Галина ИВАНКИНА
Кризис возраста

- Что с ним такое? - шепнула пораженная Ленайна, широкоглазая от ужаса.
- Старость, вот и всё, - ответил Бернард самым небрежным тоном. Он тоже был ошеломлён, но крепился и не подавал вида.
- Старость? - переспросила она.

Олдос Хаксли «О дивный новый мир».

В современном мире царит непререкаемый культ молодости. Не «активного долголетия», о котором так много и так энергично говорили в Советском Союзе, а именно – внешнего проявления, оболочки. Откройте любой гламурный или недо-гламурный журнальчик – везде-то вам предложат омолаживающие процедуры, за три дня (или за три недели) превращающие потасканную тушку в упругие стати. Для богатых – подороже, с использованием достижений науки (жалко науку). Для тех, кто победнее – волшебные кремы и маски с «лифтинговым эффектом». Усталая провинциальная бухгалтерша 45 лет от роду, чьи девичьи и профессиональные (что важнее) мечты так и не сбылись, тоже хочет приобщиться к волшебным метаморфозам! Она рассуждает примерно так: «Вот стану снова двадцатилетней красавицей и явится Принц на белом коне, который почему-то затерялся в пути. Или, наконец-то сменю постылую работу и стану креативным дизайнером очень модной одежды. И вообще - не всё же топ-моделям сиять розово-персиковым великолепием на страницах любимого издания!»

Итак, налицо устойчивый культ юной наружности – иной раз при полном небрежении внутренним содержанием. Нет-нет, я не моралист, я не про ум, честь и совесть. Я про здоровье, про внутренности. Иметь в сорок лет двадцатилетнее личико при шестидесятилетнем сердце и таких же измученных всякими чизбургерами почках. Главное – это казать товар лицом. Быть слабым и не мочь подтянуться на турнике – не стыдно. Иметь морщинки и целлюлит – какой ужас! Почитание рафинированной обёртки – встречают-то по одёжке. В этой связи вспомнились благообразные, одинаковые маски больных и уродливых жителей планеты Десса из культовой картины начала 1980-х годов «Через тернии - к звёздам» . Но внешне-то ты юный да гладкий, значит, тебе принадлежит мир. Что характерно, именно сейчас появилась антиутопия Дмитрия Глуховского «Будущее» . Вот вам цитата из этого произведения: «'Источник' — пиршество для глаз, сады свежести, красоты и желания, храм вечной юности. Тут нет ни единого старика и ни одного ребёнка: посетители ‘Источника' не должны испытывать ни малейшего морального и эстетического дискомфорта» . Глуховский нарисовал мир, где всем жителям Европы даровано бессмертие – люди не знают ни старости, ни тлена. Они живут вечно. Правда, есть нюанс…

Как вы, наверное, уже поняли, в этом обществе нет никакого Прекрасного Далёко, никаких межпланетных шахматных турниров, никаких вершин духовности. Интересно, что автор показывает нам две заброшенные и никому не нужные сферы – это религия и космос. Детали – изуродованный храм и старое обшарпанное панно, посвящённое космонавтам. Этому обществу Небо не нужно, в принципе. Ни в виде Бога, ни в виде Проксима Центавра и Тау Кита. Тема такого бездарного (sic!), но моложаво-бодренького грядущего не нова. Вспомним жестокую классику – «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Там тоже – культ юности, резвости и жизнерадостных тел. Не людей, даже не людишек, а именно - тел. Старость им кажется не просто унылой, но и дикой, отталкивающей, патологичной. По сюжету герои, живущие в культурном «раю», сталкиваются с «дикарями», не знающими всех этих живительных процедур и прочих милостей цивилизации. Они видят безобразного, с их точки зрения, старика, а потом и пожилую женщину, которая была некогда обитательницей «дивного мира», но волею судеб очутилась в мире дикарей. Поэтому она состарилась в положенный ей срок, превратившись в «уродливое существо». Примечателен и монолог, который произносит один из персонажей:

«-Мы не даём им дряхлеть. Мы ограждаем их от болезней. Искусственно поддерживаем их внутренне-секреторный баланс на юношеском уровне. Не позволяем магниево-кальциевому показателю упасть ниже цифры, соответствующей тридцати годам. Вливаем им молодую кровь. Постоянно стимулируем у них обмен веществ. И, конечно, они выглядят иначе. Они в большинстве своем умирают задолго до возраста, какого достигла эта развалина. У них молодость сохраняется почти полностью до шестидесяти лет, а затем хруп! - и конец». Не правда ли, сие похоже на то, что мы наблюдаем сейчас? Оболочка восхитительна, здоровье – хуже некуда. Мы и не собираемся жить до ста лет! Танцуй, пока молодой! Актуальный фитнес оттачивает линию бёдер и наращивает мышцу, но ничего не даёт, собственно, для оздоровления. Большинство всех этих шикарных качков сдохнут в любой экстремальной ситуации. Моложавые феи, выделывающие па на очередной модной аэробике, не смогут пробежать даже пять километров. А им и не надо! Эти мускулы и прелести не для покорения вершин, а для чистой красоты. Это искусство ради искусства. И не надо требовать от подтянутого красавчика - супермена сдачи норм ГТО, которые были по плечу его «совковому» прадедушке.

Твой прадедушка умер в возрасте девяноста лет и до конца своих дней трудился на дачном участке, а ты прочёл в ироничной статейке, что старость – это ужасно и уродливо. И несексуально. А что может быть страшнее?! Быть иль не быть после сорока лет? – вот в чём вопрос. Искусство фотошопа достигло небывалого уровня – нас повсюду сопровождают образы никогда не стареющих, вечно молодых дев и юношей с нечеловечески-прекрасными телами. Есть, к чему стремиться. Есть, куда спустить заработанные деньги. В этом – суть. Деньги. Но к этому мы ещё вернёмся. Меж тем, открываем другую знаковую вещь – «Возвращение со звёзд» Станислава Лема. И тут никому не нужен Космос, зато все заняты собой и своими совершенными - гибкими и грациозными - телами. И, разумеется, старость тут некомильфотна. Как некомильфотны такие проявления, как ярость, ревность и риск. Смотрите:

«- Вы седой, Брегг.

- Разве это имеет какое-нибудь значение?

- Да. Седина означает старость. Никто сейчас не седеет, Брегг, до восьмидесяти, да и после это довольно редкий случай».

В знаменитом фантастическом фильме «Бегство Логана» (1976) общество тоже не знает старости. Но там всё просто – люди доживают до тридцати лет, после чего они должны пройти красивый и торжественный обряд «перерождения». Это у них так называется. На деле же, «стариков» попросту убивают – все прелести нового мира должны быть поделены между юными и пригожими. По логике этого мира, после тридцати лет человек – старик. Зачем его держать на балансе и тратить на него еду, воду и прочее электричество?! Да что там говорить? Даже культовый персонаж советской и постсоветской интеллигенции – Филипп Филиппович Преображенский занимался вопросами омоложения, да и не только ими. Цитирую: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Впрочем, мечты о вечной молодости знакомы человечеству давно – молодильные яблочки не давали покоя ещё героям мифов и сказок. Мне могут сказать - в СССР тоже был своеобразный культ молодости, недаром везде и всюду звучала песня «Чтобы тело и душа были молоды!» Правда, там дальше было про укрепление здоровья путём спорта и круглогодичного закаливания: «Ты не бойся ни жары и ни холода, Закаляйся, как сталь!» Молодость рассматривалась как время созидания и дерзания. Крепкое тело нужно для того, чтобы работать, лазать по горам и прыгать с парашютом. Чтобы иметь здоровое потомство.

Что за всем этим стои́т? Ну, разумеется, капиталы. И немалые. Это очень прибыльный бизнес – омолаживающие процедуры. Даже если они не дают никакого эффекта, всё равно, они дарят хотя бы иллюзию, хотя бы мечту. А многие люди готовы оплачивать хотя бы призрачную грёзу. Ты главное помажь рожицу, а счастье само прискачет или заползёт. Ты, милая, тянись за «поп-звёздами», потому тянуться к звёздам нынче не принято. Там, говорят, ничего и нет, кроме темноты и вакуума. Живи сегодня и здесь. Будь презентабельной и - покупаемой. Запомни – любой работодатель предпочитает стройных девочек и резвых юношей – строго до тридцати пяти. Потом – мыль верёвку и прощайте, голуби! Кстати, о работодателях. В реальной жизни, в нормальных фирмах, где ценится именно работа, а не её шикарная видимость, кадровики вообще не смотрят на возраст. Куда как важнее для них диплом, стаж и желание трудиться. Но девочкам и тётенькам, а также дяденькам уже внушили, что после тридцати пяти они - мусор. Это выгодно тем, кто трудится на ниве омоложения тушки. Пусть тебе сорок, но если ты выглядишь на двадцать, у тебя ещё есть шансы, как в личной, так и в общественной жизни.

Но что же это я всё про деньги-то, а? Ведь за этим стоит и философский вопрос, связанный со страхом смерти . Это базовая человеческая фобия, по сути, подчиняющая себе многие устремления и направленности. Так вот, современным людям – на подсознательном уровне – кажется, что если они молоды телом, если у них юная кожа и блестящие глаза, то смерть их не заметит, проскочит мимо со своей неумолимой косой. Туда, дальше, к сморщенной старушке с её некрасивыми ногами и обрюзглым туловищем. Но смерть почему-то щадит восьмидесятилетних бабулек – наверное, потому что они излучают внутренний свет и мудрость прожитых десятилетий. Они сдали все свои положенные нормы ГТО, выстояли в войну, подняли детей и внуков – у них есть запас прочности. А вот умотанная процедурками леди, выпорхнувшая из SPA-салона, возможно, не протянет и до пятидесяти. Возьмёт рякнется на пути из салона в фитнес-клуб. А, впрочем, ей не больно-то и хотелось доживать до состояния «увы». Она в этот мир развлекаться пришла. А пока – журнальчик и сладенькая статья «Не бабушка, но девушка!» или ещё что-нибудь про «...уведи у дочки парня!» .

 

Об авторе.
Галина Радковна Иванкина родилась в Москве 28.02.1971. Закончила Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ/МЭИС, Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой, Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). Историк моды, блогер. Специализируется на истории костюма от Галантного века до «золотых 80-х». Сфера интересов — бытовая культура советской эпохи. Юрист.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную