Ирина ИВАСЬКОВА (Анапа)

Отражая жизнь

(О книге Ильи Карамышева «Через зеркало»)

 


Илья Карамышев. Через зеркало. Рассказы. — Москва: Редакционно-издательский дом «Российский писатель»,  2023. – 72 с.

Илья Карамышев принадлежит к самому молодому поколению наиболее убедительно заявивших о себе русских прозаиков ХХI века. Родился он в Рыбинске в 1993 году. Окончил бакалавриат и магистратуру математического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова и аспирантуру философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Гносеологические и онтологические  ресурсы математики». Старший преподаватель кафедры философии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Член  Союза писателей России. Автор книги рассказов «Исключения». Проза публиковалась в журналах «Новый мир», «Урал», «Наш современник».
Это вторая книга Ильи Карамышева. Проза его воистину современна и лаконичностью повествования, и остротою восприятия нашего непростого времени.

Любой автор, как мне представляется, создаёт не только свои произведения, их сюжеты и персонажей, но и собственный авторский образ, особенно отчётливо видимый по мере роста мастерства и востребованности. Делается это в некоторых случаях будто бы нарочито, в некоторых – органично и логично. Илье Карамышеву, кандидату философских наук, прозаику из Ярославля, задумываться над своим авторским образом и не пришлось – сочетание профессиональных навыков и несомненный писательский талант создали ему репутацию автора-мыслителя, всё вокруг взвешивающего и оценивающего, вдумчиво проживающего эмоции и одновременно отстраняющегося от мира.

«Что важно философу?» - спрашивает второстепенный персонаж рассказа «Окно в школу» у главного героя (очевидно, во многом отражающего не только авторский образ, но и личность автора). «Важно – что такое «есть», - отвечает главный герой, и размышлениям о том, что такое «есть» и как это – «быть» - посвящены все рассказы недавно вышедшего сборника Ильи Карамышева «Через зеркало».

Можно ли в чём-то упрекнуть эту прозу? Я бы посетовала на её излишнюю прозрачность, неуловимость – при первом знакомстве с прозой Карамышева я не могла отделаться от ощущения, что стою на каком-то сквозняке, но мне при этом чисто, тепло и безопасно. Но, как ни странно, именно прозрачность прозы Ильи Карамышева становится и её достоинством – лёгкое сетчатое полотно, не задерживающее ни ветер, ни солнечный свет, сплетено со знанием дела и явной любовью к окружающему нас пространству. Любителям плотной, полнотелой прозы в рассказах Карамышева будет слишком просторно, а вот если вы предпочитаете наблюдать за миром через трепещущую ткань оконной занавески, атмосфера сборника «Через зеркало» весьма вас порадует.

Очень короткие зарисовки, завершающие книгу («Мир, похожий на пломбир, или Конём по комнате», «Квалиа», «Только перлы», «Пыльные пузыри»), не оставляют в читателе даже и ощущения сетчатого полотна, а превращаются в некие неуловимые отблески, текстовые вспышки, впрочем, очень отчётливые, яркие.

А вот рассказы покрупнее - «Целевая причина», «Триада», «Удобно ли в линзах плакать?», вероятно, и наметили тот путь, по которому движется Илья Карамышев как прозаик/философ/созерцатель.
Да, лирический герой Карамышева отстранён от мира. Он преподаёт математику и философию, он любит точность и ставит точки в конце предложений, даже переписываясь с девушкой. Он видит, чувствует и тут же оценивает, фиксирует свои чувства и то, что видит (наверное, именно так выражается профессиональная деформация у философов). Читатель просто физически чувствует те самые секунды, в которые герой взвешивает в себе происходящее – и эти крохотные паузы, как мне кажется, и рождают тот самый, удививший меня при первом прочтении прозы Карамышева сквозняк.

Однако жизнь умеет справляться с любым отстранением. Взвешивать и прощупывать то, что ты чувствуешь, можно сколько угодно – но непременно появится что-то или кто-то, способные остановить или озадачить даже философа. Такие моменты, хотя бы ненадолго освобождающие лирического героя от отстранённости и созерцания собственных движений души, невероятно реальны и описаны автором так просто и чётко! И приходит к мучительно неопределённой паре вроде бы влюблённых соседка Женя: крупная, хозяйственная, деловая, с требованием немедленно осушить сырое сиденье унитаза (рассказ «Целевая причина»); и мужчина в автобусе кладёт, как собаке, тяжёлую руку на шею своей «оробевшей, огрубевшей лицом» женщине («Удобно ли в линзах плакать?»); и выступает на месте пореза густая тёмная кровь («Бесконечные радуги»).


Илья Карамышев

Жизнь бьётся, торопится и звучит. Люди учат, учатся, плачут и радуются. И я вижу, как герой Ильи Карамышева, трогательно, серьёзно и ответственно наблюдающий за миром и его обитателями через зеркальные дверцы книжного шкафа (рассказ «Через зеркало»), всё же поворачивается к реальности, принимает её без всякой отрешённости и доверяет ей здесь и сейчас.

Илья Карамышев родился в Рыбинске в 1993 году. Окончил бакалавриат и магистратуру математического факультета ЯрГУ и аспирантуру философского факультета МГУ. Кандидат философских наук, член Союза писателей России, руководитель Совета молодых литераторов Ярославля. Автор книг «Исключения» (Ярославль, 2021) и «Через зеркало» (Москва, 2023). Проза публиковалась в журналах «Новый мир», «Урал», «Наш современник».

Ирина Иваськова - прозаик, секретарь Союза писателей России, руководитель молодёжного литературного объединения «Авангард» (Анапа).
Родилась в 1981 году в городе Красноярске. Окончила юридический факультет Красноярского государственного университета. Рассказы и повести опубликованы в журналах «День и Ночь», «Сибирские огни», «Наш современник», «Север», «Подъём», «Лиterraтура» и др. Лауреат нескольких литературных премий.

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную