Анастасия ЧЕРНОВА

КАК ПРОЧИТАТЬ В СОВРЕМЕННОСТИ СЛЕДЫ БУДУЩЕГО

Поэзия Милутина Мичовича

Много ли можно вспомнить в современности поэтов-пророков? Тех, кто обращен не к внутренним метаниям души (ах, любит-не-любит) и не описанию всего, что видит вокруг: начиная от белых березок и заканчивая серыми небоскребами, на которых облака вьют свои гнезда.  – Но работает на совершенно иных просторах, пристально всматриваясь в неведомые и страшные «следы будущего».

Конечно, мы нисколько не отрицаем значение описательной и психологической поэзии. Другой вопрос, что подделок в творчестве такого типа – огромное количество. Постоянные художественные образы, увы, нередко становятся стереотипами. Разница между постоянным образом и стереотипом – в отсутствии у последнего живого прорыва к иной реальности, в замыливании взгляда привычными изобразительными атрибутами  (которыми все и ограничивается). В подлинных произведениях  предметный, телесный мир всегда призван сказать о чем-то большем, о невидимом, небесном граде, а душевные переживания становятся ступенькой к видению духовных закономерностей.  А возможно ли творить, обращаясь напрямую, к тайне человека и мироздания?  Если да – то какой лик тогда обретет поэзия? Для того чтобы разрешить этот вопрос, мы пригласили на встречу клуба молодых писателей «Соты» одного из самых таинственных писателей 21 века – известного черногорского поэта и философа Милутина Мичовича. Встреча состоялась 16 июня в Союзе писателей России.

Участники Клуба уже были знакомы с Мичовичем по его произведениям (на русский язык переведены  стихи и лирическая проза), интервью в газетах и телепередаче на «Анна-ньюс». Так, в интервью «Православной Москве» Милутин Мичович заметил: «Подлинная культура – это раскрытие глубоких основ жизни, что подразумевает страдание, опыт одиночества и молитвы, творческой радости. Мне важно ощутить в тексте присутствие бытийной глубины, из которой все существует». Поэзия для него начинается с поиска Бога и поиска человеком своего истинного лика, освященного божественным светом. Очень сложный, сокровенный путь – о котором невозможно громко рассуждать с трибуны. И все-таки мы решились.

По сути, стихотворения Мичовича – это притчи, внутренний сюжет которых призван донести читателю самые важные  и страшные откровения вечности. Лирический герой живет не в обычном мире, где все привычно и удобно, но стоит на краю бездны. Оказывается один на один с пожарами созвездий, видит, как спадает пелена бытовых деталей, а за ними обнажаются темные пещеры и земные впадины. Не кепку надвигает он на глаза – а «новую землю и новое небо» (ни много ни мало!). В «домах испокон веков / происходят битвы». Но что это за битвы? Между «чернейшим мраком» неверия (когда человек «ищет доказательств / Бытия Солнца, которое не восходит») и способностью увидеть и принять «богатство /Что прибыло/ Из незримых миров». Представляете? Из незримых миров прибыло богатство, «открылись миры со всех четырех сторон / В родном доме твоем», а человек сидит, объятый мраком, в соседнем здании. И знать ничего не желает.

Поиск неведомого внутреннего города, скрытой тайны – стал одним из лейтмотивов поэта:

Есть такой дом
И на небе и на земле
Он может быть только внутри возведен
Изнутри виден

Всякое о нем говорят
В том числе и то
Что на самом-то деле его нигде нет
Что есть он только у мечтателей во сне
И оттуда мутит головы

Есть одна пещера
Которую можно найти повсюду
Если получше вглядеться (Нерушимый дом)

Такой явлена духовная реальность: она присутствует всюду, правда, для того, чтобы увидеть ее, необходимо обрести особое зрение. Необходимо выйти за пределы привычного быта, отказаться от обывательского взгляда, погруженности в круговорот между домом, семьей и работой:

Вот так начинается:
Утром все идут на работу
Подчиняются каким-то там шефам
Приводят в действие какие-то там машины

Эти строки перекликаются с идеями романтизма – не только классического, но и современного.  Вспомним хотя бы песню Виктора Цоя «Муравейник».

Начинается новый день:
И машины туда-сюда,
Раз уж солнцу вставать не лень –
Но и нам значит ерунда. 

В отличие от романтиков, поэт не столько противопоставляет одинокую личность безликой толпе, сколько человека, погруженного в заботы века сего –  отважному искателю загадочных смыслов жизни.

Ты спокойно живешь
Ни жив ни мертв
В опустевших городах
В переполненных подземельях

Ты больше ничего не знаешь о том
Откуда солнце восходит
И где заходит

Ты на дне моря тьмы
Где большая рыба
Проглотила заблудившегося человека…

такой представлена жизнь обывателя в стихотворении «В подземельях». Можно предположить, что лирический герой работает, никого не обманывая; отдыхает в праздничные дни; общается с друзьями, пьет вино, слушает радио и смотрит телевизор – все как обычно, вот она, спокойная жизнь. Разве можно усмотреть здесь какой-либо изъян? Ну, солнце заходит и восходит… Оказывается, человек призван к большему.

А если (как оно и бывает)
Из черной утробы вынырнет живой человек
И с криком бросится в объятья
Родному солнцу

Над землей звенит праздник…

Обратим внимание, насколько органично библейский сюжет про Иону, которого проглотил кит, вплетается в современные реалии больших городов и переполненных подземелий метро. Как из черной утробы кита, лирический герой и сегодня может вырваться из повседневности. Нередко взаимосвязь Евангелия и современности понимается писателями очень упрощенно. Встречаются даже случаи, когда автор берет Евангельский сюжет и напрямую (разумеется, исказив при этом) пересаживает в почву современности. Так возникает ложное художественное пространство: при внешних совпадениях имен и событий, текст по своему духу, мировоззрению, противоречит христианскому взгляду. Евангелие совершается вновь и вновь без подобных «пластических» операций над текстом и нравственных подмен. Оно действует в разнообразных судьбах, пронизывая духовный поиск. Познание изначального родника, солнца, свитка с вечными Словами евангельской проповеди – приводит к познанию и самого себя.

Освой себя
Здесь ты найдешь все что ищешь
Видишь – этот путь бесконечен

Под солнцем своим обретешь ты вершину и дно… – так говорит Мичович в стихотворении «Бесконечная песнь».

И еще:

Сумрачный корень жаждет света
Радуйся роднику в котором твое начало…

Правда, для того чтобы вырваться из плена минутных, мелких дел и случайных событий, необходимо приложить усилие. Жизненный путь такого типа обязательно сопряжен с битвами:

…Все проливают кровь
Ломают кости
И умирают в одиночестве
На своих остывших планетах.  (Бесконечная битва)

Любой поступок человека не пропадает в прошлом, не исчезает, но, обрастая смыслами, влияет на настоящее. Очень ценное наблюдение, особенно для осознания исторических сюжетов!

А не смеешь оглянуться и посмотреть
Какая выросла чаща
Из твоей вечерней тени
И двинулась вслед за тобой. (Дорогой камень)

Но все это – и величие битв, и дорогая цена собственных поступков, вызваны высоким назначением человека:

Небо над нами,
Небо внутри нас…

Духовный мир строен и соразмерен. По величию неба в человека – отрывается и величие бездны. Пожалуй, «бездна»  – это одно из самых частых слов в поэзии Мичовича. Понимается она не как обрыв или нравственное падение, скорее это Тютчевское раскрытие  хаоса «с своими страхами и мглами», - явление, присутствующее во всем мироздании, которое при этом можно не замечать.

А внизу открылась малая бездна
….
Ты продолжаешь жить
Строишь поешь существуешь
Так словно ее и не видел (Возведение города)

Или:

«Он видел наши бездны
Сокрытые обличьем людским…» («Чтение апостола Павла»)

Как заметила участница клуба, студентка Литературного института Галина Коптелева: «Мне запомнилась фраза «Одно око направлено в человека, а другое в вечность». Но нельзя перейти из одного мира в другой просто. Сначала нужно провалиться в бездну, пропасть, которая между ними. Ты находишься в этой бездне, но тебя никто не понимает. И тут, наедине с самим собой, ты начинаешь разбираться в себе, обращаться с вопросами к Богу. Ты вся тянешься к Нему, и Он забирает к стебе. Думаешь: «Все! Решил это проблему, раскрыл тайну…»А потом… Бах! И новая бездна. Найден только один ключ, остальных еще нет… Этот путь бесконечен».

К такому пути и призван поэт. Не случайно ведь
Песни пожары созвездия
Живут чтобы сжечь нас
Умирают чтоб нас оживить! (С незапамятных времен)

Но это уже другая, особая, история…

 

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ «СОТЫ» (фоторепортаж от 16.06.2016 г.)

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную