Иван ЕРПЫЛЁВ, поэт, председатель Оренбургской региональной организации СП России

"Адресаты"

О первой книге стихотворений Александра Рыжкова

 

Александр Рыжков, молодой, но зрелый поэт и организатор литературного процесса из Рыбинска, издал первую книгу стихотворений «Адресаты».

На первый взгляд, стихи Александра Рыжкова – угрюмые, подчас пасмурные, хмурые. Место действия – «гаражный массив», «помойка», «колодец серого двора».

Автор – не молодой романтик, который в каждом видит друга и соратника, у которого в голове роятся идеи по переустройству вселенной.

Эти стихи – совсем иного толка, хоть и молодого, но уже состоявшегося, рано повзрослевшего человека.

Он не рисует грязь картинно, не смакует её ради эпатажа, но и не отгораживает её от читателя розовой шторкой.

На кафеле снежное тесто,
И в лифте сожжённые кнопки.
Недавно был выкуп невесты –
Остались разбитые стопки.

Что это – бесхозяйность, пустота, безнадёга, или же обычный наш городской пейзаж, в котором есть место и чуду, и любви, недаром же был выкуп невесты, эта деталь говорит о чьём-то, пусть даже коротком счастье, которое возможно и здесь.

Лирический герой – «бывший хулиган», заваривает лапшу, ездит на маршрутке, в его личном пространстве – клуб и Собор.

На площади утки, я им раскидал
Остатки черствеющей булки.
Маршрутку из старого центра я ждал,
Мой дом здесь, мои переулки.

Он не подчиняется обстоятельствам, не опускается, не принимает серую действительность, а старается её преодолеть.

И это поведение взрослого человека, мужчины, за это лирического героя нельзя не уважать.

Я ел лапшу в пластмассовом стакане,
Но руки о штаны не вытирал.
Мог разглядеть породу в хулигане,
А если драку видел, разнимал.

Александр видит уют даже в разрухе. Ему не нужны гламурные, постановочные интерьеры для того, чтобы быть счастливым.

Ведь стихотворение «Адресаты», давшее имя всей книге и прочитанное им на творческом вечере, посвящённом очередному Съезду Союза писателей России, в г. Видном, не зря поразило слушателей образностью и жизненной правдой, ведь за внешней неустроенностью часто скрываются самые счастливые годы, время счастья и надежд, любви и переживаний:

Там внутри, за обшарпанной дверью,
В малой комнате время застыло.
Может быть, я вернусь и поверю,
Счастье... кажется, здесь оно было.

Но и о другой жизни – благополучной, сытой, продажной, о среде прожигателей жизни – поэт отзывается с неизменным презрением:

Клуб размолотит скопление тел
С монотонностью механизма.

Или же:

Вязкое дно закрытого клуба,
Где расходуют сливки себя.

Эта поразительная метафора (сливки, расходующие себя) как нельзя точно передаёт суть современной «золотой» молодёжи, с которой лирическому герою явно не по пути.

Есть в стихах Александра маленькие детали, оговорки, которые позволяют судить о том, что у лирического героя всё же всё хорошо, что мрачноватый мир стихотворений – во многом просто угол зрения, то, о чём захотел поведать нам автор. Гораздо интереснее то, о чём он пока умалчивает, то, что считает слишком заветным или запретным для стихов:

Время-то кусается.
– В стопку его лей!
Выпью – не останется
Для дочери моей.

Возможно, он ещё раскроется, вырастет как поэт, если разрешит быть себе искренним до конца, ведь я вижу, что за грубоватым, резким лирическим героем поэт скрывает очень много доброты и нежности.

Александр внимателен к деталям, его стихи зримы, образны, во многом новы: «Дома стоят, как сундуки». Такой метафоры, по-моему, в русской поэзии ещё не было.

Некоторые строки – готовые афоризмы:

...редко получается вернее
Взять силой то, чего не взять умом.

Отмечу, что стихи поэта, посвящённые эпохальным событиям, которые сейчас переживает наша страна, очень искренние, в них нет рисовки и позы, именно такая лирика нужна нам для осмысления современного этапа истории.

Где-то там далеко
полыхает земля,
Ну а здесь
лишь погоня за хлебом.
Может вызовут,
скоро уеду и я
В дальний строй
под истерзанным небом.

Я знаю, что Александр тщательно работает над стихами, долго ищет нужные слова, оттачивает фразу. Он требователен к себе как к поэту, не вываливает на читателя неотделанные стихи с пылу с жару. В творчестве он так же основателен, как и его лирический герой – в жизни.

С формальной точки зрения Александр правильно строит поэтическую фразу, сюжеты его стихотворений разнообразны и осмысленны, он неплохо рифмует, несмотря на некоторый процент глагольных рифм.

Главное – не рифмы, а свой взгляд на мир, взгляд поэта, который в обыденном видит необычное, в грязи и суматохе повседневности находит жемчужины смысла.

Такой взгляд, особый, интересный, очень плотный по своей сути – у Александра есть. А рифмы – дело наживное. Есть куда расти.

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную