Лидия ДОВЫДЕНКО (Калининград)

"Война за свой счёт..."

О двухтомнике Геннадия Сазонова «Душа жива в слове. Раздумья о русской литературе». - 2024

 

О современной литературе и жизни в России

К началу 21-го века сложился в России олигархический режим, который поставил своей целью - воспитание потребителя и любителя комфорта со смартфоном в руках. Появилось  в нашей стране две литературы: одна, обслуживающая олигархат,  с пропагандой низменных инстинктов, пошлости, мещанства, занимая первые ряды на книжных ярмарках и литературных конкурсах. И параллельно живёт неумирающая другая литература как голос народа, служащая сохранению высоких нравственных ценностей, духовного наследия своего народа, его веры и традиций. Эта литература - жертвенное служение современной русской мысли и творчества. Она живёт почти инкогнито, публикуется безгонорарно, издаётся за свой счёт малыми тиражами.

Как-то, беседуя с участником СВО, услышала фразу, что  «это война за свой счёт», когда обмундирование и питание контрактники, а тем более - добровольцы приобретают за свой счёт. То же самое с почвенной литературой, которая живет принципами, заложенными А.С. Пушкиным, Ф.И. Тютчевым, Ф.М.Достоевским и многими другими классиками: высокой человечности, благородства, величия, соборности , человеческого тепла, любви, товарищества.  И это позволяет назвать славянские страны Домом Богородицы, который даёт надежду человечеству и формирует его духовное оформление.

 

«Писатель – со-работник Бога»

Вышла в свет вторая книга двухтомника Геннадия Сазонова «Душа живёт в слове». Это раздумья о русской литературе ХХ века и начала ХХ1-го, альтернативная либерально-русофобской литературе книга, доказывающая, что русская подлинная литература есть и живёт, как и раньше, на высотах духа, в противовес низко стелющемуся по земле туману абсурда, эпатажа в постмодернизме, бульварных пошлостях.

Геннадий Сазонов позвал своих читателей в путешествие по прекрасной стране, мудрой, неповторимой, которая называется Русская Литература.

Обслуживающие   циничный  олигархат силы  твердят о смерти русской литературы, а она жива, лучится светом добра, жаждой справедливости, гуманизмом, изобличая зло и неонацизм, проявившийся в ненависти и запрете русского языка, в сносе памятников защитникам Родины на полях сражений и русским поэтам, писателям, которые являются высшим цветом человечества, в запрете русской музыки, живописи, в закрытии русских театров.

Русофобское беснование, культурная ущербность проявляются в переименовании улиц с великих имён русских писателей, как Пушкин, Гоголь, Достоевский, на Бандеру и других ненавистников России. В этом контексте тем важнее появление книги «Душа жива в слове» в блестящем изложении русского писателя современности Геннадия Сазонова.

Отечественная литература во многом предвосхищала те тяжелейшие испытания русского духа , которые приносили и приносят войны, что ни век нашей истории, то «век войн»: «и вечный бой, покой нам только снится», «Они (Запад) не простят нам нашей победы» в  Великой Отечественной войне. И поэтому так важно показать истоки нашего народа - победителя.

Гениально выразил это в нескольких строчках поэт Николай Рубцов :

Брал человек
Холодный мёртвый камень,
По искре высекал
Из камня пламень.
Твоя судьба
Не менее сурова -
Вот так же высекать
Огонь из слова.

Духовная сила пламенного слова Николая Коняева ярко выразилась в повести о Николае Рубцове «Путник на краю поля». Хорошо зная Коняева как своего близкого друга, Геннадий пишет о нём как выдающемся мыслителе, которому обожгла душу поэзия Рубцова. Тогда родилась его известная мысль «Писатель – со-работник Бога». Неслучайно Сазонов обращается к другой книге Николая Коняева «Что читал Государь в Тобольске»,  которую Геннадий рассматривает как историю Святой Руси, и в то же время  - это суть настоящего времени и  личная сопричастность далёким событиям, проявление Божественного Промысла о нашей родине. Князя  Александра  Невского  писатель Николай Коняев представил как человека, который разгромил «тогдашнее НАТО», хотя оно  тщательно готовилось к покорению Северной Руси.  Князю Невскому было всего 20 лет. Не святость ли князя помогла одолеть хищнические, грабительские банды Европы!

Коняев говорил: «Враги России - это враги и самого Бога».  Николай Михайлович – автор определения сути русской литературы как православный реализм, предлагая рассматривать окружающий мир «под углом духовности», внося вклад в христианское просвещение.

 

«Исток – стихия народная»

Эти слова принадлежат Василию Ивановичу Белову – классику русской литературы ХХ века, сыну погибшего на полях сражений в 1943 году отца и одарённой матери, которая одна подняла пятеро детей,  передав им наследие русского фольклора, состоящего   из множества песен, поговорок, присказок, частушек, включённых Василием Ивановичем  в его пронзительные , полные жизненной правды произведения. В интервью Геннадию Сазонову Белов рассказал:

«Каждая моя новая вещь вызывала бурную реакцию публики. Я не выбирал тему деревни, крестьянства, -  это естественное состояние моей души, как дыхание, как сердцебиение. Эта мощная неиссякаемая  сила – крестьянство – вызывает кое у кого неприязнь».

Он отрицательно относился к определению «деревенская проза», потому что поднятые им проблемы одинаково близки и городу, и деревне. Василий Белов был строгим защитником русского языка, выступая с  утверждением, что «язык дан нам от Бога», что надо вести борьбу со «сленгом», против обеднения языка, заменяя русские слова на чужие, а это «скрытый цинизм, тайная похабщина…».

 

Александр Романов -  Всеочищающая совесть

«В творчестве  поэта Александра Романова, - отмечает Геннадий Сазонов, - большое место занимает понятие Совесть». Это понятие многими властителями упразднено. А за ними и массы погнались за комфортом и обогащением любым способом. Мотив совести. – продолжает Геннадий, - идет рядом в поэзии Александра Романова с тревогой за судьбу России. Совесть для него – активное состояние души, которое он называет «сторожевым лучом»:

Он жгуч. Он будто откровенье.
 Он просекает толщу лет.
И чем обиднее забвенье,
Тем сокрушительнее свет.
Из полуправды, ставшей в горечь,
Из встреч, растрёпанных уже,
Всеочищающая совесть,
Как жизни свет, горит в душе.

Александр Романов, - продолжает Сазонов, - не был «планетарным поэтом», но Вологодская земля, её история, её люди и природа – вот планета Романова, более обширная, чем мир «планетарных поэтов»:

«Здесь глубинная связь с национальной культурой, -  написал Геннадий, - начиная от писателя, монаха Даниила Заточника, неповторимого икионописца Дионисия, оставившего свои фрески в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове, до Александра Яшина, Фёдора Абрамова, Василия Белова. Продолжил этот ряд и Александр Романов».

 

С классикой  -  навсегда!

Двухтомник «Душа жива в слове» охватывает в первом томе русских писателей-подвижников XIX века - первой половины XX-го, которые с нами навсегда: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И.  Тютчев, И.С. Тургенев А.А. Фет, Святитель Игнатий (Брянчанинов), И.С. Шмелев, А.А. Ганин, С.А. Есенин, В.Я. Шишков, Н.А.Клюев, сказавший когда-то:  «Изба – святилище земли». Имеется в виду, конечно, русская изба, в  которой рождается сердечная связь с Россией и её святынями.

Про поэзию Николая Клюева вологодский поэт  Юрий Леднев сказал очень точно:

Диковинный стих среди ора и пьяни
Воскресшей молитвой горит неспроста.

Среди окаянности, неправедности горит молитвой стих, прозаическое, публицистическое слово от сердца, от души, и, как пишет Геннадий Сазонов,  ни время, ни бури веков не d силах его погасить.

Второй том состоит из трёх разделов как продолжение первого: Раздел третий. «Встать с веком наравне», в который вошли очерки и эссе об И.В.Северянине, А.Я. Яшине, В.И. Белове, Н.М. Рубцове, Ф.А. Абрамове, А.А. Романове, Д.М. Балашове, которые искали и находили свои ответы на вопросы о тайнах русской души и ее пути в мирозданьи, о промысле Божьем о судьбе России, о загадках мига и вечности.

В четвертом разделе сборника  «Поиск родных истоков» Геннадий Сазонов размышляет о творчестве Н.М. Коняева, С.А. Золотцева, Л.Е. Трутнева, Г.В. Иванова, А.А. Грязева, В.А. Лангуева, В.Я. Кириллова, которые говорили и сейчас звучат набатным колоколом о нашей самобытности («заграничный кафтан – не для нас» - А.А. Грязев), о «взгляде с высокого холма» - Г.В. Иванов). Это думы о русском народе, об угрозах, нависших над ним, в виде социальной разобщённости и отрыве «элиты» от национальных интересов.

Раздел пятый и заключительный «На страже русского духа» посвящён  мировоззренческим позициям современных писателей: Лидии Довыденко, Александра Арцибашева, Ольги Фокиной, Сергея Викулова, Леонида Иванова, Аркадия Елфимова, Алексея Скулякова, Ирины Дегтярёвой.

Благодарю сердечно Геннадия Алексеевича за тёплые слова в мой адрес и о журнале «Берега», в котором опубликованы произведения или критические статьи о них – многих из названных  здесь на страницах двухтомника. 

Всех нас объединяет духовное родство, стремление беречь русский язык, его дух, величие и благородство,  наши святыни и традиции.

Лидия Довыденко - главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей  Союзного государства, автор 36  художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, кандидат философских наук. Почетный гражданин Балтийского городского округа,  член редакционного совета журнала «День и ночь»- Красноярск, Член Международной академии русской словесности (Австралия, член РГО. Лауреат литературных премий:  Гумилевской, Корниловской, Союзного государства, Щит и меч Отечества, орден «Русская звезда» имени Ф.И. Тютчева, лауреат «Золотое перо Руси»,  «Золотой Витязь».

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную