Лариса ЕГОРШИНА
(г. Дзержинск Нижегородской обл.)

ОРАНКИ*

          Посвящение Оранскому Богородицкому монастырю.
          (Прочтено и одобрено игуменом Нектарием)

                   
Новый век четвёртым годом
поспешал за Крестным ходом:
путь Христа – стезя спасенья
для грядущих поколений.
В городок пришла икона,
воздаются Ей поклоны.
неземной покров в убранстве
Божьей Матери Оранской!

                  *
- Обратиться бы к святыне
да на мне побелки «иней»:
запланирован ремонт,
мусор щёточка метёт,
труб замена, кран пустой
за завесой меловой.

Не осудит Матерь строго,
постою возле порога,
издали взгляну разок,
Милосердной образок,
склянки с маслом и водой,
попрошу, возьму с собой.

Кабы знать, не торопиться:
обронён пакет, водица,
льётся струйкою в ладошку,
за притвор кропит дорожку:
капля малая поможет,
освежит одежду, кожу.
Дерзновение посмело
приложиться к лику Девы.

                    *
В год две тысячи шестой
пожелал народ честной
в храме встретить Рождество.
Среди нынешних туристов
редко встретишь атеиста,
а в паломнических турах
христианская культура
предстаёт в венце отрадном,
постигается наглядно.

Не сидится нам на месте,
ищем новых путешествий!
Через площадь мимо парка,
новь - автобус иномарка,
проезжает, не спешит,
и стихи читает гид.
Хорошо внимая слушать,
отдохнуть, утешить душу:
кто задремлет, помечтает,
кто - то новое познает.

За красавицей Окою
(через мост подать рукою) –
богородское раздолье,
перелески делят поле,
здесь под толщею земли
археологи нашли
след стоянки человека
древнекаменного века.
До ордынского вторженья
разным было населенье:
мурома, мордва и меря,
всем хватало рыбы, зверя.

В век девятый и славяне
шли, как добрые миряне,
землепашество несли
в край суглинистой земли.
Тесно не было друг другу:
высь – стреле, просторы – плугу.
Обостряла отношенья
жажда власти на княженье,
и, делясь междоусобно,
каждый правил, как удобно –
свой надел оберегая,
на соседей нападая.

И пришла на Русь тогда
из глухих степей орда,
выжгла сквозь Берёзополье,
увела людей в неволю,
триста лет возили дань
вниз на Каспий и в Казань.

                    *
Правит Грозный (Рюрик-…Тит)
брань, раздор искоренит,
единеньем территорией
рус усобицу поборет.

Трон высок и волей царской
управляет государством,
разбираясь, по началу
новгородцев ввёл в опалу.

Обособлен феодал,
Царя - батюшку не звал
и своё «Окно в Европу»
не отдаст его холопам.

Курбский «вольницу» посёк,
кровь лилась, жесток итог.
Полюсов перезарядка
вводит новые порядки.
От стены кремля и вече
покатил изгой далече,
до засеки путь не ближний,
в Богородское, под Нижний.

                    *
Заселёны все концы,
на Удалом – молодцы,
на Гончарном – гончары,
(с тех времён до сей поры),
на недавних пепелищах
обустроили жилища.
Примирились с долюшкой,
засевали полюшко,
и на краешке земли
у домов сады цвели.

Верой праведной сильна
мудрых истин глубина.
Род ветвится от корней,
нежит, пестует детей.
Имя – ангела опека,
становленье человека,
прибавленье разума,
у Христа за пазухой.

Жизнь наладилась, поёт
в праздник водит хоровод,
есть доход от рыбной ловли,
дело спорится в торговле.
В состоянии платёжном
прокормиться было можно,
в установленные сроки
заплатить оброк, налоги.
У не пашенных дворов
крепнет сметка мастеров,
кузнецов и бочаров.
Забавлял пир скоморох
Анкудинко Иванов.

                    *
Не скудеет ряд калашный,
свежий хлеб, а не вчерашний.
На прилавке валенки
велики и маленьки,
душегрея с оторочкой,
белоснежная сорочка,
вышит нитью золотой
сарафанчик в пол, волной,
и поддёвку и шубняк
на заказ пошьёт скорняк,
Сапожки по ножке,
выкроит сапожник,
юфть, сафьян, что золото –
любо, мило, дорого.
Угодит колпашник шляпой
из мехов и фетра – драпа.

В самом центре торг в разгаре
(и досель от давней стари).
Весь район товар везёт,
у закудьменских подвод –
и пушнина, дичь и мёд,
рыбку свежую с Оки
предлагают рыбаки.
У крестьян скотина, птица
и что в поле уродится.
Слава ярмарки повсюду
привлекала много люду.
На Обжинки и весенней,
что зовётся «Семиком»,
кто - то денежки посеял,
у кого мошна битком,
гирею на поясе,
от мозолей промысла.
                   
                   *
Плут завидует достатку,
учиняет беспорядки.
Стольный город отдан ляху,
в заточении монахи.
Топот смуты, распрей нож,
банд налёты и грабёж,
для народа невтерпёж!

Русь – неистовая сила
иноземцев разгромила
Царь Романов Михаил
высочайше оценил
подвиг Минина Кузьмы,
уроженца Балахны
и Отечества герой за
победу под Москвой
возведён в солидный чин –
царский думный дворянин.

                    *
Сам Кузьма служил в Москве,
а в Низовской стороне,
на земле Поочья,
предстояло жить жене,
с сыновьями, дочерью.

Боевых собратьев семьи
перевёз он в то же время.
Добрым, чутким отношеньем
заслужил их уваженье:
отпускал иных на волю,
облегчая людям долю.
Злопыхатели в досаде,
не скрывают раздраженье:
- Сколь стремительно движенье.
- Ишь ты, вышел из посада,
встал у трона в услуженье!

                    *
Пользы нету от вреда:
у ворот кружит беда,
волки сыты, овцы целы,
но вражда – помеха делу.
Положение такое
государя беспокоит,
не к чему страстей накал,
воеводе отписал:
«…сия грамота придёт,
на Кузьму, его народ
наказанья и суда
не давайте никогда
без светлейшего веленья».
Таково его решенье.

                    *
Див на Волге лад кошмарит,
многолик, хитёр, коварен:
- Подкатил копенкой сена,
ходит, бродит нощно, денно,
он богатствами пресыщен,
для забавы жертву ищет.
(Сбор «пятины» возмутил
кочевого стана пыл.)

Минин с миссией в Казани
высочайшим указаньем
перемирие стяжать.
(Наготове к бою рать.)

Но дорогою обратной
по причине непонятной
вышел случай роковой,
и почил Кузьма весной.
Первоцветом выстлал май
путь его в родимый край.

Нет цены его починам,
у вдовы, детей – кручина,
вся надежда – сын Нефёд.
Молод, грамотен, удачлив,
при дворе назначен стряпчим,
но на нём пресёкся род.
В монастырь постриглась мать,
время вотчину отдать,
и надел, прекрасней сказки,
оказался у Черкасских.
                   
                     *
В восемнадцатом столетье
балом правит Шереметьев.
Богородское село,
став приданым, перешло
во владение княжне,
графа знатного жене.
                                                   
Четверть с лишним населенья
закреплёно за именьем,

в душах – это тысяч пять,
можно их купить, продать
и оброку потягать:
рублей двадцать серебром,
так крестьянин стал рабом.
Но способность ремесла
и в неволюшке спасла,
а кожевенное дело
всей округой завладело.

                      *                               
За беседой путь – не длинный,
поведём рассказ былинный
про старинное местечко
на горе, у Русы речки,
где рукой Петра Глядкова,
капитана отставного,
ось начертана, основа
православного прихода
для крещёного народа.

После выхода со службы,
зажил муж семейством дружным
в своём собственном поместье,
что в Горбатовском уезде.
Под Бочеево селом
был добротный барский дом.

Дети, трое сыновей:
Ваня, Миша, Алексей.
Не оставишь без вниманья,
обученья, воспитанья.

За хозяйством глаз да глаз,
нынче сев, а завтра Спас,
и зима не за горами,
печи топятся дровами.
Повседневные заботы,
ни минуты без работы.
Хлопотлив угодий рай,
вслед за зорькой поспевай.

                    *
Занедужил разом барин,
в бане грелся, стопы парил
не понять, что тело точит –
мает боль и нету мочи.
Труд оставил деревенский,
снаряжён в собор Успенский.
Расстоянье не помеха,
коль нужда, то надо ехать,
бить челом ко Всецарице:
есть надежда исцелиться.

Дух не сломлен, не поник,
отсечён хвороб ледник.
Отошла болезнь и тягость,
на душе покой и радость.

Чтоб продлилась благодать,
он решился заказать
список с образа святого
и в столицу отбыл снова.
Богомаз Григорий Чёрный
постарался, плодотворно
приложил талант к левкасу,
засияли златом краски.

Первозданный лик Пречистой
снят с доски евангелиста
и доставлен в сельский храм.
Не поверите словам:
было место чудесам.

В тонких снах молитвы бденьем,
Пётр сподобился виденья:
среди леса над холмом
свет возносится столпом.
Голос слышится с небес:
- Должно здесь поставить крест,
и Владимирской иконой
воссияет крепость она.

                  *
Пасхи Светлая седмица
заготовила гостинца.
Ветерок гуляет вольный
за дорогою окольной,
вязка пахоты равнина,
но идти необходимо
через чащу, бор сосновый,
по тропе едва знакомой.
Даль зовёт за синь реки,
шатки тонкие мостки,
появляется просвет,
никаких сомнений нет,
замирает придыханье:
над землёй свеченье, пламя!
Вот Словенская гора,
и теплынь, как у костра.
Проведением Царицы
благолепие вершится.

                    *
Богомолец, трудник строят!
Иноверцам нет покоя.
Кружат, бродят прямиком,
но сокрыт заветный холм.
Недоступна братия
ереси, проклятию.

Бережётся бережёный,
благодатная икона
жемчугами одарёна,
с Крестным ходом во главе
преграждает путь чуме,
исцеляется больной
и незрячий, и хромой.

                 *
Устроитель принял схиму
и обрёл иное имя.
Светлячок в ночи, лампада,
разошлись по кельям чада.
В тишине услышан шорох:
в монастырь проникли воры!
Инок Павел (Пётр Глядков)
не успел в набат ударить,
беззащитна немощь, старость,
шаг пройти ему осталось
вверх по лестнице крутой,
дотянуться только малость
и отступит враг людской.
Но злодей опередил,
старца волоком стащил
вниз по каменным ступеням.
Знать его настало время,
он как мученик скончался,
верным пустыни остался.

                 *
Вера Божья схимонаха
вознесла его над прахом,
и обители раденье
основало поселенье
на владениях Оранских
из семей мирских крестьянских.

Первоклассный монастырь
разрастался ввысь и вширь:
зданья диво и краса,
и для братьев корпуса,
эхо за околицу
рассыпала звонница,
и к часовенке, к истоку
шли паломники потоком.
Для молитвы, утешенья
создано уединенье
и особый мир скита
там, где хвои густота.

У хозяйства – оборот,
у казны возрос доход:

шла работа горяча
в производстве кирпича,
и гружёные подводы
отправлялись от завода.
Всё весомо, важно, нужно:
и добротная конюшня,
водокачка, водовод,
сад фруктовый, огород,
баня, пасека, аптека,
книги для библиотеки,
коих тысячи томов,
фонды, как у городов.

Знатна школа приходская,
а при ней и мастерская:
учится и трудиться
кадровая кузница.
Одобренье, похвала
множат грамотность села,
к знаньям тянется народ
и учителю почёт
                  *
Год семнадцатый мгновенно
уготовил перемены:
по приказу трибунала
настоятеля не стало,
в монастырские строенья
заселёны учрежденья.
В документах прошлых лет
был народный факультет,
интернат для стариков,
школа швейных мастеров,
а затем и столяров,
и убежище посольства
находилось на довольстве;
ряд колоний трудовых,
детских, женских и мужских;
лагеря для пленников
помнят современники.
Есть некрополь недалече
упокоенных навечно.

                  *
В год две тысячи седьмой
тур рождественский ночной
состоялся сам собой.
Как улучшился приход –
православия оплот!
                            
Нет в помине проходной,
где когда - то был конвой.
Внутрь прошли и осмотрели:
в блеске кафеля купели,
ключ, студёный родничок
дал живой воды глоток.

Хрусталем паникадила
свод церковный осветило;
хора ангельское пенье
и елей, и умиленье.
До утра стояли службу,
полегчало всем недужным.

В год две тысячи восьмой
ранней, солнечной весной
хорошо просохла трасса,
состоялся тур на Пасху:
только вышли из «Газели»,
в бархат неба поглядели:
покорил его покров
позолотой куполов!

После долгого поста
Воскресением Христа
вера людям благо дарит,
сыплет «писанки» Нектарий
и причастие творит,
куличи водой кропит!
Сей незыблемой твердыне,
век четвёртый идёт ныне.

28.08.2008 г.


СОЛНЫШКО В ОРАНКАХ

Над Оранскою горою
солнце занято игрою,
перед тем, как заходить
чем - то хочет удивить.

Изумрудною окраской,
озимь радуется ласке,
меж холмов петляет речка –
благодатное местечко,
что ни вид, то – красота,
слов не выразят уста!
В роще дальней соловей,
о любви поёт своей.
В тихий мир монастыря,
не пришла ещё заря.

Солнце в облако уходит,
через тучку луч выводит,
он, как стрелка, золотая
яркий диск пересекает,
и немыслимым, столпом
освещает всё кругом!

В оперении жар - птицы
ниже солнышко садится,
настаёт момент виденья,
миг… Светило всё в движенье,
пышет пламя, как пожар!
С горизонтом слился шар
и укрылся за горою
пред вечернею порою.

Вниз бежит отлог покатый,
над посёлком нет заката?!
Льётся тёплый свет повсюду
и легко поверить в чудо!

26.05.2009 г.

___________________________
* Посвящено 390-летию (1634 - 2024 гг.) Оранского Богородицкого монастыря, который находится в селе Оранки Богородского района Нижегородской области.
Там, в сельском клубе ежегодно отмечается День славянской письменности и культуры и автору довелось бывать на этом празднике. Фото прилагаются
Организатор Ковалёва Татьяна Александровна - бывшая зав. библиотекой

 

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную