Лидия ДОВЫДЕНКО (Калининград)
По приглашению Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки имени Н.К. Крупской я побывала на «Купринских чтениях», приняла участие также в оценке работ участников Открытого творческого конкурса «Правдиво и без прикрас: Куприн и Донбасс». Организаторы тщательно подготовились к мероприятию, опубликовав набор открыток «Александр Иванович Куприн» с краткой биографией писателя, а также сборник лучших работ участников конкурса: очерков и эссе - «Новое звучание вечных тем». В зале библиотеки царила атмосфера литературного праздника. Прибыли гости из Москвы и Санкт-Петербурга, из Брянска, из Рязани, целая делегация коллег из Луганской республиканской научной библиотеки имени М. Горького. Участников конференции приветствовал в видеозаписи Е.Д. Айпин - депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а потом вживую на сцену поднялись для приветствия Илья Лазарев - начальник отдела социально-культурной деятельности, библиотечного дела и взаимодействия с общественностью Министерства культуры ДНР, Игорь Горбатов – генеральный директор научной библиотеки имени Н.К. Крупской. Дипломами, цветами и подарками из набора книг классиков и современников были награждены участники конкурса в номинациях: «Новое звучание вечных тем», «Иллюстрируя Куприна», «Нам принадлежит будущее: Куприн в 21-ом веке». Александр Александрович Кораблев, председатель жюри, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета, подвел итоги конкурса, отметив активность в исследовании самых известных произведений А.И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Молох», «Олеся», «Поединок», - а также краеведческую составляющую в раскрытии темы конкурса, проводишегося под патронатом и при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» (РФ), при поддержке Министерства культуры ДНР в рамках литературного проекта «Купринские чтения». Организатором выступила республиканская библиотека имени Н.К. Крупской. В очерках и эссе проявился творческий подход к наследию А.И. Куприна и литературной истории Донбасса. В пленарном заседании «И.А. Куприн и русское художественное сознание на рубеже эпох» приняли участие ученые: А.И. Раздорский, заведующий группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, А.А. Кораблев, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета, Л.В. Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук. Далее докладчики «Купринских чтений» распределились по секциям: «Литературное наследие России: И.А. Куприн», «Куприн в школьной программе: методическая лаборатория», «Донбасс в творчестве Куприна». После работы в секциях участники конференции отправились в Енакиево, посетив музей космонавта Г.Т. Берегового и приняв участие в торжественном мероприятии по случаю присвоения библиотеке в Енакиево имени А.И. Куприна. Завершилась конференция круглым столом «Донбасс литературный: вехи истории» в Русском центре республиканской библиотеки ДНР. Каждый участник получил «Сертификат литературного проекта «Купринские чтения». В насыщенную программу чтений были включены также посещение концертной программы в Донецкой государственной академической филармонии и Художественного музея, Краеведческого музея, музея Великой Отечественной войны.
Бессмертный А.И. Куприн и его очерк «Донбасс» Творчество Куприна, как зеркало народной духовной жизни, отражает временной период - конец 19-го и первую треть 20-го века. Мы знаем, сколько было течений, кружков, направлений в общественной и в том числе в литературной сфере русского бытия в этот промежуток времени. Если говорить о литературе, то все многообразие литературных направлений выражалось преимущественно в поэзии, но в прозе – вершинное место занимает проза и публицистика А.И. Куприна. В годы первой мировой войны он ни минуты не сомневался, что Россия одержит победу, сам был командиром ополчения на территории Финляндии. И эта победа, был уверен Куприн, - будет победой духа на началах любви и братства. Германия и западный мир для него - главное препятствие к возрождению человечества, она мещанская и проникнута милитаристскими настроениями. Находясь после тяжелого заболевания на фронте уже в Гатчине 28 мая 1915 года, он писал Саше Черному: «Видишь, как они гуляют ins Grune, как торгуют могилами своих великих писателей; видишь их идиотских корпорантов – на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин – эту огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами кайзера… И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая маршировка в ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшечья надменность и плоская, самодовольная тупость». Не напоминает ли нам это описание времен первой мировой войны сегодняшнюю ситуацию во многих точках планеты? Оказавшись в эмиграции в Париже, писатель не перестает следить за тем, что происходит в советской России. В 1928 году он публикует очерк «Донбасс», где говорит снова о духе и человечности: «В наши дни мы почти ежедневно являемся свидетелями того самозабвенного, безоглядного, святого самопожертвования, с каким люди идут на помощь кораблям, потерпевшим крушение, или затертым льдами, подводным лодкам, затонувшим на большой глубине, безвестно пропавшим авиаторам, путешественникам, заблудившимся в дебрях и пустынях. Эти отважные подвиги радуют сердце, вливая в него бодрость, новую веру в человечество и новую уверенность в том, какое драгоценное и прекрасное существо - человек!» В то же время, оценивая жизнь в Европе после войны, он говорит о Европе, но кажется, что об Украине, воюющей против Донбасса: «Именно теперь, когда после четырех с лишком лет свирепствовавшей всемирной бойни, людьми, по-видимому, всецело овладели жесточайший эгоизм, равнодушие к чужим страданиям, страсть к наживе всякими средствами, жажда грубых телесных утех, полное презрение к таким пустякам, как долг, дружба, любовь, совесть». И как же это актуально звучит, возникает чувство, что это о народах двух республик ДНР И ЛНР: «Именно в наши дни случаи готовности положить душу свою за други своя высятся над миром светлыми спасительными маяками. Обращая к ним глаза и внимание, думаешь с надеждой и благодарностью, что человечество вовсе не до конца растлело, унизилось и испакостилось, что оно только временно переживает тяжкий, но неизбежный кризис, за которым опять придут годы сознательного, доброго творчества». Писатель обращается к суду по делу служащих Донецкого бассейна, когда большинство людей безразличны к тому, что происходит. И снова русский гений как будто смотрит в будущее: «Почему ни один из этих немногих людей — светочей, людей с горячим сердцем, ясными глазами и неомраченной совестью — не возвысит своего громкого, авторитетного, человеческого голоса по поводу того наглого и кощунственного издевательства над правосудием, которое открыто разыгрывается теперь в России под видом следствия и суда по делу шахтенских служащих Донецкого бассейна?» Разве не о нашем времени говорит Куприн: «В судебный зал вводят совершенно готовых, вышколенных свидетелей, выдолбивших свои первые показания наизусть. Как, какими дьявольскими средствами, в какой сатанинской кухне обрабатывали обвиняемых — этого не представит себе самый изобретательный ум. Все они покорно, нелепо, механически-равнодушно соглашаются с прокурором. «Да. Вы правы. Я был вредителем (право, точно должность такая существовала). Я повредил шахты, забои, машины». — «Почему вы это делали?» — «Мне платили деньги». — «С какой целью?» — «Чтобы завод достался прежнему владельцу». И эту совсем вздорную чепуху повторяют один за другим взрослые, неглупые, хорошие люди. Но вот одному из свидетелей, или, вернее, лжесвидетелей, оклеветанный ими друг говорит мягкие слова упрека. И тот закрывает лицо руками, и разражается рыданиями, и берет назад ползание. «Я был слишком взволнован». Вот одному из сознавшихся вредителей жена кричит из публики: «Коля, зачем ты лжешь? Зачем взводишь на себя поклеп!» И он, точно освободившись от гипноза, встряхивает головой, приходит в себя и говорит: «Я так страдал на следствии, я так изнервничался…» И вот еще волнующий голос писателя: «Сейчас, под видом дела Донбасса, совершается в России такое ужасное насилие, которое ляжет кровавым пятном на весь культурный мир, если люди совести и власти спрячут голову под крыло». Куприн говорил о проходившем в Москве в мае-июне 1928 г. слушание так называемого «Шахтинского дела» — по обвинению 51 советских и иностранных сотрудников угольных и металлургических предприятий Донбасса в шпионаже и вредительстве. «Шахтинское дело» — первое в серии показательных судов, состоявшихся в Москве в 1928–1938 гг., где подсудимые демонстрировали солидарность с обвинением и полностью признавали себя виновными в самых невероятных преступлениях. А.И Куприн не раз бывал на Донбассе. Его впечатления 1895-1896 годов легли в основу произведений Куприна: рассказ «В недрах земли», очерки: «Юзовский завод», «В огне», «В главной шахте», повесть «Молох». Эти произведения не утратили актуальности в нашем обществе, где техногенный мир порабощает человека. Куприн в 1896 году поступил на работу на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Общаясь с рабочими и инженерами, он назвал Юзовский (Донецкий) металлургический завод «гигантским апокалиптическим зверем», «потрясающим стальными членами», «тяжко дышащим огнем» - «страшный апофеоз человеческого ума, труда и знания». Видя, что рабочие заняты невыносимым трудом, писатель отмечает: «Лаврские богомолки, без сомнения имеют очень слабое представление об аде, не видав ни разу сварочной печи». В том же 1896 году Куприн публикует повесть «Молох» в журнале «Русское богатство», в основе которой - отношение писателя к технической цивилизации. Он одним из первых открыл тему жизни людей Донецкого края. Союз писателей России постоянно возвышает голос в защиту Донбасса. Журнал «Берега» постоянно публикует произведения, посвященные двум республикам, всего с 2014 года по сей день - 61 публикация. Необходимо чаще напоминать миру о том, что есть и сегодня на земле голоса величия и благородства. Алексей Полубота, член редакционного совета журнала «Берега», который в очередной раз побывал на Донбассе в конце августа 2021 года, написал на донецкой земле во время акции "Русские писатели за русский Донбасс» стихотворение:
"Донбасс никто не ставил на колени". Я хочу повторить за А.И. Куприным, имея в мыслях современный Донбасс, всем сердцем сострадая ему: «Эти отважные подвиги радуют сердце, вливая в него бодрость, новую веру в человечество и новую уверенность в том, какое драгоценное и прекрасное существо - человек!»
Донбасские встречи На «Купринские чтения» пришла Лиана Мусатова – одна из выдающихся и знаменитых писателей Донбасса. Мы увиделись впервые, хотя Лиана Александровна не раз публиковалась в литературных изданиях России, но какою же красавицей оказалась воочию, с теплым светом в глазах, радостной светлой улыбкой. Лиана Александровна Мусатова родилась в г. Сталино (Донецк) 14 января 1940 года. С 14 лет была внештатным корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», писала о школьной жизни. В институте – активным участником передач студенческого радио. По специальности инженер – механик заводов чёрной и цветной металлургии. Работала преподавателем в техникуме, вела поэтические кружки в домах творчества, организовала клуб поэзии. Первая книга «День рождается из ночи» (стихи) вышла в 1997 году. Сегодня она втор 14 поэтических книг и 6 в прозе. За роман-хронику «Я, Надя Попова, из Донбасса» удостоена Диплома Московской городской организации Союза писателей России «За верное служение отечественной литературе» и медали, а также «Специального диплома» конкурса «Книга Донбасса -2011». В июле 2015 года принята в Союз писателей ДНР. Вошла в число авторов сборника гражданской поэзии Донбасса «Час мужества», выпущенного издательством «Перо» в 2015 году (г. Москва). Решением Секретариата Союза писателей России от 28 апреля 2016 года награждена юбилейной медалью «Память России». В 2017 году вышли книги стихов: «Услышьте нас… услышьте мой Донбасс», «Страшная ночь или ночь Сварога», «Где бездны звёздная кипень…», «Истории любви» (поэмы) и романы «На Пришибских высотах алая роса» и «Танец обсидиановой бабочки». Особенно остро перед писательницей стоит тема Великой Отечественной войны. Занимаясь поисковой работой, она встречается со свидетелями военного лихолетья, записывает воспоминания очевидцев, работает в архивах. На круглый стол «Купринских чтений» пришел автор журнала «Берега» Валерий Ильич Герланец – писатель, драматург, публицист, член Союза писателей России и ДНР. Родился 28 января 1951 г. в семье инженерно-технических работников в г. Орске Оренбургской области. Окончил Донецкий политехнический институт и Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино и Союзе кинематографистов СССР (мастерская С. Лунгина, г. Москва). Работал инженером, начальником производственного отдела крупного транспортного предприятия, руководителем отраслевой киностудии, редактором и составителем книг, журналистом и по совместительству деканом факультета журналистики Донецкого открытого университета, главным редактором всеукраинского детского журнала «Апельсин», главным редактором ГП «Республиканский издательский дом «Донбасс», главным редактором театрального журнала «Антракт» ГП «Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. М.М. Бровуна. Автор более 60 книг для детей в прозе и стихах, вышедших в различных издательствах Украины, России, Канады, США, Чехии и нескольких пьес для детского театра, которые были поставлены в Донецке, Днепропетровске и Луцке. Отдельные прозаические и стихотворные произведения неоднократно включались в школьные хрестоматии, учебники и методические пособия, которые издавались в России и на Украине. Произведения Валерия Герланца неоднократно отмечались наградами ряда престижных международных литературных конкурсов и фестивалей России, Украины, Канады и Германии. Встретилась я и с писателем Юрием Хоба, автором журнала «Берега» 3 (45)-2021, членом Союза писателей ДНР, живущем в полутора километрах от линии фронта. Юрию Ивановичу принадлежит семь сборников прозы, Золотое перо Донбасса. В прошлом – помощник капитана судов загранплавания Азовского морского пароходства. Юрий Хоба подарил свой новый сборник «И вновь пылит чумацкий шлях», в котором представлена лишь небольшая часть того, что пережито Донбассом. Красота природы в диссонансе с трагедией войны: убийство животных, степь в снарядах и минах, изломанные судьбы людей. Книга издана в библиотеке альманаха «Пересвет» Белгородского отделения Военно-художественной студии Союза писателей России, проект «Уроки русского», вступительное слово секретаря Союза писателей России Сергея Бережного, отметившего образность и красоту слова Юрия Хобы.
И снова о главной библиотеке ДНР Организация «Купринских чтений» была на высочайшем уровне. Весь коллектив библиотеки окружил вниманием гостей. Меня сопровождала и помогала ориентироваться в череде событий насыщенной программы Анна Леонтьевна Толмачева, которой искренне благодарна за ее теплые слова, дружественность и родственность души. Благодарю сотрудников музея, который открылся к 90-летию библиотеки (создана в 1926 году). В экспозиции представлены фотокопии формуляров читателей за 1942-43 годы, фотографии, постановления, ряд технических средств – например, печатная машинка «Мерседес», на которой работал заведующий отделом сельскохозяйственной литературы Григорий Иванович Кравченко. В музее отведено место и правительственным наградам, которыми в разные годы была отмечена библиотека. В их числе – грамота Президиума Верховного Совета УРСР в честь 50-летия библиотеки, полученная в 1976 году, и медаль, которая прилагалась к этой грамоте. Важнейшим экспонатом музея является оригинал паспорта о присвоении библиотеке статуса памятника истории и архитектуры местного значения. Стены музея украшены фотоснимками, но, как подчеркнула Ольга Белоус, это – не элемент декора, а часть экспозиции. Фотографии на стенах музея разделены на два условных периода: на левой стороне помещения – штрихи жизни библиотеки с момента ее создания и до 70-х годов ХХ столетия. С правой стороны – фотохроника современной истории библиотеки. И также моя признательность заведующей сектором «Русский центр» отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской - Елене Ивановне Скрипник, которая, формулируя цель Литературного проекта «Купринские чтения», подчеркнула важность популяризации творческого наследия А.И. Куприна как основных моральных, социальных, культурных ценностей Русского мира, литературных традиций Донбасса и России. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
|
||||