ДУХОВНАЯ МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА “РОДНАЯ ЛАДОГА”

Прежде, чем оценить эту миссию, следует задаться вопросом, - а что собой представляет сегодня современная русская литература, существует ли она вообще и, если существует, то для чего? Современный, на рубеже тысячелетий, литературный процесс, кажется, невозможно систематизировать, выявить закономерности. Он представляется хаотичным, случайным процессом, что является понятным следствием коренной смены эстетических, нравственных, идеологических парадигм. Как принято считать “состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя”. Кажется, литература не выдержала предоставленной ей абсолютной свободы, сложила с себя все прежние свои ответственные царские полномочия и уютно устроилась в компании алкоголиков, маньяков-убийц и продажных женщин. Этой компании требуется что-нибудь похлеще, физиологичнее, бесстыднее, откровеннее, с разрушением грамматики и литературной формы, символизирующее разрушение основ самой жизни. Так считают и поиском новых форм оправдывают разрушение классической традиции составители учебника для ВУЗОВ “Современная русская литература (1990-е г.г. – нач. ХХIв. )”, М- 2005 г .

Если поверить учебнику, то можно ужаснуться от того, чему учат сегодня студентов гуманитарных Вузов, ужаснуться бессовестной лжи, что этот низкопробный маскульт и есть вся современная русская литература. Тогда на ум приходит бионико-биологический термин, используемый для описания устойчивой целостности биологической системы в среде с изменяющимися параметрами – гомеостазис. И, если современное социальное общество рассматривать с точки зрения нравственности через призму этой литературы, то становится очевидным, что такое саморегулирующееся общество не только не находится в стадии гомеостазиса, но вошло в фазу самоликвидации, так чаемую адовыми силами. Тогда встает вопрос – как же это общество сможет выполнить им же самим заявленные задачи, которые в недалеком будущем придется решать сегодняшней молодежи: обновление социальных институтов, выполнение важнейших государственных проектов, сохранение территориальной целостности и независимости страны?

Учебнику не следует верить. К счастью, есть другая современная русская литература, являющаяся одним из необходимых и достаточных условий “гомеостазиса”, которому пытаются помешать противники нравственного общества, понимающие, что в этом процессе особое значение принадлежит русской культурной традиции. Иначе о представителях этой великой литературы подколодно не шипела бы властительница молодежных умов Дарья Донцова: “ Я тихо ненавижу прозаиков и поэтов, гордость русской литературы”. Ненавидит, потому что на фоне прозаиков и поэтов, несущих духовную идею, видны безграмотность и ничтожество современной низкопробной коммерческой литературы.

Россия, которая каким бы социальным строем не управлялась, никогда не жила только материальными интересами, и всегда находилась на стыке Неба и Земли, стремилась в разнообразии художественных тенденций и творческих методов к истинной человечности, духовной целостности. Сегодня нас убеждают, что утрачена связь с классической художественной и духовной традицией прошлых веков. Но если поразмыслить над современным движением литературы, используя прием русской духовной философии, в которой отцом Павлом Флоренским рассматривался смысл прерывности применительно к музыке, то можно обрести надежду. Великий философ считал, что именно расчлененность, квантовость является условием целостности. “Непрерывно текущее однородное время не способно дать ритм. Последний предполагает пульсацию, сгущение и разряжение, замедление и ускорение, шаги и остановки…” К концу первого десятилетия третьего тысячелетия очевидно оживление ритма в великой симфонии русской литературы, в которой яркие творческие личности и события возникают не по календарю, а вследствие объективных исторических потрясений, затрагивающих основы государства.

Именно в эти исторические периоды ярче всего проявляется значение духовности, которой так боятся противники Руси-России. Самосознание народа, важнейшей частью которого является молодежь, осуществляется, прежде всего, в духовной культуре его, в верованиях, т.е. в религии, т.е. в Православии. В этом смысле современная русская литература, пропагандирующая духовные ценности, являет пример насущной, так необходимой сегодня, связи с Православной Церковью, с ее благодатными силами. В современном светском “толерантном” обществе, цинично рассуждающем о благе человека, они по сей день остаются изолированными, невлиятельными. Пути творчества, отделенные от веры христианской, религиозно независимые, не могут справиться с решением многих творческих и воспитательных задач, которые по силам литературе, несущей основную духовную мысль философии преподобного Максима Исповедника, что “бытие, посеянное Богом, должно взрастать единственно к Нему”.

И, кажется, наше время и молодое поколение, мучающееся и мятущееся, трагически не находящее своего места, чует это и ждет религиозного обновления, кажется, неосознанно тоскует о нем и более всего через литературу может в первом приближении осмыслить свое бытие в этом, на первый взгляд, раздробленном, непонятном ему мире. Результаты социологических и социально-психологических исследований молодежи, проведенных сотрудниками СПб НИИ комплексных социальных исследований по нескольким регионам позволяет сделать вывод, что в современной России с Православием себя идентифицируют, как минимум, 60% населения вообще, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по самым пессимистическим исследованиям 56% опрошенных считают себя православными, а из опрошенных молодых людей до 30 лет – 55%. Интересно, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Русская Православная Церковь является одним из двух социальных институтов, которые имеют положительный баланс доверия у населения (второй – президентская власть). Однако надо добавить, что процент воцерковленной молодежи достаточно низок – примерно 5%. Теми же социологическими опросами выявлено, что у большинства молодых людей, действительно, проявляется мозаично-эклектический псевдоменталитет, то есть отсутствие какой-либо более или менее четкой логической картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Но главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просоциальным, нравственным характером, еще сохраняющемся в семьях и других традиционных малых церквах общества, и асоциальным, аморальным, являющимся следствием рыночных отношений, проявляющемся во внешних контактах с обществом. Для устранения этого противоречия, для ответа на вечный вопрос “для чего жить?” требуется большая духовно-нравственная работа по внедрению в миропонимание молодежи тех высоких духовных начал, бессмертным хранителем которых выступает из века в век РПЦ и, выражаясь метафорически словами Иоанна Шаховского, – “поэзия – помощница молитвы”, то есть литература.

Духовные доминанты и приоритеты – это лишь внутреннее содержание литературной жизни, которая невозможна без внешних проявлений, то есть без видимой формы, одним из образов которой сегодня является литературный журнал, объединяющий многих писателей единомышленников. Такая форма объединения, существовавшая и в прежние времена, прошла проверку временем и необходима сегодня, когда требуется творческое объединение писателей, поддерживающих традиционные исконно-русские исторически-общероссийские ценности, сущность которых испокон веков определялась такими вечностными категориями, как вера, душа, честь, свобода, любовь.

Санкт-Петербургский журнал “Родная Ладога” ставит перед собой именно такие задачи. Решать их нам помогают лучшие представители современной русской литературы. Мне кажется, что такая форма литературного объединения, как журнал, позволяет в максимальной степени создавать и представлять целостную картину мира, отвечая на основные вопросы бытия, указать на главный из них, нравственный – кто есть я, как личность?, и тем влиять на молодежное мировоззрение, во устранение очевидных духовных противоречий его. Ведь на страницах одного выпуска, то есть одной книги – дается, практически, полная картина современной российской жизни во взаимосвязи с прошлым и будущим. Публикуемые проза, и поэзия показывают, что названные выше понятия есть не отвлеченные, но имеют, по сей день, своих носителей и защитников. Среди наших авторов выдающиеся русские прозаики и поэты, о духовности и воспитательной функции творчества каждого из которых можно говорить отдельно. Проза Валентина Распутина является крепким звеном той на самом деле не прерывающейся Златой цепи русской классической литературной традиции, о разрыве которой вопиют враги России. Историческая проза Валерия Ганичева, отличающаяся высочайшим художественным и нравственным уровнем, показывает безграничные возможности человеческого духа, высшим проявлением которого есть путь жертвенного служения, путь святости. Непрерывной, ни от чего не зависимой любовью к Родине проникнуто творчество Виктора Лихоносова, особенно дорожащего памятью прошлого. Поэзия Владимира Кострова, Глеба Горбовского в емких, запоминающихся образах воспевает полнозвучно и красочно Божий мир в целостности материальной и духовной. Проза Николая Коняева поднимает на должный уровень образ нашего современника – священника, батюшки, собирателя и защитника веры Православной и своих духовных чад. Писатель исследует в образах исторических личностей и наших современников традицию православного монастырского и мирского житья. Очень светлая, добрая, художественно красивая проза Николая Дорошенко, по сути посвященная “жизни такой, как она есть”, неизменно и незаметно вовлекает читателя в стремление к духовному идеалу, поиску его как в метафизическом измерении, так и в зримой повседневности. Проза Николая Иванова должна быть особенно интересна молодежи, так как в ней писатель – боевой офицер, на собственном опыте увлекательно рассказывает о пережитой им войне. Но это не приключенческая литература в обывательском понимании, герои повестей и рассказов Николая Иванова, среди которых и воины, и священники, своим жертвенным служением, подвигом “ за други своя” прорываются в инобытие, в Жизнь Вечную, показывая примеры непревзойденного русского мужества. Тут надо сказать, что подобные произведения способствуют возрождению утраченного ныне образа положительного героя, который, исходя из условий жесткой духовной борьбы, может и должен быть воином или священником, в их примерном каждодневном героическом служении. Именно это направление наш журнал отмечает, как приоритетное.

Публицистические, философские, научные статьи также подтверждают, что вечностными понятиями веры, любви, чести и свободы определяется жизнедеятельность всех социальных систем, всех областей общественной жизни – политики, экономики, армии, внутренних и внешних систем государственной безопасности, права, педагогики, философии, науки. Убедительно это доказывают ученые, публицисты, философы, публикующие свои статьи на страницах нашего журнала. Наталия Нарочницкая, известная своими фундаментальными трудами по определению исторического места России в общемировой истории, вместе с нашими читателями размышляет над актуальными сегодня вопросами: об основах самосознания русской нации, о прошлом и будущем российского многонационального народа, о месте российского государства в европейском геополитическом пространстве. Такие известные современные русские философы, как Владимир Варрава, Александр Корольков, Александр Казин на страницах журнала исследуют непреходящие ценности религиозно-философского осмысления жизни и творчества, осуществляют критику современной культуры с позиций непреложных законов русской духовной красоты; вопреки революциям модерна и постмодерна рассматривают православную цивилизацию, как целостное произведение Божиего замысла. Блистательным языком и глубокими размышлениями в своей публицистике и литературной критике привлекает внимание читателей к исследуемым духовно-нравственным проблемам Юрий Лощиц. Воплощению в жизнь тех высоких идеалов, хранительницей которых извечно выступает РПЦ, способствуют пишущие священники. В журнале были представлены богословские и исторические работы архиепископа Курганского и Шадринского Константина, высоко духовная поэзия иеромонаха Романа, щемящие, искренние, озаряющие глубокой православной верой стихи священника Анатолия Трохина, тонкая в своей духовной красоте проза священника Ярослава Шипова и мн. др.

Наш журнал, требовательно относящийся к публикуемым материалам, исследующий и отражающий в художественном творчестве процесс сохранения и развития традиции во всех сферах российской жизни, считает одним из главных направлений литературной традиции – преемственность мастерства. Только сохранение литературной школы – еще одно приоритетное ценностное наше направление, позволит решить и другие важные задачи, которые ставит перед собой наше издание. А именно, способствовать воцерковлению через культуру народа и молодежи, в особенности. И другую, более сложную - способствовать возвращению русской интеллигенции в свой исконный духовный дом – Русскую Православную Церковь. Только высокий нравственный и художественный уровень публикуемых материалов позволяет двигаться в этом направлении и убедить молодые недоверчивые души в правильности нашего духовного зрения и в полной мере справиться с решением поставленных задач. Эти задачи, вероятно, в первом приближении, нам удается решать, раз журнал, распространяющийся во многие регионы России, пользуется особым спросом в учебных заведениях. Благодарственные письма мы получили от ректоров Университета Великого Новгорода, Арзамасского Государственного Университета, некоторых профессоров Университета Костромы, где материалы журнала используется в лекционной работе. Журнал распространяется в библиотеку Петербургского педагогического Университета и на ежегодных конференциях, посвященных современным проблемам образования, проводящимся в СПб Государственном Университете. Распространение журнала по Северо-Западу, в Карелии, республике Коми, укрепляют его связи с региональной студенческо-молодежой средой. Распространение журнала по храмам обеспечивает православную аудиторию учащихся Воскресных школ. Через архиепископа Константина (Горянова), председателя межвузовского православного центра “Покров” материалы журнала используются в работе этой организации, объединяющей более тридцати Вузов СПб.

Таким образом, можно сказать с уверенностью, что представление жизни, как “религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания” близко сегодня не малому числу людей, молодых в частности. И горькие слова Фета, сказанные в позапрошлом веке:


Не жизни жаль
с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть?
А жаль того огня,
Что просиял
над целым Мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет уходя…
– все еще звучат с глаголом несовершенного вида, что радует и доказывает, что тьме не удается объять сияние того Огня! И слава Богу!

Валентина ЕФИМОВСКАЯ поэт, литературный критик,
заместитель главного редактора журнала «Ладога»

Вернуться на главную