Евгений ЕЛЬШОВ, фронтовик
ВСЕ – В ШКОЛУ, НА ПРОПУЩЕНЫЙ УРОК!


В школе № 376
Новое секретное оружие? Нет, просто… мужество

По инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и при поддержке министерства культуры, в честь 100-летия 1-й мировой войны, 1 сентября во всех школах РФ будет проведен открытый «Урок мужества». Его цель: раскрыть истоки патриотизма нашего народа, включая на этот раз и опыт мало известной, почти забытой войны. Министерством одобрены рекомендации, подготовлены наглядные пособия, в том числе видеоматериалы. С лекциями выступят губернаторы, главы городов и другие высокопоставленные чиновники. По сути, это восстановление прерванной традиции: такие уроки проводились вплоть до 80-х годов.

Случайно ли это совпадение или нет, но оно обращает на себя внимание: об инициативе сообщили «Известия» в интервью с представителями РВИО на второй же день после заседания в Кремле Совета безопасности. В своем выступлении президент В.Путин говорил об «обеспечении независимости и единства нашего государства». И хотя, по его словам, «прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, нет», необходимо позаботиться о «нейтрализации внутренних и внешних угроз». Речь шла об обострении международной обстановки в связи с событиями на Украине. Среди первоочередных задач президент назвал «воспитание молодого поколения людей в духе патриотизма».

Я могу лишь догадываться о возможных реальных нитях, связывающих два события. У российской власти не было в 1914, нет и сегодня в 2014 году единого мнения о целесообразности участия в большой войне. Сегодня по одну сторону барьера встали США и их Альянс НАТО, на другую подталкивают Россию, не входящую ни в какие альянсы. Вмешиваться или не вмешиваться в уже тлеющий военный конфликт – этот вопрос разделил не только властные структуры, но и все общество. Среди других вопросов могут быть и такие: почему царская Россия помогла Сербии, а нынешняя либеральная – нет? Почему Советская Россия, хотя бы косвенно и добровольцами, поддержала испанскую республику, а РФ Донецкую и Луганскую народные республики даже не признала? И т.д. У меня опасение: не увлечь бы школьную аудиторию взрослыми вопросами, не успев в рамках одного урока дать на них ответ.

А вот чувство патриотизма действительно достойно памяти и почитания. Оно живо во все времена, проявлялось и раньше, в ходе 1-й мировой войны – об этом на уроке покажут получасовой фильм. А спустя тридцать лет, была «Брестская крепость», «Сталинградская битва» и т. д. – об этом напомнят участники Великой Отечественной войны. Но и сегодня мы стали свидетелями новых фактов этого явления: почти безоружные народные ополченцы Донецка и Луганска оказали сопротивление солдатам «Национальной гвардии», боевикам «Восточного сектора» Украины и пришлым наемникам, обкатанным в «горячих точках» и оплаченным заокеанскими толстосумами. Им противостоит русское мужество – ощутимая сила, хотя и неподдающаяся идентификации, форматированию и переводу на иностранный язык, как всё та же «кузькина мать».

Честь, достоинство, ответственность, соучастие, взаимопомощь, самопожертвование и другие слагаемые мужества особенно проявляются в критические моменты жизни общества. Такое состояние, очевидно, уже наступило. Но и время подверглось переменам, ценности сместились. Где же набраться востребованного качества? Не на одном же «уроке мужества», устроенном, как и день рождения, «только раз в году», в честь знаменательной даты! Может сегодня это легче приобрести, вернее сказать - «прикупить», следуя правилам тотального рынка, а еще лучше - даром «скачать», в духе электронного века? Не зря же мне, участнику ВОВ, школьники не раз выражали, мягко говоря, недоумение: как это мы победили, не имея под рукой телефона-мобильника с Интернетом и сопутствующими «аксессуарами». Вопрос не из легких, рассказ приходилось начинать издалека: как мы жили и учились, что любили и отвергали, чем увлекались и гордились…

У меня было всего 16 довоенных, мирных лет жизни: 8 лет беззаботного детства и 8 лет учебы; отец рано ушёл из жизни, и я ушёл из школы, чтобы работать и помогать матери, была еще младшая сестренка. Но этот короткий отрезок времени оказал большое влияние на мою судьбу. Я особенно благодарен школе. У нас, - а я сдружился со старшеклассниками – была какая-то ненасытная страсть к познанию. Нам не хватало классных уроков, и мы занимались почти во всех кружках. С помощью литературного кружка мы выпускали рукописный художественный журнал, в иностранном делали стенгазету и пели на немецком языке, в астрономическом совершали поиск «братьев по разуму» и т. д. При такой насыщенности занятий, интересных и добровольных, мы не чувствовали усталости, хотя в сумме наш год учебы можно было считать за два.

И вдруг в такую сказочную жизнь вторглась непрошенная война. Конечно, мы расценили её, как не только всенародного, но и личного врага, который мешал исполнению грандиозных планов. Я мечтал стать и моряком, и машинистом паровоза, и врачом, и переводчиком, и агрономом, и путешественником, чтобы открывать новые земли… Поэтому мы, еще будучи подростками, протестовали против войны в Испании: « No pasaran !» - «Они не пройдут». Мы грозили в сторону японских самураев, которые устраивали провокации на Дальнем Востоке. Завидовали взрослым, которые уезжали куда-то добровольцами, чтобы задержать войну на дальних подступах. Но она докатилась и до нас. Ушли в армию мои друзья старшеклассники – они успели кончить среднюю школу. Когда мне исполнилось 17 лет, принесли повестку и мне, Я распрощался на работе и отправился в новый путь.

Иногда сегодня говорят, что война застала нас врасплох. Возможно, был просчет в сроках её начала, хотя был и аргумент: не спровоцировать агрессора военными приготовлениями. Но люди были готовы к войне морально и физически. Даже я, «недоучка», успел пострелять в тире, поучаствовать в военных походах-играх, сдать нормы «Будь готов к труду и обороне», включая прыжок с парашютной вышки и т. п. Поэтому мы, как и многие другие советские люди, по распоряжению Райвоенкомата, охотно отправились исполнять свой гражданский долг, чтобы испытать приобретенное мужество и набираться нового. Приведу-ка я на затронутую тему пару фрагментов из своего довоенного дневника, которые вошли позднее в мою книгу: «Мечта и быль» (Москва, «Готика», 2002).

«Пока ничего особенного вокруг не происходит, одна учеба. Событий больше в голове. Это – от прочитанных книг. Значит, пока ничего другого не умею, придется считать событиями книги. Я выписываю из них интересные места, чтобы запомнить. Со многими я согласен, но иногда спорю с автором. Вот из «Войны и мира» Л. Толстого:

«Он всю жизнь свою смотрел туда куда-то поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а смотреть только перед собой… И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив».

Речь идет о Пьере Безухове. Я согласен: если смотреть только «поверх голов», то это верхоглядство. Но ведь если смотреть только «перед собой», это близорукость. А Колумб смотрел дальше своего носа и открыл новые земли. Почему нельзя сочетать и то и другое? 2. 3. 1939.

Интересное высказывание есть у А.Чехова: «Какое наслаждение – уважать людей!». Я это тоже чувствую, но не всегда. Попадаются люди плохие: грубые, ленивые, а главное - нечестные. Сам Чехов часто пишет о таких. С этим можно было бы согласиться, если быть очень-очень добрым или вообразить себя отцом (или матерью) всех людей – их всех будет жалко, родных. 5. 6. 1939.

Началась война с Финляндией. Стало плохо с продуктами, чай пьем без сахара. Мать стала сдавать свою кровь за деньги. А меня с Толькой Кафановым послали от школы в дом отдыха. Мы с ним сошлись по шахматам – поделили 1 и 2 места в турнире. Я и здесь играл в шахматы, и вот какое сделал открытие. Вернее, его сделал один отдыхавший с нами старшеклассник. Обыграв меня в очередной раз, он сказал:

- Из-за характера проигрываешь. Обороняешься хорошо, а атаковать не умеешь. Надо нападать, а ты отходишь. Наверно, драться не любишь.

Это правда, драться не люблю, отхожу от драчунов, но если меня задевают, то сдачи даю. В нашей любимой уличной игре «воры и сыщики» я предпочитаю быть сыщиком, чтобы найти плохого человека и взять в плен, по всем правилам. Оказывается, надо самому нападать, чтобы задира понял, с кем имеет дело. Этого мне никто прямо не говорил». 6. 2. 1940.

 

Дайте витязям настоящее испытание

Скандальная история с телевизионным каналом «Дождь» больно задела всех, в том числе и фронтовиков, воевавших на подступах к несчастному городу. Мое подразделение входило в состав Ленинградского, а потом 2-го Прибалтийского фронтов; значит вопрос, стоило ли сражаться или сдаться, касается и нас. Я проводил урок «боевой славы» в одной московской школе, капитально отремонтированной к началу учебного года. Представьте: просторные залы, мягкие диваны, оборудованные по последнему слову электроники кабинеты, цветы, вкусно пахнущая столовая со своей кухней… А мне надо было говорить о голодавших и замерзавших ленинградцах, падавших по дороге дистрофиках, примерах людоедства. В руках у меня страницы из дневников блокадников, И я, лично переживший вражеские артобстрелы и израненный, сам едва верю: неужели все это было? Тем более, не поверят они, им для плавной смены эпох нужна «машина времени». И у меня просто не хватило духу оглашать приготовленные «материалы». Вместо убийственной «конкретики» я нарисовал фантастическую картину: некая редкая цивилизация попала в беду от набега пришельцев-варваров: если выстоит – спасена будет не только планета, но и соседние миры галактики… Фантастику ребята приняли.

Но однажды я его задал, этот проклятый вопрос. Года полтора тому назад мой урок оказался «внеурочным» - на скамейке в сквере. Это были студенты, вполне сформировавшиеся мужчины, и я уж не щадил их психику, как в школе. На мой вопрос, надо ли в случае войны сдавать врагу Москву, все дружно ответили: «Нет!» (тут все-таки учеба, будущая работа, семья); а на вопрос, попытаются ли они избежать службы в армии, большинство сказало: «Да». Но кто же должен защищать их страну, дом, семью? – интересуюсь я. Говорят: кто угодно, любителей послужить много. Даже «чужой дядя», - уточняю я, - иностранный наемник, гастарбайтер?.. Тут был тупик, Для моего поколения, прибавлявшего возраст, лишь бы попасть в армию, такое умозрение – катастрофа. Это уже проигранная война.

5 июля, в день падения Славянска, в музее-заповеднике Коломенское, в рамках празднования дней Славянской культуры открылся фестиваль «Русское поле», Мероприятие приурочено к 700-й годовщине со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Есть сказание, что Сергий являлся во сне Козьме Минину, вдохновляя ополченцев на битву с польско-литовским нашествием. Сегодня провозглашен девиз: «Испытай себя витязем!». Под руководством опытных инструкторов можно поучиться групповому и одиночному рукопашному бою, поражению мишени из лука, джигитовке, владению мечом и т.п., а по итогам соревнований получить приз…

Всё это увлекательно, но куда с такими навыками отправиться современным молодым «витязям»? Не в ополчение же 1612 года! Сегодня спрос на них больше в Славянске. Иначе у посетителей подобного фестиваля возникает вопрос (как в кинофильме «Покаяние»): «Зачем эта дорога, если она не ведет к храму»?

В тот же субботний день я в электричке встретился с группой студентов-старшекурсников. Они меня расспросили о прошлой войне, а я их о… будущей: верят ли они в ее угрозу и что предпринимают? Но они больше озабочены трудоустройством, карьерой, блуждают в Интернете, любят спорт, Конечно, затронули положение на Украине. Спрашиваю: как бы нам помочь Донецку и Луганску? Однако они считают, что там все необходимое уже есть, только нам открыто об этом не говорят из дипломатических соображений. Я ломаю голову, чего тут больше: юноши плохо информированы и повторяют чужую версию; или они лукавят: всё видят и правильно понимают, но щадят меня, ветерана?

Больше поговорить не удалось – ребята вышли на очередной станции. Из других встреч и бесед мне стало ясно, что аргументы студентов разделяет немало людей: Россия ввела свои войска в Украину, активно помогает живой силой и техникой… Только нам об этом не говорят. И я мысленно выдвигал свои контраргументы. Ладно, пусть вы правы, мы помогаем, но почему оставлен Славянск? А потому, отвечают, что это хитрость, ловушка, куда ополченцы заманивают карателей… Еще вопрос: почему такой высокой ценой? Ответ: цифры нереальны, они для жалобы в ООН... Вопрос: почему не был использован В.Янукович, оставаясь легитимным президентом? Почему он молчит? Почему вообще такие паузы молчания РФ? Ответ: чтобы сбить с толку, посеять неуверенность и панику у противника и т.д и т.п.

Это уже явление: когда нет официального объяснения какого-нибудь события, люди придумывают свое объяснение, подчас оправдывая и выручая виновного (или бездеятельного). Иначе ведь и быть не может, чтобы бесчувственно смотреть, как на твоих глазах убивают – не одного или двух, а сотни невинных людей. Нормальный человек должен откликнуться, помочь им… Я и студентов «облагородил»: вся их группа едет на пункт записи добровольцев, только скромняги не захотели разглашать свою тайну первому встречному.

Сегодня ослабла не только обороноспособность страны, но и боевой дух людей. Школьный музей служит чаще для отчетности, а настоящее воспитание поручено его величеству Телевизору, там и настоящие герои: Сталлоне, Сигал, Брюс. Наши «герои» – в «Штрафбате». И этого многие уже не скрывают. Газета «Вечерняя Москва», которая обычно отводит целую полосу девушкам («Газета поможет вам стать красавицей»), на этот раз обратила взор и на юношей:

« В армию пацанов не загонишь… Проиграли бы мы сейчас Ленинград? Не исключено». А другой автор, тоже женщина, приговор выносит уже без вопросительного знака и ставит его в заголовок: «Мы сами давно сдали не то что Ленинград, а всю Россию, потому что мы лишились национальной идеи… Сейчас бы мы войну не выиграли ».

 

Только бы не было войны?

Когда же это началось – падение боевого духа, нежелание постоять за себя, друзей или соседей? Давным-давно я подглядел такую сценку в детском садике: у малыша отняли любимую игрушку – «воспитанный» мальчик не мог предпринять ничего другого, как всплакнуть и пожаловаться маме или воспитательнице. В одном московском районе (промелькнуло в газете) приезжие детки изгоняют коренных из песочниц – наши снова жалуются.

А в армии – как в «зоне»: смирных и разрозненных новобранцев, особенно из центральной России, «старички», особенно сгруппированные в «землячества», могут изуродовать. Министр обороны подметил в дедовщине мимикрию: она принимает другие формы, например, рэкета. А вот офицер из райвоенкомата подметил суть явления: у пострадавших ребят мало или вовсе отсутствует «мужское начало».

Проще говоря: нет характера, воли. Характер чаще идет от природы, но волю-то можно воспитать. Вот тут у нас явный пробел: мы хотели сделать всех, если не отличниками, то хотя бы законопослушными, чтобы «пятерка» по поведению. Самое страшное - прослыть «драчуном»; даже если ты дал «сдачи» забияке в порядке самозащиты, все равно мог угодить в «хулиганы». Ведь на «ковре» в учительской были сплошь женщины. Ценились лидеры или беспрекословные исполнители (крайности), а волевые «середняки», дорожащие честью и достоинством, оставались в тени.

Это проявляется всюду. Например, наши футболисты, по их собственным словам и признанию тренера, испытывают перед игрой – «мандраж», панику, пораженческое настроение. Люксембургу и прочим «андорам» это, конечно, как дополнительный игрок. А нам же, как сказал однажды на встрече со спортсменами президент В. Путин, «не хватает здоровой агрессивности».

В детском пионерском лагере «Дон» в районе Туапсе группа 17-20-летних чеченских подростков (команда 400 борцов) избила руководителей лагеря, вожатых и детей. По данным правоохранительных органов, молодые чеченские «мачо» не потерпели замечаний администрации лагеря: прекратить оскорбления и приставания к русским девушкам. Но губернатор Краснодарского края Александр Ткачев уже гасит скандал: «Обычная бытовуха», значит замнут и это дело.

Может, наконец, нас тронет новость не только масштабностью, но и изощренным изуверством? Коллективно, почти четыре десятка новобранцев Балтфлота были жестоко избиты группой «дедов». Вот «детали»: 38 жертв – славяне («из равнинной части РФ», - политкорректно ссылается источник информации), а мучители – 8 дагестанцев. Мало того: изувеченных ребят выложили на земле в виде слова «Кавказ» и сфотографировали с крыши ближайшего дома. Якобы, по словам «Комсомольской правды», из «ностальгических чувств» (но, возможно, и для отчета о «проделанной работе»).

Выяснилось, что издевательства над военнослужащими шли постоянно: у них отбирали телефоны, деньги, еду, новую форму, заставляли работать, петь и плясать по-горски. Последний случай переполнил чашу терпения, и ребята пожаловались в Комитет солдатских матерей, о чем одна из них и рассказала по радио РСН. Будут ли приняты меры к виновным неслыханной (этнической) «дедовщины»? - спрашивают журналисты.

У этой проблемы две стороны. Меня, думаю - и других, волнует такой вопрос: как русские парни, почти в пять раз превосходя группу кавказцев, поддались их нападкам? Недавно, в День призывника об этом зашла речь в воинской части. Новобранцы беспокоились: « Родину-то мы защитим, а вот кто защитит нас?». Они имели в виду неуставные отношения – «дедовщину». Мы, ветераны, советовали: не прячьтесь за мамины юбки - вы сами должны защитить себя, занимайтесь физической подготовкой, а главное – закалкой воли и характера, держитесь дружнее, сплоченнее, чтобы противостоять агрессивным группировкам (иногда под прикрытием «землячества»).

Маленькая Ю.Осетия признала Новороссию, а великая Россия нет. Неужели она равнодушна к военному пожару у соседа? Ведь он может перекинуться и на неё, уже есть случаи обстрела российской территории и проникновения на неё украинских диверсантов! Почему РФ молчит, если не считать пару малочисленных митингов в столице?

Нет, она не молчит, но избрала странный метод поведения. Если противник действует согласно обстановке: «На войне, как на войне», то у нас эту реальность вежливо корректируют: «На войне, но не совсем как на войне». У нас главный тактический прием - «ждать развития событий». Например, противник заряжает, а мы ждем: выстрелит или нет; он выстрелил, а мы считаем, сколько раз спустил курок и сколько убил. Поэтому наша сторона опаздывает с принятием решения, если вообще принимает его. Так было всюду, начиная с Югославии.

МИД-трудяга проводит «мастер-класс» - совестит Запад за бесчувствие к жертвам, требует, а по существу, вымаливает у него прекращение огня и возобновление переговоров. То есть, совсем не педагогическое ведомство проводит тяжелейшую работу по обучению и воспитанию Запада, пытаясь поменять или переделать его органы мышления и чувств. С нами играют не только без правил, но вообще в разные игры: мы с ними в интеллектуальные шахматы, они с нами – в силовой американский футбол. Наш представитель идет на переговоры во фраке и с нотой о «крайней озабоченности»; янки - в походной ковбойской одежде, торчащим из расстегнутой кобуры пистолетом и требованием новой уступки. Разоблачая оппонента (обман, подлог), наш переговорщик не осознает, что он одновременно разоблачает и себя: не предусмотрел его уловок, сам не придумал ничего достойного в ответ. Время-то изменилось, меняются и методы работы, а наш джентльмен все еще использует манеры своего дедушки-дипломата.

Ну, кому мы теперь нужны такие? «Новые» русские, совсем новые, даже улучшенные благодаря инновационным проектам: вежливые, некурящие, непьющие и нематерящиеся… Но неспособные вызволить из беды братьев и сестер, стариков и детей. Дающие обещание и не выполняющие его. А ведь были нужны всем, у кого возникали проблемы: грузинам и армянам, египтянам и афганцам, кубинцам и никарагуанцам, Были нужны не только подневольным, но и колонизаторам, успешно испытавшим у себя советские пятилетки и Госплан. Были нужны, когда делились опытом освоения космоса. Были нужны ради ядерного баланса сил от чрезмерных претензий одного игрока. Надежды на русских не погасли даже сегодня, после ослабления их позиций: на международной конференции в Москве французская делегация предложила РФ «возглавить Интернационал» против эпидемии однополых браков в Европе

 


Ай, моська!...
Patria o muerte – Родина или смерть!

Это девиз кубинской революции, очередную годовщину которой на «острове свободы» отмечали 26 июля. У кубинцев особенно развито чувство чести и достоинства: они не потерпели не только диктата янки, но и наших мелких обид во время «карибского кризиса» и забытых крупных обязательств в 90-е годы. Президенту В.Путину во время его поездки на Кубу пришлось, ради восстановления прежних связей, «исправлять» и допущенные ранее «шероховатости», что всегда обходится накладнее. Не придется ли РФ платить по более высокому тарифу за упущенный шанс оказания помощи двум народным республикам? А на кону – не только территориальные и людские потери, но и унижение чести и достоинства народа.

«И какая еще нация, кроме русской, выдержала бы вековое глумление над собой? – спрашивает писатель В. Крупин. - Жалеть врагов? Да, жалеем. Но дожалелись до того, что уже ненависть к России поселилась в ней самой. Россию ненавидят те, кому она дала приют, образование, работу. Всем русским было труднее, чем инородцам, пробиться в жизни»…

Русский писатель не дает программы защиты «русского мира», но не уходит и от прецедентов: «… мы за издевательства не мстим. Это уж когда явно начинали приставать и вторгаться в русские пределы». Тогда приходилось давать отпор «для образумления» (у автора дословно: «давать им по морде для образумления»). Не наступил ли этот момент сегодня?

Российская позиция ясна: создать для мирового сообщества образ благополучной в этническом отношении многонациональной страны, не затрудняя себя радикальным решением проблемы. То же самое во внешней политике: следование международным нормам ведения дел. То есть, им все можно, потому что они грубияны и хулиганы, а нам нельзя, потому что мы политкорректные, вежливые. отличники по поведению…Ах, это унижение? Но у нас есть терпение русского народа.

Это может показаться странным и парадоксальным. Хотя глава Чечни Р.Кадыров публично осуждает агрессивные действия США, у его подданных есть нечто общее с янки - завышенные самооценки и запросы: мы, мол, более, даже самые «качественные» и нам все позволено. Но нельзя бесконечно пользоваться статусом неограниченного дотационного региона, так беззастенчиво требовать от центра политических и прочих привилегий. Также и американцам – нельзя бесконечно пользоваться монополией на управление миром, распределение полезных ископаемых и финансовых потоков. И тем и другим, всему сообществу надо позаимствовать немного из веры и характера русских православных: умерить гордыню и запастись терпением. Это сложнее, чем поймать боевика в горах или заварить «кашу» на Майдане, но без этого невозможно построить общество согласия и добра.

А русским не мешало бы оживить образы былинных героев-богатырей, которые могли постоять за себя от нападок зарвавшихся инородцев. Где вы, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович? Откликнитесь! Сойдите на землю с картины, которая превратилась в модный коммерческий бренд – пиво «Три богатыря». Формируйте новую команду, возьмите в неё нашего живого богатыря - боксёра Николая Валуева, который, как ни горько признавать, утратил волю, стал символом большой страны, которая постоянно уступает и не может нанести эффективного удара. Хватит подставляться, пора «уразумлять» супостатов, На ринге и в жизни.

Мы все ждали, когда же дадим отповедь грузинским, прибалтийским, европейским и другим обидчикам и неблагодарным иждивенцам. Ведь и нужно-то всего – отключить рубильник. Или, как провозглашает на ринге бокс-анонсер Майкл Баффер: « Let ' s get ready to the rumble !», что означает: «Давайте приготовимся к драке!». Но об этом лучше знают, как ни странно, женщины.

 

«Драться, так драться!»

Это название книги, автором которой является не накачанный мышцами чемпион по борьбе, а простая женщина – Екатерина Рязанова. Она уже выступала на эту тему («На пороге юности»). Подождав взросления своих героев, она теперь ставит перед ними новые задачи - в «иных, самых неожиданных жизненных ситуациях»:

«Подпорок больше нет и надо крепко стоять на собственных ногах. Готов ли ты вступить в борьбу за большую правду. За самое человечное и самое справедливое общество, строителем которого тебя уже теперь называют?».

Благодаря чувству долга и ответственности герой мужественно справляется с новыми задачами. Он не сдавался, не бежал от опасности, он дрался. Книга вышла в издательстве «Детской литературы» в 1964 году тиражом 100.000 экземпляров. Надеюсь, что она помогла тем, кто ее прочитал. Кстати, книга ко мне попала случайно, и я не сразу обратил внимание на запись от руки: это подарок ученику (я не буду называть его имени) за его успехи, стоят подписи директора школы и классного руководителя, есть и круглая печать.

Итак, в моих примерах о мужестве более мужественными выступают женщины, чем мужчины. Однажды писателю Ю. Бондареву читательница на его творческом вечере задала вопрос: как он относится к термину «добро должно быть с кулаками». Он ответил не сразу (перед этим рассказывал, как перечитывал дневники Льва Толстого, с его позицией «непротивления злу»). И Бондарев тогда сказал, что такое «добро» порождает зло. Сказать-то он сказал, но сделал иначе: когда либералы ополчились на дом российских писателей, их атаку отразила «кулачная» позиция – не в боксерских перчатках, конечно, а в твердой воле, вере в справедливость и свое доброе дело.

В заключение еще запись из дневника.

«Больше двух месяцев идет война между моей страной и проклятой Германией. Как много людей занято противным делом: убийством. Сегодня я видел известного во всей нашей Тульской области поэта Степана Белоусова. Дело было у чайной. Ожидая свой нож у точильщика, он весело болтал с прохожими и декламировал свои стихи:

Подари мне на прощанье
Пару милых пустяков:
Папирос хороших, чайник,
Томик пушкинских стихов…

Книжку ему уже, видимо, подарили – она торчала из его кармана. А почему «на прощанье»? Говорят, попросился добровольцем на фронт. Что же он там будет делать? Неужели стрелять?». 27.8.1941.

«Воскресенье. Много людей на площади, задрав головы всматриваются в поблескивающий на солнце самолет. Конечно, «Юнкерс», по звуку мотора понятно. Но некоторые гадают: «Чей?». И вдруг засвистела падающая бомба, одна, другая, третья. Зеваки попадали и уже не вставали. А я бросился бегом домой. Рядом воронка от бомбы, а сени разметало по всей улице. Но люди живы, только напуганы и растеряны.

Вот как, оказывается, может быть: я еще не взял винтовку, а меня уже бомбят. Даже самый драчливый на улице Гришка Чупин знал правило: лежачего не бьют. А немцы этого не знают? Или теперь новые правила драки?». 13.10.1941.

 


Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную