Накануне съезда Союза писателей России

С тех пор, как в Международном Литфонде у нескольких бывших литчиновников не прошла афера с получением в собственность переделкинских дач (каждая из которых, между прочим, стоит миллионы долларов!), многие новости из нашей писательской жизни стали похожими на фронтовые сводки. Достается и нашему Союзу писателей России. Какие-то умельцы изучают под микроскопом чуть ли не каждый наш шаг. И уличают, уличают, уличают…

Например, уже после опубликования в нашей газете решения пленума о созыве очередного съезда Союза писателей России, «Литгазета» добыла один из черновых вариантов этого решения, и, сославшись именно на него, а не на опубликованный текст, торжественно уличила нас: вот же, с неким хитрым умыслом мы предоставили право нескольким литературным изданиям посылать на съезд собственных делегатов!

На самом деле, это право литературным изданиям именно на последнем пленуме было впервые не предоставлено. Хотя, до сих пор они от съезда к съезду этим правом пользовались.

Доходит и до смешного. В дни юбилея в одном из официальных писательских документов было употреблено слово «средостение», и «Литгазета», уже даже и не зная, как нас лягнуть, в своей публикации, посвященной 50-летию Союза писателей России, указала, что, мол, писатели не знают значения слова «средостение», которое на самом деле является медицинским термином.

Но уже и не смешно. Ведь если мы будем слышать только голоса частных литвладельцев и дельцов от литературы, которым сама литература уже малоинтересна, то и писательское звание в глазах широкой публики будет окончательно скомпроментировано. Откуда этой публике знать, что слово «средостение» в писательском документе появилось как прямая ссылка на слова самого Святейшего Патриарха о преодолении средостение между писателями и Церковью?

Стремление частных литературных изданий, когда-то бывших общеписательскими, вторгаться в жизнь творческих сообществ и от имени своих владельцев сообществами этими руководить – ни к чему хорошему не приведет. Это избранному на писательском съезде личначальнику надо нести ответственность за каждое свое слово (иначе переизберут!), а частник чем больше дури покажет, тем больший у него будет тираж.

Частнику в его коммерческом проекте нужен только скандал. Ему плевать на то, что где-то в провинции власти, начитавшись литературных сплетен, начинают относиться к своим нищим, о переделкинских дачах даже не мечтающим, не способным ни воровать, ни врать, писателям с величайшим презрением.

«Мы не с Ерофеевым и не с Поляковым, мы из той организации, где Распутин…» - твердят писатели своим читателям на творческих вечерах, чтобы не сгорать от стыда за всю самую грязную и, к сожалению, только-то и видимую часть современного литературного айсберга.

Потому и к съезду своему мы теперь должны идти, как по минному полю. Чтобы затем не тратить время и средства на суды.

К тому же, скопилось у нас немало собственных, внутрицеховых проблем.

...Когда региональная организация вполне благополучна, то предпочитает она все свои вопросы решать самостоятельно. А когда, например, появляется у неё два центра притяжения и раскалывается она пополам, то сразу у писателей появляется мечта, чтобы приехал из Москвы большой литначальник и своею волей установил «должный порядок».

А на основании чего? В Уставе записано, что руководителя местного писательского отделения писатели выбирают сами, без вмешательства вышестоящей организации. И получается, что если «верхи» действуют по Уставу, значит, остаются они «равнодушными к нуждам и чаяниям» региональных организаций, а если «верхи» пытаются «наводить должный порядок», значит, нарушают они Устав.

Всё это мы должны будем на съезде обсудить. И, главное, нужно будет принять окончательное решение относительно новообразованных региональных организаций. Мы должны их воспринимать как фракции (пусть даже и имеющие свой юридический адрес) или - как равноправные региональные подразделения?

...Еще одна проблема связана с нашей издательской деятельностью. С одной стороны, по всей России мы издаем чуть ли не сотню газет и журналов, а с другой стороны – у нас нет их общедоступного списка с адресами и телефонами. Около десяти лет назад в «Российском писателе» такой список был опубликован, но он устарел. И вот я прошу всех главных редакторов прислать к нам в редакцию сведения о своих изданиях (наименование, почтовый и электронный адрес, телефон), чтобы мы опубликовали их и затем выставили на сайте «Российского писателя». Это помогло бы писателям преодолевать свою вынужденную разобщенность.

Особая тема – наша цеховая газета «Российский писатель». Вроде бы она предоставляет нам возможность для создания общей творческой атмосферы, для активного творческого общения друг с другом. Но чаще всего авторы, опубликовавшись в газете, затем годами звонят в редакцию, просят прислать им «номерок с публикацией». Вместо того, чтобы один раз самим сходить на почту, да и на газету подписаться.

Мы никому ничего не навязываем. Хочешь – подписывайся, хочешь – выклянчивай газету по телефону. Но если не поддерживаешь в качестве подписчика свою общеписательскую газету, значит, довольствуешься только теми сплетнями о жизни своего Союза, которые появляются в газетах коммерческих, частных. Значит, не так уж и нужен тебе Союз.

Вроде бы появился у «Российского писателя» зарубежный выпуск, но сами российские писатели настолько безразличны к своей газете, что мы за счет подписчиков до сих пор даже корректора не можем нанять!

Видимо, редакция вынуждена будет в первую очередь работать с теми авторами, которые предъявляют копию квитанции о подписке. Да и газета, авторами которой станут живые души, будет интересней.

...Есть у нас возможность централизовать распространение своей книжной продукции. По всей России и даже за рубежом у нас имеются свои писательские отделения, можно было бы открыть в писательские книжные лавки. Неужели ж не найдется среди нас хотя бы один предприимчивый человек, который бы использовал готовую писательскую структуру для воссоздания единой всероссийской книготорговой сети? Писательские организации, став частью этой сети, смогли бы еще и на жизнь зарабатывать.

Конечно, не так-то просто вернуть читателям интерес к некоммерческой литературе. Где-то в Красноярске любители поэзии, может быть, уже и не знают, что в городе Тольятти есть замечательный поэт Евгений Чепурных, а в Орле – блистательная Ирина Семенова. Но ведь и никогда не узнают, если мы сами об этом не позаботимся.

...На пленуме выступил Марат Каландаров, президент Международной ассоциации писателей и публицистов, объединяющей наших пишущих зарубежных соотечественников в сорока странах мира. Все эти соотечественники тянутся к нашему Союзу. Для творческой судьбы писателей, оторванных от родной почвы, наш Союз – все равно что свет в конце тоннеля. Может быть, предоставить зарубежным русскоязычным писательским организациям право рекомендации своих членов для приема в наш Союз?

Это расширило бы и наши возможности. Например, выпуск зарубежного издания «Российского писателя» полностью взял на себя Марат Каландаров. Да и сами по себе русскоязычные зарубежные писатели очень активны. Они регулярно проводят литературные фестивали, у них есть собственная периодика. Да и привычку читать друг-друга они не утратили. Например, только в Риге и Вильнюсе мне пришлось выступать не только в качесте главного редактора, но и в качестве хорошо известного прозаика. Хотя, всего лишь пару раз опубликовался в журнале «Настоящее время», издаваемом МАППом.

...Поэт Михаил Колбасов предложил открыть на нашем писательском сайте страничку «биржи труда» для писателей, способных выполнять работу литобработчиков и редакторов. Поскольку при современной электронной связи можно получить заказ в любом московском издательстве или журнале, не выезжая из Саратова или Самары.

Сам я не решусь судить о перспективности такой биржи. Но если она нужна – мы её откроем.

...Многие хотят, чтобы председатель нашего Союза ездил по стране и налаживал связи между местными писательскими организациями и местными властями. Я тоже по стране езжу. И вижу, что администрация готова встречаться с московскими гостями лишь в тех городах, где местные писатели очень активны, где они стремятся выступать в клубах и школах, в библиотеках и на общегородских праздниках.

Да, есть у нас области нищие, есть у нас местные администрации, которые считают, что культуре достаточно Киркорова с Моисеевым.

Но всё дело в том, что и клубам, и школам, и библиотекам какие-то деньги из местных бюджетов на разного рода мероприятия все-таки выделяются. И если сами писатели не освоят хотя бы часть бюджета местного департамента культуры, то Киркоров дремать не будет, приедет и за раз всё из бюджета выгребет.

Что касается перенесения «опыта» регионов, где писатели процветают, на регионы, где писатели бедствуют, то тут надо отдавать себе отчет в одном: власти не имеют права использовать бюджетные средства на нужды общественных организаций. Но власти могут выделить гранты на некие, предложенные писателями, культурные проекты.

Помню, как один из поэтов приехал ко мне с идеей издать для области школьный дневник, где кроме таблицы умножения будет еще и местное краеведческое, историко-культурное и прочее наполнение. Мы написали письмо в областную администрацию, она деньги выделила очень даже охотно. И дело пошло...

...До съезда осталось слишком мало времени, чтобы уже сейчас не начать думать, какие изменения нужно в нести в Устав, какие болевые вопросы на съезде надо обсудить. Пишите, делитесь своими мыслями и предложениями. Мы ждем!

Николай Дорошенко

Вернуться на главную