Дмитрий ДАНИЛОВ

"ХОЧУ УМЕРЕТЬ... ИЩУ СОЮЗНИКА"
Опыт отрицательной социализации

В России – вспышка эпидемии подростковых самоубийств. В подмосковной Лобне две 14-летние девушки Лиза Пецыля и Настя Королева сбросились с крыши 16-этажного дома, взявшись за руки. Обе девочки жили в одном подъезде, учились в одной школе и были лучшими подругами. По всей видимости, они заранее приготовились к самоубийству.

Буквально накануне суицида на страничке Насти в одной из соцсетей появляется картинка: пистолет с кровью и обновление статуса: «Ненавижу фразу «а если твои друзья с 9 этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдешь?» ДА, ПОЙДУ, ЧЕ МНЕ БЕЗ ДРУЗЕЙ ДЕЛАТЬ???». У Лизы на страничке тоже нечто наподобие предсмертной записки: «Я буду всегда ценить только тех, кто со мной до последнего».

У погибших в карманах обнаружены предсмертные записки. Позже родители обнаружили прощальные подарки от своих чад. Как оказалось, обе подружки, прежде чем свести счеты с жизнью, приготовили два блестящих пакетика, куда положили прощальные записки, разноцветные картонные сердечки, бусы, игрушки и фруктовый чай. В записках были признания в любви к родителям и просьбы не забывать их.

Буквально по горячим следам после двойного самоубийства школьниц, в Москве 14-летний Александр Филипьев выбросился из окна своей квартиры на 17-м этаже дома по Варшавскому шоссе. Как и две девочки из Лобни, покончившие с собой за сутки до этой трагедии, школьник оставил предсмертную записку. В ней 14-летний юноша написал, что всех любит, просит прощения у родителей, но хочет узнать, что будет после смерти. В конце своего послания школьник добавил: «Этого вы мне не сможете запретить». Специалисты не исключают, что подростка вдохновил на прыжок именно поступок двух девочек из Лобни. Парень, видимо, захотел прославиться в соцсетях точно таким же роковым способом.

А ведь волна самоубийств началась не сейчас. Так, в ночь на 2 ноября 2011 года в Москве 18-летние студентки Майя Соловьева и Маргарита Уткина точно также свели счеты с жизнью. Обе подруги спрыгнули с балкона 11 этажа. Одна из них погибла на месте, вторая — на следующий день в больнице. 30 октября 2011 года в Санкт-Петербурге выпрыгнули из окна 10 этажа две подруги-девятиклассницы. 15-летние девушки погибли на месте от полученных травм.

Специалисты зафиксировали минувшей осенью новую для России тенденцию — рост числа групповых самоубийств, которые буквально следуют друг за другом. Прямо в соцсетях подростки ищут единомышленников: «Народ здесь есть люди которые хотят и могут умереть,не передумав пишите в личку!», «хочу умереть..ищу союзника ростовская область(ростов)»…

По количеству самоубийств среди подростков Россия занимает первое место в Европе, а также одно из первых мест в мире. На 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза.

Нужно сказать, что сам образ двух неразлучных подружек, которые наперекор всему миру, взявшись за руки, бросаются вниз с крыши дома, в последнее время получил широкое распространение в мировой масс-культуре. В основном он распространен в японских комиксах-манга и в анимэ, а также в молодежной субкультуре «эмо». В России образ двух подружек, выбирающих смерть и свободу как побег от несправедливостей этого мира, встречается в творчестве группы «Тату». В кинематографе такие сцены также очень популярны. Из недавних примеров можно вспомнить фильм «Ласковый май», где суицид двух униженных фанаток популярной поп-группы стал одной из знаковых сцен в конце картины.

Как считают психологи, этот образ является одним из экстремальных воплощений обычного подросткового максимализма, когда сознание тинейджера еще не приспособлено к борьбе на равных со «взрослыми проблемами» и поэтому любой неудачный опыт социализации неустойчивые подростки могут воспринимать как конец жизни. Врачи советуют максимально участливо относиться в эти неустойчивые периоды к своим детям, ни в коем случае не отторгать их, не критиковать их окружение, имидж и особенно — близких друзей.

Но неразделенная любовь, подростковые гипер-стрессы, проблемы в семье, чувство собственной никчемности и одиночества были всегда. И от них всегда сводили счеты с жизнью. Но впервые в России появилось нечто такое, что не просто усилило все эти суицидальные тенденции, а сделало примеры самоубийств как бы нарочито бессмысленными. Согласитесь – из-за прогулов в школе из жизни даже неуравновешенные подростки вряд ли будут уходить. Причина в чем-то другом.

Скорее, их всего две. Первая из них – это тотальная погруженность современного подростка в России в социальные сети. Они уже давно перестали быть просто ресурсом для общения. Соцсети формируют сознание молодых людей, образцы того или иного социального поведения. Любая жестокость, насмешка, обидный прикол, невостребованность, непохожесть на общепризнанные в молодежной среде паттерны, могут вызвать гораздо более сильное отчуждение, чем в оффлайне. А поскольку в России зависимость от соцсетей по целому ряду причин гораздо сильнее, чем на Западе, то альтернативы общению в соцсетях для многих подростков у нас практически не остается. В западных обществах молодым людям внушается успешность в обязательном пакете социальной активности, которая так или иначе имеет выходы в реальный мир. Конечно, и там есть проблемы, но, скажем так, они не имеют отношения к структурным опасностям виртуальной интеркоммуникации.

В России же все не так. Проблемы нашего общества в том, что оно не просто разделено на кластеры взаимно отчужденных людей, а в том, что люди в них отчуждаются уже сами от себя и чуть ли не сами в себе. Если раньше у подростка был вариант структурного выбора, как побега от реальности – есть «большой прекрасный мир» из книг, где обязательно есть «хорошие люди», которые «поддержат», есть тысячи самых интересных работ, где ждут тебя, возможность самообразования, то сейчас все эти ценности почти полностью девальвировались. «Хорошего» взрослого мира уже нет, так как в России почти полостью разрушена коллективная идентичность людей на любом уровне - и молодые души это очень хорошо чувствуют. В итоге, общество никак не структурировано по групповым категориям в реальной жизни, но постепенно структурируется в виртуальные группы и классы. А там царят совершенно противоестественные законы.

Если в нашем детстве самым распространенным и обидным прозвищем был «козел», то у нынешней молодежи – «лох». А ведь в этом коротком слове заложено очень многое. Если раньше человек был всего лишь «козлом» - из-за личных ошибок, или пусть даже постоянного поведения, то сейчас «лох» - это кастовое проклятие, это отрицание самого статуса, несоответствующего мэйнстриму, а значит, отрицание и всей личности человека. Что может быть чудовищнее?

Все это наслаивается на тяжелый бэкграунд постсоветского капитализма, который не создал никаких устойчивых коллективных идентичностей даже на бытовом уровне, кроме безудержного потребления, чьей единственной идеологией является монетизация абсолютно всех моделей социального поведения. Личная жизнь, работа, семья, улица, амбиции и планы на будущее – все подчинено тотальной коммерциализации реальности, выжимании любого профита из окружающего нас бытия. И эта атмосфера уничтожает в зародыше то пространство мечты, те надежды о «светлых людях», «настоящей любви», без которых многие из нас не состоялись бы как взрослые люди. Мечты всегда разрушаются, но, по крайней мере, есть время, когда мечтать не просто можно, а необходимо. В нашем же мире нормального пространства для мечты у тинейджеров не остается – чувство, что «всех нас уже нае..ли», приходит не после 16 лет, а едва ли не с начальными классами школы. Не говоря уже о социальных лифтах не для всех и обо всех прочих симптомах «счастливой» путинской действительности.

Конечно, родителям и педагогам нужно почаще просматривать в соцсетях странички детей, особенно, если это касается разговоров о смерти, как советует Астахов. Но ведь это не вылечит корневые причины проблемы. А они заключатся не только в том, что мы мало уделяем внимания детям, а в том, что мы сами – ноль, и далеко не примеры для вдохновения и подражания. Что может дать детям офисный раб, у которого в душе нет ничего великого, кроме нереализованных приземленных амбиций? А ведь дети требуют настоящей социализации – таковы уж издержки «переходного возраста». И поэтому они объединяются: кто в тусовки эмо и готов, а кто в общины «кибер-самоубийц».

Я могу, конечно, ошибаться в своих оценках. Но мне кажется, что безумная, паранормальная суицидальная активность подростков в России по совершеннейшим пустякам – это не просто протест против взрослого мира. Это гораздо страшнее – опыт отрицательной социализации, который очень успешен. И об успехе ее свидетельствует тот факт, что после суицида, дети получают заслуженное внимание, признание и интерес сверстников и взрослых.

…Одноклассники Лизы и Насти создали группу памяти в соцсетях. «Помним, любим, скорбим. Вечная вам память!» — написано на стене личной странички одной из подруг погибших девочек…

http://rusyappi.ru/dovody/1905-esche-odin-upavshij-vniz


Комментариев:

Вернуться на главную