🏠


Лидия ДОВЫДЕНКО (Калининград)

Купринские чтения в ДНР

По приглашению Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки имени Н.К. Крупской я побывала на «Купринских чтениях», приняла участие также в оценке работ   участников Открытого творческого конкурса  «Правдиво и без прикрас:  Куприн и Донбасс».

Организаторы тщательно подготовились к мероприятию, опубликовав набор открыток «Александр Иванович Куприн» с краткой биографией писателя, а также сборник лучших работ участников конкурса: очерков и эссе -  «Новое звучание вечных тем».

В зале библиотеки царила атмосфера литературного праздника. Прибыли гости из Москвы и Санкт-Петербурга, из Брянска, из Рязани, целая делегация коллег из Луганской республиканской научной библиотеки имени М. Горького. Участников конференции приветствовал  в видеозаписи Е.Д. Айпин - депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,  а потом вживую на сцену поднялись для приветствия Илья Лазарев - начальник отдела социально-культурной деятельности, библиотечного дела и взаимодействия с общественностью Министерства культуры ДНР, Игорь Горбатов – генеральный директор научной библиотеки имени Н.К. Крупской.

Дипломами, цветами и подарками из набора книг  классиков и современников были награждены участники конкурса в номинациях: «Новое звучание вечных  тем», «Иллюстрируя Куприна», «Нам принадлежит будущее: Куприн в 21-ом  веке». Александр Александрович Кораблев, председатель жюри, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета, подвел итоги конкурса, отметив активность в исследовании  самых известных произведений А.И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Молох», «Олеся», «Поединок», - а также  краеведческую составляющую в раскрытии темы конкурса, проводишегося под патронатом и при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» (РФ), при поддержке Министерства культуры ДНР в рамках литературного проекта «Купринские чтения».  Организатором  выступила республиканская библиотека имени Н.К. Крупской. В очерках и эссе проявился творческий подход к наследию А.И. Куприна и литературной истории Донбасса.

В пленарном заседании «И.А. Куприн и русское художественное сознание на рубеже эпох» приняли участие ученые: А.И. Раздорский, заведующий группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, А.А. Кораблев, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета, Л.В. Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук.

Далее докладчики «Купринских чтений» распределились по секциям: «Литературное наследие России: И.А. Куприн», «Куприн в школьной программе: методическая лаборатория», «Донбасс в творчестве Куприна».

После работы в секциях участники конференции отправились в Енакиево, посетив музей космонавта Г.Т. Берегового и приняв участие в торжественном мероприятии по случаю присвоения библиотеке в Енакиево имени А.И. Куприна.

Завершилась конференция круглым столом «Донбасс литературный: вехи истории» в Русском центре республиканской библиотеки ДНР. Каждый участник получил «Сертификат литературного проекта «Купринские чтения».

В насыщенную программу чтений были включены также посещение концертной программы в Донецкой государственной академической филармонии и Художественного музея, Краеведческого музея, музея Великой Отечественной войны.

 

Бессмертный А.И. Куприн и его очерк «Донбасс»

Творчество Куприна, как зеркало народной духовной жизни,   отражает временной период - конец 19-го и первую треть 20-го века.

Мы знаем, сколько было течений, кружков, направлений в общественной и в том числе в литературной сфере русского бытия в этот промежуток времени. Если говорить о литературе, то все многообразие литературных направлений выражалось преимущественно в поэзии, но в прозе – вершинное место занимает проза и публицистика А.И. Куприна. В годы первой мировой войны он ни минуты не сомневался, что Россия одержит победу, сам был командиром ополчения на территории Финляндии. И эта победа, был уверен Куприн, - будет победой духа на началах любви и братства.

Германия и западный мир для него - главное препятствие к возрождению человечества,  она мещанская и проникнута милитаристскими настроениями.  Находясь после тяжелого заболевания на фронте уже в Гатчине 28 мая 1915 года, он писал Саше Черному: «Видишь, как они гуляют ins Grune, как торгуют могилами своих великих писателей; видишь их идиотских корпорантов – на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин – эту огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами кайзера… И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая маршировка в ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшечья надменность и плоская, самодовольная тупость». Не напоминает ли нам это описание  времен первой мировой войны сегодняшнюю ситуацию во многих точках планеты?

Оказавшись  в эмиграции в Париже, писатель не перестает следить за тем, что происходит в советской России. В 1928 году он публикует очерк «Донбасс», где говорит  снова о духе и человечности: «В  наши дни мы почти ежедневно являемся свидетелями того самозабвенного, безоглядного, святого самопожертвования, с каким люди идут на помощь кораблям, потерпевшим крушение, или затертым льдами, подводным лодкам, затонувшим на большой глубине, безвестно пропавшим авиаторам, путешественникам, заблудившимся в дебрях и пустынях. Эти отважные подвиги радуют сердце, вливая в него бодрость, новую веру в человечество и новую уверенность в том, какое драгоценное и прекрасное существо - человек!»

В то же время, оценивая жизнь в Европе после войны, он говорит о Европе, но кажется, что об Украине, воюющей  против Донбасса: «Именно теперь, когда после четырех с лишком лет свирепствовавшей всемирной бойни,  людьми, по-видимому, всецело овладели жесточайший эгоизм, равнодушие к чужим страданиям, страсть к наживе всякими средствами, жажда грубых телесных утех, полное презрение к таким пустякам, как долг, дружба, любовь, совесть». И как же это актуально звучит, возникает чувство, что это о народах двух республик ДНР И ЛНР: «Именно в наши дни случаи готовности положить душу свою за други своя высятся над миром светлыми спасительными маяками. Обращая к ним глаза и внимание, думаешь с надеждой и благодарностью, что человечество вовсе не до конца растлело, унизилось и испакостилось, что оно только временно переживает тяжкий, но неизбежный кризис, за которым опять придут годы сознательного, доброго творчества».

Писатель обращается к суду по делу служащих Донецкого бассейна, когда большинство людей безразличны к тому, что происходит. И снова русский гений как будто смотрит в будущее: «Почему  ни один из этих немногих людей — светочей, людей с горячим сердцем, ясными глазами и неомраченной совестью — не возвысит своего громкого, авторитетного, человеческого голоса по поводу того наглого и кощунственного издевательства над правосудием, которое открыто разыгрывается теперь в России под видом следствия и суда по делу шахтенских служащих Донецкого бассейна?»

Разве не о нашем времени говорит Куприн: «В судебный зал вводят совершенно готовых, вышколенных свидетелей, выдолбивших свои первые показания наизусть. Как, какими дьявольскими средствами, в какой сатанинской кухне обрабатывали обвиняемых — этого не представит себе самый изобретательный ум. Все они покорно, нелепо, механически-равнодушно соглашаются с прокурором. «Да. Вы правы. Я был вредителем (право, точно должность такая существовала). Я повредил шахты, забои, машины». — «Почему вы это делали?» — «Мне платили деньги». — «С какой целью?» — «Чтобы завод достался прежнему владельцу». И эту совсем вздорную чепуху повторяют один за другим взрослые, неглупые, хорошие люди.

Но вот одному из свидетелей, или, вернее, лжесвидетелей, оклеветанный ими друг говорит мягкие слова упрека. И тот закрывает лицо руками, и разражается рыданиями, и берет назад ползание. «Я был слишком взволнован». Вот одному из сознавшихся вредителей жена кричит из публики: «Коля, зачем ты лжешь? Зачем взводишь на себя поклеп!» И он, точно освободившись от гипноза, встряхивает головой, приходит в себя и говорит: «Я так страдал на следствии, я так изнервничался…»

И вот еще волнующий голос писателя: «Сейчас, под видом дела Донбасса, совершается в России такое ужасное насилие, которое ляжет кровавым пятном на весь культурный мир, если люди совести и власти спрячут голову под крыло».

Куприн говорил о проходившем в Москве в мае-июне 1928 г. слушание так называемого «Шахтинского дела» — по обвинению 51 советских и иностранных сотрудников угольных и металлургических предприятий Донбасса в шпионаже и вредительстве. «Шахтинское дело» — первое в серии показательных судов, состоявшихся в Москве в 1928–1938 гг., где подсудимые демонстрировали солидарность с обвинением и полностью признавали себя виновными в самых невероятных преступлениях.

А.И Куприн не раз бывал на Донбассе. Его впечатления 1895-1896 годов легли в основу произведений Куприна: рассказ «В недрах земли», очерки: «Юзовский завод», «В огне», «В главной шахте», повесть «Молох». Эти произведения не утратили актуальности в нашем обществе, где техногенный мир порабощает человека. Куприн в 1896 году поступил на работу на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Общаясь с рабочими и инженерами, он назвал Юзовский (Донецкий) металлургический завод  «гигантским апокалиптическим зверем», «потрясающим стальными членами», «тяжко дышащим огнем» - «страшный апофеоз человеческого ума, труда и знания». Видя, что рабочие заняты невыносимым трудом, писатель отмечает: «Лаврские богомолки, без сомнения имеют очень слабое представление об аде, не видав ни разу сварочной печи». В том же 1896 году Куприн публикует повесть «Молох» в журнале «Русское богатство», в основе которой - отношение писателя к технической цивилизации. Он одним из первых открыл тему жизни людей Донецкого края.

Союз писателей России постоянно возвышает голос в защиту Донбасса. Журнал «Берега» постоянно публикует произведения, посвященные двум республикам, всего с 2014 года по сей день - 61 публикация. Необходимо чаще напоминать миру о том, что есть и сегодня на земле голоса величия и благородства.   

Алексей Полубота, член редакционного совета журнала «Берега», который в очередной раз побывал на Донбассе в конце августа 2021 года, написал на донецкой земле во время акции "Русские писатели за русский Донбасс» стихотворение: 

"Донбасс никто не ставил на колени".
Павел Беспощадный
Горячая, как сердце, степь Донбасса,
Где погибают лучшие из нас,
Который год мы ждём святого часа,
Когда признает Родина Донбасс!
Который год дрожат от страха стены,
Темны от горя лица матерей,
И кружит, словно ворон, дух измены
Над остовами чёрными церквей.
Донбасс! Земля, исполненная боли,
В закате проступает лик Христа.
Мы повторяем: "Господи, доколе!",
Лишь для молитвы на колени встав.

Я  хочу повторить за А.И. Куприным, имея в мыслях современный Донбасс, всем сердцем сострадая ему: «Эти отважные подвиги радуют сердце, вливая в него бодрость, новую веру в человечество и новую уверенность в том, какое драгоценное и прекрасное существо - человек!»

 

Донбасские встречи

На «Купринские чтения» пришла Лиана Мусатова – одна из выдающихся и знаменитых писателей Донбасса. Мы увиделись впервые, хотя Лиана Александровна не раз публиковалась в литературных изданиях России, но какою же красавицей оказалась воочию, с теплым светом в глазах, радостной светлой улыбкой.

Лиана Александровна Мусатова  родилась в г. Сталино (Донецк) 14 января 1940 года. С 14 лет была внештатным корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», писала о школьной жизни. В институте – активным участником передач студенческого радио. По специальности инженер – механик заводов чёрной и цветной металлургии. Работала преподавателем в техникуме, вела  поэтические кружки в домах творчества, организовала клуб  поэзии. Первая книга «День рождается из ночи» (стихи) вышла в 1997 году. Сегодня она втор 14 поэтических книг и 6 в прозе. За роман-хронику «Я, Надя Попова, из Донбасса» удостоена Диплома  Московской городской организации Союза писателей России «За верное служение отечественной литературе» и медали, а также «Специального диплома» конкурса «Книга Донбасса -2011». В июле 2015 года принята в Союз писателей   ДНР.  Вошла в число авторов сборника гражданской поэзии Донбасса «Час мужества», выпущенного издательством «Перо» в 2015 году (г. Москва). Решением Секретариата Союза писателей России от 28 апреля 2016 года награждена юбилейной медалью «Память России». В 2017 году вышли  книги стихов: «Услышьте нас…  услышьте мой Донбасс», «Страшная ночь или ночь Сварога»,  «Где бездны звёздная кипень…», «Истории любви» (поэмы) и романы «На Пришибских высотах алая роса» и «Танец обсидиановой бабочки».

Особенно остро перед писательницей стоит тема Великой Отечественной войны. Занимаясь поисковой работой, она встречается со свидетелями военного лихолетья, записывает воспоминания очевидцев, работает в архивах.

На круглый стол «Купринских чтений» пришел автор журнала «Берега» Валерий Ильич Герланец – писатель, драматург, публицист, член Союза писателей России и ДНР.

Родился 28 января 1951 г. в семье инженерно-технических работников в г. Орске Оренбургской области.  Окончил Донецкий политехнический институт и Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино и Союзе кинематографистов СССР (мастерская С. Лунгина, г. Москва).

Работал инженером, начальником производственного отдела крупного транспортного предприятия, руководителем отраслевой киностудии, редактором и составителем книг, журналистом и по совместительству деканом факультета журналистики Донецкого открытого университета, главным редактором всеукраинского детского журнала «Апельсин», главным редактором ГП «Республиканский издательский дом «Донбасс», главным редактором театрального журнала «Антракт» ГП «Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. М.М. Бровуна.

Автор более 60 книг для детей в прозе и стихах, вышедших в различных издательствах Украины, России, Канады, США, Чехии и нескольких пьес для детского театра, которые были поставлены в Донецке, Днепропетровске и Луцке. Отдельные прозаические и стихотворные произведения неоднократно включались в школьные хрестоматии, учебники и методические пособия, которые издавались в России и на Украине.

Произведения Валерия Герланца неоднократно отмечались наградами ряда престижных международных литературных конкурсов и фестивалей России, Украины, Канады и Германии.

Встретилась я и с писателем Юрием Хоба, автором журнала «Берега» 3 (45)-2021, членом Союза писателей ДНР, живущем в полутора километрах от линии фронта. Юрию Ивановичу принадлежит семь сборников прозы, Золотое перо Донбасса. В прошлом – помощник капитана судов загранплавания Азовского морского пароходства. Юрий Хоба подарил свой новый сборник «И вновь пылит чумацкий шлях», в котором представлена лишь небольшая часть того, что пережито Донбассом. Красота природы в диссонансе с трагедией войны: убийство животных, степь в снарядах и минах, изломанные судьбы людей.  Книга издана в библиотеке альманаха «Пересвет» Белгородского отделения Военно-художественной студии Союза писателей России, проект «Уроки русского», вступительное слово секретаря Союза писателей России Сергея Бережного, отметившего образность и красоту слова Юрия Хобы.

 

И снова о главной библиотеке ДНР

Организация «Купринских чтений» была на высочайшем уровне. Весь коллектив библиотеки окружил вниманием гостей. Меня сопровождала и помогала ориентироваться в череде событий насыщенной программы Анна Леонтьевна Толмачева, которой искренне благодарна за ее теплые слова, дружественность и родственность души. 

Благодарю сотрудников музея, который открылся к 90-летию библиотеки (создана в 1926 году). В экспозиции представлены фотокопии формуляров читателей за 1942-43 годы, фотографии, постановления,  ряд технических средств – например, печатная машинка «Мерседес», на которой работал заведующий отделом сельскохозяйственной литературы Григорий Иванович Кравченко. В музее отведено место и правительственным наградам, которыми в разные годы была отмечена библиотека. В их числе – грамота Президиума Верховного Совета УРСР в честь 50-летия библиотеки, полученная в 1976 году, и медаль, которая прилагалась к этой грамоте. Важнейшим экспонатом музея является оригинал паспорта о присвоении библиотеке статуса памятника истории и архитектуры местного значения. Стены музея украшены фотоснимками, но, как подчеркнула Ольга Белоус, это – не элемент декора, а часть экспозиции. Фотографии на стенах музея разделены на два условных периода: на левой стороне помещения – штрихи жизни библиотеки с момента ее создания и до 70-х годов ХХ столетия. С правой стороны – фотохроника современной истории библиотеки.  

И также моя признательность заведующей сектором «Русский центр» отдела документов по гуманитарным и естественным наукам  Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской  - Елене Ивановне Скрипник, которая, формулируя цель Литературного проекта «Купринские чтения», подчеркнула  важность  популяризации творческого наследия А.И. Куприна как основных моральных, социальных, культурных ценностей Русского мира, литературных традиций Донбасса и России.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную