Валентина ЕФИМОВСКАЯ (Санкт-Петербург)
…правдою утверждается престол Библейское утверждение, вынесенное в эпиграф, относится к властям предержащим с древних веков и поныне. Сегодня, во времена демократических преобразований, народу тоже предоставлена возможность участвовать в государственных делах, высказывая мнение на выборах, избирая своих представителей. Поэтому библейский наказ относится и ко всему российскому народу. В Проекте о государственной идеологии России о правде как фундаментальном понятии русской культуры не говорится. А надо бы выделить особенно эту нравственную категорию, как приоритет. «Приоритет ПРАВДЫ» - один из исконных столпов русского мировоззрения. Правда, сопряжена с понятием Истина и соответствует объективной духовной действительности. По мнению В. Даля – это «полное согласие слова и дела». Это основополагающий принцип русской духовности. Жизнеобеспечивающее свойство правды четко, ясно выражено знаменитым солдатом Василием Теркиным. Солдат Теркин, конечно, не знал евангельского изречения апостола Иоанна: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн 8:44), но понимал солдат, что Правда – душа жизни. Добавим, – и культуры, тем более, литературы. Культура и культ слова этимологически родственные. Слово cultura впервые встречается в трактате о земледелии Марка Катона старшего в 160 г. до н.э. в смысле возделывания, обрабатывания. Слово культ имеет религиозное значение – поклонение, верования, традиции, нормы. Понятно, что корень «культ» объединяет материальную и духовную стороны жизни, обе жизнеобеспечивающие. У Цицерона впервые употреблено слово культ в смысле следования канону. Канон – традиция, понятие характеризующее и культуру. Художественная традиция не есть застывшая форма, что она может обладать множественностью и противоречивостью. Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях.
В нашем понимании современное художественное новаторство, являющееся обязательным элементом любого творческого процесса, состоит не в разрыве с традицией, а в усвоении, осмыслении и укоренении духовного, творческого и художественного богатства предшествующих эпох. Культура одна из опор существования государства.
В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идеология выполнения воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские солдаты и офицеры исполняли во всех войнах, и по праву военнослужащие считались самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем психологии военнослужащих. Триединая формула «За веру, Царя и Отечество» определяла все воспитание будущих воинов. Их поведение и отношение к окружающей действительности неизбежно обуславливалось тем, что всякое явление или идея рассматривались сквозь призму национальных интересов и задач страны.
Литература и история, политика и филология, философия и богословие должны выступать единым просветительским фронтом, в созвучии с идеей Ф.М. Достоевского, понимавшего, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы»3 . Этот вопрос «для чего жить?» является основополагающим для всей русской литературы на протяжении тысячелетия ее существования. Из глубины веков, которые ушли во тьму небытия, светит, как их след, живое литературное слово, неподвластное тлению, это уникальный нематериальный носитель, который сквозь время проносит от одного поколения к другому духовное завещание Божьего мира и жизни вечной. Но какова природа этого процесса, в котором не каждому литературному слову дано отобразить свою эпоху. По законам физики в нашем мире след может быть виден во тьме и не исчезнуть, если тот, кто оставляет этот след сияет светом невечерним, или, если этот след высвечен дополнительным немеркнущим источником, название которому в данном случае — творчество.
В итоге можно выделить основные положения по рассматриваемой теме. - Наша отечественная традиция – это когда Армия живет одной жизнью с народом. «Мы в долгу перед Армией. Мы виноваты перед ней. Ни один институт государства за тысячу лет не принес на алтарь Отечества столько жертв, сколько наше воинство. Путь наших войск всегда был жертвенным, возвышенным и скромным» - говорил писатель, офицер Карем Раш. Не забудем этих слов. 1 Мандельштам О.Э. Выпад/ Слово и культура. Статьи. Советский писатель. 1987 г. С.45. 2 См. подробнее: Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письмо 13. О культуре. 3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Великий инквизитор. Ч. II, Кн. V. 4 Хосе Ортега-и-Гассета. Запах культуры. 5 Раш Карем. Небываемое бывает. М. Воениздат. 1990 г. С.40. 6 Панарин А.С. Православная цивилизация. СПб. 2014 г. С.238. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||