Валентина ЕФИМОВСКАЯ (Санкт-Петербург)

Культура – оборонный фактор Российской Державы

Выдержки из доклада на секции ВРНС. С.-Петербург, 2024 г.

 

…правдою утверждается престол
Притчи 16:12               

Библейское утверждение, вынесенное в эпиграф, относится к властям предержащим с древних веков и поныне. Сегодня, во времена демократических преобразований, народу тоже предоставлена возможность участвовать в государственных делах, высказывая мнение на выборах, избирая своих представителей. Поэтому библейский наказ относится и ко всему российскому народу. В Проекте о государственной идеологии России о правде как фундаментальном понятии русской культуры не говорится. А надо бы выделить особенно эту нравственную категорию, как приоритет. «Приоритет ПРАВДЫ» - один из исконных столпов русского мировоззрения. Правда, сопряжена с понятием Истина и соответствует объективной духовной действительности. По мнению В. Даля – это «полное согласие слова и дела». Это основополагающий принцип русской духовности. Жизнеобеспечивающее свойство правды четко, ясно выражено знаменитым солдатом Василием Теркиным.

А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды прямо в душу бьющей.
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.                               
А.Т. Твардовский

Солдат Теркин, конечно, не знал евангельского изречения апостола Иоанна: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн 8:44), но понимал солдат, что Правда – душа жизни. Добавим, – и культуры, тем более, литературы. Культура и культ слова этимологически родственные. Слово cultura впервые встречается в трактате о земледелии Марка Катона старшего в 160 г. до н.э. в смысле возделывания, обрабатывания. Слово культ имеет религиозное значение – поклонение, верования, традиции, нормы. Понятно, что корень «культ» объединяет материальную и духовную стороны жизни, обе жизнеобеспечивающие. У Цицерона впервые употреблено слово культ в смысле следования канону. Канон – традиция, понятие характеризующее и культуру. Художественная традиция не есть застывшая форма, что она может обладать множественностью и противоречивостью. Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях.

 

В нашем понимании современное художественное новаторство, являющееся обязательным элементом любого творческого процесса, состоит не в разрыве с традицией, а в усвоении, осмыслении и укоренении духовного, творческого и художественного богатства предшествующих эпох.  Культура одна из опор существования государства.

История свидетельствует о том, что искусство, тем более литература, боеспособны, поэтому в пространстве современной культуры идет такая жестокая борьба за идеалы. Книга, фильм, спектакль, патриотическая песня, как говорится, «удваивают армию».

Важнейшую роль в воспитании патриотов своей страны, в поднятии морального духа войск сыграли произведения отечественных поэтов и прозаиков, в том числе не понаслышке знакомых с военной службой Гавриила Державина, Дениса Давыдова, Александра Грибоедова, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Николая Гумилева, Константина Симонова, Юрия Бондарева и многих других. Их произведения – кладези живой памяти.

Образно выразил сакральные смыслы русской литературы поэт Осип Мандельштам, отметив ее (в частности, поэзии) учительство, патриархальную вескость, законодательную тяжесть, единение под шапкой рода (статья «Выпад»).1

Историческая и родовая память – оборонный фактор державы, инструмент воспитания патриотизма у молодежи. Патриотизм напрямую связан с «приоритетом отцовства»: Отца Небесного, отца человеческого – и как следствие приоритета нерушимой семьи, в образовании – наставничества. Отсюда и патриотизм: на поле боя, на поле истории и т.п. Вспомним А.С. Пушкина, который погиб за честь семьи, или купца Калашникова М.Ю. Лермонтова. Важные понятие чести, жертвенности, присущие русской нации,
Память обладает мощью духовной и сохраняется литературой.

 

В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идеология выполнения воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские солдаты и офицеры исполняли во всех войнах, и по праву военнослужащие считались самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем психологии военнослужащих. Триединая формула «За веру, Царя и Отечество» определяла все воспитание будущих воинов. Их поведение и отношение к окружающей действительности неизбежно обуславливалось тем, что всякое явление или идея рассматривались сквозь призму национальных интересов и задач страны.

Понятие «Культурный суверенитет Российской Федерации» впервые было закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ (2015) как фактор, способствующий «укреплению национальной безопасности в области культуры». Указан и механизм его обеспечения: «принятие мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия».

Следует подчеркнуть, что культурный суверенитет – это не только составная часть, но и необходимое условие обеспечения государственного суверенитета. Наиболее глубинным основанием культурного суверенитета нации является историческая память. На их органичную взаимосвязь указывал еще Н. А. Бердяев: «Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура всегда гордится <…> неразрывной связью с великим прошлым. Культура, подобно Церкви, более всего дорожит своей преемственностью»2 . Сохранение памяти – условие боеспособности.

 

Литература и история, политика и филология, философия и богословие должны выступать единым просветительским фронтом, в созвучии с идеей Ф.М. Достоевского, понимавшего, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы»3 . Этот вопрос «для чего жить?» является основополагающим для всей русской литературы на протяжении тысячелетия ее существования. Из глубины веков, которые ушли во тьму небытия, светит, как их след, живое литературное слово, неподвластное тлению, это уникальный нематериальный носитель, который сквозь время проносит от одного поколения к другому духовное завещание Божьего мира и жизни вечной. Но какова природа этого процесса, в котором не каждому литературному слову дано отобразить свою эпоху. По законам физики в нашем мире след может быть виден во тьме и не исчезнуть, если тот, кто оставляет этот след сияет светом невечерним, или, если этот след высвечен дополнительным немеркнущим источником, название которому в данном случае — творчество.

Поныне актуальны слова известного философа Хосе Ортега-и-Гассета («Запах культуры»), сказанные в середине XX века: «Радикальнейший отрыв прошлого от настоящего есть факт, который суммарно характеризует наше время, возбуждая при этом смутное подозрение, что именно он повинен в каком-то особенном чувстве тревоги, переживаемом нами в эти годы. Неожиданно мы ощутили себя еще более одинокими на нашей земле; мертвые умерли не в шутку, а всерьез и окончательно, и больше они ничем не смогут помочь нам. Улетучились последние остатки духа преемственности, традиции. Модели, нормы и правила нам больше не служат. Мы принуждены решать свои проблемы без активной помощи прошлого, в абсолютном актуализме, будь то проблемы искусства, науки или политики. Европеец остался одиноким…»4 . И это было сказано в первой половине XX века. Звучит современно.

 

В итоге можно выделить основные положения по рассматриваемой теме. 

- Приоритет ПРАВДЫ. Как следствие искоренение хамских КВН-ов, смехопанорам и других передач, унижающих человеческое достоинство, личность, развращает осмеивание военно-политического положения в стране. Анекдоты про руководителей и героев СССР отчасти способствовали его гибели. Необходимо искоренение фамильярности, иронии над важными областями жизни и отношений.

- Сохранение цензуры в понимании ее как оценки (суждения, разбора произведения, критики). Профессиональная оценка требуется деятелям культуры и для выявления здоровых тенденций, для поддержания авторов, для отражения их значимости, для понимания ими, что они услышаны.

- Приоритет ОТЦОВСТВА, а не сомнительных теле-гуру: Отца Небесного, отца человеческого как главы семьи – и как следствие – приоритет семьи, образования (наставничество). Отсюда и патриотизм: на поле воинского боя – за родную землю, на поле науки и политики – за правдивую истории и т.п.

- Святыней следует понимать Русский язык. Модные в российской молодежной среде англицизмы и экзотизмы, не имеющие этимологической глубины, блокируют понимание духовных основ жизни, теряется понимание ценности рода, семьи, ответственности перед родителями, как и родителей перед детьми. Так библейский Хам не чувствовал и не понимал ценности рода. Его предки, как известно из Библии, стали рабами, а просвещенными потомками были наследники Иафета, иафетиты.  

- Наша отечественная традиция – это когда Армия живет одной жизнью с народом. «Мы в долгу перед Армией. Мы виноваты перед ней. Ни один институт государства за тысячу лет не принес на алтарь Отечества столько жертв, сколько наше воинство. Путь наших войск всегда был жертвенным, возвышенным и скромным» - говорил писатель, офицер Карем Раш. Не забудем этих слов.

Будем утешаться мыслью выдающегося современного философа Александра Панарина: «Человеческие попытки заполучить запланированную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьезное дело, чтобы принадлежать человеку, она принадлежит Богу. Если бы она безраздельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась»6 .

Когда мы все это поймем и внедрим, можем вторить Пушкину: «Страшись, о рать иноплеменных, России двинулись сыны!». И победим окончательно, и заставим все народы считаться с величием нашего Отечества, которое станет примером всему миру.

_____________________________________

1 Мандельштам О.Э. Выпад/ Слово и культура. Статьи. Советский писатель. 1987 г. С.45.

2 См. подробнее: Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письмо 13. О культуре.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Великий инквизитор. Ч. II, Кн. V.

4 Хосе Ортега-и-Гассета. Запах культуры.

5 Раш Карем. Небываемое бывает. М. Воениздат. 1990 г. С.40.

6 Панарин А.С. Православная цивилизация. СПб. 2014 г. С.238.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную