Василий ДВОРЦОВ писатель, публицист
Серьёзность темы: Нация формируется языком. Кровь и почва в этом процессе вторичны. Именно язык созидает народ, через язык в него входят и вживаются и новые этносы, и новые пространства. Литературный процесс – это процесс национального самосознания. Через литературный процесс нация себя видит, себя чувствует, осознаёт и – запоминает. По отношению к иным искусствам литература как математика для других наук. как без математики невозможны ни история, ни ботаника, ни астрономия, так даже музыкальные произведения имеют литературную основу. Разрыв литературного процесса – разрыв национальной памяти, и в восемнадцатом веке опасность такового разрыва была обусловлена языковой революцией, спровоцированной государственными и идейно-культурными реформами Государя Петра Алексеевича. Наплыв иностранных слов – лишь часть революционных перемен общественного сознания. Главное же – переход художественной литературы со старославянского (сегодня церковнославянского) на бытовой великорусский оказался настоящей катастрофой национального сознания. То есть, кризис литературный есть доказательство общественного мировоззренческого кризиса. Государство: Для выхода из оного с 1735 года в Санкт-Петербургской Академии специализированное «Российское собрание» радело «о возможном дополнении российского языка, о его чистоте, красоте и желаемом потом совершенстве». А 30 сентября 1783 года Императрицею Екатериной утверждено Положение об отдельной Российской Академии с назначением княгини Дашковой президентом Задачами ставились: «прежде всего сочинить российскую грамматику, российский словарь, риторику и правила стихотворения». 30 лет работы лучших умов России – это архиепископ Иннокентий (Нечаев), учёные Румовский, Котельников, Болтин, писатели Державин, Херасков, Княжнин, государственные деятели Шувалов, Потёмкин, Безбородко, создали основы для Золотого века русской литературы, которым заявлено воскресение русского самосознания на новой языковой основе. В девятнадцатом веке литература в своей критике описала следование российского общественного сознания в фарватере немецкой философии – от классической до романтической. Отдельная тема – как русская литература повлияла на немецкую философию. Второй кризис русского самосознания, сопровождавшийся реальной опасностью потерей России русскости – демонический модерн с апофеозом антихристианской революции в начале 20 века. Конечно же, прежде всего, это был кризис Русской Православной Церкви, со времён Тишайшего Алексея Михайловича утилитарно пользуемой государством – но это тоже отдельная тема. Государство: 23 апреля 1932 года принято Постановление Политбюро ЦК ВКПб «О перестройке литературно-художественных организаций». Таковым приказывалось ликвидировать разрозненные организации и создать единый творческий союз. Который и был учреждён всесоюзным съездом через 2 года. Рабоче-крестьянское государство в лице монополизировавших власть большевиков-сталинцев заявило себя культурной правопреемницей Российской Империи. Канон советского реализма разрабатывался на основе реализма классического, который, в свою очередь, являлся реализацией Девятой заповеди «Не лжесвидетельствуй». Так и социальная доктрина, обращённая страшным принуждением к «вышедшим из Египта», от выращиваемых новых поколений требовала уже «возлюбить ближнего как самого себя». Двадцатый век в России можно характеризовать как русскость под спудом. Гонения на веру, запрет великорусской национальности. Великая Отечественная война, оглашенная Церковью как Священная, на какое-то время позволила национальной культуре развернуть затекшие члены, но то была слишком короткая передышка. И вот вызов нам – проигрыш России в когнитивной войне. О начале небывалой, тайной, но конечной целью абсолютно всеубийственной Третьей Мировой прокричал критик Юрий Селезнёв ещё в конце 70-х годов. И был убит. Где Государство? Что поделаешь, но наша история учит: мы начинаем побеждать только тогда, когда горит Москва. Наверное, этими огнями отжигается всё наносное, налепляющееся к Третьему Риму. Тохтамыш, Лжедмитрий, Наполеон, Гитлер жгли её – и ответно поднималось национальное возрождение. Законно ждать такового и после Ельцина со стоявшими за ним. Стоящими и сейчас за пятой колонной. Общественно-государственные возможности: Первая из задач писателя – созидать национальную память, соединяющую поколения не только знаниями, но и чувствами. Необходимо вернуть в сознание русского человека его тысячелетнюю литературу. Так на Рождественских чтениях 2024 года, ХI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Образ будущего в контексте исторической памяти», проводимая Российским университетом Дружбы Народов, поддержала мою инициативу обращения к Министерству образования РФ разработать программу изучения в младших классах школы (вместо иностранного) основ церковнославянского языка в рамках предметов «русский родной язык» и «русская родная литература». 8 апреля в Краснодаре я, в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Наука философия и всеобщая диалектика историко-философского процесса», провёл круглый стол Союза писателей России «Православная антропология – ключ к прочтению русской литературы». В итоговый документ конференции мною предложено вписать необходимость разработки вузовского курса «Философия этико-эстетической суверенности русской цивилизации в эпоху когнитивных войн». 17 апреля в Пскове я провёл межрегиональную научно-практическую конференцию «Литературная критика. XXI век». В которой, среди прочих членов Союза писателей России, принял участие и наш всеобщий любимец Михаил Кильдяшов. Конференция положила начало работы постоянной всероссийской критической лаборатории, призванной способствовать возвращению художественной литературы в отечественное общественное сознание. Что бы хотелось получить в результате работы лаборатории критики? Прежде всего, восстановление в мировоззрении полноценной личности, без которой невозможно полноценное общество, нераздельности триады ИСТИНЫ-ДОБРА-КРАСОТЫ. 24 апреля в Томске поучаствовал в Межрегиональной научно-практической библиотечной конференции «Формирование активной гражданской позиции молодого поколения: вызовы времени» докладом «Роль литературы в сохранении чистоты русского языка и духовно-нравственном становлении личности». С организатором – Томской областной детско-юношеской библиотекой в деле воспитания патриотизма и гражданской ответственности у молодых поколений Союз писателей России сотрудничает постоянно и в различных формах, так осенью исполняется 30 лет их Международному конкурсу-фестивалю с семинарами «Устами детей говорит мир», охватывающему всю нашу Россию с привлечением юных русскоязычных литераторов из десятков стран! ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||