Марина ЧЕРНОВА, Заместитель начальника Управления культуры г. Балашиха, начальник отдела культуры, художественного образования и туризма
Поэзия – область человеческого духа, имеющая наибольшее символическое и загадочное, таинственное и необъяснимое наполнение своего содержания. Подчас одна лишь строчка стихотворения манит своей необыкновенной притягательностью и глубиной, которую невозможно выразить простой и ясно сформулированной мыслью человека обычного, не одаренного поэтической способностью воспринимать и передавать окружающий нас мир. Именно эти качества, на наш взгляд, со временем всё больше открываются в поэтическом творчестве талантливого поэта XX века Николая Фёдоровича Дмитриева (25 января 1953 - 13 июня 2005). Мы привыкли к тем характеристикам поэтического дарования Н.Ф. Дмитриева, которые ему дали его «старшие», умудрённые и жизнью, и пройденной поэтической дорогой товарищи по перу. Но эти характеристики были во многом обусловлены стремительностью творческого становления молодого человека, который так непосредственно ворвался в поэзию 70-х годов XX века. В 2025 году мы отметим некоторую историческую дату, не хочется писать о 20-летии со дня смерти поэта, будем говорить о 20-летии памяти Николая Фёдоровича Дмитриева. Это наш путь оценки его творчества, наследия, места в российской поэзии. Продвинулись ли мы на этом пути? Или «застряли» в оценке «ситцевой, чуть выгоревшей на солнце красками» поэзии Н.Ф Дмитриева, по выражению из рецензии на сборник «Я – от мира сего» Р. Казаковой? * Думается, что наступил период переоценки его поэтического наследия в сторону раскрытия очень глубокого, даже глубочайшего человеческого самосознания, попытки постижения поэтического мышления одарённейшего русского поэта, раскрытия его внутреннего потаённого мира, образного, острого мышления, его собственной философии, особого мировосприятия… Н.Ф. Дмитриев в своей короткой жизни был отмечен серьёзными литературными наградами. В начале творческого пути получил высокие рецензии знаменитых мэтров, но дальше особо дело в оценке творчества не двинулось. Единственной высоко достойной посмертной оценкой творчества остаётся статья Юрия Полякова «Открытие моего поколения» в Сборнике 2008 года, издания, осуществленного ОАО ИД «Литературная газета». ** Города, связанные памятью с его жизнью и творчеством, все прошедшие годы стремились увековечить имя поэта. Это всё достойно самой высокой похвалы. Однако, на наш взгляд, нужен настоящий литературоведческий анализ особенного, нестандартного восприятия мира, поэтических открытий уникального творческого мировосприятия, которым обладает творчество Н.Ф. Дмитриева. И здесь, вероятно, необходимы усилия Союза писателей России, критиков и литературоведов, способных заново прочитать и оценить особенность мышления, палитру тончайших чувствования, многогранность душевных движений в поэзии Н.Ф. Дмитриева. Он обладал таким особенным явлением своего поэтического дарования, как выход простого наблюдателя за обычными природными явлениями на уровень жизненной оценки ситуации, поведения, возвышения описываемого явления на уровень гуманистической ценности, понимания души Человека с большой буквы. Примерами могут быть стихи:
«Ничего, что роща облетела» (1979) Зачитываясь его стихами, как читатели, немного понимающие особенные черты дарования Николая Фёдоровича, уже как бы ожидаем этого финала стиха, предвкушаем особый смысл обращения поэта к описанию русской природы. И это ожидание даёт удивительную радость и особую, светлую печаль в прочтении поэтических строк Н.Ф. Дмитриева. Тематика поэзии Н.Ф. Дмитриева и традиционна, и уникальна одновременно. Сторонний обыватель скажет, что ничего нового в темах не находит: воспевание русского села, уклада жизни русского народа, уважение и почитание своей профессии – учителя, да ещё сельского, теплота в отношении к окружающей его природе, через неё выход на бесконечно дорогую ему тему Родины, Великая Отечественная война, почитание и любовь к родным, взаимоотношение со своими земляками, друзьями, соседями, коллегами, знакомыми, семьёй, детьми, женой, целомудренность в отношении к женщине, возвышенность тех чувств, которые всегда были переданы деликатно и трепетно, и другие… Даже такой беглый обзор удивляет своей многогранностью творчества, но это всё вечные темы жизни Человека, без которых невозможно существование общества. Но есть в творчестве Дмитриева те неповторимые, даже таинственные темы, которые выходят за рамки земного бытия. Душа, вера, иной мир, который так же реален, как материальный мир вокруг нас…Бесконечный разговор Николая Фёдоровича с ушедшим отцом, даже диалог, где нужно держать ответ за свою жизнь, за свою совесть, Родину, семью… Углы не кропили, порог не святили. Темы философских и духовных размышлений отражены во многих его стихах. И откроется мне понемногу Ты жив ли? Ты вправду вернулся? Ты прими на земле и такое, Шествуя по жизненной спирали, Столькие прозренья в круговерти Вот опять я слышу горький вздох Это мать покойная моя И не спрашивай: Где ты, Держава? Не живётся душе за надежным заплотом, В 2005 году Н.Ф. Дмитриев подводит итоги своего жизненного и творческого пути, отвечает себе на самые тяжёлые вопросы своего жизнеустройства. Никто и никогда не сможет определить осознанность этих устремлений, но речь в его стихах идёт о самых важных темах и переживаниях собственной жизни. На наш взгляд, особое место в этом ряду принадлежит стихотворению «Гармония» (2005). Стихотворение с решением судьбы о наделении поэта талантом, о предназначении этого таланта, которым его одарил Творец: О да, счастливым быть уместно, В стихотворении «Цепь» (2005) поэт раскрывает цену каждого нашего поступка, который отражается на единой родовой цепи жизни многих поколений: Перед погруженьем неминучим До вечерних рос пчела трудилась Нет в её краях такого сада, Преждевременность ухода особых людей, одарённых и талантливых, о чём мы так всегда переживаем и скорбим, для них самих – ожидаема, так как у них другой отсчёт времени, и они внутри его хорошо ощущают. Стихи Николая Фёдоровича 2005 года трудно читать. Как будто наступает оцепенение от прозорливости поэта, от его реальной оценки происходящего в душе и сердце. С другой стороны, его «печаль светла», и нет темы в жизни людей, о которой он бы не высказался, не определил своего отношения, и поэтому Время жизни поэта – это только его Время, его расчёты с земной жизнью, понимание тех далей, куда он уйдёт и где будет держать ответы по-другому измерению – измерению отданного людям таланта. В 20-й год его памяти в очередной раз благодарим Создателя за такой Дар стране и нашему городу, имя которому – Николай Фёдорович Дмитриев. Теперь спрос с нас. А как мы распорядились оставленным достоянием? Донесли ли этот огромный внутренний мир Поэта до наших земляков, жителей, читателей, молодёжи? Что сделали для этого? Что ж… Кое-что есть для предъявления. Главное, что мы его помним и понимаем уровень его Таланта, даём себе ответ и оценку сложнейшего жизненного пути, пройденного таким «Высоким» человеком. В настоящее время, на наш взгляд, важно оценить его творчество не по отдельным стихам, растиражированным по всем статьям, заметкам, сочинениям, где мы пытаемся писать о нашем поэте, его родителях, семье, друзьях. Это десятка полтора – два известных стихотворений. Согласитесь, не много. Нужна оценка всего творчества в целом, от ранних стихов, направленных 18-летним юношей для рецензии Римме Казаковой до последнего периода 2004-2005 годов, где Николай Фёдорович выходит на уровень осмысления своего творчества и своей жизни, и говорит об этом мужественно и сурово. По количеству лет творчества – это путь не долгий, по количеству тем и пережитых страданий – огромный. История страны второй половины XX века вместила в себя многочисленные взлёты, величайшие достижения в науке и культуре, одновременно с этим ужасные падения, разруху в экономике и душах людей, перестройку, войны и предательства, распад Советского Союза, финансовые кризисы... Но это был период жизни Н.Ф. Дмитриева, путь оценки себя и своего места в такой сложной общественно-политической ситуации. Он не смолчал, он дал яркую, эмоциональную характеристику Времени, но и не отошёл от главных, гуманистических идеалов, которым оставался верен до конца. Подводя некоторые итоги размышлениям, попыткам сформулировать некоторые черты творческого пути и характерные особенности его почерка, или, как принято говорить, стиля поэта, отметим: - поэту всегда свойственна искренность, особая доверительная интонация высказывания; Данные заметки абсолютно не претендуют на литературоведческий анализ наследия Н.Ф. Дмитриева, а являются первоначальной попыткой некоторого обобщения творчества, представляют собой восприятие людей, знавших Николая Фёдоровича, любящих его творчество, и надеемся, понимающих ценность его как поэта. Знаю я всем опытом, хребтом, Навевает шепоток покой: Равнодушье временно и лесть». Не дозваться мне в полях глухих Вот и проповедую в тиши: Читайте также : Юрий Перминов: Здравствуй, Коля! Мы - не одиноки… |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||