы подводную лодку, сегодня на эти деньги покупают футбольный клуб «Челси». Раньше в Вязьме стояли полторы сотни истребителей Миг-17, и нас, восемнадцатилетних пацанов учили летать (за два года срочной службы у меня – 105 часов налета, из которых половина – самостоятельных). Почему сегодня государству не нужны крылатые мальчишки?! Продано все, что продавалось. Складывается ощущение, что страна сошла с ума... Мы же были второй страной мира по экономической мощи. А вот коммунистическому Китаю почему-то удается семимильными шагами развивать экономику без «шоковой терапии». Мы – тоже самодостаточная страна, и 80 лет за «железным занавесом» доказали это. Случались бы иногда «пятилетки легкой промышленности», не понадобилась бы и горбачевская перестройка... 

- Действительно, противоречий и странностей много. Мы пытаемся вернуться к своим историческим корням, реставрируются православные храмы. Вместе с тем, буквально через улицу строятся пентхаузы у Вечного огня. Воронежская действительность. Что вы об этом думаете? 

- Строим храмы, чтобы грех прикрыть. Восстановление церквей – дело благое, но в древнем пророчестве сказано: «Когда наступят последние дни, храмов будет много, но они опустеют». Было в Воронеже три храма, станет тридцать, а религиозность народа вряд ли повысится. 1917 год мы проехали, прошлого не вернуть. Народ и в партию-то не очень верил. Вера – дело суровое, требует самодисциплины, каждодневной молитвы, поста... А в храмы пришли попы из вчерашних партийно-комсомольских работников, музейных оценщиков, авиатехников, даже из «голубых»! Имеют ли эти люди моральное право окормлять паству? На строительство храмов уходят огромные деньги, которые могли бы помочь бездомным и обездоленным... 

- Вячеслав Иванович, на чем же стоять дальше? 

- Раз выпало родиться в России, надо бороться до конца. Верю в высшие силы, которые не дадут России пропасть. Жизнь должна быть попыткой преобразования мира вокруг себя в соответствии с убеждениями. Даже если мир живет по другим законам, и многие сочтут это чудачеством. 

 Беседу вел Александр ХРОЛЕНКО

 

Вячеслав Дёгтев:

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ
(Памятка)

Андрей, сын мой! Ты вступаешь на арену жизни, где тебя не ждут, где никому не нужен и только раздражение будешь вызывать и антипатию, порой самим лишь фактом существования. Каким бы аскетом ни был, ты все равно будешь посягать на чье-то жизненное пространство. Благодаря мировым архитекторам жизнь наша сейчас аховая — это грязный, отнюдь не ароматный поток, этакая Клоака. Грязевой сель антагонизмов. Адовый этот ассенизаторский поток имеет свойство аннигилировать-растворять в себе все живое и сложное, — это едкая, активная среда. А потому, чтобы жить в этом амбре, нужно создать вокруг себя защитную оболочку, этакую капсулу, некий кокон, альянс апологетов, если угодно, который бы защищал от внешней, едкой, повторяю, среды. Что-то вроде Наутилуса. Субмарину со своими законами, со своим уставом. Куда будут допущены только избранные. Тобой избранные адепты. Итак... 

Будь всегда самим собой. Будь терпим к чужим слабостям, свои же искореняй безжалостно. Не ищи людского понимания, тем более объективного. Не рассчитывай, что тебя будут оценивать объективно. Запомни: ложь — это правда других, а чужая правда — это удобная, приятная для них ложь. То, что ты считаешь объективной оценкой, это всего лишь твое желание, чтобы так считали окружающие. Но что для одного благо, то для другого смерти подобно. И тебя будут оценивать с точки зрения своих, чаще всего банально-шкурных интересов и по шкале своего понимания о благе. Благозвучным словесам о благородстве и возвышенных благообразных целях не верь. Сам не болтай о благородстве, лучше постарайся быть благородным без бахвальства. 

Во всем всегда вини себя. В институт не взяли — виноват сам: неважно подготовился; если б ты был первым по знаниям, никакие экзаменаторы-взяточники не посмели бы вкатить тебе "пару". Вышла возлюбленная замуж за другого — виноват сам: не ту выбирал, а тому вахлаку — посочувствуй. Верить другу перестал — виноват сам: не с тем водился. Воздавай каждому должное: не возвеличивай ничтожество, даже если тебе это выгодно; великого не унижай фамильярностью — тем самым ты лишь уронишь себя в его глазах. Врачам не верь; большинство врачей — это вчерашние студенты-троечники, открывавшие учебники за пару часов до экзамена. Научись врачевать себя сам. 

Говори по делу и кратко. Говори суть, не разглагольствуй. Говори, когда спрашивают, и не лезь с советами, даже если они и не глупые. Помни, что глупцы гневливы и горделивы, потому гони от себя гнев и гордыню. 

Довольствуйся малым. Доведи потребности до минимума, и у тебя будет все необходимое. Дави в себе стяжателя. Помни древнего мудреца, сказавшего о рынке: "Как много на свете вещей, которые мне не нужны!" Держи людей на дистанции — больше будет уважения. Не давай повода ищущим повода, поэтому не заводи слишком доверительных отношений. Деньги не презирай, но и не будь их рабом-данником. Деньги не всегда дьявол. Но и не всегда друг. Относись к ним индифферентно. 

Евангелие учит любить всех, в том числе и врагов. Это все равно что отапливать белый свет или наполнять бездонную бочку. Гораздо естественней, утверждаю еретическую мысль, любить друзей и близких. Незачем уравнивать родную мать с последним убийцей-душегубом. Итак, люби близких и будь с ними честен. Пусть у вас будут единые помыслы и устремления. Одному в жизни тяжко, как сказано поэтом, "каждый сильный ему господин и даже слабые, если двое". И вообще, единица — это почти что ноль. 

Ёрников сторонись. Это люди злые и ехидные. Ёрничает человек обычно от внутреннего дискомфорта, он не изольёт на тебя елей, он выплеснет на тебя черный свой яд. Такой не принесёт тебе отдохновения, и у тебя никогда не ёкнет сердце от счастья общения с ним, зато частенько будет ощущение — что ты сел на ежа — от его беспрестанного ехидства. 

Живи по средствам. А потому не занимай денег. Сам же не зажимай, если просят взаймы — дай, но единожды и ровно столько, чтобы смог безболезненно перенести невозврат долга. Если должник не отдал в срок — безжалостно вычеркни, выжги этого человека из своей жизни, это сорняк, вон его с пажитей души твоей. Живи своим умом. Не жди, что придут и что-то предложат — еще ни одна гора не пришла к Магомету. 

Злорадствующих и злословящих злопыхателей избегай. Сам не злорадствуй и не злословь. С теми, кто злорадствует над кем бы то ни было, особенно злословит за глаза, не поддерживай с теми контактов. Злословя, человек в момент злорадствия, показывает истинное свое злое лицо злопыхателя, свою завшивленную изнанку, так же позлорадствует когда-нибудь этот зложелатель и над тобой. Рви со злыднем безвозвратно. Лучше иметь мало друзей, зато друзей, а не назойливых "знакомых". Здоровайся со всеми, даже с теми, кто с тобой не здоровается, — тем самым ты унизишь его, даже не намереваясь этого делать. Знай во всем меру; ничем не злоупотребляй — зачем тебе умирать не в свое время?.. 

Избегай поучать кого-либо, даже если и требуется. Умный в этом не нуждается, а дурак все равно не поймет. Иди своим индивидуальным путем. Избегай натоптанных троп. Если за тобой повалила толпа — значит, путь изначально избран неверный. Ничего выдающегося на нем не ждет, срочно меняй путь, ибо истину обретают лишь одиночки. Если твои идеалы стали исповедовать многие, а идеи сделались "модны", значит, в этом есть удобная для толпы ложь. Толпа не изменилась с древности: она так же избегает суровых истин и все так же верует в красивую ложь. Красивые, хотя и извращенные иллюзии ей ближе, чем неприглядные истины. С подозрением относись к излишне изобретательным идеям, внимательно изучай заманчивые предложения — тут всегда какой-нибудь подвох, какая-нибудь игра, ибо бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловках. Лучше быть недооцененным изначально испорченной нашей инфантильной интеллигенцией, чем захваленным, пусть даже и заслуженно. Индифферентно относись к так называемому успеху, ибо ранние почести искривляют, а порой изламывают жизнь. 

Комфорт развращает. Бойся комфорта. Не давай комфорту приручить себя. Помни, что тело съедают сласти, а душу — страсти. Ограничивай себя во всем, и тогда поймешь, что главное в жизни — простота, ясность ума, душевное и физическое здоровье, и тогда смысл жизни окажется в самой жизни. Остальное все — суть блуждания воспаленного, неудовлетворенного, праздного ума некультурного, ибо культура есть система запретов. Как самые изысканные кушанья неизбежно портят фигуру, так комфорт убивает порывы души. Бери пример с предков наших: они крепко держали в руках копья и мечи обоюдоострые и крушили врагов окрест; они крепко стояли на кремнистом, каменистом пути и были счастливы в воинственной простоте своей. Карнеги не читай. А если кто подарит этого конформиста — повесь в сортире на гвоздь. 

Люби тех, кто любит тебя. Будь благодарен им за их любезное к тебе расположение. В общении с ними пусть голос твой будет кроток и ласков, преисполнен любви. Если что-то обещал близкому человеку, выполни обязательно, с лихвой. Людям, близким тебе, делай подарки, приятные сюрпризы. Говори им комплименты. Не лицемерь с ними. Хвали их, это будет приятно не только им, но и тебе — лицезреть их ликующие глаза. Говори друзьям любезности — но только друзьям! — и не захваливай, иначе похвала твоя превратится в лесть и ничего не будет стоить. Не говори друзьям лживых слов, пусть слова твои будут прямые и правдивые, и чтобы притом сквозила в них любовь. Помни, что нас любят те, кого любим мы. 

Мирись первым. Но не унижайся. Если твоей протянутой рукой манкируют — больше мира не ищи. Пусть помирит вас Бог. Не бойся умереть — это всего лишь миг. Не относись к жизни слишком серьезно — все равно выйти живым из этой игры еще никому не удалось. Поэтому живи так, как будто каждый день последний, это придаст твоему существованию особую окраску. Если хочется насладиться местью — мсти, коли не можешь простить. 

Никогда ни о чем не жалей. Не оглядывайся на упавших, иди вперед, но помни, что вершина — это начало спуска, а чья-то смерть — это всегда продление чьей-то жизни. Научись отделять тщеславие от честолюбия, это разные вещи. Научись жить настоящим; пусть будущим живут сумасшедшие и "поэты", а глупцы вздыхают о прошлом; ты живи настоящим, ибо только текущее мгновение и есть жизнь, вся природа так живет, и будь адекватен вызовам времени. Не задумывайся о дне завтрашнем и ничего дольше суток не планируй, ведь все дела делятся на две категории: одни можно не делать, а другие делаются сами. Никогда ни у кого ничего не проси. Нужен станешь — сами найдут и дадут. Если же нет — сколько б ты ни просил, не получишь того, что нужно. А если и получишь, то в итоге окажется, что потерял гораздо больше. Самое лучшее — обставить дело так, чтоб принесли желаемое, да еще и благодарили за то, что принял, — в этом мудрость. Не играй в лотереи. Я еще не видел выигравшего, зато проигрывают все — в этом смысл лотереи. Не участвуй ни в каких конкурсах и викторинах, не теряй времени. Все места и призы там распределены еще до открытия викторины. 

О планах своих помалкивай, ибо опыт учит, что мозги человеку даны, чтоб скрывать свои мысли. Поэтому не озлобляй против себя людей, не показывай им свой ум. Если же не в твоем обычае держать язык за зубами, тогда лучше говори ошеломляющие общество глупости или общие слова — люди снисходительны к ограниченным и не принимают их в расчет, они очень быстро охладеют к тебе, — ты же осторожно и осмотрительно делай свое дело. Лучше прослыть дураком, чем быть им. Не очаровывайся сам и старайся не очаровывать других; люди легче прощают предательство, чем разочарование. Относись ко всем с уважением, даже если человек недостоин уважения, все равно говори ему "вы" — это возвысит тебя в глазах тех, кто ему "тыкает". Обливайся каждое утро ледяной водой, и визиты к врачам сведешь до минимума. Объять необъятное не пытайся — хотя стремиться к этому надо, — но каждый день обязательно делай одно, всего лишь одно дело, направленное на перспективу. Одно, но каждый день! И вскоре ты обойдешь сверстников. В общем, строй, что построится, а там посмотришь, что получится. Опасайся "общечеловеков". 

Презирай врагов своих. Их не должно для тебя существовать. Будь выше их злословия. Помни: собаки лают, караван идет. Ни в коем случае даже не пытайся любить их. Не верь в то, что тебя они простили. Сам не прощай обид, всегда "плати по счетам", иначе об тебя будут вытирать ноги все, кому не лень. Добряков в жизни не уважают, на них воду возят, иногда в прямом смысле. Помогай друзьям. Поддерживай в спорах друга, даже если он и неправ, — иначе друга потеряешь. В спорах с нацменами поддерживай единоплеменника, даже если он и несимпатичен тебе. Даже если он — враг. Все-таки перед чужаком — это родная кровь. Тебе не простят "объективности" ни те, ни другие. Никогда не заигрывай с врагами твоих друзей. Помни, что враг друга не может быть твоим другом. С предавшими друзьями расставайся легко и не сходись больше. Порванную бумагу как ни склеивай, все равно останется рубец; лучше поискать новый чистый лист. Даже тех, кто приполз к тебе на брюхе после разлада, не подпускай второй раз близко, ибо людям свойственно помнить старые обиды, — для этого почитывай иногда эту "памятку". Презирающих тебя — презирай. 

Развей в себе способность взирать на жизнь отстраненно. Будь равнодушным прохожим, учтиво-рациональным. Старайся поменьше привязываться к чему бы то ни было, не будь рабом никаких идей. Тогда не получишь разбитых надежд. И в душе не будет разлада. И ни в чем не разуверишься. Разбивай иллюзии сам, и тогда не будет ежедневных трагедий. Подходи к жизни разумно, а потому не развратничай — иначе будешь работать на аптеку. Расчетливо распределяй силы и не рассчитывай на то, что тебя будут помнить через сто лет. Даже если и будут, то какая тебе от того радость и польза? Радуйся розам в росе, радуге, румяному карапузу сейчас. Помни, что рая нет. Как, впрочем, и ада. Однако не забывай, что ты — русский. 

Сохраняй самоуважение, но гони от себя спесь. Сохраняй своеобразие в поведении и в мыслях, чтоб нельзя было тебя "просчитать". С одним и тем же человеком не делай дважды одного и того же дела. С неприятными, злыми людьми не общайся, не будь близок, не дели стола и крова, — все это рано или поздно, но выйдет тебе боком. Старайся не спорить. В спорах не рождается никакая истина, спор хорош лишь тем, что улучшает пищеварение; в споре ты проговариваешься и раскрываешься, сам того не желая. Помни, что так называемые добрые люди слывут в свете как слюнтяи, недаром классик снисходительно сказал про таких: "Хорошие люди редки в мире, как фальшивые деньги". Мир же по своей природе суров и склоняется только перед силой в виде власти, денег, влияния, авторитета, иногда в виде интеллекта. Старайся быть сильным хоть в чем-то, помни, что у слабого нет друзей. Соучастия и понимания не жди, не тешь себя самообманом, скорее всего не дождешься. От экзальтированных субъектов с сияющими глазами держись подальше. Старайся удерживаться от связей и с сумасбродами: это шизоиды или просто сумасшедшие, и ничего, кроме лишних проблем и дурной славы связи эти не принесут. Помни: лучше потерять с умным, чем найти с дураком. 

Ты явился в этот мир незваным и нежданным, проживешь жизнь неизвестным и никому неинтересным и уйдешь в небытие неоплаканным. Трагичный изначально, мир наш даже не заметит твоего исчезновения. А тот, кто заметит, внутри себя инстинктивно порадуется: пока не я!.. Так что воспринимай тривиальность, бессмысленность и трагизм своего существования как должное. Тебе должно быть все равно, как тебя будут хоронить: в простом гробу или на орудийном лафете. Вместо тебя не умрет никто, каким бы заслуженным ты ни был. Смертью и забвением кончают все, какими бы талантами ни обладали, и никто пока участи этой горькой не избежал. Поэтому цени жизнь, пока теплый, и не думай, что будет, когда станешь холодным. 

Учись терять. Вся жизнь — это сплошная цепь потерь. И чем будешь старше, тем убыли станут увеличиваться, а уроны будут убийственней. Научись держать удар. Уступки свои оправдывай как-нибудь, чтоб не мучили угрызения совести, и старайся утешиться чем-нибудь другим. Учись ждать. Но не пережидай. Когда подворачивается удобный случай, не упускай. Лучше сделать и потом жалеть, чем жалеть, что не сделал. Будь удальцом, устремляйся прямо к цели; нужно — ломись, несмотря ни на какой ущерб. Упустишь момент — бывает, упустишь саму жизнь. Каждому человеку в жизни хоть раз улыбается удача, надо только успеть ухватить эту птицу за хвост. Будь упрямым, но не "упертым". Уходя — уходи без сожалений. И помни, что успех — величайший в мире оратор. 

Философы древности предостерегали учеников от женщин. Говорили, что женщина-фатум горше смерти, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы. И это, как говорится, неопровержимый факт. Итак, не люби женщин. Если не можешь не любить, то хотя бы не расточай ей фимиам, не создавай из нее фетиш, ибо феерия сразу же сменится такой кабалой, по сравнению с которой римские галеры покажутся раем. Не откровенничай, а тем паче не философствуй с женщиной. Если женщина перестанет сплетничать и приохотится философствовать, тут не откупишься даже норковой шубкой. Если не можешь удержаться от фрондерства, то не говори хотя бы главного или сведи разговор на финише к какой-нибудь фривольности. Она из всей твоей филиппики зафиксирует в памяти именно этот забавный пустяк. 

Ходи прямыми путями. Будь хозяином своей судьбы. Не давай сбить себя с пути, а потому не верь хлюстам-агитаторам, каким бы сладким хором они ни пели: "халва!" — во рту у тебя не станет слаще. Помни, что все самые хваленые идеологии — суть исторический хлам, все они призваны хлипкими заплатками всевозможных хламид прикрывать бездонные хляби на месте давно разрушенного храма. Нет на свете никакой, самой величайшей и благороднейшей идеи, ради которой стоило бы ставить на кон свою жизнь, пусть даже самую ничтожнейшую на чей-то холодный взгляд. Они будут произносить храбрые словеса, воздымать красивые хоругви с правильными девизами, а умирать за эти химеры в предсмертном хрипе придется тебе. Лишь Родина — не химера... 

Цель выше и дальше. Пусть цели твои будут величественно-царственными. Будь цельным, не разменивайся на мелочи. Цени тех, кто истинно ценен. Старайся пахать по целине или хотя бы поперек борозд. Никогда не целуй руку, если хочется укусить или оцарапать. Не злоупотребляй цитированием, даже умных мужей, помни, что цитаты — это цивилизационные цепи для мозгов, — старайся сам оставить после себя цитаты. Помни, что и цинизм в меру — ценен. 

Человек одинок изначально. Воспринимай это как данность. Не надейся на чудо, оставь это глупцами и чудакам, будь готов к тому, что проживешь жизнь непонятым и умрешь непризнанным, и это не должно тебя чересчур огорчать: смерть и забвение неизбежно уравнивают всех. Потому всякое честолюбие и чванство пред чертогом вечности — чепуха и чушь. Черновиков у жизни не бывает, есть только чистовики, живи набело, а значит, живи честно. 

Шагай по жизни широко, и не бойся порвать от таких шаганий себе штаны. Не шарахайся в шоке от всяких шавок — такие, даже башковитые, не вызывают из-за своей трусости доверия. Попусту не шуми, но старайся делать так, чтоб шум после них появлялся в обществе и прессе, а не у тебя в сердце. 

Щадить себя — значит не любить себя. Не щади ни себя, ни других. Не будь щеголем и держись подальше от щеголих — одежда это не способ самоутверждения, а всего-навсего защита от холода. Нищим не подавай, не увеличивай число профессиональных тунеядцев; пусть добывают себе пищу, как и ты, — в поте лица своего. Не обижайся на тех, кто недооценивает тебя, быть может, своими щелчками и щипками они высекают из тебя искру Божью. Но если ударят по правой щеке, левую не подставляй, лучше ударь противника по челюсти, и не жалей потом об этом. 

Этот мир несовершенный ничем тебе не обязан и ничего тебе не должен. Все мы, возможно, чей-то неудачный эксперимент, затянувшийся экспромт. Твоя жизнь — всего лишь случайность на пути моих поисков счастья, незаметный для природы эфемерный эпизод в безграничной эмпирике вариантов. Эклектичное соединение несоединимого, хаотичная эманация души и тела — вот суть человека. Мы все всего лишь этюды для какой-то эпохальной картины, которую никто из нас не увидит. А если увидит — не поймет. Поэтому будь эпикурейцем — бери от жизни лучшее и сейчас и не уподобляйся некоторым желтолицым эстетствующим носителям элегантных эспаньолок, которые, приходя на чужой ужин, не приносят с собой ничего, даже здорового аппетита. Который, кстати, вкупе со здоровым эгоизмом, — фундамент всех великих эпох. 

Юлий Цезарь, создатель великой Римской империи, будучи юношей, страдал от того, что ничего еще не сделал для вечности. Не откладывай и ты на завтра то, что можно сделать сегодня. Подобно вышеназванному Юлию, один день в неделю воздерживайся от пищи — это полезно, и здоровье и юность преходящи в печальной нашей юдоли. В юности прелесть прежде всего в том, что всякий юнкер еще потенциальный генерал и всякий юнга — капитан в перспективе. Но время безжалостно воздаст каждому по заслугам. Дружи с юмором, но не юродствуй. Человек без чувства юмора неполноценен, это своего рода дальтоник. 

Я поучаю тебя, сын мой Андрей, а в твоем лице и всех остальных своих детей, внуков и правнуков так яростно не потому, что пророк ярый какой-то идеи или ясновидец вдохновенный, вовсе нет. Я дошел до этих простых истин на собственном опыте и проверил их на собственной шкуре. И хочу, чтобы жизненное ярмо у тебя было хотя б чуть-чуть полегче. И потому даю эти советы, хотя сам не всегда следовал им. Итак, создавай свой Наутилус и плыви на нем по нашей жизни, похожей сейчас на Клоаку. И никогда не слушай — как не слушал я — ничьих советов. Это относится и ко всему вышенаписанному.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную