Валерий ГАНИЧЕВ,председатель Союза писателей
Выступление на съезде Союза писателей

Дорогие друзья! Мы открываем наш съезд, очередной съезд, в каком-то смысле, такой же, как многие из Вас проводили в предыдущие периоды. Но во многом и необычный, ибо он проходит в предкризисной обстановке в мире, нелёгкой ситуации в нашей стране. И мы не можем не думать о сложности жизни наших читателей, да и нас самих. Мы не можем не учитывать громы войны и жертвы от схваток рядом с нами. Мы не можем не чувствовать свою ответственность за сохранение и развитие русского языка, — может быть, самой надёжной скрепы для нашего государства, других языков нашей страны. Погибнет, деформируется язык, народа останется, в лучшем случае, народонаселение. Язык русский, языки народов России — самая живительная и плодотворная, соединяющая нас с прошлым связь. Ведь мы же не хотим остаться без прошлого, им соединять всю страну. Бережение языка, может быть, наша главная писательская задача.

Обо всём будем говорить на съезде, на встречах с читателями, на встречах друг с другом. Кому не хватит времени, просим отдать свои предложения, выступления в секретариат — мы опубликуем их в стенограмме съезда.

Хотелось подтвердить мнение, что писатель — существо индивидуальное, мало кто умудряется писать "бригадами", да это уже и не литература.

Для писателя России главное — совесть, истина, переживание за свой народ, за человека. И я думаю, что ряд тех, кто для нас порой и недостижимый, ряд образцов: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Есенин. Да и рядом выстраивается, или недавно был, тот, кто мог бы быть и был неким для нас примером: М. Шолохов, Л. Леонов, Белов, Распутин, Бондарев, Р. Гамзатов, Мустай Карим и другие. Мы хотели бы поговорить о проблемах литературы, замыслах писателей, их удачах и неудачах. За последние годы деятели культуры приучили общество копаться в своих скандалах, обличениях, а не говорить о том, что составляло суть их творчества — собственно о литературе.

Жёлтая пресса, воротилы рынка, возможно, и хотели бы, чтобы в этом и была суть культуры. Они хотели бы, да и заменяли нередко истину, драму или убеждения, уверенность скандалом, сплетней, которые бы уводили литературу в сторону от реальной жизни и её реальных проблем.

Давайте попробуем уйти от этого. Давайте не срываться на базарный жаргон, на пустопорожние разговоры, не будем оскорблять друг друга, не будем искать причину своих бед, а порой и поражений у соседа.

Вам раздали отчёт-информацию о нашей работе. Он довольно впечатляющий и уже критикуемый за то, что многие важные мероприятия не включены в него. Это следует учесть. В своём выступлении я остановлюсь на некоторых этих вопросах.

Итак, несколько проблем.

Постоянно раздаются преднамеренные или лишённые знания голоса «Русская, отечественная литература пропала», наша литература иссякла, истончилась, да и вообще закончилась, пора её заменить точными логическими формулами, технологиями заменить полновесный, полнокровный, живой язык так называемым научным видением мира, отбросив глубину чувств, заменив набором циничных, пошлых, развратных развлечений, зубоскальством, жаргоном.

Ну, мы в Союзе писателей, во-первых, можем констатировать, что наша совестливая, традиционно сильная, с одной стороны, и новаторски современная литература отнюдь не иссякла. Она составляет разноцветное, многообразное поле художественных талантов, мастеров, тружеников, профессионалов и энтузиастов.

Не хочется выглядеть пустопорожним бодрячком, который не замечает потерь, сужения фронта книги, забрасывания в общественное сознание лжеценностей, извращённых подходов к душе человека, уравнения добра и зла, потакание греху и слабости. Это объясняется катастрофическим социальным расслоением в обществе, появлением невежественного слоя чванливых от своего богатства людей, снижением уровня культуры и художественного понимания среди широких масс. Даже некоторыми мировыми тенденциями. Это тревожно и даже опасно. Да, мир алчности, торгашества и греха диктует свои законы. Но видя эту глянцево-телевизионную пургу невежества, должна ли литература, наши писатели примириться с этим, отступить от совести, истины, заняться незатейливым коммерческим сочинительством, на котором многие окололитературные писаки с помощью сегодняшнего телевидения и СМИ могущественного олигархического лобби делают имя? Не будем греха таить — это выгодно тем, кто считает умножение собственного финансового богатства главной целью жизни.

Но истинная литература — это Храм. Как тут не вспомнить уроки, которые дал нам Христос, изгнав из Храма бессовестных торгашей и менял, правда, позволив многим из торговцев и хозяев быть в этом же Храме, занимаясь полезным делом и милосердием. Для нас нет другого выхода, чем представить обществу, людям, читателям лучший образец, художественное открытие истины и лжи, добра и греха, хрусталь русского слова, слова всех народов России.

Давайте взглянем на эту нашу карину творчества рачительным, заботливым взглядом. Беру не в порядке расположения по «олимпийским» наградам и местам, а по художественной самобытности и вкладе, как в общее, так и в индивидуальное творчество.

Возьмём, например, Белгород. За последние десять – пятнадцать лет он превратился в один из литературных центров страны. Это характерно для нашей литературы. Недавно нас вдохновляла «Донская рота» во главе с Шолоховым. Или вот у меня не так давно вышла статья «Нельзя нам без Вологды». А как же, там ведь творили Ал. Яшин, Василий Белов, пишет выдающаяся Ольга Фокина и другие.

А в своё время мы много говорили об Орловской школе, которой даже обозначили имя — Третья литературная столица России с именами Толстого, Тургенева, Фета, Лескова, Пришвина и других гигантов нашей литературы, подпиравших их современных орловских писателей, к сожалению, некоторые из которых ушли. Кстати, там, в Орле, мы проводили съезд Союза XII по счёту. Тоже вне Москвы.

Ну, а несравненная Сибирская школа с именами Распутина, Вампилова, Астафьева и других знаковых для литературы имён. Теперь мы можем смело говорить о Белгородской школе.

Достаточно назвать таких талантливых всероссийских по масштабам поэтов как Чернухин и Молчанов, бывалого бойца в литературном поле Шаповалова, побывавшего в Сирии и написавшем об этом и раненого там Сергея Бережного, хрестоматийного Тарасова с его рассказами «Серёжка» и «Внучок», Ю. Макарова с его «Ровенскими залепухами», недавно пришедшим в Союз и уже ставшим заметным писателем Хабибуллина, да и многими другими. В организации постоянно проходят встречи, семинары молодых, открыт областной литературный музей. Способствовало творческому росту многих и то, что администрация области во главе с губернатором Е. Савченко, митрополит Иоанн, Н.И. Рыжков и Всероссийский совет «Прохоровского поля», вместе с Союзом писателей России постоянно проводят во всех районах «Прохоровские литературные чтения» с приглашением большой делегации писателей России. Творческой вершиной чтений является вручение литературной премии «Прохоровское поле» писателям России, Украины, Белоруссии. Назовём только несколько имён из лауреатов этого года, года 70-летия Курской битвы. Так великое удовлетворение вызвала книга писателя-калужанина Михеенкова о замечательном маршале Победы И.С. Коневе, искромётные и глубокие стихи Валентины Ефимовской из С.-Петербурга, книга «Хунские повести» якутского писателя Николая Лугинова, обсуждение которой в Союзе писателей привлекло большое количество писателей, историков, философов и геополитиков. Книги-события, которые написали писатели Лариса Васильева и Николай Иванов. И заметь их центральные СМИ и ТВ, навряд ли столь рьяно утверждали бы, что русская литература иссякла. Да, что русская, Белгородчина стала инициатором вручения премии писателям Украины и Белоруссии, которые в этом году получил за свой десятитомник украинский писатель Маслов из Харькова и пронзительная поэтесса и прозаик Татьяна Дашкевич из Белоруссии её книгам о военном детстве и песнетворце Алексее Фатьянове аплодировали в России и Белоруссии. Из Белгородчины вышла литературная премия «Земщина» писателям приграничных областей. Не только митинговать, а творчески объединять людей — таков смысл этой работы на Белгородчине. Нет нужды говорить, что в области установлены хорошие стипендии членам Союза. Ну, и, конечно, забота администрации области о постоянной публикации, о выпуске отдельных номеров, которые она оплачивает («Наш современник», «Роман-журнал»), что позволяет писателям не только печататься, а, совершенствуясь, с каждым годом выходить на всероссийскую арену. Ведь, действительно, часто, как говорят, писатели рождаются в провинции, а утверждают своё имя нередко в Москве. Думаю, что представители целого ряда писательских организаций могут и рассказать о новых именах, о своей работе. Мы же для картины полнокровия сегодняшней литературы назовём некоторые лучшие творческие удачи последнего времени.

Назовём некоторых лауреатов премии имени Кирилла и Мефодия, присуждаемых и вручаемых Патриархией в Храме Христа Спасителя. Это всегда событие, которое нелегко не заметить, а вот «Литературная газета», претендуя на всеобъёмность, давая советы (хотя и видно, в тщательно организованных письмах), умудрилась ничего не сказать об этом.

Так вот Станислава Куняева, автора книг «Поэзия. Судьба. Россия», знаковой книги о Есенине, переводу классической для Белоруссии поэмы и т.д. Он возглавлял в эти годы вместе с Александром Казинцевым, я бы сказал, стратегический для русской литературы журнал «Наш современник», получил из рук Патриарха эту высокую премию. Станислав — сопредседатель нашего Союза, и я надеюсь, что эта премия может быть соотнесена с нашей творческой деятельностью.

Мы уже говорили, что выдающимся событием, которое вызрело тоже в недрах нашего Союза, явилась книга «Кирилл и Мефодий» писателя Юрия Лощица. По сосредоточению в ней философского мышления, исторических фактов и открытий, провидческого взгляда из глубин веков, сокровищ русского, древнеславянского языка, скрепляющего магнетизма прошлого и настоящего — она явилась важным фундаментальным художественным и общественным событием нашей литературы.

К этой же плеяде лауреатов относится и творчество, вот уже и ветерана, но вечно молодого, энергичного, полемического борца за православную Веру Владимира Крупина. Да, он задирист и непреклонен в этой своей борьбе. На него нападают, цитируют, даже когда он не присутствует на мероприятии, как было в последней тщедушной заметке некоего Макарова об алтайском пленуме, который затрагивал нравственные проблемы демографии.

Или вспомним лауреата этой премии Виктора Николаева, афганца, который в его книгах «Живые в помощи», «Безотцовщина» обращается к самым острым и болевым проблемам нашей жизни.

Так вот, уже эти имена говорят о полнокровной, яркой литературной жизни.

Проблемы прозы, критики будут обсуждать на пленарном заседании, в кулуарах съезда. Я назову лишь несколько авторов, книги которых стали событием в читающей части страны, или могут стать таковыми.

Первое имя – Валентин Григорьевич Распутин. В этом году произошло знаковое историческое событие – ему была присуждена премия «за духовную деятельность». Это действительно событие: нашему писателю, сопредседателю Союза писателей, великому мастеру присуждена премия с очень редкой, даже может быть единственной формулировкой «за духовную деятельность». Не министерству, вузу, собранию людей, а Человеку, писателю. Мы гордимся. Радуемся и должны извлечь уроки. Как человек, который издавал на протяжении почти 50 лет большинство произведений Валентина Распутина в издательстве «Молодая гвардия», в «Роман-газете», знаю, как нелегко проходили его многие произведения, его идеи. Его оппоненты или согласились, в конце концов, с ним, или отступили. А его произведения вошли в «иконостас» российской литературы, и мы гордимся, что являемся его современниками.

То, что он часто неприемлем замутнённому компьютерному сознанию, свидетельствует его выдвижение на Нобелевскую премию в области литературы, которую, конечно, не дали, ибо национальным, народным писателям их последнее время не дают.

А разве не событие в художественном мире маленький роман «Непрощённая» Альберта Лиханова. 15 – 20 лет назад он навряд ли появился бы. Ещё во всех нас кипел гнев войны, ненависть к врагу, который уничтожил 18 миллионов наших мирных людей – целое государство, целый народ. Может ли быть прощение этому противнику? Навряд ли и сегодня. Как не можем уничтожение народа простить Батыю, вероломство и сожжение Москвы – Наполеону. Так и это. Но война несёт свою гибельность не только народу, массам, но и отдельному человеку, его сути, хотя силой невероятных, исключительных обстоятельств иногда он и оставался живой. Казалось, слава Богу, героиня романа «Непрощённая» Алёнушка осталась живой, но судьба её изувечила событиями всем известными: оккупация, концлагерь, голод, почти смерть, а потом каким-то образом заметил её чистоту и красоту немецкий офицер, тоже фактически заточенный в духовный концлагерь фашизма и человеконенавистничества. Его чувство закончилось рождением маленькой Лизоньки, которую увезли в Германию и которую у Алёнушки отобрали. Погиб её отец. С тысячью беженцев она возвратилась на Псковщину, но с клеймом «немецкой подстилки» и неутешным горем от потери отобранной дочки. Тут быт какой-то, но и жёсткость войны во всех обликах. Святая ненависть и огонёк человеческой души. Прекрасный художник, писатель Альберт Лиханов. Ему, его перу подвластны описания души, её трепетность и неповторимость. Её свет и трагедия и глубокие страдания. Он ведь и в жизни стоит на защите хрупкого человека, ребёнка. Вот уже почти 30 лет он возглавляет Всероссийский Детский фонд. Мало кто знает, чего это стоит и в прямом, и в душевном смысле, скольких бедных ребят спас Фонд и лично он, отогрел немало душ и выпустил их в мир. Я думаю, что мы должны поблагодарить его, как члена нашего Союза, его, как сопредседателя за эту духовную благородную работу, за его, как он назвал, «маленький роман» «Непрощённая», который добавил в многотомье отечественной классической литературы – горечи, совести и добра.

В ряд уникальных и блестящих художественных откровений и открытий я бы отнёс неожиданный роман Анатолия Рогова «Мой гений, мой ангел, мой лучший друг», опубликованный в журнале «Наш современник» (№ 5). В центре поэт и писатель Жуковский, а «Мой гений, мой ангел…» возвышенная, романтическая, художественно выверенная в словах и чувствах книга, то, бишь, роман. В наш век быстротекущих любовных завязок и развязок, выстраивающих доказательную необходимость сходов и разводов в произведениях и телесериалах, любовь Жуковского, его чувства и трепетность, которые показал не дидактически, а духовно рельефно А. Рогов. Он не только здесь, а во всём своём творчестве (его «Махоньке», «Духовной пасторали», «Алых конях», «Очерках о русской культуре») ставят его в первый ряд русской литературы. В этом же романе и убедительное пламенное чувство, какой-то надгоризонтной, заатмосферной, космической и в то же время земной любви. Мне кажется, что образ, созданный Роговым, стал ещё одним сияющим непревзойдённым образцом русской литературы. Не побоюсь забраться высоко: от Ярославны, бедной Лизы, хрустальной Татьяны Лариной, тургеневских девушек, Наташи Ростовой, Анны Снегиной, блоковских незнакомок, фронтовых жертвенных подруг советских писателей. Высокие чувства между поэтом и Анной и сегодня не могут не восхитить. Хотя найдутся люди, которые скажут, что это не современно. Но это не так. Писатель сыграл на самых заветных струнах, которые есть и у сегодняшнего человека. Спасибо Анатолию за его бесстрашие и тонкость в обращении и к сегодняшнему читателю.

Назову ещё две-три прозаические книги, которые не на слуху сегодняшних СМИ, но в сердце, или по сердцу русской литературе, её традициям. Вот в издательстве «ИХТИОС» вышла ослепительная книга «Я вернулся» Сергея Коновалова. Эта книга о необычном человеке, который был вытащен из знаменитого «Груза двести» и затем сантиметр за сантиметром он восстанавливал свою память, шаг за шагом возвращал своё физическое тело, постигал жизнь, постояв у своего памятника погибшему герою, как, казалось, возведённом его земляками. Эта книга о восстановлении, о возрождении погибшего человека с помощью чистых сердец: врача, с помощью матери, с помощью высокого духа, вытащившего себя из смерти. До Великой Отечественной войны мы восхищались силой, упорством, непоколебимостью духа Павки Корчагина из романа «Как закалялась сталь» Н. Островского. Да и сегодня, несмотря ни на какие идеологические несогласия, нельзя не восхититься ей, также, как после войны простой, но выразительной «Повестью о настоящем человеке» Б. Полевого о бесстрашном великом безногом лётчике-герое Александре Маресьеве. Мы ощущаем, что эти книги о подвижниках и мучениках. Книга нашего члена Союза писателей, героя России Сергея Коновалова сродни этим книгам эпохи. Мы гордимся, что она получила нашу премию «Прохоровское поле» и тем более восхищаемся ей, ибо героем книги был сам автор. А нам так нужен герой!

Наше время, впрочем, как и всегда, столкнулось с миром фальсификаций отечественной истории. Её совершают, как в зарубежных исторических кабинетах, так и в политических мастерских, у доморощенных обладателей тридцати серебряников, в их фантазийном оригинальничании и лжи. В стремлении привлечь внимание общества, властями была даже создана Комиссия по борьбе с фальсификациями. Правда, со своей миссией она не справилась и была распущена в немалой степени и потому, что среди её участников были люди, которые внесли свой вклад в эту фальсификацию.

В последнее время в нашей художественной литературе, в публицистике появилось немало людей, которые доказательно, аргументировано, всесторонне опровергали эти вбрасываемые в нашу жизнь фальсификации.

Назову несколько из них.

Например, блистательный полемист Александр Казинцев, профессора, москвич Вдовин, Нарочницкая, с-петербуржцы Казин, Корольков, Колесов, Смолянин Александров, автор книги о Петре и Февронии, писатель Фанкин из Мурома. Создатели «Русской доктрины» при ВРНС, часто написанной высоким художественным словом. Или пытливый и настойчивый А. Кердан, создающий серию исторических романов о проникновении русских землепроходцев, предпринимателей и моряков на американский континент. А то, к чему призывала и даже стенала пресса, что нет серьёзной большой книги о первой мировой войне, осуществил наш писатель Сергей Куличкин, только что издавший объёмную, наполненную фактами, образами книгу об этом периоде «Первая мировая».

Хочу отметить особую роль молодого писателя Игоря Шумейко, создающего серию публицистических книг, разоблачающего многие лжетеории, отвергающего нападки и фальсификации общественной истории.

Особо интересной явилась его книга «Вторая мировая война. Перезагрузка». Это очень важная книга вводит в нашу жизнь многие факторы и события, которые за давностью лет пытаются увезти от нашего сознания и памяти. Может быть не со всем можно согласиться в книгах Игоря Шумейко, но безусловной его заслугой следует признать выход первого «Краткого курса фальсификации истории России». Также как создание полноценных учебников по истории России для школы секретарём нашего Союза Сергеем Перевезенцевым. Эту линию писателей следует продолжать, и новому правлению усилить.

Надо снова утвердить, как одно из генеральных направлений — линию о деревне, селе, крестьянстве. Вспомним книги Ивана Васильева, Леонида Иванова, Валерия Овечкина — этих «деревенщиков», «районщиков» — без снисхождения писавших обо всём лучшем и худшем, о проблемах, которые они поднимали. Ныне сельская тема не в чести — печально, грустно, не приносит прибыли, не «крутая» для издателей. Вопреки всему этому вырисовался писатель, который занял это пространство, стал главным и общероссийским писателем, авторитетом в этом вопросе. Это Александр Арцибашев. В его пространных очерках, в его глубинном романе «Божии поля» видна не только боль, но и просвет в душе, не похоронная песнь, но призыв бороться, сеять, строить, жить. Да Александр и возглавляет при Союзе писателей Совет по деревне, Совет по пробелам села и не только в сфере хозяйственной, но главное в нравственной, о силе крестьянина, неизбежном возрождении села. Может сюда к нему примыкает алтаец Кирилин с его исчезающей деревней, мордовец Доронин, башкир Аминов, получивший Большую литературную премию за книги и повесть «Китай-город», оренбуржец Уханов.

Вообще, наша провинция полна талантливыми, интересными писателями. Возьмём одного из них Попова из Архангельска, редактора заметного журнала «Двина», но вот получает он две премии из разных районов России, которые говорят о разнообразии и проницаемости его таланта. Так за роман «Повесть последних лет» он получил премию Гончарова в Симбирске, которую получили известные писатели Еськов, Дорошенко, Дроздов, премию «Полярная звезда» за своё творчество в С.-Петербурге.

В последние годы мы не можем обходить, да и не обходим тему православия, тему Веры. Одним из самых ярких писателей в этом смысле мы назовём, конечно, Николая Коняева из С.-Петербурга. Удивляюсь его творческому накалу во все последние годы. Тут и «Православный хронограф», и «Размышления об исторической монархии», биографии таких разных, но таких возвышенных людей, как Николай Рубцов и Семён Оюнский из Якутии, пронзительно просвечиваемые лучом Веры и гуманизма. И рядом с Коняевым псковитянин Смолькин, москвич Сергей Котькало, который и сам блестящий писатель, но ещё подлинный пропагандист этой духовной литературы, возглавляя журнал «Новая книга России» и сайта «Русское воскресенье».

В связи с широким вхождением православия в нашу жизнь возродились многие старые слова и понятия, составляющие языковую ткань нашей речи.

Мы с упоением слушаем ежесуботно «Слово пастыря», стилистически отточенные православные беседы Святейшего Патриарха Кирилла, являющиеся, в каком-то смысле, примером смыслового, логического, художественного, стилистического, филологического мастерства для нас.

В нашу писательскую жизнь пришли и многие священники и монахи. Так многомиллионными тиражами пришла к читателю книга «Несвятые святые» настоятеля Сретенского монастыря, члена нашего Союза архимандрита Тихона (Шевкунова). А песнопения и романсы иеромонаха Романа (Матюшина) иногда кажется, что поёт вся страна. Хорошо встречены книги его стихов последних лет «Пою Богу моему» (СПб), «Избранное» (Сретенский монастырь). Также как стихи Андрея Логинова (Кострома), известны и популярны публицисты: протоиерей Алексей Мороз (СПб), москвич Александр Шумский, книга «Райские хутора» Ярослава Шипова, роман «Жёны Мироносицы» Николая Агафонова и другие.

Подлинный духовный подвиг совершили два подвижника «Слова и Веры» игумен Венедикт (Кулешов) из Санаксарского монастыря, написавший блистательную книгу о духовном наставнике адмирала Фёдора Ушакова «Приемиший огнь…», слогом которого восхищались участники нашего пленума в Саранске, и член нашего Союза игумен Дамаскин (Орловский), создавший многотомник «Мученики, исповедники и подвижники святые XX века».

В общем, даже этот небольшой список показывает, какая это созидательная и живительная струя в нашей литературе, в нашем слове.

А вот ещё петербуржец, с «другого поля ягода», как говорится, воспевший в своей книге ту подлинную высоту культуры и духа советской эпохи, которую мы, настоящие интеллигенты, не должны терять. Это — Андрей Грунтовский.

Могу к этому присовокупить и ещё петербуржца Белоголового, автора целого ряда повестей тонкого взгляда на события («Участковый»), но особенно книги, где он ярко, вдохновенно, раздумчиво показал судьбу военного стратега, одного из великих дореволюционных и советских штабных командиров Снесарева, которая не позволяет забывать выдающихся людей («Один из нас», ИХТИОС, 2013).

Не могу не сказать о чеченском писателе Канте Ибрагимове, откликнувшемся на события последних лет романом «Детский мир», полновесным, художественно вылепленным, образным произведением нашей общей российской литературы.

После посещения пленумом воюющей и разбитой Чеченской Республики в 2000 году мы в прошлом году на Ассамблее народов России увидели там возрождённый Чеченский Союз писателей, построенное новое здание, библиотека там, выделенные средства для оплаты работников, даже кабинет для главы республики в здании Союза, где он должен встречаться с писателями. Почему этого нет в других областях и республиках? Этот вопрос повисает в воздухе.

Хочу сказать об одном важном явлении в работе нашего Союза: к нам в Союз тянутся честные и талантливые художники и композиторы, актёры и кинематографисты.

Великий композитор Георгий Свиридов часто говорил, приезжая в Союз писателей: «Я очень люблю бывать у Вас, где ведётся живой разговор о жизни, о России, об искусстве и Слове». Он каждый раз говорил, что его покоряет сердце и разум наших писателей Распутина и Белова, Астафьева и Кострова, Передреева и Куняева и многих других.

Мы присудили ему премию Сергея Есенина. Эту линию художественного единения следует продолжать и сегодня. Достаточно вспомнить, что народный художник России ещё и замечательный талантливый писатель В. Сидоров, а писательница Татьяна Маршкова с сотоварищами написала бесценную книгу о Большом театре и его актёрах, что особенно важно сейчас, когда развёрнута кампания с атакой на центры национальной культуры, наши святыни. Татьяна получила за эту книгу премию Имперская культура. Только что мы приветствовали издание об отечественной архитектуре члена Союза писателей, члена-корреспондента Академии художеств Виктора Савельева. Всё это подтверждает, что наш Союз явился подлинным средоточием талантливых художественных сил, что поднимает и наш творческий потенциал.

Опять мы не можем дать (из-за недостатка времени) всю панорамную и всеохватывающую картину литературной жизни: кое о ком сказано в информационном отчёте, кое-кого назовут выступающие. Но вот давайте бросим взор на поэтическое слово. Казалось бы, сегодня не самое лёгкое поэтическое время, а поэзия расширяет свои пределы, бурлит в литобъединениях, звучит на вечерах, выходит многочисленными, хотя и не всегда качественными книгами.

Я однажды на секретариате обратился к секретарям и членам общероссийской приёмной комиссии сократить приём в Союз поэтов, но получил отпор. Лариса Баранова резонно сказала: «Валерий Николаевич, прослывёте врагом поэтов». Ну, кому охота ходить с клеймом «поэтоненавистника»? Я думаю: все в областях должны понимать, что требовательность при приёме не понижает человеческую дружбу, а повышает её. Хотя кое-кто и заявляет нам: тяжело отказывать в области, мы же все знаем друг друга — сделайте приём или отказ лучше Вы. Ничего себе принципиальный совет.

А что касается действительно настоящей поэзии, то тут можно смело говорить о ветеранах — Сорокине, Кострове, Горбовском,К. Скворцове, Субботине, Г. Иванове, с-петербуржцах Чупрынине и Орлове, архангелогородке Кузьминой, сибиряках Ерофеевой и Четвериковой, Перминове, кемеровчанине Домбае, тюменце Николае Денисове, волгоградце Илькаеве, поэтессе из Коми Надежде Мирошниченко. Сверкает всеми красками, как всегда, Ольга Фокина, вдохновенно пишет Светлана Сырнева, ей вторит Диана Кан, также как и дальневосточница Раиса Мороз. Ну, а подлинной звездой в этом ожерелье стала Ирина Семёнова из Орла, получившая Всероссийскую премию Павла Васильева. Это поэт тонкого проникновенного пушкинского взгляда на мир. Ну, а разве мы можем не отметить два, вроде бы несовместимых по возрасту поэтических таланта, Евгения Семичева из Самары и молодого иркутянина Василия Попова, ныне живущего в Москве. В «тяжёлом весе» нашей поэзии действительно полновесно и образно звучат слова Ивана Переверзина и Льва Котюкова.

Честно говоря, я называю поэтический ряд, но приобретаю большое количество недругов от поэтов талантливых, способных и справедливо обижающихся, если их не называем.

Дорогие поэты, прошу прощения. Я думаю, что многих ещё назовут, другие будут названы и будут в наших сердцах.

Скажу лишь напоследок об одной укоренившейся и недоброй государственной привычке. Мы много раз обращались к властям всех уровней с просьбой: ввести, как во всех национальных республиках звание «народный писатель (поэт) России». В Дагестане — есть, Якутии — есть, Татарстане — есть, Северной Осетии — есть, в других национальных образованиях — есть. А русским писателям это почему-то запрещено, русские писатели не пользуются доверием власти (или как?). Между прочим, есть звания «народный художник России», «народный артист России» и т.д. А писателя нет. Я два раза провёл эксперимент. В прошлом году мы отмечали юбилей поэта, сценариста, певца, артиста нашего всеобщего любимца Михаила Ножкина. У него вышел двухтомник, и он пригласил в Колонный зал, чтобы сказать несколько слов, приветствуя его. Я обратился в зал, рассказал о проблеме со званием артиста и сказал, что здесь, в здании бывшего Дворянского собрания, в здании массовых профсоюзов я предлагаю провести народное голосование о присуждении звания «народный поэт России» Ножкину Михаилу Ивановичу. Все зааплодировали, но я, как демократический процедурист, попросил проголосовать. Лес рук. Аплодисменты. Но я продолжил: «Кто против?» Кто-то предложил «вывести» — против нет. Воздержавшихся нет. «Объявлять дальше: народный поэт России Михаил Иванович Ножкин». Давайте и впредь звание «народный писатель России» решать при народном голосовании.

Ещё вопрос: нередко мы ощущаем себя добровольной, ничего материально не дающей общественной организации.

Но нас соединяет духовное, державное, художническое единение.

С точки зрения Союза, главной задачей, как говорил Некрасов, является: «поверять» друг другу своё творчество. В то же время мы организация (интеллектуалов) индивидуальная, где каждый пишет, отвечает сам за себя. Прошли времена чисток, проработок за неудачные, невыдержанные в художественном или нравственном смысле произведения. В то же время каждый член СП имеет право высказаться по любому произведению. Мы не исключаем из организации, как бы нас к этому не побуждали, за исключением некоторых чудовищных случаев нарушения морали. Союз — дело добровольное. В то же время в некоторых ситуациях, по мнению всех или большинства, член организации может быть снят с учёта в этой организации. Вопрос о приёме остаётся острым: тут борются две тенденции расширения организации, принятия в её ряды всё новых, в основном молодых, членов. А в другой, забота о качестве принимаемых, правда, нередко за этим стоит стремление оградить себя от конкуренции. Каждая организация, как и Центральная приёмная комиссия должны найти оптимальное, здравое и полезное решение. Вопрос о кандидатстве, по-моему, следует оставить в ведении местных организаций, как и было предложено на предыдущем съезде. А что касается молодых, или не молодых, конечно, молодых следует поддерживать, но мы не делим литературу по календарному принципу, а по принципу хорошо и плохо, талантливо иль бесталанно.

И ещё раз понимая, что Союз не является материальным и финансовым центром, нельзя не заметить тягу большого количества способных людей быть членами нашего Союза писателей России. Именно нашего. И ещё раз подчёркиваю, к сожалению, что никакой финансовой помощи не следует ожидать. Но там, где губернии, области, республики возглавляют державные, разумные, интеллигентные правители, губернаторы, президенты, там находятся средства, возможности, понимание того, что забота о языке нации, о её культуре, о едином духовно-культурном пространстве, о писателях является неотъемлемой частью деятельности государственного руководителя, в противном случае, это говорящая трибуна. Таким примером можно назвать работу уважаемого Анатолия Дмитриевича Артамонова, Александра Богдановича Карлина из Алтая и Евгения Степановича Савченко из Белгорода.

Можно ли в целом оценить работу Союза, секретариата? Надо. Это решает съезд. Но навряд ли это будет исчерпывающая характеристика. Ведь в целом это была бы средняя температура по госпиталю, в котором тысяча людей. Мы ведь не имеем оплачиваемого аппарата, никто нас не субсидирует. За словами о поддержке культуры в стране выдёргивается стержень литературы. Министр культуры сказал: «Культура – это не литература!» Потом, почувствовав чудовищность этих слов, поправился: «Я имею в виду, сказал он, — что нам, Министерству культуры, не прописано, что мы должны заниматься литературой, поддерживать, развивать её». Ну, во-первых, почему не прописано? Конечно, предыдущие министры отбивались от литературы, как чёрт от ладана. Театры – да, художники – да, музыка – да, а литература – нет. Интересно, как можно работать театрам, кино, художественным школам, музыкальным учреждениям и без литературы? Не становится ли явно, что при этом и появляются в Большом театре хулиганские опусы Сорокина («Дети Розенфельда»), проводится разбитие, раскол икон псевдохудожниками, бросающими взгляд в мир через задний проход коровы (гельмоновцев) людей, извращающих классику или получающих премию Минкульта за гигантский фаллос на мостах Петербурга. Да уж, всё это действительно не связано с классической русской литературой, которую мы исповедуем, ни с элементарной культурой.

А если говорить ответственно, то Союзу писателей и Министерству культуры надо войти с предложением об оказании госпомощи литературе, прямой поддержке её писателей, нашего творческого Союза. Да и нет такого указания: не решать вопросы литературы. Ведь организовывает Министерство культуры государственные комиссии и юбилеи отечественных классиков. Я сам был в государственных юбилейных комиссиях о Пушкине, Гончарове, Твардовском, Шолохове, Гоголе и других, которые довольно плодотворно работали. Да, без Министерства культуры нельзя было бы представить эти великие торжества культуры и литературы. Следующий год объявлен Годом культуры, а как это может быть без литературы? Надо только проявить настойчивость, и Союзу писателей не висеть бесполезным грузом на Министерстве. А вообще-то мы ещё раз подтверждаем основополагающие принципы нашего Союза, которыми мы и руководствовались в принципе всё это время.

Я ещё раз хочу напомнить наши принципы, которые исповедует Союз писателей России, решительно руководствоваться ими, как и в предыдущие годы, и утвердить их официально как нашу духовную программу.

Следование традициям русской классической литературы, высоким образцам национальных литератур.

Быть организацией патриотической, державной, мы — государственники.

Быть очагом русского и национальных языков России. Союз писателей — организация многонациональная, в которую входят представители всех национальностей.

Бороться за справедливость и правду.

Исповедовать высокую нравственность и народность.

Утверждать лучшие черты наших людей, бороться с худшими с помощью художественной литературы.

Правлению Союза уделять главное внимание писательским организациям русской провинции, имея в виду, что с писательским организациями Москвы и С.-Петербурга секретариат поддерживает постоянные контакты регулярно.

Проводить на местах региональные встречи, конференции, пленумы, расширенные секретариаты, вместе с ними утверждать Всероссийские литературные премии, писателей-земляков, посвящённые великим событиям и датам нашей истории,

Знакомить с высокими образцами мировой культуры, развивать отношения с писательскими организациями Азии, Африки, Латинской Америки, с писателями Европы и США.

Поддерживать молодых литераторов, проводить семинары, совещания, добиваться выпуска их книг.

Принимать в Союз писателей на основе рекомендаций местных организаций с утверждением Центральной Всероссийской приёмной комиссии. Возможны в отдельных случаях приемы на секретариате Союза писателей.

Каждый писатель может иметь любую политическую позицию, находиться в любой политической партии, но официальное решение по поддержке той или иной программы партии или её платформы Союз не принимает.

Союз писателей является соучредителем ВРНС, его председатель является заместителем Главы ВРНС. участвует в его работе.

При Союзе писателей созданы центры М.А. Шолохова, Ф. Ушакова, а также другие Советы и Комиссии.

Под кураторством или прямым руководством Союзов работает около 100 газет и журналов.

Особую роль, я бы сказал спасительную, играет в жизни нашего народа Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Он собирает нас ежегодно. Мы, после РПЦ, его вторые учредители и соработники, разработчики многих программ и идей.

Мы надеемся, что и впредь в нём роль Союза писателей будет возрастать в его работе, обернётся духовной, да и материальной выгодой. И не следует думать, что это не Собор всех народов нашей страны. Это наше общее дело.

Большое место Союза писателей в этой всероссийской работе отводит Глава Собора, Святейший Патриарх. Об этом в сентябре он сказал в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Хочу сказать ещё об одном важном служении, которое мы несём, — удержание и создание общероссийского культурно-духовного пространства, наше влияние на мировые культурные связи.

Что касается последнего, то, с одной стороны, оно сузилось за счёт выпадения наших связей с Ливией, Тунисом, Ираком, Иорданией и рядом других арабских стран в связи с изменением их государственного курса, хотя мы откровенно и открыто поддерживаем борьбу сирийского народа с терроризмом под видом религиозных верований.

Но мы не можем не отметить, что наши усилия по созданию или восстановлению, если не всеазиатско-африканского движения солидарности писателей то, во всяком случае, творческого союза писателей многих стран. В Египте, где не раз была наша делегация, последний раз во главе с О. Бавыкиным, было принято решение о создании такого Союза. Сейчас его возглавляет Союз писателей Вьетнама, с которым мы провели многие обмены делегациями. МИД поддерживает наши усилия, считая это лучшим проявлением народной дипломатии. К сожалению, мало кто это замечает, и сейчас наше членство в Союзе зависит от каких-то пяти тысяч долларов, которых у нас нет. Надо новому составу правления их найти. У нас сегодня здесь присутствуют представители писателей ряда стран, блестящие переводчики отечественной литературы во Вьетнаме, на арабском Востоке, в Италии и др. стран. Давайте поприветствуем их!

Ещё один важный вопрос, решением которого мы нередко гордимся. Мы заполучили у государства День нашей литературы, День русского языка, День Пушкина. Это здорово! Каждый год мы обязаны составлять планы и проводить Пушкинские дни, включая празднование всех литератур России.

И вот ещё одна наша радость. С помощью наших литконсультантов И.П. Новосёлова и В.М Мельникова с согласия скульптора Николая Кузнецова-Муромского при помощи спонсоров изготовляем бюст или памятник А.С. Пушкину. Изваяние красивое. Одно из них находится в приёмной Союза. Их мы подарили писателям Сербии и установили на красивой площади в Белграде. Памятники Пушкину за эти годы подарены нами и установлены в Болгарии. Швейцарии, Колумбии, во Вьетнаме, опасном для жизни Багдаде, в Эритрее, где ему отвели центральную площадь. провели большой, я бы сказал, всенародный митинг. Памятник встал и в Казахстане, у нас в Кабардино-Балкарии и на знаменитом Прохоровском поле. Хорошо? Замечательно. Пушкин с нашей помощью идёт к друзьям и творческим союзникам. А вот ещё два культурно-духовных действия. В Башкирии наш сотоварищ, секретарь Союза Михаил Чванов и его соратники-писатели вот уже 23 года проводят Аксёновские дни. Это яркое незабываемое событие. Кто хотя бы раз побывал на нём, восхищается смыслом и организацией праздника.

А на другом конце страны Союз писателей, организации писателей провели выдающуюся акцию вместе с «Североарктикгео» учредили и вручили в С.-Петербурге премию «Полярная звезда» для писателей Севера. Конечно, литература не делится по широтам, но какие яркие и самобытные таланты были представлены с Ханты-Мансийска, Салехарда, Камчатки, Архангельска, Мурманска, даже Норвегии и Финляндии. Спасибо Николаю Иванову, Вале Ефимовской и Борису Орлову за организацию этой работы. И таких, объединяющих наше культурно-духовное пространство акций мы проводим немало, многому научились. Назовём хотя бы один из запоминающихся праздников «Сияние России», который породил и продолжает курировать В.Г. Распутин, или Толстовские чтения в Ясной поляне. Давайте фиксировать их, сообщать о них, рассказывать о них и тогда ясно, что попытки замолчать литературную жизнь станут тщетны.

Не думаю, что меня обвинят в предвзятости, ибо я более 30 лет работал над материалами и исследованиями об адмирале Фёдоре Ушакове, которого РПЦ прославила в лике святого подвижника, воина непобедимого. За эти годы было воздвигнуто много памятников, храмов и центров Фёдора Ушакова. Он подлинный герой и слуга Отечества, сын Веры. Я знаю, сколь много писательских усилий потребовалось, чтобы провести эту работу, организовать Движение юных ушаковцев. И это не следует считать не литературной, не союзной работой. Вот только что я был на Ионических островах, на Корфу и знайте: там возведены за эти годы три памятника русским морякам, великому адмиралу, а мои книги переведены на греческий язык. Не это ли плоды нашей общей духовной деятельности. Не можем мы не назвать регулярно проходящий киноклуб Сергея Лыкошина, где читают стихи, представляют книги, обсуждают киноленты документального кино.

Но сейчас Союз лишился какой-либо финансовой базы. Нам запрещено сдавать наши помещения в аренду и извлекать какие-либо скромные финансовые средства, которые шли на оплату помещения, коммунальные услуги (свет, газ, связь) и которые мы оплачивали до 2009 года. С этого времени дело дошло почти до закрытия Союза, если бы не наши усилия, усилия всех писателей. Мы, не впадая в панику, не провозглашая, что Союз погиб, не пугая наших нередко колеблющихся сторонников, с утра и до вечера вели неоплачиваемую работу, ибо никаких средств не было. В Союзе работали в основном бывшие работники-пенсионеры, которые жили только на свою пенсию. Да, была оплата из наших скудных остатков охране, шофёру и нескольким сотрудникам. Кстати говоря, машину мне лично подарили бесплатно железнодорожники за нашу совместную деятельность. Я отдал её Союзу. Как жить и работать дальше? Вы знаете, что мы мобилизовали общественное мнение на защиту нашего исторического здания, на которое периодически ведётся охота то ли государственных организаций, то ли «жирных котов». Мы защитили дом в 1991 году, забаррикадировавшись в нём, в 1997 году, когда Союзу писателей обманом навесили долги обанкротившегося банка неподъёмным числом рублей (2 млрд.). Мы обязаны тогда спасением светлой памяти погибшего на Кавказе героя Афганистана Виктора Поляничко, моего друга, связанного с властями и спасшего тогда наш Дом от разрушительного долга (В.С. Черномырдин). И вот в 2009 году Госимущество потребовало выселения нас из исторического здания, полученного в 1970 году от Правительства России Сергеем Михалковым, бывшим тогда председателем Союза писателей РСФСР. Пришлось начинать всё сначала. Я был у Генерального прокурора, в арбитражном суде, у председателей Госдумы и Совета Федерации, у руководителей политических фракций в Думе. Просьбу оставить Дом Союзу писателей России поддержали Патриарх Алексий. Символично, что он подписал это письмо в последний день своей земной жизни. Поддержал нас и Патриарх Кирилл. Это была большая духовная поддержка. По этому вопросу выступил Г.А. Зюганов. Но мы продолжали бороться. Лишь только тогда, когда наше письмо подписало более сотни писателей и Валентин Григорьевич Распутин передал его В.В. Путину. В 2010 году вышло постановление за подписью В.В. Путина: «передать в безвозмездное пользование здание (часть здания) Союзу писателей России». Мы благодарны ему за это решение.

И вот нынче новому правлению предстоит снова борьба за наш Дом. Все это напоминает наскок на Академию наук России с целью отобрать у неё собственность. Снова надо мобилизовать общественность, искать спонсоров. За последние два года позволило нам, получив благотворительную помощь от ряда благотворителей. в первую очередь, от общественной организации «Граждане за себя», удержать Дом, оплатить коммунальные платежи и провести ещё ряд небольших затрат на ремонт. Мы благодарим общественную организацию «Граждане за себя» (руководитель И.Р. Ашурбейли) и просим, где она (эта организация) есть в областях, участвовать в её работе, её деятельности. Помогал нам и Литературный фонд России, но мы надеемся на большую помощь.

Давайте не терять бодрость и уверенность в Божьем промысле. Надо действовать, планировать, обращаться к ещё не затвердевшему в безразличии общественному мнению. Давайте примем специальное обращение съезда о нашем Доме и поддержке Союза.

Но вопросы возникают об уничтожении Союза писателей России снова и снова. Сейчас уже никто не нападает открыто. Придумывают различные мелкие причины, навязывают споры и даже раздоры, чтобы не занимались своим прямым делом: не думали, не осмысливали, не чувствовали, что происходит в стране, с людьми, а главное, не писали, не следовали своим великим предшественникам, не следили за чистотой русского языка, с пренебрежением относились к русской культуре.

В лучшем случае, как «Литературная газета»: не замечать, игнорировать то, что сделал Союз писателей России, его организации, не обсуждать наши общие проблемы, новые книги, авторов, членов Союза писателей России, особенно тех, кто имел свой взгляд отличных от взглядов руководителей газеты. Они хотели за эти пять – семь лет создать своего рода Резервацию для русской литературы, творчества членов Союза, не показывать деятельность Союза, сделать вид, что его не существует. Так была не замечена встреча-пленум, проведённый в Брянске и Новгороде-Северском вместе с Фондом культуры Украины, посвящённой «Слову о полке Игореве», пленум писателей России в Саранске, который был посвящён 1000-летию вхождения народов Мордовии в семью народов России, обсуждавший проблемы литературы многонациональной страны вообще, всего нашего многонациональя, «Литературка» ни слова. Ну, ладно, не хотят замечать литературу писателей разных земель, но в 2012 году был потрясающий пленум и секретариат Союза писателей России, проведённый прямо на Семёновских флешах Бородинского поля с высоким, перекликающимся с сегодняшним днём выводом о том, что литература Отечественной войны 1812 года, отклик на эти события у Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Толстого и других вызвал к жизни «золотой век» русской литературы. Она защитила победу первой Отечественной войны от злопыхательства, погромов, свойственных нападкам борцов с «победоманией» и сегодня у нас в отечестве.

Это была одна из интереснейших встреч писателей, где выступали те, кто писал о той войне, те, кто её исследовал, и те, кто думал об её уроках. Литераторы, учёные, архивисты, руководители творческих объединений повели серьёзный и ответственный разговор о славной победе и её уроках, что отразилось во многих местах страны. Были названы новые имена. «Литературная газета» промолчала, не заметила, что там шёл разговор об уроках и потерях нашей литературы, о развороте работы с писателями провинции.

А три месяца назад была проведена серьёзная и ответственная для всего общества встреча на Алтае. Писатели обсуждали одну из острейших проблем современности в России сбережения, нация — демографическую, на первый взгляд, вроде бы не имеющую отношения к литературе. А на самом деле, как было сформулировано в Барнауле: «Демографическое состояние» — демография — проблема нравственная». Это проблема семьи, ребёнка, любви, проблема чувств и смыслов, проблема правды, а отсюда и литературы. Конечно, тут есть и проблемы экономические и общественные, и политические, но никто не снимает с литературы ответственности за катастрофическое состояние с народонаселением в стране. А эта бешеная атака на семью, на деторождение на Западе, взрыв активности бисексуалов, отмена мамы и папы, превращение их в родителей по номерам один и два Святейший Патриарх Алексий II, выступая в Страсбурге перед парламентариями Европы, сказал: «Гомосексуализм — это болезнь, а болезнь надо лечить». Наши оппоненты никого не собираются лечить от грехов. Но ведь, следуя за словом православным, другими религиями, литература своим словом должны ставить препоны греху.

«Литгазета» поместила тщедушную, грязноватую, уводящую от смысла разговора статью об этом Алтайском пленуме, обвиняя губернатора и власти в том, что они расходуют деньги не туда, да ещё привели слова тех, кто и не присутствовал на пленуме. И смех, и грех. А губернатор Алтая, посылая приветственное письмо в Союз писателей, говоря о моём юбилее, отмечал, что за многие годы мы, Союз «всегда несли идеи нравственности, справедливости и гуманизма».

Президент П.В. Путин на Валдайской встрече говорил о демографии, как важнейшей задачей общества, а для «Литгазеты» это — пустая затея.

И вообще, эта мыслишка, которая проводится, что Союз писателей «не сотрудничает с властями» на протяжении многих лет, призвана породить неприятие и отторжение Союза от многих полезных и важных дел — некое «доносительское сочинение» «Литгазеты» и её авторов. Вообще-то Союз писателей не государственный департамент, обязанный следовать всем указаниям власти. Это добровольный союз единомышленников России, нашей державы. Союз писателей принял решение, что каждый член Союза волен следовать своим политическим устремлениям, но общего решения по поддержке того или иного политического направления, или той или иной политической партии он не принимает. Это демократия, но общие дела делает. Другое дело, когда те, кого предыдущая власть привечала, давала премии, только о них и писала, вышли на Болотную площадь. Вольному — воля. Литература, судя по всему, хочет следовать этому.

Да, многие писатели находились в 1993 году в Белом Доме во время его расстрела, и они не могут простить это тем, кто призвал «Раздавить гадину» (так называлось обращение некоторых деятелей культуры к расстрелу участников поддержки Верховного Совета и законной власти», закрытию газеты «Завтра», «Советской России», журналов «Наш современник», «Москва» и других). Хотя большинство участников этого обращения умерло, надеюсь, что подписавшие ныне письмо в «Литературной газете» не поддерживали его. Хотя некоторые публиканты «Литгазеты» и сегодня призывают уничтожить и закрыть Союз писателей России.

В то же время постоянная работа на просторах России с властями на местном уровне и привела к тому, что за последние годы Союз писателей, как никогда, работал с провинцией, поддерживал авторов во многих областях и республиках страны.

Удивительно, например, что ответственный секретарь Дагестанской писательской организации, наш постоянный друг Мухаммед Ахметов подписал письмо, в котором говорится о невнимании к провинции. Это Дагестану-то с его всесоюзными и всероссийскими традициями Расула Гамзатова, с его ежегодными всероссийскими праздниками «Белые журавли», где ежегодно бывают большие делегации Союза писателей России, поэты и писатели всей России, его и дагестанских писателей переводят, издают с помощью Союза писателей России.

Ну, а что говорить о некоторых писателях Волгограда, получивших в своё время премию «Сталинград» и возражавших, чтобы премия «Сталинград» сохранилась и продолжалась. А ведь именно в Волгограде состоялся исторический пленум «Не отдадим нашу победу!», который единодушно проголосовал за то, чтобы Волгограду было возвращено его героическое имя «Сталинград» в честь победоносной битвы, решившей судьбу страны в 1942-43 гг. В определённом смысле это и произошло в 2013 году.

Из года в год «Литературная газета» не замечает уже ставшего одним из самых замечательных, глубоких и значительных явлений в нашем духовно-патриотическом воспитании — Прохоровские военно-патриотические чтения.

Там после выезда писателей России во все районы города, области вручается серьёзная литературная премия «Прохоровское поле» за достойные, художественно-значительные произведения о нашей истории, великих стойких людях отечества, о подлинных патриотах и дружбе народов. В премии специальные награды вручаются писателям Украины и Белоруссии, тем, кто убедительно рассказывает о людях труда, а не только об олигархах, их бедных страданиях. И на стенания о том, что Союз писателей России не сотрудничает с властью, можно спросить, а что в Белгороде для «Литературной газеты» нет представителя власти?

А заявление главного редактора в ответ на желание создать совместный Союз писателей России и Белоруссии и войти в правление этого Союза в 2010 году о том, что «за зубчатой стеной Кремля» эту идею не поддерживают». Он не появился на учредительном съезде в Минске, хотя был приглашён. Не знаем, кого он имел в виду за «зубчатой стеной». А съезду послали приветствия президенты России и Белоруссии, было оглашено обращение Патриарха Московского и всея Руси.

Да и вообще, выйдя из Союза писателей России, включившись в борьбу за приватизацию собственной дачи, главный редактор стал бессвязно говорить, что следует наказать Союз писателей России. «Мы всё равно заберём у Вас Дом», — заявил он на пленуме МЛФ. Кто это мы? До сих пор неясно, но нападки на Дом продолжаются. За него приходится бороться и лишь, получив решение В.В. Путина «о передаче Дома в безвозмездное пользование», эти силы слегка успокоились, хотя начинают снова свою атаку на писательскую собственность. Новому правлению Союза писателей нужно быть начеку против тех, кто выступает против решений президента. Снова придётся обращаться к президенту, чтобы отстоять дом от посягательств то под видом капитального ремонта здания, то под предлогом, что на душу человека-работника приходится много квадратных метров. И это в Доме, где бывают тысячи людей? Думаю, что следует принять новое обращение по поводу нашего Дома.

«Литгазета» за все годы не любила рассказывать о великой борьбе за наследие Шолохова, о создании Шолоховского Международного комитета, о Центре Шолохова в Союзе писателей, замечательной выставке, мемориальной экспозиции о жизни и творчестве великого писателя, о тех литературных встречах и обсуждениях, которые проходят в нём, о «Казачьем литературном круге», о хоре казачьей песни, что работает при центре. Да и зачем Шолохов, казаки «Литгазете»? Скандалы вокруг Шолохова кончаются, а выпускать новую книгу-редакцию после найденных рукописей хлопотно и затруднительно, хотя Союз писателей России провёл такой вечер в Государственной библиотеке, Доме Пашкова, собрав полный зал тех, кто любит, читает великого писателя. Где об этом центре строчки?

А общеславянское событие, когда в Киеве Шолоховский комитет (А. Черномырдин), Союз писателей России представили «Тихий Дон» на украинском языке, многочисленные читатели в Парламентской библиотеке Украины, где выступили видные поэты, писатели, учёные Украины Борис Олейник, Иван Драч, Пётр Кононенко, бывший президент Украины Кучма не стало предметом радости для «Литгазеты». Ведь это событие, связанное с Союзом писателей России. Вот-вот появится статья о вредности этого перевода.

За последние годы, поддерживая связь с писателями Украины, Союз писателей России принял участие в создании дружеских союзов в Харькове, Запорожье, Николаеве, Одессе и Крыму. Следует назвать мощную всеукраинскую конференцию об историческом значении Переяславской Рады, праздник Пасхального единения, который ежегодно проводим в Харькове. Что до этого «Литгазете»? Связи с Украиной их не интересуют. Творческие, духовные связи в этом формате их не интересуют. Может кто опять за «зубчатой стеной» против тех, кто мешает по-братски стратегически соединить наши народы. Да, есть свои экономические споры у наших властей, но мы обязаны поддерживать дружеские связи с писателями.

Раздаются голоса среди писателей, что тысячи или даже миллионы долларов, которые недополучают некоторые компании не та цена, которая перевесит наше братство и дружбу и разорвёт наши дружеские связи. Тем боле, что на Украине и на Западе есть силы, которые используют каждый повод, чтобы эти связи разорвать. И тут не может быть оправдания голому экономическому расчёту, или пренебрежению, показной обиде с той или иной стороны.

Но, что бы ни происходило, мы должны продолжать укреплять наши творческие дружеские связи с Украиной, Белоруссией на языке художественной литературы. Делегация украинских писателей во главе с самым известным поэтом Украины, академиком, председателем Фонда культуры Борисом Олейником недавно принимал Союз писателей России, а председатель нашего общего Российско-белорусского Союза Чигринец находится в зале. Поприветствуем его.

Теперь несколько слов о письме, появившемся в «Литгазете» о переносе съезда, о неуставных сроках его, о плохой работе в провинции, о нетребовательности при приёме. Но тут мухи нужно отделить от котлет.

Что касается сроков проведения съезда, то, исходя из Устава, они могут быть в любое время через год после избрания правления, через три, четыре, но никак не позже пяти лет. (Мы помним, как позднее собравшееся бывшее руководство Литфонда обрекло себя на не легитимность.) Главное, это решение принял пленум Союза писателей, т.е. высший орган, который это может объявить (кстати, возражений о сроках от участников того пленума мы во время его проведения не слышали). Ну, почему мы не должны уважать решения пленума, их игнорировать?

А сейчас о проблемах работы Союза: уместно ли их ставить в письме? Да, почему бы и нет.

Вот уже три месяца на сайте «Российского писателя», других изданиях, в переписке идёт оживлённая дискуссия о литературной жизни, о работе Союза, о новых книгах и изданиях, о будущем съезде. Высказалось несколько сот человек. Плодотворно? Да, конечно. Поэтому интерес некоторых подписантов уместен и полезен. Но опять, не заметить, что делается в литературе, в Союзе писателей — это выглядит как-то однобоко, смахивает на закулисную организацию письма. Да и почему «Литгазета», не участвуя в делах Союза, не замечая их, вдруг печатает это явно организованное письмо? В сотнях звонков и писем задают вопрос: «А сколь уместно это подписание некоторыми авторами, если, как говорят в Одессе, «их там и не стояло»?» Кто вышел из Союза, кто противостоял ему, кто жаждет организовать новый, противостоящий писателям России. И, к сожалению, «Литературная газета» из издания многих превратилась в центр, сталкивающий всех писателей, центр раздоров и склок и стало ясно, что она не может считаться газетой общероссийской, литературной, а является частной газетой группы её хозяев и владельцев. Так в момент, когда многие ожидают, если не консолидации, то хотя бы спокойного общения писателей, стабильности в обществе, «Литгазета» превратилась в главный центр противодействия и эту стабильность уничтожающий. Печально.

А вообще-то, за всем этим стоит неприкрытое многолетнее желание уничтожить Союз писателей Россию, именно России.

Вот уже пять или более лет одна группа писателей устроила склоку, базар с Литфондом, пытаясь выдать это за литературную жизнь, чтобы власти, обыватели говорили: «Вот они, писатели, только ссорятся». Не замечая реальную литературную жизнь в стране, деятельность семи с половиной тысяч писателей, некоторые из организаторов и пытаются их представить их как группу склочников и кляузников. А если это не так, то кто мешает вносить предложения обсуждать вопросы совместно? И если это хочет группа литераторов, уже сегодня посчитавшая, что она возглавит будущую организацию?

Говорят и рассуждают о создании некоей объединённой организации писателей или деятелей культуры. Ну, что можно сказать по этому поводу.

Во-первых, то, что в наше время может быть создана любая творческая организация.

Во-вторых, создать единую организацию нелегко из любых творческих личностей по причине диаметрально противоположных взглядов. Но, конечно, можно, да ещё и нужно. Но, когда люди противоположных взглядов делают ставку только на либералов, на олигархических трубадуров, то найти общий язык трудно.

Мы имеем опыт. Десять лет назад мы заключили договор о создании Ассоциации. Подчёркиваю — Ассоциации Союзов с Литературным фондом, Российским союзом писателей. К сожалению, руководство Союза российских писателей, которое и выдвинуло эту идею, два раза за подписание этого совместного протокола, было снято со своих постов. Хотя мы и сегодня не возражаем против такой ассоциации.

Ну, ладно, пусть такое решение будет принято и такое объединение будет разрешено. Говорят, будут найдены деньги для его финансирования. Ну, во-первых, странно, что за 20 лет существования нашего Союза не было найдено ни единого рубля на его существование. Говорили: «Нету». Откуда вдруг они возьмутся?

А ещё, что это будет касаться узкой группы лиц, которые себя считают писателями, а других — нет. Ведь тут всё-таки главное — художественные и нравственные ценности.

Считаем, что наш Союз — Союз писателей России, исповедующий державные принципы, должен рассчитывать на державные возможности, средства и поддержку. Ибо любое решение, обходящее нас, ставит нас в положение оппозиционеров, противостояния и поиска путей, обращения к любому, отнюдь не однородному обществу.

Мы не будем раньше времени осуждать или одобрять это решение. Со всем историческим скепсисом, которому нас научило время да и власть, займём выжидающую, требующую уточнения позицию.

Поручим будущему правлению разобраться в этом.

Я заканчиваю выступление двумя вдохновляющими событиями.

В адрес Союза писателей России, ну и его председателя были направлены три знаковых поздравительных телеграммы от Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, от Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, от Президента Украины Виктора Фёдоровича Януковича. Знаменательно, что в качестве объекта поздравления был выбран писатель, член нашего Союза. Столь значима в нынешнем мире роль мастеров Слова, мастеров литературы, нашего Союза писателей России.

Когда наше прошение о Доме поддержали патриархи Алексий II и Кирилл, я сказал: «Мы получили поддержку от главных духовных лиц России. Это нас укрепляет и что бы ни случилось, мы можем продолжать работу, хоть в катакомбах».

Ну и ещё и ныне, в сентябре, приветствуя и награждая юбиляра, патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал очень важные слова о роли Союза писателей в современном мире. Было сказано, что в тяжёлое переломное время 90-х годов писательское сообщество было «сохранено и сплочено», несмотря на тяжелейший период не только в финансовом, материальном и моральном отношении. И особая роль Союза писателей России была отмечена «в восстановлении отношений между писательским сообществом, нашей интеллигенцией и Русской Православной Церковью». «Такие добрые, открытые, взаимополезные отношения были воссозданы между церковью и интеллигенцией, которые были порушены ещё в XIX веке и которые прошли через тяжёлые метаморфозы века XX», — это был исторический вклад, как отмечено в приветствии.

Такие отношения связывают нас и с представителями других религий.

Заканчиваю и обращаю внимание на то, сколь велика ответственность и обязанности современного русского, российского писателя, представляющего свои народы в нашем творческом труде, если к нему относиться как к труду и обязанности, служению, а не развлечению и приключению.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную