В советское время о Палестине говорили и писали много. Ясир Арафат был частым гостем Москвы. СССР всячески поддерживал Палестину в её борьбе за свободу, за создание собственного государства. Потом не стало СССР, начались нескончаемые кровавые события в Ираке, Афганистане, Египте, Ливии, Сирии… И проблемы Палестины отошли на второй план. Сейчас палестинцы пытаются напомнить о себе, о своём оккупированном положении. Ихтиляль – оккупация – это слово не сходит с уст палестинцев. Его произносят как лидеры организации освобождения Палестины, так и все до одного простые палестинцы. Вот и на писательский форум « Культура и свобода» в Палестину писателей пригласили, прежде всего, чтобы рассказать о нынешней ситуации в отношениях с Израилем. Союз писателей России представляли Владимир Крупин, Геннадий Иванов, Магомед Ахмедов и Олег Бавыкин. Самая большая делегация была из Испании – десять человек. Видимо, Израиль не очень хотел присутствие кого-либо из стран Евросоюза, поэтому держал эту делегацию на границе около шести часов, не пропуская в Палестину. Нас они пропустили довольно быстро. Много было палестинских писателей из других стран. Нам объяснили, что наиболее талантливых людей израильтяне стараются выжить из Палестины, поэтому так много у них писателей-эмигрантов. Например, крупнейшего палестинского прозаика и поэта Тауфика Файяда они 43 года не пускали на родину. Только недавно ему удалось через суд добиться права въезда в Палестину. Его принимали на родине – мы это видели – как героя. От этой поездки у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны, мы радостно увидели почти все великие святыни Святой Земли, а с другой – ежедневно встречаясь в палестинских городах и деревнях с людьми, мы услышали столько горестных рассказов о трагической судьбе этого народа . За несколько дней до нашего приезда в Иерусалиме израильтяне, как нам сказали, убили не за что палестинского юношу. Прокатилась волна демонстраций. Через день после нашего приезда новое известие – нам сообщили, что с израильского поста застрелили парня, который просто поднялся на крышу своего дома и, возможно, что-то прокричал в сторону Израиля. Он был безоружен. Ещё через день всю Палестину и весь арабский мир потрясла новость о трагедии в палестинской деревне Дума. Два израильтянина в масках ночью появились в этой палестинской деревне – говорят, они были из соседнего еврейского поселения - и бросили бутылки с зажигательной смесью в окна двух домов. Люди обгорели, маленький ребёнок погиб в огне. Нас повезли в эту деревню Думу. Мы видели два пепелища. Видели возмущение людей. Плакаты с фотографией ребёнка мы видели всюду. На эту смерть отреагировал даже Нетаньяху, назвав израильских поджигателей сумасшедшими . А палестинцы считают, что это результат политики властей Израиля, которые на территории Палестины рядом с исконными палестинскими деревнями везде строят свои поселения, чтобы контролировать жизнь палестинцев и, если что, подавлять восстание.Есть договорённость, что на такие-то территории, они называются зоны «А», не может ступить нога израильтянина или палестинца. Так вот, палестинцу за нарушение этого закона сразу дают два года тюрьмы, а израильтяне этот закон постоянно нарушают без всякого наказания. Говорят, что в эти еврейские поселения, прежде всего, селят евреев из бывшего Советского Союза, будто бы они наиболее рьяно доказывают свою верность Израилю. Можно очень много приводить примеров притеснения и унижения палестинцев. Их бесконечно много. Всё больше палестинских территорий захватывают израильтяне, якобы в военных целях. Всячески мешают развивать экономику. Подавляется культура Палестины. А сколько палестинцев-беженцев живёт в других арабских странах. Живут в лагерях беженцев. Только в Сирии в Ермуке их до последнего времени было почти полтора миллиона… На этом форуме я услышал такие слова Нельсона Манделлы:»Мир не может быть свободным, пока не освобождена Палестина». Я не специалист по ближневосточным делам, но что-то надо в конце концов делать с Палестиной. У палестинцев должна быть не автономия, а полноценное государство. Они вполне способны управлять и развивать своё государство. У них много хорошо образованных людей, но они или за границей, или дома, но без перспективы применения своих знаний. В этой поездке я часто вспоминал нынешнюю Украину. Если сдать ДНР и ЛНР, то их может ждать судьба бесправной Палестины. Об увиденных святынях можно бесконечно и очень радостно писать. Предлагаю посмотреть эти святыни на моих фотографиях. Удивил нас Владимир Крупин, который целый день ходил в сорокоградусную жару по Иерусалиму – по камням и асфальту – босиком. Ходил, потому что Святая Земля. Вообще жара везде была серьёзная, а в Иерихоне был плюс пятьдесят один градус. О Крупине у меня даже строчки сочинились: Сегодня плюс сорок. Иерусалим Крупин, конечно, прекрасный знаток всех здешних святынь. Он даже книгу написал о них. Слушать его рассказы было очень интересно. А он щедро делился с нами своими познаниями. Спасибо Владимир Николаевич! Конечно, все мы очень благодарны Олегу Бавыкину. Его прекрасное знание арабского языка, знание реалий палестинской истории и традиций, отличное знание палестинской литературы удивляло и восхищало палестинцев – и открывало, скажем высоким штилем, их сердца навстречу нам. Магомед Ахмедов у нас проходил, как законный литературный наследник Расула Гамзатова. Гамзатова в Палестине очень хорошо знают. Магомед ярко читал стихи на аварском и на русском. Несколько его стихотворений было переведено на арабский. Он в эти дни задружил с председателем Союза писателей Палестины Мурадом Судани и пригласил его на поэтический фестиваль «Белые журавли» в Дагестан. В моём фоторепортаже есть Мёртвое море. Но это уже снимок сделан в Иордании, откуда мы улетали на самолёте. Нас привезли ровно на полчаса посмотреть на это море. Палестинцы нам сказали, что со стороны Палестины израильтяне их не подпускают к морю. Таковы реалии. Мёртвое море нам не глянулось. Далеко на берегу уже соль на губах ощущается. Подход к воде очень грязный. Грязь тут, конечно, полезная, но вместе с сорокоградусной жарой и очень большой влажностью воздуха - тяжело. Хочется скорей уехать. Хотя Крупин на пять минут зашёл в это море и полежал на спине на его плотной целительной воде. О моём впечатлении от Святой Земли в целом могу сказать так. Например, когда я был в Иране, то утром молился в сторону России, там остался мой Бог, там мои иконы. А здесь такое ощущение ушло. Бог – здесь. Здесь молилось как дома. |