НАЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯТЫНИ ВЫВОЗЯТ ИЗ РОССИИ

Католикам – святыни, нам - вертепы

Под шумок выборной лихорадки из России втихаря вывезли бесценные иконы прп. Андрея Рублева и Дионисия, которые стали предметом обмена на две работы мастерской итальянского художника Джотто. На официальном сайте Третьяковки, откуда 5 декабря вывезли Рублева, до сих пор нет никакой информации об этом, не говоря уже о страховой стоимости (!), зато размещены дифирамбы с упоминанием «уникального историко-художественного и богословского проекта «Во Христе. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто в Третьяковской галерее в Москве, Рублев и Дионисий в Баптистерии во Флоренции». Тем самым подтверждается информация об использовании православных святынь в экуменических целях, о чем предупреждали нас итальянские коллеги, резко протестующие против конфессиональной направленности культурного обмена!

Нужно напомнить, что ранее Рублев был категорически запрещен к вывозу за границу именно как национальная святыня, но после скандальной выставки в Лувре, легко сошедшей с рук доморощенным культуртрегерам, стало возможным вывозить всё, что карману душе угодно. И уже ни возраст, ни сохранность самого раритета не становятся непреодолимыми препятствиями для желающих нажить себе капитал любого рода на прокате уникальных шедевров русского художественного наследия. Причем к этому процессу, как видим, активно подключились и ОВЦС Московского Патриархата, и власть имущие при полном молчании не только СМИ, но и Союза музеев России во главе с Пиотровским. Получается, что святыни служат и Богу, и кесарю.

Да что там говорить о национальном гении Рублеве, когда 8 декабря 2011 г. в Праге Президенты России и Чехии Дмитрий Медведев и Вацлав Клаус открыли выставку «Царский двор под скипетром Романовым (Коллекции музеев Московского Кремля)», куда были сняты из основной экспозиции Оружейной палаты … царские регалии, которые использовались при венчании на царство: бармы, скипетр и жезл Алексея Михайловича, золотая цепь Большого наряда Михаила Федоровича, наперсный крест-мощевик, которым благословил царя Михаила Федоровича его отец патриарх Филарет и т.д. Как подчеркнул на вернисаже Медведев, «Московский Кремль был исторически резиденцией главы российского государства, как бы этот глава ни назывался в тот или иной период российской истории». А ведь еще недавно он утверждал, что «Россия-молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только 20 лет»

По словам министра культуры Александра Авдеева, регалии династии Романовых «впервые покинули Кремль», и «подобной экспозиции нигде за рубежом не было». Следует добавить, что и быть не могло, ведь коронационные регалии представляют собой трансперсональный символ царской власти в России, свидетельствующий о национальном престиже и величии всего государства, и в силу своего статуса хранившийся в особой казне. Ни одна держава в мире не таскает по выставкам раритеты такого уровня, а в «молодой» России на это пошли, правда, для этого правительству Чехии пришлось принять поправку к Закону о культурном наследии, которая исключает возможность конфискации части экспонатов и гарантирует их возвращение на Родину, независимо от претензий третьих лиц, прежде всего по иску хасидов.

Заметим, что участие Церкви в экуменических проектах с использованием святынь становится при новом патриархе весьма опасной тенденцией. Совершенно непонятно, как всё это вяжется с его недавними выступлениями по данной теме: «сейчас возникает перспектива использования икон не только музеями, но и Церковью. И у многих есть такая действительно реальная проблема - а что же будет? … Ведь икона - это то, что Церковь никогда не продаст… А если это будет передано Церкви, то все это будет иметь свое прямое предназначение. Это будет служить людям. И у Церкви никогда не подымется рука продать это. А тем более, за границу…»

Позвольте, а как же запланированное участие икон Рублева и Дионисия, вывезенных в католический баптистерий в Италии, в экуменическом праздновании 1225-летия Никейского собора?! Взяли бы да и устроили «уникальный историко-художественный и богословский проект» в православной церкви у себя на Родине, хотя бы в том же храме Христа Спасителя, куда могли пригласить при желании своих итальянских партнеров, ан нет – святыни вывозятся на потребу католикам, а в православный храм тащат … католические вертепы. Вот вам и «прямое предназначение».

Зачем итальянцам заново крестить Андрея Рублёва?

Итак, шедевр прп. Андрея Рублева († 1428) впервые за всю свою многовековую историю оказался тайно вывезен за границу, но мало кто знает, как же развивались события вокруг этого беспрецедентного в новейшей истории России музейного «обмена».

Первые шаги были предприняты еще весной 2010 г., когда глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда по поручению митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) провел 27 февраля 2010 г. предварительную рекогносцировку в ходе своего визита в Третьяковку, после чего он объявил о «полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ», а заместитель Легойды Владимир Гурболиков (gurbolikov) даже признался, что «эти встречи вовсе не были чисто дипломатическими актами». Вслед за этим председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) вдруг выступил 9.03.2010 г. с развернутым интервью о задачах Патриаршего совета по культуре. Казалось бы, при чем здесь ОВЦС и культура России, когда есть тот же ОВЦО прот. Всеволода Чаплина, однако никто почему-то не обратил внимание на такое явное несоответствие …

21 мая 2010 г. завершилась поездка председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева), ближайшего помощника Патриарха Кирилла, в Италию. В ходе этой поездки его принял в своей официальной резиденции Великий магистр Ордена святого Иоанна Иерусалимского рыцарей Родоса и Мальты Мэтью Фестинг вместе с Великим командором Мальтийского ордена Жерардо Эрколани Фава Симонетти.

Специально к поездке митрополита Илариона (Алфеева) были приурочены «Дни русской духовной культуры в Ватикане», кульминацией которых стал концерт из его произведений в исполнении его «пузаковского» хора за счет средств РПЦ, для чего на те же средства был арендован зал имени Павла VI по личной инициативе молодого митрополита, как подчеркнул Папа Римский Бенедикт XVI, почтивший своим присутствием сие мероприятие. Вот так, инициатива личная, а средства общецерковные, легко ли умеючи:-)

По возвращении митрополита Илариона (Алфеева) из Ватикана глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда неожиданно выступает с опровержением заявления Патриарха Кирилла в Брянске о скором возвращении «чудотворной Свенской иконой Божией Матери» из Третьяковки, где «она все еще в узах. Очевидно, чтобы дезавуировать Первосвятительское слово потребовались весьма веские причины …

6 декабря 2010 г. председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) наносит визит в Государственную Третьяковскую галерею, где у него проходит встреча «за закрытыми дверями» с новым гендиректором Третьяковки Ириной Лебедевой. Вопрос о вывозе Рублева был решен. Уже 22 апреля 2011 г. архиепископ Флоренции Джузеппе Бетори написал письмо управляющей Кристине Ачидини с просьбой прислать в Россию Распятие работы Джотто из церкви Всех Святых. Данное обращение Римско-Католической Церкви вызвало в Италии буквально взрыв страстей вокруг вывоза из страны этого уникального произведения «отца итальянского искусства», что в конечном итоге привело к замене подлинного произведения Джотто на две так называемых «джоттески», как именуются у искусствоведов работы круга Джотто и его мастерской.

Андрей Рублев во Флоренции

21 декабря 2011 г. в баптистерии Сан-Джованни, принадлежащий Флорентийской архиепископии Римско-Католической Церкви, состоялось открытие выставки «Во Христе / In Christo» (см. фото), на которой экспонируются 3 шедевра древнерусской иконописи из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве, в т.ч. впервые вывезенная за границу икона «Вознесение Господне» прп. Андрея Рублева († 1428) из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире.

Как хорошо известно музейным специалистам, «сохранность иконы Рублева посредственная (много утрат верхнего красочного слоя)», тем не менее, в Италии она выставлена в самой обычной витрине с направленным прямо на неё светом. Никакого особого киота-валлиокассеты, как обычно требуют от Русской Православной Церкви в случае экспонирования святынь из музейных запасников, для рублевской иконы во Флоренции не предусмотрено. Между тем, именно приобретение дорогостоящей валлиокассеты было предъявлено Минкультом РФ в качестве основного условия временной передачи для поклонения в православном храме и Торопецкой иконы, и Спаса Елеазаровского …

Итальянская пресса взахлеб пишет о том, что русские иконы впервые возвращены в церковное пространство именно в католической Италии, ведь у себя на Родине они «до сих пор не возвращены Церкви в России после революции 1917 года» (Giotto go to Moscow, Rubilov in the Baptistry // Florence Daily News, December 19th, 2011). По иронии судьбы основными зачинщиками выдачи Рублева католикам были те, кто яростно боролся против возвращения святынь православным верующим в России.

_______

От редакции.

Сайт сотрудников Музея имени Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com , где подробно рассказывалось об этой истории – заморожен.

http://www.kislorod-books.ru/journal/kultura/stati/natsionalnye-svjatyni-vyvozjat-iz-rossii-.html


Комментариев:

Вернуться на главную