|
Новость, растиражированная Сетью, призвана была стать сенсацией: у героини романа «Евгений Онегин» диагностировали... аутизм! Диагноз многострадальной Татьяне Лариной поставила некая Петрановская - лид к статье уточняет для несведующих – «известный психолог»... Это ключевая фраза всей статьи! Рискну предположить, пока широко известная в очень узких кругах, где принято пиарится, глумясь над сюжетами сказок. Видимо, в тех же узких кругах вращается и другой клинический психолог и сказкотерапевт Дарья Живина, написавшая наделавшую шуму статью «Нарциссизм и агрессия: психологические проблемы героинь сказок, на которых мы выросли». Живина разобрала по кирпичикам мотивы поведения Золушки, Русалочки и Белоснежки, отрицая такие черты характера, как готовность к самопожертвованию, и прославляя эгоцентризм. Мда... Герои на её книжках не вырастут – однозначно. Но сейчас о другом. Петрановская, вероятно, желая переплюнуть коллегу по психологическому цеху, пошла дальше, замахнувшись на святое - русскую классику, героиню поэмы самого Александра Сергеевича Пушкина, Солнца русской поэзии, диагностировав у неё...психическое расстройство.
Разумеется, я прочла этот шедевр псевдопсихологического исследования, негодуя и возмущаясь по поводу каждого аргумента.
«С медицинской точки зрения аутизм — это психическое отклонение, основной причиной которого является нарушение развития головного мозга, неспособность человека формировать отношения с окружающим его социумом, существование в своём внутреннем ограниченном мире», - утверждает наука.
Соответственно, диагноз при аутизме ставит исключительно врач-психиатр и делает он это на основании жалоб родителей, родных пациента, ибо он сам в силу своего заболевания к врачу не пойдёт. Кто же из родных Татьяны Лариной обращался к госпоже Петрановской? Как правило, рассказа родственников о раннем развитии ребёнка бывает недостаточно, требуются клиническое обследование, данные ЭЭГ, ЭКГ, аудиограмма, электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография и даже анализы крови и мочи. Могут потребоваться консультации генетика, невролога, офтальмолога, гастроэнтеролога. Петрановская обошлась без всего этого, притянув за уши к своей сенсации... цитаты романа.
Она позволяет себе делать далеко идущие выводы на основании того, что «Татьяна не играла с детьми, а предпочитала сидеть в уголке, была неловка, тонка и бледна...» - и ещё четыре столь же сомнительных «аргумента». На основании такой «диагностики» если не каждый первый, то каждый второй точно может причислить себя к аутистам.
Пункт про «зарю встречает» – девушка плохо спала, ей снились характерные сновидения» - высший пилотаж надуманности. Кто из девушек, да и юношей тоже не наслаждался бессонницей во время первой в жизни влюблённости?
Об этом ещё Анна Ахматова писала:
«Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю.
Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю...»
Или это:
«Я знала, я снюсь тебе,
Оттого не могла заснуть...»
Ну, просто хроническая аутистка, если следовать логике госпожи Петрановской. Цитировать Цветаеву, Блока и Есенина даже страшно в проекции её метода диагностики психиатрических заболеваний.
Ах да! В психологии тоже есть термин «аутизм». Но и здесь не все столь однозначно, а потому теория Петрановской не выдерживает никакой критики.
Как утверждает наука, «аутизм в психологии — это состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций».
Бедность выражения эмоций применительно к Татьяне Лариной? Серьёзно?! А знаменитое письмо Татьяны к Онегину, являющееся образцом любовной лирики по сей день и каждой своей строчкой громко кричащее о буре страстей в душе автора послания? А аргументированный, чёткий, но не менее эмоциональный ответ замужней Татьяны прозревшему Онегину? Читала ли госпожа Петрановская роман вообще, позволяя себе делать противоречащие своей же гипотезе выводы?
Психологи хором начали диагностировать у героев сказок различные психиатрические расстройства. Это стало модным трендом и признаком... компетентности специалиста. По факту - не более чем рекламным трюком и самопиаром. А что пиарят-то? Способность диагностировать то, чего нет и не было? Оспорить некому: строй самые нелепые догадки. Господа психологи, дорогие специалисты псевдопсихологии - увы, дорогие в прямом смысле слова - оставьте в покое сказки! Займитесь реальными пациентами! Если они у вас есть, конечно.
Однако дело не столько в лже-диагнозах ради саморекламы. Всё гораздо серьёзнее: как-то незаметно стало модным очернять всё русское, отбивая интерес детей и подростков читать произведения классиков русской литературы. А мы ещё сетуем, что молодёжь не читает.
Вот и детский писатель Андрей Усачёв в своей, на первый взгляд, доброй и яркой книжке «Всё про Дедморозовку» не постеснялся втиснуть эпизод, где над русской народной песней гнусно глумятся гномы и Санта, а Дед Мороз как бы оправдывается:
« - Все русские песни грустные и немножко заунывные. (...) В следующий раз что-нибудь повеселее подберём».
Видимо, нечто из примитивной зарубежной эстрады со стриптизом от Снегурочки. Вот так детям с самых малых лет ненавязчиво прививается ненависть к богатейшей русской культуре - в целом ко всему русскому. И не кем-нибудь, а известными и популярными детскими российскими писателями!
Зато в этой же «Дедморозовке» Усачёв откровенно пропагандирует прогрессивность такой сомнительной с точки зрения гигиены и эстетики традиции, как дарить рождественские подарки:
« - Фи, как это в носок?» - брезгливо интересуется один Снеговик.
Другой, видимо, более продвинутый с точки зрения автора, ему отвечает:
« - Это Европа. Они носки каждый день стирают».
А русские, с точки зрения Усачёва, носят носки, не стирая, надо полагать? Весьма непрезентабельный вид выстиранного носка, судя по всему, автора ничуть не смущает. Об этом – ни буквы! Меж тем русским прятать подарок в носок, пусть даже выстиранный, в голову бы никогда не пришло! У нас другая красивейшая и абсолютно безопасная в плане гигиены традиция - коробки с подарками в блестящих упаковках под ёлкой укладывать! Здесь, как и во многом другом, вся широта и щедрость русской души проявилась. Однако Усачёв почему-то об этом стыдливо умалчивает. Видимо, как и его герой Дед Мороз, стесняясь всего русского.
Русскую классическую литературу давно публично объявили депрессивной, трудной для восприятия, противоречивой. Теперь вот до психиатрических диагнозов докатились. Куда дальше? Дно пробили.
К слову о «повеселее». Относительно недавно довелось побывать на концерте комикессы из Челябинска. На разогреве публики до выхода звезды стенд-апа работал местный артист-самоучка, использующий нормальные слова для связки... ненормативной лексики. Сыпал он крепкими выражениями столь щедро, что смысл в ругательствах терялся. К моему удивлению, народ это дико забавляло. А я пыталась подсчитать, на сколько административных штрафов за мат в публичном месте уже наговорил этот ярый весельчак? И задавалась вопросом, когда же мы из самой читающей нации в мире превратились в тех, кто ни разу книгу в руках не дежал и потому слова с трудом между собой связывает? А ведь были времена, когда многотысячные залы собирали величайшие поэты современности – Рождественский, Вознесенский, Ахмадуллина... А сейчас приходят тупо поржать над матюками недоучек...
В Краснодаре на ресторанной вывеске слово «литература» красноречиво зачеркнули, подменив его «кухней». Но вычеркнуть русскую культуру, русскую литературу из мирового культурного пространства не получится, как бы отечественные русофобы ни старались. У нас даже классические детективы нетипичные - например, в романах Достоевского ищут не убийцу, а Бога! Высота, которую ни один зарубежный писатель не взял и вряд ли возьмёт.
Широко известно: кто не может до чего-то дотянутся, пытается опустить планку до уровня своих весьма скромных, порой примитивных возможностей. Именно это сейчас и происходит. Об этом нужно не забывать всем, кому на глаза попадается очередной (простите) высер о скучности русской литературы. Их пишут исключительно те, кому не дано её понять!
Есина Лариса Анатольевна. Член Союза писателей России. Дважды Лауреат Международной национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (в номинациях «Общественные коммуникации» (2021 г.) и «Юмор» за серию пародий (2024 г.), Гран-при V Открытого литературного проекта «Поэзия русского слова» (2022 г.). Лауреат Всероссийской литературной премии им. Александра Маздорфа (2024 г.). Финалист Всероссийской премии «Я в мире боец» имени В.Г.Белинского в номинации «За творческие достижения в театральной критике» (2024 г.), финалист Международного литературного конкурса «Лебедь белая» (2024 г.), финалист литературного конкурса «Капитан Грэй» (2024 г.). |
|