|
Афористичность, лаконичность, смысловая ёмкость – истинная суть настоящей поэзии. Умение сказать о мироздании, о Родине, о любви, об очаге, о природе, о подвиге, используя образную систему и собственную, узнаваемую интонацию – великое мастерство. Именно таково творчество Евгения Юшина – большого современного и воистину русского поэта. Он называет индивидуальность «отпечатками пальцев» и успешно развивает лучшие традиции русской литературы, запечатлевает всё то, что дорого ему самому, что было многажды видено, осмыслено и пропущено через душу.
Поэт выражает душу русского народа и отражает его многогранность. Об этом не раз писали поэты (например, Н. Некрасов: «Ты и убогая,/Ты и обильная,/Ты и могучая,/Ты и бессильная,/Матушка Русь!»), и философы.
«Русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть», – сказал философ Н. Бердяев.
И хотя русский мир хранит в себе куда больше светлого, но порою в нём пробуждается и иные стихии – те самые Блоковские «скифы с раскосыми и жадными очами», Пушкинский «русский бунт» просвечивает!.. Территория российская велика, разные народы проживали и живут здесь, веками кипел плавильный котёл русской цивилизации. Именно об этом говорит поэт, восклицая:
Всё мы знали, всё мы видели.
Ад и Рай – в одной горсти.
Так тонко, изнутри, из души может понять свой народ или поэт, или философ. А Россия славится и теми, и другими.
Русский народ у Юшина – это прежде всего мужики. В России слово и понятие «мужик» означает положительную коннотацию. Мужик – это значит настоящий сильный мужчина, на которого можно положиться, который защитит, если надо, свою семью и Отечество, который смастерит дом, воспитает детей и внуков. Именно о русском народе, поэт говорит:
Таких не возьмёшь на испуг и в полон.
Я видел глаза их на ликах икон.
Они невесёлые песни поют.
Кто небом одет, кто землёю обут.
Глубоко, просто и мощно сказано: «Кто небом одет, кто землёю обут.» Ведь мужики: герои, воины – на Небе, а все – в земле… И надо всей Россией – «горькою Родиной сладкой моей» разлиты, молитва, надежда, любовь и тоска.
Поэт хорошо знает и чувствует характер русского человека, восклицающего:
К тем, кто сеет разор, и чужого хотят,
Не угаснув, слова Иринарха летят:
«Убирайтесь! Останетесь живы!»
Поэт видит настоящее и прозревает будущее.
Я прикрою глаза и услышу кандальные звоны,
Безысходный, по-бабьи, горячечный плач у берёз.
Как скрипучи дороги! Как мертвенно бледны иконы!
Как селенья ужались, и как распростёрся погост!
И Родину, Россию он видит в прошлом, настоящем и будущем. Время в нём и пульсирует, и бьётся, и течёт. Исторические картины можно просматривать вместе с поэтом его глазами, через его образы. Поэтическое зрение уводит в глубину веков.
Я навек полюбил эти заводи, эту осоку,
Эти серые избы с певучим печным говорком.
Эти сосны шумят надо мной широко и высоко.
Говори со мной, лес, первобытным своим языком.
Каждое природное явление, всякое созерцание момента (например, гроза в стихотворении «В грозу») рождает у Юшина скрытые веками картины минувшего. Глубинная память не позволяет забыть то, что видели пращуры.
Вот воспоминание о военном противостоянии русских и татаро-монголов:
Летели воды и свивались в свитки.
И скрылся мир. И стали прорастать
В смятённой мгле ордынские кибитки.
Из гнёзд высоких падали грачи.
Летел табун, века пересекая.
И звонко харалужные мечи
Щиты рубили, искры высекая.
Колокола и пушки – гром внахлёст!
Поэт упоминает мечи как особую примету исторического периода – ордынского нашествия.
А вот в том же стихотворении «В грозу» – отсыл к войне с Наполеоном в 1812 году (пушки, пожары – Не московский ли пожар? Помните хрестоматийное у Лермонтова «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?»)
Приветим всех седой слезой политых.
Плыла Россия в небе мимо звёзд –
В крови, пожарах, песнях и молитвах.
А какая широта, пространственность всего лишь в двух строках!
То ли Тверь, а то ли Вологда –
Много неба и воды.
Впечатление, что летит человек над родными просторами и смотрит на Отечество сверху, в полёте. Да так оно и есть.
Даже запахи передают великую любовь к Родине («От деда пахнет мёдом…»): «А в церкви пахнет раем и родиной моей.», потому что Родина – это и есть земной рай.
В поэзии Евгения Юшина прочитывается, чувствуется архетипическая деревенская суть, его устойчивый мiр, образ его жизни и мышления. Поэт вышел из достойной семьи – мама была оперной певицей, а отец – юристом высокого уровня, что заложило в будущего поэта стремление к культуре, образованию, книгам. Но, видимо, деревенское житьё-бытьё, у бабушек и дедушек в детские и юношеские годы, сельский уклад, возможность созерцать мир и природу вокруг и пробудили поэтический талант...
Сельская жизнь всегда тянет Юшина, который и теперь по полгода живёт в Мещёрской деревне, предпочитает:
Накинув плащ-брезент,
Идти и словно в Эрмитаже
Смотреть картин размытый свет.
Лесок, сарайчик, стынут прясла.
А дальше – елей терема.
И всё так зыбко, так не ясно,
Но так родно, как жизнь сама.
Город для него – это нечто чужеватое, место, где «раздражительный, красный в комнате пёстрой, надымленной, грязной. вихляется свет.»… И так становится «муторно, душно от этого шума». Поэтому в творчестве поэта почти не встречаются стихи о мегаполисе, о больших городах.
И когда поэт живёт в городе, который ему не очень-то и люб – слишком шумен, суетлив, не позволяет побыть с собой, с природой, с Космосом, с Богом наедине – то, он «будет в городе/ Вспоминать упавшую звезду.» И – любоваться ею как частью этого мира земного, смыкающегося теперь с миром горним.
Метафорическая, образная система в строках Юшина, неизменно говорящего о красоте окружающего мира, обнаруживает его большое поэтическое мастерство:
И на каждой сосне – золотистая капелька пота.
И на каждой берёзе – полоскою чёрною шрам.
Высоко надо мной золотая сгорает солома
И трепещут стрекозами синие листья осин.
Поэт использует тире, которое у него многозначно и объёмно. Какой захочет читатель прочитать глагол – такой и поставит в своём воображении. Ну да что-то не хочется ничего дописывать, настолько ёмкие строки: «Вся земля под деревьями – сыпью». Почему сыпью? Да потому что «вишни падают», мир – зыбок: всё может рухнуть, осыпаться в любой момент. Но нет, возражает сам себе поэт, потому что всё в Божьем мире устойчиво.
Окоём раздвигается, опять зрелище – это то, что дороже всего – белое облако, как извечная мечта, птица, как символ свободы и полёта, и Бог – извечная горняя высота для православного человека.
Этот мир надо мной – белым облаком, птицей и Богом.
Этот мир подо мной – муравьишкой, пыльцою веков…
Я люблю, когда небо целует дождями дорогу.
Заполняя копытца недавно прошедших коров.
Чувствуется нежность ко всему сущему – малому и большому – в этих строках. Если бы лирический герой мог стать дождём, то сам бы целовал эту дорогу.
Невозможно не отметить, не заметить высокое мастерство Юшина в архитектонике строк: «Я люблю это время молочное в сахарных осах. Тонкий ломтик луны у горбатых под сеном телег.»
Мир у Юшина живой: «Срывает шапку одуванчик», «И реки синие рубахи/С утра вдевают в рукава», «Июнь по берегу идёт», «задумалась о прожитом дорога», ведь поэта «здесь знает каждый муравей», -– и он говорит с ним на равных «Говори со мной, лес, первобытным своим языком».
Его пристальный взгляд обращён на все, казалось бы, незначительные детали окружающего мира. Этот ясный дар – показать через малые, казалось бы, детали – весь окоём, всё пространство вокруг «Россия начинается…. И с васильков, мерцающих во ржи… с дороги, с надежды,» « Распевом красок инока Рублёва, Россия начинается со Слова» «С разгульной песни тракториста Сашки».
И здесь – проникновенное слияние с природой:
Говори со мной лес первобытным своим языком
Торфяным, глухариным, брусничным, зелёным, озёрным,
Хороводным – в распеве сырых земляничных полян.
Ой, туманы мои! Ой, вы, жадные вороны в чёрном!
Скоморошьи дороги и ратная кровь по полям.
Поэт не может не любить и не быть влюблённым. Он лелеет милую в воспоминаниях, которые являются частью его жизни. Он запечатлел ту, которую любит и сейчас, после её земной жизни:
От поцелуев капель звонких
Робели нежные цветы.
И дождь шумел, и в струях тонких
Из музыки явилась ты.
Смеясь, счастливая, босая
Ко мне бежала у берёз.
И дождь всё шел не угасая –
Хватало музыки и слёз.
«Я счастлив был», – восклицает поэт, скользя внутренним взором по картинам своей памяти, где он любуется и своим детством, молодостью, любовью к жене и детям, каждым моментом жизни и вздыхает «А в зеркало вгляделся – седина.».
Мама тоже всегда в сердце поэта. Она, ушедшая в землю, проходит «небесной Русью», так и оставшись на Родине в сердце сына:
Где-то высоко небесною Русью
Мамочка, мама проходит моя.
И всё же, как и каждый православный человек, Юшин кается в своих грехах
Оброс годами и оброс грехами.
И слёзы дней с улыбкою мирю.
Русскому человеку свойственна созерцательность и размышления, и вечный эзистенциальный вопрос, размышляющему о смысле жизни «Что-то знает душа, но не может понять человек.»
Примечательно исповедальное стихотворение «Одиночество» – размышление о сущем.
Я живу на окраине. Дальше – леса.
Приютилась избушка за дикою грушей.
Страшно, друг мой, ночами смотреть в небеса,
Словно космос голодный глядит в мою душу.
«Голодный космос». Тот, что заберёт когда-то дущу.
Это он за моим одиноким окном
Мириадами льющихся звёзд пролетает.
И от этого «голодного космоса»
...не укрыться за флягой с вином.
Он лесами бушует и небом вскипает.
Что с того, что сирени пускаются в вальс?
Он не слышит счастливые вешние трели.
Он за мною следит миллиардами глаз,
Что давным уж давно свои жизни пропели.
Миллионы минувших и будущих лет
Разве могут заметить какую-то птаху?
Но поёт соловей, предвещая рассвет,
И срываю я, ставшую тесной, рубаху.
Льётся космос и топит огни городов,
И земли-то не видит – сквозящий, глубокий.
Видит только души огонёк одинокий
И она, как заря, – разбивается в кровь.
И всё же космос Евгения Юшина – добрый, потому что, несмотря на то, что «Льётся космос и топит огни городов», он всё же «Видит души огонёк одинокий».
Во многих стихах поэт размышляет о современности, о бедах, о мире и войне, не сумев остаться в стороне от печалей и тревог страны:
И я стараюсь говорить опять
Всё о себе, о дочери, о сыне,
Что многого не в силах я понять,
И что идёт война на Украине.
Война и здесь, в самом Кремле война!
Так пятая колонна правду рушит.
Орёл двуглав и дерзок Сатана –
Гнилой Европой соблазняет души.
И перекидывает мост от своего поколения к ушедшему поколению, которому пришлось пережить войну и лихо и которое ждёт ответа от нынешнего. Никакой назидательности, никакого поучения – только строгий взгляд:
Им на веку досталось жёстче нас.
До сей поры их души не согреты.
Но ровный пламень взглядов не угас.
Всё смотрят на меня и ждут ответа.
Поэт общается с миром через его обитателей (то с муравьишкой поговорит, то синицу с ладони кормит). И именно это общение с природой держит его на Земле, несмотря на порой печальное настроение, свойственное седому времени жизни
Было счастье, и дни ликовали.
Жгли утраты – сгорал без огня.
Но уплыть за церковные дали
Не пускает синица меня.
Или:
Ах, не каждый добредёт до старости!
И не каждый прожитым богат.
Мир не только для любви и радости,
Но ещё для боли и утрат.
В стихотворении «К России» поэт, как сказано выше, видит прошлое сквозь века, и окоём этот значителен:
Полюбил я пшеницы полуденный звон,
Колокольное ржанье кобыл.
А в причёске твоей – и Непрядва, и Дон,
И былинного поля ковыль.,
Где берёзою каждою светится Русь,
И церквушкою каждою – Русь.
Но самое главное для поэта Юшина – Русь окормляется Богородицей:
...В небо взлетает заря –
Богородицы алый платок.
И ещё:
Берёзы в лужах зябкие, босые.
И сумрак звёздной матрицей прошит.
И всё плывет под звёздами Россия.
По мысли поэта, да и по Промыслу Божьему, Россия, плывущая под звёздами, – вечна. И звёздная матрица России (а в переводе с немецкого Matrize < лат. matrix (matricis) – это матка, источник, начало) – именно это имеет в виду автор – высветляет сумрак и во все времена хранит общечеловеческие традиционные ценности и жизненные системы планеты. Таков образ России у поэта в XXI веке.
И Евгений Юшин твёрдой походкой продолжает идти по этому раю – по своей Родине «светлой дорогой/ От Руси – до России, от сердца ?? до Бога.»
И пусть земная дорога будет для него очень долгой. И вечной – после. |
|