Слово о «Слове»

ГОВОРЮ КАК БИБЛИОТЕКАРЬ…

Национальная литературная премия «Слово».
Интервью с заместителем директора Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева Ольгой Горелой

 

Национальная премия «Слово» — ведущая литературная премия России. В этом году свои заявки подали более 3 тысяч соискателей из 87 регионов Российской Федерации и 13-ти зарубежных стран.
Эта премия — важный шаг к объединению литературного сообщества, поиск, поддержка новых имен в литературе, стимул к созданию произведений, в основе которых лежат любовь к родной земле, духовно-нравственные ценности, уважение к классической нравственной традиции.
В работе площадок форума приняла участие заместитель директора Брянской областной научной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, член Союза писателей России Ольга ГОРЕЛАЯ.

– Ольга Николаевна, вы приняли участие в форуме ведущей литературной премии нашей страны. Что это за программа, какие у неё цели и задачи?

Ольга Горелая: Национальная премия «Слово» — это очень большой проект, значимый для современного литературного процесса. Его учредители, а ими стали Союз писателей России и Российский книжный союз, не свели премию только к конкурсу. С самого начала стало понятно, что конкурс — да, важная часть проекта, но есть не менее значимая — мастер-классы, семинары, конференция, на которой говорили о современном состоянии литературы, о том, что происходит, как происходит, об именах сегодняшней литературы. Это была конференция для литературоведов, критиков, общественности, писателей, читателей. Проходила она в Москве. Кроме того, мероприятия состоялись в разных городах, что сделало их доступными большому кругу заинтересованных людей — и писателям, и читателям.

С самого начала организаторами был заявлен большой литературный форум, который, собственно говоря, и состоялся с 13 по 16 декабря этого года и на котором 15 декабря были объявлены итоги премии. Премия нужна сейчас и будет необходима ещё долгие годы — чтобы поддержать писателей, выявить новые имена, озвучить новые произведения. На конкурс принимались заявки даже тех авторов, которые ещё не издали свои книги, принимались рукописи.

Интересный момент: авторы подавали сами свои произведения, то есть чтобы подать заявку на конкурс, не нужно было ждать, что кто-то тебя предложит, каждый мог заявиться сам. На самом деле, это очень здорово, потому что сильно расширило круг авторов, получивших возможность принять участие в конкурсе.

В итоге на конкурс с 15 июля по 15 сентября 2024 года было подано более 3000 заявок, во все три номинации, а это проза, поэзия и художественный перевод. Как ни странно, было очень много прозаических произведений. Обычно бывает во всех конкурсах всегда больше поэтов, здесь было очень много прозаиков.

Наверное, именно за счёт того, что принимались рукописи, то есть современные произведения, написанные прямо сейчас. Сопредседатель попечительского совета премии Николай Фёдорович Иванов, председатель Союза писателей России, сразу, ещё до начала приёма заявок, сказал, что да, даже не скрывают, в этой премии особое внимание будет уделено произведениям, которые говорят о сегодняшнем дне и об сво, о героях спецоперации, отражают сегодняшние интересы. Национальная премия — это ещё и отражение того, чем живёт страна, чем живут неравнодушные к ней люди.

Это правильно, потому что у нас очень много литературных премий, и действительно, сейчас к ним нередко падает доверие — читателей, тех, кто продвигает книгу, потому что, открывая произведения и видя содержание, совершенно не соответствующее сегодняшней жизни, направленное во вред государству, зачастую во вред человеку, просто не понимаешь, как эти книги могли стать лучшими. Да, наверное, это интересно написано, да, очень часто талантливые авторы, но это вовсе не значит, что произведение — говорю уже как библиотекарь — стоит продвигать. И появляется национальная премия, которой доверяют, в первую очередь доверяют авторы. Писатели доверяют жюри. Это вообще был интересный момент — кто окажется в жюри. И когда объявили состав, оказалось, что он очень впечатляет: председатель жюри Николай Фёдорович Иванов, Владимир Николаевич Крупин, Виктор Фёдорович Кирюшин, наш с вами земляк, уроженец Бежицы, человек, который здесь долго работал, потом уехал в Москву, замечательный поэт, Геннадий Викторович Иванов, тоже замечательный поэт, лирику которого лично я очень люблю, молодые писатели — Влад Маленко, многие, наверное, знают его Поэтический театр, Анна Осипова, Александр Пелевин — это люди, которые сейчас известны, на слуху. Хотелось бы отметить, что в номинации «Поэзия» в жюри был Дмитрий Артис, фронтовик, участник сво, доброволец, и это тоже много значит. Дмитрий Емец, совершенно потрясающий человек, очень интересный писатель и учёный, фантаст Сергей Лукьяненко, многие другие, о каждом из этих писателей можно говорить долго и с восхищением. При этом разные люди абсолютно, странно, что они в одном месте собрались.

Опять же, национальная премия объединила представителей разных союзов. Это не только Союз писателей России, это Союз российских писателей, другие союзы, это люди, которые вообще ни в каких союзах не состоят, писатели, которые работают сами по себе, и они тоже принимали в участие в проекте. Это вселяет надежду на то, что писатели могут объединиться, что вообще страна объединяется. Такое явление в литературном процессе — беспрецедентно для нашего времени.

– Поделитесь своими ощущениями, что запомнилось, кого из знакомых встретили, может, удалось с кем-то познакомиться.

Я не попала на конференцию в сентябре, сентябрь — время напряжённое. Декабрь не менее сложный, но я поняла, что, если пропущу ещё и форум, буду потом долго жалеть. И на форум я поехала именно в тот день, когда проходили площадки, потому что нужно общение, хочется послушать, может быть, поучаствовать в каких-то дискуссиях, с кем-то поговорить. К тому же, принимая участие в таких мероприятиях, можно чему-то научиться, получить что-то для своего развития. В итоге получила даже больше, чем рассчитывала. Когда пришла в «Красный октябрь», а именно там проходил форум 14 декабря, и увидела расписание площадок, поняла, что не успеваю никуда. Заранее знала, что будет площадка с Лукьяненко, площадки по военной литературе и многое другое, но совершенно не представляла, что всё это будет одновременно. То есть если открытие форума было общим в большом зале и все дружно всё послушали, дальше все разошлись по интересам. Детская площадка, на которую я очень хотела, как раз не совпадала с другими. А уже военная — с замечательным названием «Специальная культурная операция» (говорили о современной военной литературе) — была одновременно ещё с чем-то интересным. Но, как смогла, выбрала.

На открытии форума речь шла о самой премии, показывали ролики с записями выступлений членов жюри, благодаря чему все узнали их мнение о премии. Вы знаете, с огромным удовольствием увидела ролик с Александром Александровичем Кораблёвым, замечательным филологом. Он работает в Донецком университете, впервые я его увидела, когда принимала участие в конференции, посвящённой А. И. Куприну, в Донецке, в 2021 году, тогда заслушалась докладом. Потом Александр Александрович участвовал у нас в конференции, посвящённой А. К. Толстому, правда, заочно, прислал свою статью, она вышла в сборнике. Это потрясающий человек, который, кажется, о литературе знает всё. И, конечно, когда такие люди выступают экспертами, тоже очень радуешься, просто даже от того, что их видишь и слушаешь.

Когда я увидела на площадке Владимира Крупина, не поверила своим глазам — я рядом с человеком-легендой, с человеком, которого читаю на сайтах, у меня есть его книги, но никогда близко его не видела, это было первый раз.

Я совершенно не ожидала, что такое впечатление произведёт на меня детская площадка. Я не знаток детской литературы, стараюсь иногда что-то читать, каких-то известных авторов, с кем-то знакомлюсь и поэтому читаю. Например, Дмитрия Емца я читала, потому что его книги очень любил в школьные годы мой племянник. Но опять же, это было неожиданное впечатление от встречи в жизни — добрый и замечательно светлый человек. Слушая Тамару Крюкову — яркого, талантливого писателя, мне кажется, я за один день, буквально за этот час, пока работала площадка, узнала о детской литературе больше, чем за много лет до этого. Познакомилась с новыми форматами детских книг, для самых маленьких, узнала, что, оказывается, теперь младенцев вовлекают в мир книги с того момента, как они только родились и поползли. Впечатлило и порадовало. Очень светлое впечатление оставила площадка, до сих пор всем про неё рассказываю.

Ещё одна площадка, на которую я пошла, касалась сегодняшней литературы. Что выбираем — литературу жертвы или литературу поступка. Для меня всегда на первом месте была литература поступка, поэтому выбора как такового и нет, но когда рассказывали, что такое литература жертвы, было интересно. С одной стороны, литература жертвы понятна и традиционна для нас, её знают все русские люди, потому что мы воспитаны на такой литературе, очень талантливой, прекрасной, но не всегда учащей действовать, с другой стороны, сейчас нам нужен герой, способный совершать поступки. И, естественно, приходит время литературы поступка, так же как было во время Великой Отечественной войны. И для литературы, наверное, это прекрасно. Как и для читателя, нуждающегося в положительном примере. И когда говорят, что у нас нет произведений с положительным героем, это неправда. Есть. И их становится больше. И об этом тоже стоит говорить, обязательно надо продвигать такие произведения, потому что в чём нам сейчас искать опору? По привычке в русской литературе, и это правильно.

Побыла на площадке, посвящённой новой деревенской прозе. Пошла на неё, потому что в этот день познакомилась с Андреем Пиценко, мы переписывались, были знакомы в интернете, но в жизни никогда не общались. Молодой писатель, очень интересный, который пишет далеко не только деревенскую прозу. Андрей сказал на площадке очень хорошие слова: «Какая разница — о деревне или о городе, если пишем мы всё равно о людях, и человек — это самое главное». Но всё равно было очень интересно, потому что деревенщики — они сами себя так называют, это не я придумала — написали Манифест. Опять же, это явление в русской литературе. Давно такого не было — свой Манифест, в котором определили, чем они занимаются, кто они такие, каких взглядов придерживаются. Важно, интересно, не знаю, насколько нужно, трудно оценить вот так с одного раза, но площадка была очень активная, даже немножко агрессивная для меня.

Главной площадкой, на которую я попала в этот день, была площадка о военной литературе. В ней участвовали Дмитрий Артис, Николай Фёдорович Иванов, Александр Андреевич Проханов и Дмитрий Филиппов, молодой автор-прозаик, который в итоге получил первое место в номинации «Мастер (проза)». Дмитрий Артис — известный поэт, я думаю, многие знают его стихи и знают, что он фронтовик. Николай Фёдорович — военный журналист по профессии, по призванию, я думаю, военный по жизни, опять же, подчеркну, наш с вами земляк. Проханов о себе сказал, что он за свою жизнь видел 18 войн, представляя его, Николай Фёдорович Иванов говорил о том, что Александр Андреевич первым из современных писателей пошёл на войну — не как журналист, не как наблюдатель, а воевать и все реалии войны знает изнутри.

Поразило, когда Проханов говорил, что военная литература — это просто литература о России, потому что Россия воевала, воюет и воевать будет, во все времена, такова её судьба. Говорил о том, что писатель познаёт на войне самого себя, и, наверное, поэтому его интересно читать. Иванов на вопрос, когда надо писать о войне, ответил — только сейчас, пока не написали другие и не извратили историю, пока всё живо. Он говорил, что о войне нельзя писать с чашкой кофе в руке — подумав, всё взвесив и удобно устроившись за столом. О войне надо писать тогда, когда она происходит, а потом может быть поздно. Об этом говорил и Дмитрий Филиппов, потому что он воюет, через день он должен был вернуться в часть. Он сказал, что очень хочет, понимая — в любой момент могут убить, успеть написать задуманное.

Самое для меня важное, что услышала от писателей на этой площадке, — автор должен быть предельно честен и предельно искренен. Иначе ему не поверят, его не будут читать.

Площадка была яркой, умной и очень творческой, потому что те люди, которые на ней работали, — это сегодняшнее и будущее русской литературы, наверное, это тоже легенда нашего времени.

Конечно, все ждали, кто же победит.

Я уже сказала, что первое место в номинации «Мастер (проза)» занял Д. Филиппов, второе место — А. Проханов и третье место — Ю. Поляков. Честно говоря, все имена порадовали, потому что книгами Полякова я увлекалась когда-то в студенческие времена, действительно, писатель очень интересный, до сих пор вспоминаю с улыбкой, как мы читали и обсуждали его произведения. Проханов — даже говорить не о чем. Повторюсь — человек-легенда. Дмитрий Филипов произвёл неизгладимое впечатление своими словами.

Поразило совершенно, что Анна Долгарева, которую мы все хорошо знаем, наверное, как современного поэта, получила первое место в молодой Прозе. Её книга «Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники» — это записки, записки не одного года, это её фронтовой опыт как военкора. То, что она видела своими глазами, то, что пережила. Книга очень сильная, пока что я прочла только фрагмент на Литрес, но даже этот кусочек меня поразил. Я понимаю, почему это первое место национальной премии.

Первое место «Мастер (поэзия)» — Олеся Николаева, которая совершенно не ожидала, что получит премию, выдвинула она себя не сама, как раз её выдвинул издатель. Книга, которая до этого не была в продаже, она была написана для Донбасса и там же раздавалась, и теперь эту книгу, наверное, прочтут уже и в большой России. Я думаю, никто не сделает это зря, не потеряет время.

В переводах победили Юрий Щербаков, Андрей Попов и Валерий Латынин, все переводчики очень известные, переводы с разных языков. Для тех, кто интересуется художественным переводом, наверное, особо неожиданным такой расклад не был, потому что, действительно, известные имена и поэтов, и переводчиков. Для меня сюрприз был всё же. Я ожидала, что какое-то место займёт Латынин, но я как-то не задумывалась никогда, что Попов не только поэт, но и переводчик, ещё и такой сильный.

Рассказывала о переводах Надежда Александровна Мирошниченко. Это было очень яркое выступление, она эмоционально говорила обо всех — что понравилось, что не понравилось, кто доработал, кто не доработал. Кстати, Надежда Александровна отказалась подавать на конкурс свою книгу, чтобы работать в жюри. «Мне уже не нужны премии, я и три миллиона потрачу, не заметив, так же как трачу пенсию, а вот работа в жюри для меня значит очень много».

Вообще это удивительно, потому что в этой премии были люди, которые отказались от работы в жюри, чтобы подать свои произведения на конкурс, и были люди, которые отказались подавать свои произведения ради работы в жюри, как Мирошниченко, как Артис. На мой взгляд, тоже очень интересная черта нашего времени и этой премии.

Хочется сказать хотя бы два слова о специальных номинациях. Наверное, все были очень рады, когда Гран-при премии «Слово» «За вклад в литературу» получила Юнна Петровна Мориц. Её выступлением на вручении был потрясён весь зал, и я вижу по потоку поздравлений, как рады читатели, а читает её, без преувеличения, вся Россия. И это тоже черта национальной премии.

За поэзию, совершенно потрясающую поэзию, специальную номинацию им. К. Симонова получил Сергей Лобанов, поэт-фронтовик. Специальную номинацию получил Захар Прилепин за книгу «Собаки и другие люди».

Уверена, нет необоснованных призёров и финалистов, всех стоит прочитать.

Беседу вела корреспондент Радио «ГТРК Брянск» Лилия Барханова

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную