В 2017 г. Валерий Ганичев собираясь в очередное паломничество к мощам Святого Федора Ушакова пригласил в Санаксарский монастырь группу писателей. Тогда мне довелось увидеть как его поездки по стране вроде без особых программ, почти машинально словно движения ткацкого утка собирают нити в прочную ткань.
В Темникове после искреннего выступления детского театра перезнакомились с добрыми людьми древнего града, Санаксарский монастырь – вообще случай особый. После заехали к одаренному писателю и успешному фермеру Ивану Водякову, а уже покидая чудесный край укрывший в себе драгоценный Саров и атомный оберег страны Арзамас-75, заехали к знаменитому художнику Алексею Шалаеву. Я увы, так и не сумел написать что-то достойное (пока «собирал материал», Алексей Васильевич скончался), но нить надежды не порвалась: благодарный ученик Алексея Шалаева - Александр Калмыков - постоянно пишет, названивает, советуется. Открывая очередное послание с прилагаемыми файлами-картинами я уж понадеялся: наконец Александр завершил свой труд. Но нет, это оказался рассказ о другом художнике, Алексее Петровиче Ткачеве Академик, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР…
Вдогон Александр сообщил: Алексею Ткачеву 98 лет, у него пытались отобрать мастерскую, слово поддержки, эстафета от покойного собрата Шалаева ему поможет морально.
Я радуюсь за крепость содружества нынешних «художников-передвижников», и вспомнив о «художниках слова»: все-таки нить участия тянется от Валерия Ганичева, - передаю рассказ Александра Калмыкова.
Игорь ШУМЕЙКО
Александр КАЛМЫКОВ
Одной из главных характеристик последних 30 лет в жизни нашего государства является понятие война. Из холодной войны, окончившейся распадом Советского Союза, Россия постепенно перешла сначала к попытке самоубийства в 90-е годы, а затем, когда она не удалась, к новой холодной войне Запада против нее. В настоящее время холодная война, искрившая локальными конфликтами средней интенсивности по периметру государства, перешла в конфликт региональный – специальную военную операцию на Украине, в которую вовлечены до пятидесяти государств1 . Современные военные столкновения – это тотальные войны. Противоборство ведется во всех возможных сферах человеческой деятельности. К классическим методам государственного противостояния, таким, как политические, дипломатические, вооруженные конфликты в ХХ веке добавились: экономическая война, ментальная война, дисквалификации и бойкоты в спорте, а также война на культурном фронте, включая все его разнообразие: литература, кино, театр, музыка, изобразительное искусство. В песне Игоря Талькова есть слова «Я мечтаю вернуться с войны, на которой родился и рос…». Их мог бы сказать о себе один из ветеранов борьбы России в противостоянии с глобальным Западом на культурном фронте советский, российский художник-живописец, педагог, народный художник СССР, действительный член Академии художеств Алексей Петрович Ткачев. Он родился 11 сентября 1925 года в деревне Чучуновка Брянского района, Брянской области в русской крестьянской семье. Земля, где жила семья Ткачевых, до революции принадлежала великому поэту Ф.И. Тютчеву. Дед Ткачевых Петр Афанасьевич по прозвищу «Жезла» всегда с гордостью говорил: «Мы не какие-нибудь, а тютчевские!». Жезла был удивительным человеком. Прожил 106 лет, был участником войны 1854 года – героически защищал Севастополь от НАТО своего времени. В конце 20-х годов семья Ткачевых переезжает в г. Бежицу, ныне вошедшую в черту Брянска. Здесь в Доме пионеров под руководством педагогов В. И. Влазнева и А. И. Масленко Алексей делает первые шаги в искусстве. В 1939 г. происходит поворотное событие в жизни Алеши Ткачева. Он выиграл Всероссийский конкурс детского творчества и И.Э. Грабарь пригласил его на учебу в созданную его стараниями «Школу юных дарований» – знаменитую Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), где его преподавателями были профессора Г. М. Шегаль, В. В. Почиталов и С. П. Михайлов. Здесь и застала его Великая Отечественная война. Семья Ткачевых эвакуировалась из Брянска на Урал, где Алексей вместе с отцом пошел работать на Уралмаше разметчиком танковых моторов. Через год на Урал пришло письмо из художественной школы, которая также была в эвакуации на Урале в Башкирии – с вызовом Алексея на учебу. И он поехал в любимую школу. Удивительное, незабываемое время! Тяжелые военные годы не стали препятствием в постижении высот художественного мастерства. Напротив, по словам Алексея Петровича, это было время необычайного художественного подъема для всех учеников школы. Подъем был настолько велик, что по возвращении школы в Москву в Третьяковской галерее была организована выставка работ, созданных в Башкирии. После окончания войны были годы учебы в Художественном институте имени В.И. Сурикова, становление братьев Ткачевых, как талантливых самостоятельных художников. Были творческие поездки по стране. Были персональные и групповые выставки в России и за рубежом. Была яркая художественная жизнь. Начиная с 1973 года Алексей Петрович Ткачев возглавляет Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Академики братья Ткачевы – неразрывное творческое содружество, вошедшее в историю мирового искусства. Официально руководителем творческой мастерской является Алексей Петрович. Но на все просмотры и встречи с художниками-стажерами братья Ткачевы всегда приходили вместе. 1950-1990-е годы – пик административной и творческой активности братьев как раз пришелся на период холодной войны. Поскольку Ткачевы были одними из ведущих советских художников, то оказались в эпицентре борьбы на фронте изобразительного искусства. Вот как о нем пишет британская журналистка Френсис Стонор Сондорс в своей книге «ЦРУ и мир искусство. Культурный фронт холодной войны»: «В разгар холодной войны правительство США вложило громадные средства в секретную программу культурной пропаганды в Западной Европе. Центральным аспектом программы было распространение утверждения о том, что её не существует. Руководство пропагандой осуществлялось в обстановке строжайшей секретности Центральным разведывательным управлением. Средоточием этой тайной кампании являлся Конгресс за свободу культуры, который с 1950 по 1967 год возглавлял агент ЦРУ Майкл Джоссельсон (Michael Josselson). Его достижения, несмотря на непродолжительное время существования, были весьма значительны. На пике своей активности Конгресс за свободу культуры имел отделения в 35 странах, его персонал насчитывал десятки работников, он издавал более 20 престижных журналов, владел новостными и телевизионными службами, организовывал престижные международные конференции, выступления музыкантов и выставки художников, награждал их призами. Его задачей было отвлечь интеллигенцию Западной Европы от затянувшегося увлечения марксизмом и коммунизмом и привести её к воззрениям, более подходящим для принятия «американского образа жизни»»2 . В сфере изобразительного искусства ЦРУ сделало ставку на авангард, поскольку в Советском Союзе он не приветствовался, а был в почете реализм. Ветеран американских спецслужб Дональд Джеймс в своем интервью 1994 года заявил: «Мы осознали, что это искусство, не имеющее ничего общего с социалистическим реализмом, может заставить социалистический реализм выглядеть ещё более стилизованным, более жестким и ограниченным, чем он есть на самом деле. Москва в те дни была крайне настойчива в критике любого рода несоответствия своим крайне жестким шаблонам. Поэтому сам собой напрашивался вывод, что все так неистово критикуемое в СССР, стоит поддерживать в той или иной степени. Конечно, в делах такого рода поддержку можно было оказать только через организации или операции ЦРУ…»3 . Тайная программа книгоиздания, задуманная ЦРУ, – пишет Эдуард Федорович Макаревич, – «шла параллельно с программой продвижения абстрактного экспрессионизма в живописи. Отдел международных организаций ЦРУ начал с того, что собрал лучших художественных критиков Америки того времени. Они обосновали важность абстрактного искусства и необходимость спонсорской поддержки его со стороны просвещенного бизнеса…»4 . ЦРУ разработало международную программу продвижения абстрактного экспрессионизма. «Здесь вложился Фонд братьев Рокфеллеров. А музей современного искусства в Нью-Йорке, действуя по этой программе, начал экспорт работ художников-абстракционистов. Союзником музея выступил журнал «Лайф», который выдвинул идею «свободного предпринимательства в искусстве», выразив ее в образе и стилистике абстрактного экспрессионизма. Экспорт этого направления предусматривал международную пятилетнюю программу, которая включала проведение тридцати трех международных выставок работ современных американских художников и скульпторов»5 . Но вот в 1991 году прекратил свое существование Советский Союз и вместе с ним пал соцреализм. Началось возрождение русской классической реалистической школы (без социалистической идеологической составляющей), выдвинувшей из себя выдающихся мастеров изобразительного искусства. Однако американские спецслужбы не изменили своих приоритетов на культурном фронте – продолжили поддержку различных нетрадиционных направлений. В этих суровых условиях братья Ткачевы не повелись на дешевую конъектуру, не изменили реализму. Своим творчеством и самоотверженным служением Родине на ниве изобразительного искусства и педагогической деятельности они во многом поспособствовали этой Русской весне в живописи, начавшейся задолго до Русской весны 2014 года. Да и картины братьев Ткачевых в своем большинстве посвящены жизни деревне, природе, трудовой жизни простых людей в сельской местности – традиционные темы отечественного реалистического искусства, еще с начала 19 века.
Возвращение к русской традиции произошло для них безболезненно, органично. Еще в советское время они работали в этой традиции. Не менее плодотворной оказалась и педагогическая деятельность братьев Ткачевых. Алексей Петрович часто говорит своим ученикам: «Мы с братом Сергеем учились у Сергея Герасимова. Герасимов учился у Коровина и Левитана. Коровин и Левитан учились у Саврасова. Вот она прямая линия традиции от Саврасова до вас – современных художников». Они воспитали и подготовили целую плеяду выдающихся современных художников, продолживших традицию русской реалистической живописи: Д. Шмарина, М. Фаюстова, В. Худякова и многих других. Их вклад в русское изобразительное искусство неоценим. Недавно Алексей Петрович отпраздновал свое 98-летие. Но и сегодня, когда Россия противостоит половине мира, он продолжает свою плодотворную деятельность, возглавляет ряды бойцов культурного фронта. Доброго здоровья, творческих успехов и многая лета великому русскому патриоту и художнику. 1 https://clck.ru/35yX2n |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||