Дмитрий ЕРМАКОВ
О нашей "вологодской школе" в русской литературе

Существует ли ещё "вологодская школа" в русской литературе?

Она существует. Во многом прошлыми заслугами, вернее – заслугами писателей старшего поколения. Во-первых, конечно, именами писателей всесоюзно известных: Н. Рубцова, В. Белова, О. Фокиной, А. Романова, В. Коротаева. Во-вторых, произведениями писателей менее знаменитых, но уровень произведений которых был и остаётся очень высок: С. Чухин, С. Багров, В. Шириков, Л. Беляев, В. Елесин и др.

И были во времена расцвета "вологодской школы" мощные "агенты влияния" в Москве: А. Яшин, С. Викулов, С. Орлов, помогавшие землякам пробиться в столичные журналы и издательства.

Сегодня "вологодская школа", конечно, не перестала существовать. На какое-то время (переломные для страны и народа 90-е годы) она как будто законсервировалась, ушла в себя.

Один известный в Вологде писатель сказал мне однажды: "Закрепиться даже на областном уровне очень трудно". Ну, конечно, он имел ввиду – "закрепиться" официально, стать признанным. Да, трудно. И хорошо, что этот писатель, вполне закрепившийся офици-ально на областном уровне, повесть-то написал уровня вовсе не об-ластного.

Ведь на самом деле никаких районных, областных и т.д. уровней в творчестве быть не может…

Беда, что многие наши писатели действительно самоограничиваются вот этим "областным" уровнем. Беда нынешнего писателя, как и всего общества, обособленность – занять свою нишу, закрепиться. И "закрепляются", и годами топчутся на одной, давно уж вытоптанной творческой полянке. Но поменять полянку – это же риск потерять своё, уже занятое, пусть и "на областном уровне" место.

И хорошо ещё, если на этой "своей полянке" хоть что-то пишет такой писатель. А ведь и годами молчащие писатели не редкость. Конечно, творчество – дело интимное, и молчание писателя (особенно, хорошего писателя) может быть громким. А может и не быть…

На сегодняшний день я самый молодой член Вологодского отделения Союза писателей России (на "молодость" и спишется некоторая категоричность этих строк), а мне ведь уже 36 (уже 38 и я по прежнему самый молодой), уже Лермонтова нет, Есенина, Рубцов и Пушкин последние дни доживают… (Вот мне уже и 40, за эти годы и новые члены Союза в Вологде появились, а я всё самый молодой). И мне стыдно считать себя молодым. Я и не считаю. Уже давно, между прочим. Я честно стараюсь брать на себя "не молодую" ношу, и если что-то у меня не получается, то это не от моей "молодости", от чего-то другого… Я, конечно, не призываю к искусственному омоложе-нию организации, но, наверное, надо как-то более активно работать с молодыми и начинающими авторами, давать им возможность по-чувствовать уверенность в своих силах, которая подтолкнёт кого-то и к более активной работе. Что для этого нужно – семинары, посто-янная кропотливая работа литературного консультанта, критика.

Критика нужна всем пишущим – молодым и не молодым, маститым и начинающим, без толковой критики не может быть полноцен-ного литературного процесса. Она-то ведь и должна, прежде всего, стимулировать и подстёгивать творческий процесс, своевременным и, желательно, правильным его освещением. И такая критика в Вологде когда-то была: В. Гура, В. Оботуров, В. Белков… Но и В. Гура в основном был литературоведом, и В. Оботуров и В. Белков в последние годы жизни почти не занимались текущей критикой. Сего-дня нишу критика вроде бы занимает В. Бараков. Но ведь и он, прежде всего литературовед, хотя и отзывается иногда на текущую ли-тературу. А критика нужна боевая, критика нужна оперативная, критика нужна смелая… И, конечно, один "штатный вологодский критик" не может (да и не должен) совмещать всё это в одном лице. Значит, дело любого писателя, пусть и не критика, откликнуться, похвалить или поругать, но высказать своё мнение (глядишь, кто-то бы и своё молчание нарушил) о новой книге, отдельном рассказе или повести собрата по перу. Убеждён, если мы, писатели, не инте-ресны друг другу, не будем мы интересны и читателям.

Да, нас давит быт… Но читателю, извините, плевать, на наши мизерные гонорары, на наши болезни, бытовую неустроенность, се-мейные проблемы – нет книг, нет хотя бы публикаций – нет и писателя (сейчас поправлю себя – "нет новых книг, новых публикаций", научились кое-кто из наших авторов множить и множить себя в книгах). Есть, в лучшем случае, человек когда-то что-то писавший. Ведь так скоро и про "вологодскую школу" скажут, что когда-то, да, была, сильная…

Если тебе есть что сказать – надо пробиваться. Прошли, минули "золотые" советские годы, с плановым выходом книг, с хорошими гонорарами и т.д. И нашим "пятидесятилетним" писателям (по-моему, они сейчас главная сила нашей писательской организации) надо понять, что никто сегодня никуда не позовёт, не придёт добрый дядя редактор или издатель и не скажет: "Давайте я вас напечатаю". (Поняли!) Пробиваться. Самому пробиваться и за собой, по возможности, тащить… И не на "областной уровень пробиваться", а проби-ваться в большую литературу.

"Вологодская школа" есть, надо только смелее заявлять о её существовании. Мне скажут писатели – так чем же мы занимаемся-то? И я ещё скажу – не к премиям пробиваться, не к должностям, не в начальственные кабинеты, от хозяев которых может зависеть очередная (желательно "моя") книга – к читателю, к людям, к живой жизни пробиваться – тогда и книги будут живые…

А теперь я скажу – никакой "вологодской школы" нет.

Что такое школа? Это учитель и ученики, объединённые одной высокой целью. Цель у каждого писателя есть, должна быть. А учи-тель… Ещё, например, бытует расхожая и поверхностная фраза: "Батюшков – учитель Пушкина". Глупость, конечно. Пушкин, есте-ственно, впитал всю современную ему культуру, в том числе и Батюшкова. Учителей у него не было. И в то же время – весь мир, вся совокупность Божьего мира были его учителями, но и предметом его изучения.

И так – у любого настоящего писателя.

Хотя, конечно, определённые влияния могут быть, и даже, всегда бывают. Ну, тут уж от уровня дарования, таланта всё зависит. На-стоящий писатель, испытав чужое влияние, может, и не однажды, всё-таки, от всех влияний уйдёт и скажет своё и по-своему.

Поэтому, никакой "вологодской школы" нет. Есть плеяда замечательных и просто хороших писателей живших и живущих в Воло-где и области и формально объединённых в Вологодскую писательскую организацию….

… Две глыбы: в поэзии Рубцов, в прозе – Белов. И они придавили много талантов, и не только в Вологде. Сколько их ныне, перепевающих Рубцова – несть числа!

Но не вина же это Рубцова и Белова, что придавили – пробивайтесь. Они же пробились, хотя и перед ними были великие.

Сумел же Рубцов сделать невозможное, став для русских тем же (но по-своему), что и Есенин. Сумел же Белов, создав "Час шестый", встать вровень (по художественной и исторической значимости) с "Тихим Доном" Шолохова.

Ну, и вы (мы), идущие за ними – сумейте.

P.S.

Я записал эти мысли года два назад (уже четыре). С тех пор, что-то стало меняться, сдвинулось с места в жизни Вологодской писательской организации. Много новых публикаций, книги, появление журнала "Лад Вологодский", семинар "молодых писателей" осе-нью 2006-го, активно "продвигает" "вологодскую школу" в Москве Вадим Дементьев… (Вот уже и «Лад вологодский» неизвестно будет ли, и со времени последнего семинара шесть лет прошло и В. Дементьев больше, кажется, в Вологде, чем в Москве, не знаю продвигает ли что-то… – Д. Е. 2012г.) И всё же – ждёшь большего (и это ожидание не беспочвенно), какого-то прорыва, более смелой работы от всех вологодских писателей.

"Угнетать себя до гения" – так, кажется, у Шукшина?..


Комментариев:

Вернуться на главную