Сегодня народное искусство рождается из культурного многоголосия времени. Чего только в современности нет: традиционная классика и постмодерн, фольклорные мотивы и стилизация под них, базарный кич и шоу-бизнес, вульгарное подражание иноземным образцам и соцреализм, христианские мотивы и интернетовский сленг… Смесь всех времен, эпох, языков. Но вряд ли может считаться дееспособным и созидательным народ, лишенный своего – истинно национального, традиционного, от предков к потомкам, искусства. Ведь в основе культуры происходит развитие души народа. А без души не будет ни труда, ни хлеба, ни будущего. С выкорчевыванием крестьянского корня уходит в прошлое и социальная база народного искусства. Такой процесс идет во многих развитых странах, он – закономерен для цивилизации, приобретающей всеобщий, глобальный характер. Может, за такой исход мы еще и поплатимся… Но противопоставлять реальности свою хуторянскую экзотику, по меньшей мере, наивно. Значит, нужно зорче смотреть, острее чувствовать, яснее слышать, что же сегодня происходит в народной культуре. Она никуда не делась и не исчезла, ибо никогда не заглохнет в человеке жажда прекрасного, не погибнет талант, данный от Бога, не испарится восторг открытия и познания мира. На сломе эпох, изменении привычного бытового уклада, болезненного разрыва и одновременно живительного восстановления вековых традиций крайне важно не терять положительное, точнее сказать, строительное начало, не оставлять его в тоске непризнания. Поэтому появление таких энтузиастов, как Анатолий Ехалов, организаторов народной культуры и одновременно ее носителей, отвечает самым насущным потребностям времени. Он, писатель и телеведущий, музыкант и исполнитель, путешественник и неистощимый выдумщик, и сам становится явлением народной культуры. Имея возможность, как телеведущий популярной передачи «С Ехаловым по Вологодчине», объезжать районы области, забираться в ее самые дальние углы, он ставил и ставит всегда перед собой одну и ту же задачу: найти людей, которые интересны, талантливы, которые умеют зажигать. Не пейзажи, не трудовые успехи, не печаль разрухи или радость новостроя его привлекали (хотя он не проходит и мимо всего этого, сопутствующего), а особинка человека, звездочка его личности, как главное и самое замечательное в сумерках повседневной жизни. В своих странствиях он многое слышит, чувствует, запоминает, поэтому и старается ничего не выдумывать, не навязывать, не приспосабливать под чей-то вкус. Открыв для себя, сколь щедр на таланты и своеобычность наш народ, Ехалов решил проводить народные праздники. Из телевизионного фиксатора Анатолий Константинович предстал организатором процесса культурного освоения действительности. Все эти праздники русской печки, топора, коровы, «В снегах Кириллова», «По щучьему велению», банные ассамблеи и многие другие уникальны в современной России и несут явственную печать выдающегося таланта постановщика. Его общевологодские действа начались буквально с «нуля», когда для нас любые праздники, даже религиозные, превратились в нехитрые действа по принципу «выпить и закусить». Здесь он ищет возможности не завлечь побольше людей, а дать им себя другим показать. Ехалова волнует сама непередаваемая атмосфера праздника, все то лучшее, что раскрывается в такие моменты в человеке. Анатолий не смог бы ничего значительного придумать, если бы он не знал реального состояния дел в народной культуре. Она сегодня не чисто деревенская и не городская, не массовая, а очень индивидуальная. Она держится на чудесных самородках, а их можно отыскать в каждом райцентре и вологодском селе. Остается их объединить и вдохновить, что Ехалов с удовольствием и делает. Поэтому его большой творческий вечер в Москве (он так и назывался «С Ехаловым по Вологодчине») являл собой вершину его многолетней работы, важный этап-отчет. Он был обречен на успех уже тогда, когда за 500 километров от Москвы из Вологды выехал «поющий» автобус со всей ехаловской бригадой, собранной из героев его лучших телефильмов. Так они и прикатили в столицу, а затем в Центральный Дом литераторов, где в переполненном зале на 500 человек устроили незабываемое для всех собравшихся зрелище. Вечер организовали Союз писателей России, областной Департамент культуры, Вологодское землячество в Москве. Анатолий Ехалов и на этом вечере ничего не придумывал. Отрывки из документальных фильмов с показом того или иного героя предваряли выход самих героев-вологжан на сцену. Кто пел, кто плясал, кто рассказывал… Зал, казалось, и сам участвовал в этом знакомстве, настолько оно было душевным, почти семейным, трогательным. Вот выходит под свет юпитеров житель деревни Порохово Усть-Кубинского района Владимир Александрович Теленков. В 43 года его, совхозного плотника, скрутили болезни, хоть ложись да помирай. А он не сдался, не раскис, стал заниматься гиревым спортом, чтобы показать всему свету, уже в ранге чемпиона мира, северную силушку, и к своим 70 годам избавился от всех недугов. Эта победа отдельного человека над собой нисколько не уступает нашим коллективным победам в футболе и хоккее. За Теленковым на сцену поднимается Владимир Гришин из города Сокол. Астроном и гусляр… В этот редком сочетании несочетаемого заключается оригинальный дар, незабываемый голос, даже внешний вид этого необычного человека. А следом уже идет по залу, гремя сапогами, Сергей Феньвеши, гончар, открывший особые секреты создания чернолощенки – глиняной посуды. За ним спешит выйти на сцену и спеть частушки Антонина Рожина с сухонских Опок. С каким достоинством, как приветливо и радостно она ведет себя под блицами фотоаппаратов и телекамер!.. Впрочем, так настроен весь «звездный» состав Анатолия Ехалова. Они рассаживаются, как на лавке избы, на сцене, и к ним в течение вечера прибавляются плотник, резчик по дереву и поэт из Устюжны Владимир Жабреев, музыкантша и художница Марина Кулакова, жена Анатолия Константиновича, которая в красивом народном костюме выступила в дуэте с дочерью Дашей. Хорошо пели и череповчане Сергей Рыжов и Андрей Широглазов, показал свое мастерство боевой плясун Виктор Германович Соловьев, как всегда пронзительно сыграл и спел золотой гармонист России, любимый москвичами Константин Пирожков. Архитектор, певец и гитарист Владимир Сергеев приготовил сюрприз: он исполнил песню своего сочинения, посвященную Белозерскому полку, «украшению русской пехоты», как его называли историки. В зале присутствовал начальник Генерального штаба ВС РФ (увы, уже бывший) генерал армии Ю.Н.Балуевский, взволнованный этим необыкновенным концертом, и торжественно пообещавший восстановить в Вооруженных Силах современной России воинское формирование белозерцев в год 300-летия полка. Кстати, скажу попутно. На прошедшем параде Победы в Москве дикторы с гордостью рассуждали о марках новой техники, впервые показанной всему миру, приводили ее боевые характеристики, хвалили авиацию и т.д. Но ни разу не обмолвились о главном событии, произошедшем на этом параде – перед марширующими на главной площади страны коробками полков вместе с красными, овеянными боевой славой, знаменами также впервые развивались не менее легендарные петровские стяги – белые знамена с желтыми Очаковскими крестами, недавно восстановленные для всех подразделений, ведущих свое старшинство с Петровских времен. …Семь часов продолжался вечер Ехалова. Он начинался с фойе, где шумела-гремела ярмарка промыслов, работал трактир, в котором каждый мог бесплатно отведать пирогов, соленых рыжиков, моченой брусники, лугового меда, клюквы-журавлихи, ядреного народного напитка, который сами гоним. Здесь за несколько часов до вечера уже можно было поплясать, попеть, подивиться самому большому валенку (122-ой размер!) и одновременно кое что купить, увидеть удивительные половики – картины деревенской жизни Евдокии Пановой, лубки художника Виктора Новикова, чернолощеную керамику Сергея Феньвеши, кружева, деревянные изделия… Как раз напротив больших окон ЦДЛ, дом в дом, расположено посольство Бразилии в России. Вологжане, дай им возможность развернуться вместе с Ехаловым, провели бы, уверен, в столице не слабее народный праздник-карнавал, чем всемирно известный бразильский!.. И вообще, игровая культура народа (в одной из недавно выпущенных в Москве книг авторы-этнологи анализируют почти 800 игр, бытовавших в Вологодской губернии еще в XIX веке) является показателем здоровой души народа, уверенности его в завтрашнем дне, неиссякаемой творческой фантазии и созидательной энергии (кто, вспоминая слова песни, веселиться умеет лучше всех?). Но мало, мало было в зале писателей! Часть из них восседала в нижнем кафе, так и не сумев выбраться на свет Божий, туда, где они и должны были бы быть. Там, в преисподней, лились речи о том, что нас не понимают, не печатают, не читают… И не будут читать, и не будут платить!.. А за что? Вологодская фиеста в Москве произвела сильное впечатление даже на людей искушенных. Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев сказал, что на таких, как Анатолий Ехалов, и держится сегодня народная культура. Председатель Вологодского землячества Валентин Купцов заявил, что этот вечер – один из самых запоминающихся, ярких и талантливых, он является настоящим событием в культурной жизни Москвы. Юрий Балуевский сердечно поблагодарил А.К.Ехалова за его подвижническую деятельность. Сразу после вечера «поющий» автобус радостных и довольных вологжан со двора ЦДЛ покатил через Россию на свою родину, туда, где и надо жить народу. Вадим Дементьев |