|
- В 1968 году в третьем номере литературно-художественного и общественно-политического альманаха «Огни Кузбасса» в рубрике «Говорит молодость» было опубликовано стихотворение Сергея Донбая «Утренние стихи». Вам было тогда 25 лет. Редактором альманаха тогда был Владимир Мазаев, ответственным секретарем Олег Павловский. Членами редколлегии были поэты Евгений Буравлев, Валентин Махалов. Кто рекомендовал к публикации Ваше стихотворение? Изменилась ли Ваша дальнейшая жизнь после первой публикации в альманахе, когда Вы оказались в компании таких поэтов, как Виктор Баянов, Анатолий Саулов, Геннадий Юров, Валерий Зубарев?
- Как давно это было, ведь этой незабываемой для меня давности – 56 лет. Для меня не устарело: «Когда из земли вырастает солнце / И вялые кошки идут по асфальту…»
Я тогда работал архитектором в проектном институте. Золотое времечко! Увлечён и не спроста, не случайно (отец архитектор) – читаю архитектурные журналы, восторгаюсь великим французским зодчим Ле Корбюзье, его знаменитым Модулором, дружу с молодыми архитекторами Кемерова, Новосибирска, Новокузнецка.
Но вместе с тем завязывается, крепнет моя дружба с молодыми поэтами Кузбасса. Мне и сейчас слышны их голоса:
«Шатаюсь я по Шарташу / Под шумными деревьями…» Гена Кравцов,
«Мне автомат кивает мушкой, / Приковывая строгий взгляд…» Коля Клишин,
«Я пока лишь ручей, / Убегающий к морю…» Толя Саулов,
«Будто выбежали на улицу / Древнерусские терема…» Женя Харламов о Мариинске,
«Легко ли в глубине души таить / Свои печали и свои повадки» Валя Пьянкова.
Так нас познакомила эта первая публикация в альманахе «Огни Кузбасса».
Поэт Валентин Махалов руководил тогда литературной студией в Кемерове. Там я узнал навсегда Сашу Ибрагимова, Колю Колмогорова. В. Махалов и помогал делать первые публикации. Остальных тогда я знал только из далека. И, конечно, узнавание через литстудию, альманах и «День поэзии», вышедший в Кемерово в1970 году, нас всех перезнакомило и со старшим поколением.
В этом же году вышли пять первых книг под одной обложкой с общим названием «Утренняя дорога» (кассета) авторов Л. Гержидовича, С. Донбая, В. Зубарева, Г. Кравцова, Н. Пискаев. Эти книги, конечно, выделили нас, и особенно сдружили меня с Валерой Зубаревым.
Когда я стал работать в альманахе по началу мне во многом помогал Олег Порфирьевич Павловский. Мы с ним сидели в одном кабинете и его советы я мог получать постоянно. Со временем и со строгим главным редактором Владимиром Михайловичем Мазаевым нас связала судьба на всю жизнь.
- В 1981 году Сергей Донбай сам стал членом редколлегии альманаха «Огни Кузбасса». Редактором альманаха был Владимир Мазаев, ответ. секретарем Владимир Матвеев. Членами редколлегии были поэты Виктор Баянов, Валентина Махалов, Геннадий Юров, прозаики Владимир Куропатов, Зинаида Чигарева. Какую работу доверили в альманахе 39-летнему поэту, профессиональному архитектору?
- К этому времени я уже работаю с 1976 года в альманахе «Огни Кузбасса» библиотекарем и литконсультантом. Каждую неделю хожу на обзор в бибколлектор и отбираю книг для библиотеки Кемеровского областного Союза писателей СССР. Читаю почту альманаха, пишу отзывы и отправляю авторам, пишу рецензии на произведения для отбора в альманах. Такая работа связывает меня с членами редколлегии: обсуждаем поступившие стихи, рассказы и повести, публицистику. К этому времени я участвовал, как руководитель, в литературных семинарах. Главный редактор поддерживает меня, когда я критически отношусь к материалам членов СП, хотя их мало (не то, что сейчас), они известные, они небожители. Поэтому, думаю, меня и утвердили членом редколлегии. Я, конечно, воспринял это с радостью и благодарностью. Понимал, что это поможет мне для поддержки моих друзей, молодых поэтов, прозаиков. Их становилось всё больше в области.
- В 1991 году редактор Владимир Мазаев доверил Вам работу ответственного секретаря альманаха «Литературный Кузбасс»? Кстати, кому пришла идея переименования издания Кемеровской организации Союза писателей РСФСР? В 49 лет Вы стали ответсекретарем альманаха. Чем занимается ответсекретарь журнала, что от него зависит?
- В стране происходили глобальные перемены, и на их волне решили переименовать альманах. Уж точно переименование происходило при поддержке главного редактора. Помню на обсуждении решался вопрос, как лучше назвать, «Кузбасс литературный» или «Литературный Кузбасс»? Дальнейшие события в СП Кузбасса показали, что новое название продержалось не долго. Совпадение, как и «Сталинский Кузбасс».
На вопрос, чем занимается ответсекретарь? Ответ – всем, что касается журнала. От дружбы с санкт-петербуржским журналом «Всерусский собор» (я там оказался по личным обстоятельствам), которая подсказала мне творческие связи с журналами других регионов России, до добывания бумаги для выпуска альманаха, погрузки, доставки и закатывания в Союз писателей рулонов.
Все материалы в готовившийся номер нужно оценить, согласовать с редколлегией и подписать у главного редактора. Оформить обложку, выбрать картины для вклейки. В общем, работа хлопотная, тяжёлая, неблагодарная, если не любишь. А я любил.
- В 2004 году в 61 год Вы стали главным реактором «Огней Кузбасса». При Вашем редакторстве альманах был переименован в журнал, с 2007 года из четырехномерного превратился в шестиномерный подписной журнал Союза писателей России. Что удалось сделать за 20 лет редакторской деятельности?
- А разве этого мало?
Отстоять новый (теперешний) формат журнала. Сделать обложку журнала, запоминающийся образ, который бессменно держится два десятилетия.
Расширить географию авторов, не ущемляя при этом талантливых авторов Кузбасса.
Наши предшественники могли только мечтать о постоянном выходе альманаха четыре раза в год. А теперь это журнал и выходит шесть раз в год – один из известных толстых журналов в России.
В журнале кроме прозы и поэзии стали постоянными рубрики: «Книга памяти», «Лики земляков», «Заповедная Сибирь», «Православные чтения», «Библиотечество», «Литературная студия», «Светлица», «Критика. Литературоведение», «Литературная жизнь».
Редакция при выходе каждый номер представляет в КЦИ (Кузбасском центре искусств) и на выступлениях писателей.
Журнал регулярно отмечает своих лауреатов года.
Журнал рассылается во все библиотеки, а также, что очень важно, в школьные библиотеки Кузбасса.
- Какие направления Вы планировали развить в журнале, но не успели? Что порекомендовали бы и посоветовали новому редактору журнала? Кого Вы считаете достойным должности главного редактора журнала «Огни Кузбасса»?
- В этом году журналу исполняется 75 лет. Я старался сделать журнал «Огни Кузбасса» регулярно гонорарным для авторов и членов редколлегии. Может, юбилейный год поспособствует этому.
Новому редактору желаю сохранить и не растерять достижения журнала. Всё это может сделать, на мой взгляд, Дмитрий Владимирович Мурзин.
- Когда и как Вы перешли с поэзией "на ты"?
- Когда мне удается написать стихотворение, как открытие для себя. Все остальное
время - "на Вы".
Еще. Как строчка из чьих-то стихов: "На Вы, на ты, На ты, на Вы – из той прогулки…" Передает волнение и влюбленность...
И еще. Когда получилась хорошая публикация нового автора в журнале "Огни Кузбасса".
Но скорее не "на ты", а лучше не сказать: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"
Когда взрослеющий человек начинает понимать значение выражения с большой буквы "на Вы" - это на мой взгляд выше, чем "на ты".
- Ваши первые стихи были опубликованы 12 апреля 1961 года. О чем они были? Вряд ли они о космосе... Удается ли что-то предугадывать в стихах?
- Действительно так и было. Я купил за копейку на вахте институтскую газету "Кадры стройкам" с моими стихами, прочитал, счастливый вышел из главного корпуса Сибстрина и увидел ликующую толпу студентов. У многих из них была в руках свернутая в трубочку газета. Неужели мои стихи наделали такой ажиотаж!? Но через минуту узнал, что только что объявили о полете Юрия Гагарина. Я бы скорее всего не запомнил эту дату моей первой публикации. (а стихи были такие: "Я скучаю отчаянно по маминому говору, по папиному молчанию...") Но позже понял, что теперь можно в любой энциклопедии мира ее уточнить. Тогда космос уже поселился в нас, звездными ночами мы искали движущуюся звезду – это летел наш спутник. У меня стихи о космосе появились позже. И даже были напечатаны в московском альманахе "Поэзия".
ЗЕМЛЯНЕ
Мы впервые увидели Землю издалека
Глазами Юрия Гагарина
И улыбнулись – голубая!
Мы впервые потрогали Луну руками
Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина
И испугались почему-то...
И впервые поняли мы,
Как ничтожны наши обиды
По сравнению с Космосом,
Но еще не обнялись.
У меня есть строчки: "...наболит, накопится в груди, чтобы нам предсказывать стихами, что же там таится впереди?" Но мне дороже не предсказания, а те стихотворения, написанные когда-то раньше, подзабытые, которые становятся в другом времени востребованы, оживляют связь времен. Может быть, это самое точное попадание в поэзии, ее живучесть.
- Вы закончили НИСИ. Соотносите ли свои стихи с творчеством Вознесенского, еще одного дипломированного архитектора?
- Новосибирский инженерно-строительный институт или Сибстрин, как его называют в Новосибирске, я не закончил, учился не на архитектурном факультете, где, к слову, у меня было много друзей, а на строительном. Не после пожара (у Вознесенского есть стихи о пожаре в архитектурном институте), а сам ушел и никогда об этом не жалел. Пошел работать по стопам отца-архитектора в проектный институт. Оттуда ушел в альманах «Огни Кузбасса».
Был увлечен стихами Андрея Вознесенского, постепенно это прошло, помню его некоторые стихи и строчки. Свои стихи с его творчеством не связываю. Вознесенский схитратворец.
- Что можете сказать на тему "Прочитанные книги как подарки судьбы"?
- По отношению к нашему веку – это уже точно опасные подарки судьбы. Надо ли читать книги, искажающие историю твоего народа? Военная операция на Украине отвечает на этот вопрос. Надо ли читать книги, написанные графоманами? Понижение читательского вкуса отражается на всей культуре общества, такие читатели не смогут понимать наших классиков, а это тоже наша история. Могут ли стать подарками судьбы книги, воспевающие, объясняющие и воспитывающие однополую любовь, которые перебрались в школьные учебники младших и старших классов? Коммунисты на ранней стадии своей власти заикались о свободной любви, но не сподобились выпускать книги на эту тему. Ну а гей парады, эти подарочки сравнимы с сожжением на кострах книг, которыми зачитывались наши предки. Пусть этот "борщевик" демократично засоряет умы и улицы западного мира. А мы будем читать, одобренные временем и народом книги классиков и современных писателей, произведения которых прошли испытание публикацией в наших литературных журналах, стали книгами и, может быть, станут подарками судьбы.
Беду не просмотрит Немига,
Пока нам нужна
На русском престоле Князь-Книга
И Книжка-Княжна.
- Есть ли отличительные черты у сибирской поэзии (на примере С. Самойленко, Д. Мурзина, Е. Безруковой и др.)?
- Чтобы прямо сказать, мол, сразу видно, сибирский поэт – не могу. Размыты поэтические границы у современных поэтов. Словесные просторы, достигнутые русской поэзией в XX и XXI веках, а также легкое преодоление и узнавание географических просторов у современных поэтов – делает их не различимыми по этим признакам. И все-таки одного поэта я назову – Виктор Коврижных. Он жил в старинном сибирском селе Бачаты Кемеровской области. Его стихи современны, по сибирскому свободны и народны. По сути, эти черты и есть для меня патриотизм.
- Как по Вашему мнению проявляется в отечественной литературе противостояние традиции и авангарда?
- Традиция побеждает авангард, но и обогащается им. Разнообразнее стала рифма и традиции предстоит выбрать допуски в ней. Некоторые поэты пишут без знаков препинания. Может быть, и это иногда станет допустимо, пригодится. А как отстаивают "новаторы" матерщину – но убери ее, и ничего не остается от стихотворца. Соленое словцо, кажется, более уместно в прозе. Но как без него обходились в своей прозе классики? Хотя в жизни грешили этим (не были классиками в жизни...)
- Кого считаете своим учителем – в поэзии и в жизни?
- Моими учителями в молодости и далее всегда были мои друзья поэты. Их поиски были и моими поисками, их признание придавали мне уверенность в своих стихах. Ну, и, конечно, русские, советские поэты, в которых я влюблялся – иногда не надолго, иногда на всегда – это был мой Царскосельский лицей.
Учителями в жизни были два литературных журнала "Новый мир" и "Наш современник" и их главные редакторы Александр Трифонович Твардовский и Станислав Юрьевич Куняев.
Не тот, кто до кучи причислил
И в ученики записал,
А тот, кого словом Учитель
Безжалостно сам я назвал.
С Твардовским я не был знаком, с ним был знаком мой отец, архитектор Лаврентий Иванович Донбай. Он познакомился с известным поэтом в Доме творчества архитекторов под Москвой, играл с ним в шахматы, слушал в первом чтении из уст поэта поэму "За далью даль". Об этом знакомстве Твардовский написал в своих дневниках, опубликованных в "Знамени".
С Куняевым я познакомился после первых публикаций моих стихов в "Нашем современнике". Станислав Юрьевич написал предисловие к моей книге "Посредине России". А в прошлом году у меня вышла книга «Четверть века", в которую вошли все мои стихи, опубликованные в "НС" за 25 лет.
- Понятно, что как редактор и наставник Вы были и остаетесь открыты миру. А вот поэт Сергей Донбай – интроверт или экстраверт?
- Со временем работа в журнале и мои стихи стали дополнять друг друга. Я пишу не много и в то время, когда не пишется, журнал выручает, не дает комплексовать в этот момент. И то и другое занятие поглощает меня полностью. Конечно, журнал меня кормит, но были времена, когда я не получал зарплату – и все равно не уходил из него, чтобы сохранить «Огни Кузбасса». Так что с этими иностранными словами у меня, говоря по-русски, серединка на половинку.
Ну что же оставим тщету.
И жизни – какая уж есть! –
Подставим другу щекУ,
Чтоб полный порядок навЕсть.
Руки не жалея дерись!
Пусть сыплются искры во тьме!
На то ты любимая жизнь –
Срывай неудачи на мне!
Любую другую назначь,
Пусть бьют они даже ключом –
Я был и остался рифмач,
Что взять-то, рифмач рифмачом...
- Что лежит в основе писательской дружбы?
- Независимость. Не прощение предательства.
Есть у меня такое выражение: "Уважайте момент разговора." Это значит, просто хорошее стихотворение друга можно в момент разговора назвать гениальным, но друг понимает – это только момент разговора...
- Какого памятника недостает городу Кемерово?
- В Кемерове есть замечательные памятники. Первооткрывателю кузбасского угля Михайлу Волкову (скульптор Г. Баранов, Кемерово) –
В больших руках мужик бывалый
Сжал каменный огонь земной!
Поэту Александру Пушкину (скульптор М. Манизер, Москва) –
Казалось бы, откуда Пушкин?
А он повсюду наш земляк!
Памятник шахтёру с угольком, горящим в груди (скульптор Э. Неизвестный, Америка).
И другие.
А я имею в виду памятник известному гражданину города от благодарных кемеровчан. К примеру, хирургу –
Здесь Подгорбунский легендарный
Лечил, не должностью велик, –
Больные были б благодарны
И благодарен ученик.
Беседу вел Юрий Татаренко
|
|