Валерий ГАНИЧЕВ, председатель Союза Писателей России, заместитель Главы Всероссийского Русского Народного Собора
Переяславская Рада – продолжение в веках

Выступление на Международной духовно-культурной встрече "Восточнославянская цивилизация" в Белгороде

В истории бывают различные договоры и соглашения, имеющие своей целью подведение итогов, разного рода перспективы и хронологий, заключение Союзов или других соглашений.

Мы помним Венский мирный договор после свержения Наполеона и установленный порядок в Европе, который, однако, недолго просуществовал и сменился чредой других договоров. В начале XX века был Версальский договор и опять новый порядок, завершившийся крахом и капитуляцией Германии, границы послевоенной Европы, казалось, закрепились Хельсинским договором... и опять эти границы рухнули, новые конфигурации государств появились в Европе.

Ну, так что же государства не способны поддерживать договоры? На некоторый взгляд – да. Но если исходить из правильного взгляда на историю, то не только способны, но и обречены, если хотят остаться в мире и благополучии. И это происходит чаще с теми народами, которые объединены Верой, общими святыми и святынями, противостоящими всякого рода злу и врагам. Наверное, таким светоносным, путеводным договором души и мысли чаяний и вековечных надежд явилась Переяславская Рада 1654 года.

Наши народы: украинский, белорусский, русский – народы родного гнезда, как нас твёрдо учили в Киевском Университете – «Кыивска Русь – колыска трех братних народив» (т.е. колыбель). И как бы не разгоняли, не запихивали наши народы в разные часовые пояса, углы земли, а они были единым порождением, общей «колыски», общей судьбы.

Светоносная Христианская Вера пришла сюда из Эллады – Византии и одухотворила, многочисленные восточнославянские племена, объединила животворным и восприимчивым языком в довольно крепкое, подвижное сообщество.

Этой Верой и соединились эти многочисленные восточнославянские племена и княжества в одно их самых просвещенных и динамичных государств Европы и Передней Азии – Киевскую Русь. Тут на этих лесостепных просторах востока

Европы и выстроилась величайшая восточнославянская цивилизация.

Она выстроилась вокруг православия, сумевшая впитать многие духовные и материальные достижения других народов.

Дав высочайшие цивилизационные образцы, она пала под ударом тоталитарных сил востока, под ударом монголо-татарского нашествия, сохранив тем самым Западную Европу. Однако эта восточно-европейская славянская цивилизация снова возродилась в различных церковных, княжеских, общественных объединениях, сохраняя эту единительную сущность в объединениях русского, украинского, белорусского народов.

Сейчас, когда народы этой цивилизации имеют свои суверенные государства, было бы самоубийством для их истории, сути, духа, культуры, будущего каждого их этих народов – отказаться от великого цивилизационного наследия, не желая его развивать и приумножать.

Принадлежность к Европе отнюдь не требует погрома этого наследия, переплетающегося в веках и судьбах.

Почему и на каком историческом основании следует отделить от Белоруссии и России древне-русского Киевского митрополита Илариона с его актуальнейшим «Словом о Законе и Благодати», так нужного всем цивилизациям? Почему только в Белоруссии следует поклоняться лучезарной Евфросинии Полоцкой, не пропускать украинских паломников к Раке великого святого Сергия Радонежского обозвав его «тiльки москальским святым»? – У нас общие святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские, равноапостольные великие князья Ольга и Владимир, Сергий, благоверные князья Александр Невский, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Дмитрий Донской, преподобные Паисий Величковский и Серафим Саровский, святитель Кирилл Туровской и блаженная Ксения Петербуржская, праведный адмирал Ушаков... Сонм великих святых, сонм новомучеников и исповедников – соединил наши народы. Покров великих общих святых объединили нас. И попытка найти им замену в лице богоборческой культуры, массовой культуры, идеологии содомитов под видом европейской, отлучив нас от Православия, как якобы консервативной, отсталой веры – не только иезуитская, но и смертельная операция, с которой никогда не согласятся ни народы, ни история.

А разве европейский мир не стал чище, сердечнее, совестливее приняв в свою культуру Пушкина, Гоголя, Шевченко, Достоевского, Толстого, Янку Купалу, Чехова, Ивана Франко, Есенина, Рыльского, Шолохова, Рубцова, Бориса Олийныка?

Корифеи русской, украинской, белорусской культуры всегда сознавали эти корни, начиная с нашей общей эпической поэмы «Слово о Полку Игореве», которое вошло в сокровищницу трех братских народов. В год 825-летия создания «Слова о Полку Игореве» мы вместе с Украинским фондом культуры отмечали в Брянске, Трубчевске, Новгород-Северском, Путивле: и получили на этот юбилей проникновенное слово Святейшего Патриарха Кирилла. Патриарх постоянно говорит о значении Святой Руси, объединяющей наши народы. И это единство подтверждают, например, слова великого поэта Ивана Франко: «Мы все – русофилы, слышите, повторяю ещё раз, мы все русофилы. Мы любим великороссийский народ и желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык и читаем на нем много нового, ... а русских писателей, великих светочей в духовном царстве мы знаем и любим».

В письме Н.В. Гоголя 24 декабря 1844 года мы читаем: «Какая у меня душа хохляцкая или русская сам не знаю. Знаю только, что никак не дал бы преимущества малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином… обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, – явный знак, что они должны пополнять одна другую... Русский и малороссиянин – это души близнецов, дополняющие одна другую, родные и одинаково сильные».

Действительно, если говорить об Украинской литературе она состоялась на территории Российской империи, или в Советском Союзе.

Сковорода, Котляревский, Гребинка, Панас Мирный, Марко Вовчок, Тарас Шевченко, Леся Украинка, Максим Рыльский, Олесь. Гончар, тот же Борис Олийнык... – Это же можно сказать и о белорусской литературе.

А русские поэты и писатели сходились в поле Украины, её истории, народного творчества: А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой, И. Бунин, М. Булгаков, М. Волошин, М. Шолохов... Развести их, значит опереться на более низкие образы, которые, конечно существуют в каждой культуре. Правы те, кто пишет: «А как рассечь Анну Горенко и Анну Ахматову, написавшую в блокадном Ленинграде «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

Почему Всемирный Русский Народный Собор проводит эту духовно-культурную встречу здесь на Белгородчине? – Потому что эта приграничная, динамично развивающаяся область уже создала со своими соседями харьковчанами, сумчанами, полтавчанами подлинную территорию дружбы, сотрудничества, братства, укрепляя экономические, социальные, духовные, культурные связи, являя пример для других, менее подвижных и поворотливых коллег. На всю страну известны встречи в Хотмыжске, Грайвороне творческих народных коллективов Украины и России. Назову два примера сотрудничества – Союзов писателей Белгорода и Харькова – обмен делегациями, литературными материалами, журналами и книгами. А всероссийская знаменитая духовно-патриотическая премия «Прохоровское поле» обязательно включает в себя премию для писателей России, Украины и Белоруссии.

Наши Харьковские коллеги, возглавляемые членом-корреспондентом, доктором наук, членом Союза Писателей Александром Романовским, провели за последние годы вполне впечатляющую работу по нашему широкому сотрудничеству: ежегодные научно-практические конференции о постоянных нитях Переяславской Рады в ведущих университетах города, пасхальные вечера и встречи, вручение библиотекам области эпопеи «Тихий Дон» М.А. Шолохова, выпуск возобновлённого через века журнала «Славяне». Кстати, Шолохов – гений русской литературы имеет родственные нити с Украиной: на Черниговщине родилась его мать… Недавно, в центре Киева мы провели триумфальную презентацию «Тихого Дона», переведённого при участии Союза писателей России на украинску мову и переданного в дар библиотекам республики.

Кому и зачем необходимо разрывать такие связи? Находились, да и теперь находятся, «щирые» горячие головы, которые объявляют Гоголя «зрадником» и призывают очистить представление об Украине от «гоголизмов». Не менее ретроградскими, зашоренными являются утверждения «великих патриотов» о неразвитости украинской мовы. То и другое от незнания, невежества, не информированности. Конечно, есть и оплаченная и хорошо регулируемая предвзятость, чтобы породить разрыв братских, родственных, культурных, цивилизационных уз. Мы убеждены, что в Богом предназначенном, исторические связи не порвутся, а укрепятся. Уверен, что те лидеры, которые будут их разрушать, стирать, исторически обречены, даже если они завоюют признание эгоистической части Европы, амбициозной от временного лидерства Америки.

Цивилизации Восточной Европы предстоит в очередной раз, как от татаро-монгольского ига, наполеоновской тирании, гитлеровской чумы, спасать мир от безверия, от пошлости и грязи, бездуховности в культуре, от потребительского безумия и содомитства.

И только народное христианское начало, только духовно закодированное в наших людях, в нашей восточнославянской цивилизации: чувства, понятия сострадания, жалости, любви, совести, милосердия, – могут остановить падение других цивилизаций в безумие и вседозволенность, в легкость преодоления нравственного порога. В Рождественской беседе на телевидении Святейший Патриарх Кирилл с тревогой говорил, что зло во многих случаях, во многих странах получило юридическое обоснование, в виде закона. В этих случаях оправдывается содомия, изгнание из человеческого общения пап и мам, развал семьи, и т.д.

Мы не отвергаем составляющие Европу цивилизации: романо-германскую, англосаксонскую, греческую, но убеждены что восточно-славянская православная цивилизация серьёзная составляющая часть европейской цивилизации. И в эту семью цивилизаций мы должны входить со своим цивилизационным богатством, которое создают наши народы.

И в этом смысл Переяславской Рады как уникального цивилизационного явления. Она не зародилась внезапно из голов политиков, государственных мужей, а вышла из глубин вековечных, из глубин народных и она была с одной стороны продиктована временным хронологическим требованиям, а с другой – исходящей из общей духовной атмосферы окружающей наши народы: Братство, Согласие, Дружба… В том и в другом – она была необходима и даже если бы не провозгласилась, она всё равно бы шествовала, существует и будет существовать.

И честно говоря, она и тогда не нуждалась в каком либо парафировании и системе договоров.

Так и сегодня она разлита, распространена, входит во всю жизнь наших народов.

Всемерно поддерживаем стремление установить в Белгороде памятник Богдану Хмельницкому и мемориальный знак, посвященный Переяславской раде и нашей вековечной дружбе.

В великом слове «О законе и Благодати» древнерусского киевского митрополита Илариона говорится:

«Не воздеваем рук наших к Богу чужому... Доколе стоит мир сей, не наводи на нас напасти и искушения и не передай нас в руки иноплеменников... продли милость Твою на людях Твоих, врагов прогони, мир утверди, народы укроти, голод вознагради изобилием...»

Что ж, мы можем и обязаны, – спустя тысячу лет, – согласиться с великим мудрецом, писателем, провидцем восточнославянского мира.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную