Лидия ДОВЫДЕНКО (Калининград)
К началу 21-го века сложился в России олигархический режим, который поставил своей целью - воспитание потребителя и любителя комфорта со смартфоном в руках. Появилось в нашей стране две литературы: одна, обслуживающая олигархат, с пропагандой низменных инстинктов, пошлости, мещанства, занимая первые ряды на книжных ярмарках и литературных конкурсах. И параллельно живёт неумирающая другая литература как голос народа, служащая сохранению высоких нравственных ценностей, духовного наследия своего народа, его веры и традиций. Эта литература - жертвенное служение современной русской мысли и творчества. Она живёт почти инкогнито, публикуется безгонорарно, издаётся за свой счёт малыми тиражами.
«Писатель – со-работник Бога» Вышла в свет вторая книга двухтомника Геннадия Сазонова «Душа живёт в слове». Это раздумья о русской литературе ХХ века и начала ХХ1-го, альтернативная либерально-русофобской литературе книга, доказывающая, что русская подлинная литература есть и живёт, как и раньше, на высотах духа, в противовес низко стелющемуся по земле туману абсурда, эпатажа в постмодернизме, бульварных пошлостях. Обслуживающие циничный олигархат силы твердят о смерти русской литературы, а она жива, лучится светом добра, жаждой справедливости, гуманизмом, изобличая зло и неонацизм, проявившийся в ненависти и запрете русского языка, в сносе памятников защитникам Родины на полях сражений и русским поэтам, писателям, которые являются высшим цветом человечества, в запрете русской музыки, живописи, в закрытии русских театров. Брал человек Духовная сила пламенного слова Николая Коняева ярко выразилась в повести о Николае Рубцове «Путник на краю поля». Хорошо зная Коняева как своего близкого друга, Геннадий пишет о нём как выдающемся мыслителе, которому обожгла душу поэзия Рубцова. Тогда родилась его известная мысль «Писатель – со-работник Бога». Неслучайно Сазонов обращается к другой книге Николая Коняева «Что читал Государь в Тобольске», которую Геннадий рассматривает как историю Святой Руси, и в то же время - это суть настоящего времени и личная сопричастность далёким событиям, проявление Божественного Промысла о нашей родине. Князя Александра Невского писатель Николай Коняев представил как человека, который разгромил «тогдашнее НАТО», хотя оно тщательно готовилось к покорению Северной Руси. Князю Невскому было всего 20 лет. Не святость ли князя помогла одолеть хищнические, грабительские банды Европы!
«Исток – стихия народная» Эти слова принадлежат Василию Ивановичу Белову – классику русской литературы ХХ века, сыну погибшего на полях сражений в 1943 году отца и одарённой матери, которая одна подняла пятеро детей, передав им наследие русского фольклора, состоящего из множества песен, поговорок, присказок, частушек, включённых Василием Ивановичем в его пронзительные , полные жизненной правды произведения. В интервью Геннадию Сазонову Белов рассказал: «Каждая моя новая вещь вызывала бурную реакцию публики. Я не выбирал тему деревни, крестьянства, - это естественное состояние моей души, как дыхание, как сердцебиение. Эта мощная неиссякаемая сила – крестьянство – вызывает кое у кого неприязнь». Он отрицательно относился к определению «деревенская проза», потому что поднятые им проблемы одинаково близки и городу, и деревне. Василий Белов был строгим защитником русского языка, выступая с утверждением, что «язык дан нам от Бога», что надо вести борьбу со «сленгом», против обеднения языка, заменяя русские слова на чужие, а это «скрытый цинизм, тайная похабщина…».
Александр Романов - Всеочищающая совесть «В творчестве поэта Александра Романова, - отмечает Геннадий Сазонов, - большое место занимает понятие Совесть». Это понятие многими властителями упразднено. А за ними и массы погнались за комфортом и обогащением любым способом. Мотив совести. – продолжает Геннадий, - идет рядом в поэзии Александра Романова с тревогой за судьбу России. Совесть для него – активное состояние души, которое он называет «сторожевым лучом»: Он жгуч. Он будто откровенье. Александр Романов, - продолжает Сазонов, - не был «планетарным поэтом», но Вологодская земля, её история, её люди и природа – вот планета Романова, более обширная, чем мир «планетарных поэтов»: «Здесь глубинная связь с национальной культурой, - написал Геннадий, - начиная от писателя, монаха Даниила Заточника, неповторимого икионописца Дионисия, оставившего свои фрески в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове, до Александра Яшина, Фёдора Абрамова, Василия Белова. Продолжил этот ряд и Александр Романов».
С классикой - навсегда! Двухтомник «Душа жива в слове» охватывает в первом томе русских писателей-подвижников XIX века - первой половины XX-го, которые с нами навсегда: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев А.А. Фет, Святитель Игнатий (Брянчанинов), И.С. Шмелев, А.А. Ганин, С.А. Есенин, В.Я. Шишков, Н.А.Клюев, сказавший когда-то: «Изба – святилище земли». Имеется в виду, конечно, русская изба, в которой рождается сердечная связь с Россией и её святынями. Про поэзию Николая Клюева вологодский поэт Юрий Леднев сказал очень точно:
Диковинный стих среди ора и пьяни Среди окаянности, неправедности горит молитвой стих, прозаическое, публицистическое слово от сердца, от души, и, как пишет Геннадий Сазонов, ни время, ни бури веков не d силах его погасить. Второй том состоит из трёх разделов как продолжение первого: Раздел третий. «Встать с веком наравне», в который вошли очерки и эссе об И.В.Северянине, А.Я. Яшине, В.И. Белове, Н.М. Рубцове, Ф.А. Абрамове, А.А. Романове, Д.М. Балашове, которые искали и находили свои ответы на вопросы о тайнах русской души и ее пути в мирозданьи, о промысле Божьем о судьбе России, о загадках мига и вечности. В четвертом разделе сборника «Поиск родных истоков» Геннадий Сазонов размышляет о творчестве Н.М. Коняева, С.А. Золотцева, Л.Е. Трутнева, Г.В. Иванова, А.А. Грязева, В.А. Лангуева, В.Я. Кириллова, которые говорили и сейчас звучат набатным колоколом о нашей самобытности («заграничный кафтан – не для нас» - А.А. Грязев), о «взгляде с высокого холма» - Г.В. Иванов). Это думы о русском народе, об угрозах, нависших над ним, в виде социальной разобщённости и отрыве «элиты» от национальных интересов. Раздел пятый и заключительный «На страже русского духа» посвящён мировоззренческим позициям современных писателей: Лидии Довыденко, Александра Арцибашева, Ольги Фокиной, Сергея Викулова, Леонида Иванова, Аркадия Елфимова, Алексея Скулякова, Ирины Дегтярёвой. Благодарю сердечно Геннадия Алексеевича за тёплые слова в мой адрес и о журнале «Берега», в котором опубликованы произведения или критические статьи о них – многих из названных здесь на страницах двухтомника. Всех нас объединяет духовное родство, стремление беречь русский язык, его дух, величие и благородство, наши святыни и традиции. Лидия Довыденко - главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 36 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, кандидат философских наук. Почетный гражданин Балтийского городского округа, член редакционного совета журнала «День и ночь»- Красноярск, Член Международной академии русской словесности (Австралия, член РГО. Лауреат литературных премий: Гумилевской, Корниловской, Союзного государства, Щит и меч Отечества, орден «Русская звезда» имени Ф.И. Тютчева, лауреат «Золотое перо Руси», «Золотой Витязь». |
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||
|