Для остатков столичной интеллигенции три события последних дней превратили новостную ленту в нечто подобное фильму про Фредди Крюгера.
Сначала замелькали сообщения, что самый отмороженный за всю историю России убийца русской академической культуры Капков покидает пост столичного министра. И московской интеллигенцией великий плач гельманоидов и пусироидов по Капкову был воспринят, как салют Победы.
Но вскоре выяснилось, что сводка с культурного фронта об освобождении Москвы от капковских захватчиков была ошибочной.
И крокодильи слезы капковцев в Интернете сменились ликованием. А аллигаторово ликование - это уже не для слабонервных.
Но кульминацией стала речь Президента В.В. Путина на Валдае, в которой он призвал восстанавливать роль русской культуры и литературы.
То есть, по-настоящему страшно стало именно после путинской речи.
То есть, до путинской речи еще оставалась надежда на то, что капковщина в Москве, как и всякая зараза, стала результатом всего лишь дремучего невежества нашей высшей власти. Казалось, что, например, когда-нибудь появится у президента хоть один культурный советник или помощник, и глаза ему на значение нашей национальной культуры откроет.
Но, оказывается, Президент знает цену преступной деятельности Капкова. Вот цитата из президентского выступления на Валдае:
"Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение".
То есть, если президент говорит о необходимости сбережения культуры и морали и одновременно отдает культуру и мораль в руки Капкову, значит, от нашей русской культуры, от наших не только христианских, а и, например, от мусульманских ценностей, от наших "формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности" уже в ближайшее время ничего не останется.
Но спасибо хотя бы за анестезию.
Все патриоты от валдайской речи Президента впали в состояние эйфории.
Значит, даже не почувствуют они утраты своего человеческого достоинства.
Николай ДОРОШЕНКО
Виктория СОКОЛОВА, кандидат философских наук
Недавнее сообщение о том, что
Сергей Капков
больше не будет руководить культурой Москвы, привело в ужас всю столичную прогрессивную общественность. Какая без него может быть культура? «… Всё хорошее, что за эти годы случилось в городе с парками, музеями, театрами — заслуга Капкова и той команды, на которую он в городе опирался, пишет на сайте «Места, который раньше были похожи на чудовищный «совок», вдруг зажили, в них пришла публика, всё «вздохнуло», – делится с корреспондентом «Капков — … Именно деятельность Сергея Капкова принесла обывателям светлое ощущение перемен к лучшему в городе. А в среде продвинутой молодежи почти аксиомой стало мнение, что все положительные изменения – это его заслуга. Правда, отчего-то там и сям раздаются и голоса недовольных. Но что с них взять – ретрограды и мещане, «поколение дожития», говоря словами свободолюбивой Божены Курицыной. СПРАВКА: ![]() Вспомним любопытное: ведь это именно ему после выборов 2007 года передал свой мандат Владимир Путин, занимавший в то время пост президента. И что сделал депутат Капков? Путинский мандат… он Назначение удивительным образом совпало с желанием Дарьи Жуковой, гражданской жены Абрамовича, получить в парке помещение для принадлежащего ей центра современного искусства «Гараж» – под руководством Капкова парк срочно начинают избавлять от «совковости». А уже через полгода он возглавляет столичный департамент культуры и начинает все активнее переделывать город. Двух лет оказалось достаточно, чтобы впереди ![]() Трудно не заметить, с какой интенсивностью ставленник Абрамовича изменяет культурную ментальность столицы, бросая на это огромные ресурсы. В новую же ментальность не вписываются ни Маяковский, ни Булгаков, ни Рубцов, ни патриотический Музей авиации, ни дух российских библиотек, ни наивная сказочность «совковых» детских театров… Культурным символом столицы при бывшем депутате от «Единой России» становятся растущие как грибы после дождя «Музеи современного искусства» – именно о причастных к ним сказал Михаил Шемякин: «Я рисую и леплю, а они писают и какают». В то время как покровитель Капкова вкладывает сотни миллионов в Хёрстов, Фройдов и Бэконов, его протеже переформатирует московскую (читай, русскую) культуру на деньги государственные. Но перейдем к «достижениям», благодаря которым Капкову удалось стать иконой московских хипстеров – список этот поистине огромен. Они распределены по рубрикам под условными названиями «Разрушенные музеи», «Разгромленные театры», «Уничтожаемые ДК и библиотеки», «Общественные пространства как символ развращения Москвы». РАЗРУШЕННЫЕ МУЗЕИ Музей Маяковского 15 сентября возле легендарного музея Маяковского на Лубянке прошли прощальные чтения. Отныне музей закрыт – «на реконструкцию». Сотрудники (кстати, большей частью молодые люди, ![]() В концепции, предложенной музейщиками, конструкции затрагивать не предполагалось. Все работы, предваряемые обмерами экспозиции и её тщательной технической фотофиксацией, должны были проводиться под неусыпным контролем авторов проекта (в первую очередь, художника Е.А.Амаспюра). Однако в 2012 году дело принимает совсем иной оборот. Неожиданно департамент культуры объявляет о том, что в 2013 году, в год 120-летия со дня рождения поэта, музей решено закрыть на капремонт с полным или частичным демонтажом экспозиции. Далее спешно смещают с должности директора музея и одного из ее создателей Светлану Стрижневу. А на ее место ставят креатуру Капкова – как пишет Как мы увидим дальше, этот метод, граничащий с практикой рейдерских захватов, за последние два года Департаментом культуры отработан на «отлично». «Она не музейщик, – объясняет свою позицию научный сотрудник музея Маяковского Марина Краснова в интервью изданию Кстати, Впрочем, не суть, главное – то, что предложения опытных сотрудников по организации реконструкции отчего-то пролетали мимо ушей высшего начальства. Никаких надежных гарантий сохранения музея сотрудники до последнего так и не получили, если не считать периодических ![]() А сотрудники бы и рады верить в лучшее, только вот слухи до них долетали разные – и о К настоящему моменту Музейщики боролись и надеялись, стремясь наладить диалог с главой департамента: «С пятого раза С.А. Капков до нас всё-таки дошел… да не один, а со всей свитой, как король положения, ей-богу, – пишет Приказ о закрытии музея от них скрывали до последнего – показали только 16 сентября. «Ну что, Департамент не лишен чувства юмора, – Однако в тот же день на сайте департамента культуры появилась неожиданная информация, призванная развеять опасения чрезмерно нервных граждан. Суть ее в том, что ![]() Смущает одно: И все же – что за удивительная настойчивость и неопределенность в отношении музея, о котором когда-то было сказано: Одно из предположений еще 18 января высказал в «Истинный замысел лично мне ясен как божий день. Подруга Романа Абрамовича Дарья Жукова вроде как коллекционирует современное искусство. И у нее есть для этого целая галерея «Гараж», расположенная в Марьиной роще. Но это как-то далековато от центра нашей Москвы. Поэтому желательно иметь филиал «Гаража» в самом козырном месте. А лучшего места, чем музей Владимира Владимировича, в непосредственной близости от эпицентра государственной безопасности не найти… Пришло время Маяковского уничтожить. Потому что такой кусок недвижимости в центре Москвы слишком дорого стоит. Во всех смыслах… Его утилизируют напоследок. После нефтяной, газовой и металлургической отраслей». ? Верить ли, нет, но кто его знает – чего не сделаешь для любимой женщины хозяина? Музей Булгакова Найдите 10 отличий: Из открытого письма сотрудников музея Президенту В.В. Путину: Новый директор А.А. Раков был представлен 15 февраля 2013 г. куратором музея от Департамента культуры, заведующим Отделом музейно-выставочной работы А.В. Горяновым, назначен по совместительству, не имея никакого опыта музейной работы и опыта руководящей работы, не имея отношения к Булгакову… Назначению нового директора предшествовали следующие события. За месяц до истечения срока директорства В.Ф. Дименко, 17 января 2013 г. (четверг, в 11-00, в музее нерабочее время), представитель руководителя Департамента культуры С.А. Капкова, угрозами и шантажом в адрес В.Ф. Дименко требовал написать заявления по «собственному желанию» в т.ч., о её уходе с поста директора, а также об уходе двух сотрудников – кассира и оператора (последняя на 6-ом месяце беременности)…В случае непринятия условий – угрозы ОПЯТЬ устроить В.Ф. Дименко прокурорскую проверку… на этот раз с приписыванием экономических нарушений. Ранее проверка Межрайонной Пресненской Прокуратурой никаких нарушений не выявила. Это что за правовой беспредел, инициированный Департаментом культуры? Почему, несмотря на то, что помощники С.А. Капкова никогда не подписывают никаких документов, тем не менее, все их желания и требования волшебным образом вскоре превращаются в приказы, уведомления, трудовые договоры и прочие правовые акты, подписанные руководителем Департамента культуры Москвы С.А. Капковым? Почему сегодня руководство Департамента культуры Москвы в лице С.А. Капкова активнейшим образом навязывает всей Москве пришлых людей «из ниоткуда» и обязательно с «грантовым» образованием и таким же сознанием? Что сделал товарищ Раков А.А., чтобы заслужить должность директора Музея М.А. Булгакова?... Почему изменениями занимаются опять не профессионалы, а дилетанты?..» Говорят, в музее теперь будет здорово – видеомосты, проекторы, мультимедийные экраны. О содержательной стороне говорить опасаемся – видимо, нечто по креативу слишком масштабное, не возможное без исключительного беспредела по отношению к специалистам-булгаковедам, всецело отдающимся своему делу, без уничтожения основ и культурных традиций. Музей Рубцова Рубцовский культурно-просветительский центр был открыт в сентябре 2002 года и занимал часть площадей библиотеки № 95 ЦБС «Юго-Запад», арендовавшей их у РАН. Но библиотека закрылась, персонал был уволен, а дальнейшее существование музея оказалось под вопросом, пишет Руководители музея прошли практически все столичные инстанции, но защитников Рубцова нашлось не много. «Ответ Министерства культуры меня удивил! Оказалось, что их не интересует творческое наследие поэта Рубцова, а волнуют лишь имущественные отношения с музеем», – отметил Вячеслав Позгалёв. И только академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Анатолий Деревянко пообещал, что «музей будет сохранен, как структурное подразделение института Мировой литературы РАН», - написал в Twitter Вячеслав Позгалёв и поблагодарил всех, кто откликнулся на его просьбу о сохранении музейной экспозиции Николая Рубцова в Москве. И что в итоге? «16 мая мы получили согласие на то, чтобы положительно решить вопрос по сохранению музея Рубцова в библиотеке Института мировой литературы – в помещении, собственником которого является РАН, – Удивительно, как быстро капковская схема «модернизации» культуры в Москве была поставлена на поток. Пушкинский музей Теперь оказывается, что современное искусство надвигается на нас и в Пушкинском: отсутствие выставок современного «искусства» Лошак сразу обозначила как некую Отличительная черта всех капковских ставленников – чрезвычайная бесцеремонность: «Я не могу себе дать слишком много времени на раскачку… Я не знаю пока, какая там команда, но мне нужна будет команда современных и адекватных людей. Если придется расставаться с сотрудниками — значит, придется. Мне бы очень хотелось, чтобы … были живые люди, люди, у которых есть кураж делать современный музей… Нужно больше кураторских проектов». ![]() Здесь и далее – выставка в музее, ранее возглавляемом назначенной директором ГМИИ им. Пушкина Мариной Лошак (Источник: pravdoiskatel77) Мнение своей великой предшественницы Ирины Антоновой, ставшей президентом музея, новый директор умеет заворачивать слёту. «Ирина Александровна — сильный человек, не думаю, что ей будет легко сразу ощутить и принять то, что она уже тут не хозяйка», — сразу заявила Лошак. –«Так что тут нет вариантов — ей придется это осознать, а я буду стараться быть мягкой и с уважением все выслушивать». ![]() «А в целом все это означает всего два слова, – пишет Борис Якеменко, являющийся членом Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия, – «Прощай, Пушкинский». Скоро там будет, где плюхнуться на пол, будет вай-фай и открытые окна… Будет, как в жилище зулуса, мазня и квадратики на стенах никому не известных, кроме Лошак, «классиков». Будут «инсталляции» и кучи гопников, которые моментально стянутся на запах… Захочется попкорна и потрындеть… Не будет одного – ощущения паузы в жизни, остановки в потоке времени, ощущения присутствия при таинстве вочеловечивания Божественной красоты». ![]() Чудовищное концептуально-авангардное «искусство», – продолжает Якеменко, – потребует и чудовищной, компьютерной, расчеловеченной архитектуры, поэтому музейный квартал в Москве, задуманный Антоновой, станет очередным «торгово-развлекательным» кварталом Лошак, где можно пожрать и прошвырнуться. Как быть, если совсем уничтожить великую культуру прошлого не получается (хотя её уже не назовешь её культурой настоящего)? Всё просто: надо размазать ее тонким слоем пополам с дерьмом под заезженной формулой «улучшение общественного пространства»: « Музей авиации 12 октября 2012 года на Ходынском поле ![]() Источник фото: здесь У края площадки, со стороны ледового дворца стоит некий механизм, похожий на экскаватор. Вместо ковша у него – огромные гидравлические кусачки. На боку надпись «АвиаВторРесурс. Утилизация авиационной техники». Сомнений в его функциях у зрителей не возникло – рядом с машиной лежит куча металлических обломков и остатки двигателей вертолета. «Я очень хорошо помню этот вертолет. – пишет наблюдатель. – Ми-26 – это настоящая громадина высотой с двухэтажный дом. Пару лет назал здесь же я лазил по его огромным лопастям, каждая из которых была шириной около метра. Сидеть на лопасти вертолета – это непередаваемое ощущение. Теперь всего этого нет. ![]() Грустно… но уже в ноябре появилась информация, что на Ходынском поле построят большой торговый центр и Национальный музей авиации и космонавтики. А 21 января 2013 года стало понятно: Михаил Шемякин делится впечатлением с Согласитесь, площадей под такие зрелища в Москве не хватает. Музей истории флота 12 июля 2013 ![]() За год «Новосибирский комсомолец» посещало до 100 тысяч человек. Однако теперь «многие сотрудники уволены «по сокращению штатов». Лодка обесточена, экскурсионная работа прекращена… ». - Мне безумно жаль терять «Новосибирский комсомолец», - призналась «СП» заместитель главы администрации муниципального округа Северное Тушино Наталия Майорова. – Мы активно сотрудничали с этим уникальным музеем, радуясь, что находится он именно на нашей территории. Субмарина была центром притяжения для тех, кто приходит в парк, само собой – для школьников. На её борту, в её отсеках проходили уроки истории, а также встречи с ветеранами и с действующими моряками, в частности, родного для лодки Северного флота. Все любили этот корабль. Тем более что в Москве другого такого нет! Вы спросите, при чём здесь Капков?.. РАЗГРОМЛЕННЫЕ ТЕАТРЫ Театр Гоголя ![]() Выдержав продолжительный конфликт с актерами старой труппы, активно воспротивившимися Кстати, актер «Центра драматургии и режиссуры» Александр Сомов Сегодня «ретрограды и бездельники» заклеймены, эксперименты идут полным ходом, «Серебренников превратил непопулярный театр в современный Гоголь-центр», пишут ![]() Неутомимо реакционная газета «На сцене МХТ, одного из самых известных театров Москвы, возглавляемого О. Табаковым, идет упомянутая постановка Серебренникова «Человек-подушка». Спектакль о том, как некий сказочный герой по имени Человек-подушка приходит к детям и подстрекает их к самоубийству: подсовывает баночку с таблетками, показывает, как натянуть на голову полиэтиленовый пакет. Но одна девочка не поддается на его уговоры. И очень зря, потому что вскоре в отсутствие мамы ее начинает насиловать какой-то мужчина. И жизнь девочки становится столь печальной, что однажды она решает-таки внять доброму сказочному советчику и кончает с собой. Для усиления эффекта на сцене появляется реальная девочка 8 лет, облитая (надеемся, бутафорской) кровью и символически распятая на кресте…» ![]() В «Полароидных снимках» явлено «органичное сочетание» некрофилии и педерастии, поскольку на сцене совокупляются два представителя мужского пола, живой и мертвый. В «Голой пионерке» (само название чего стоит!) фигурирует девочка, попавшая на фронт, изнасилованная советскими солдатами и ставшая фронтовой проституткой. В спектакле «Отморозки» молодежь на сцене устраивает беспорядки, швыряет ограждения, пинает ОМОН и милиционера. В спектакле «Клеопатра и Антоний» декорации изображают сцены совокуплений. В конце спектакля действие переносится в бесланскую школу». Так вот зачем театр им. Гоголя был переименован в «Гоголь-центр»! – Следует отметить, кстати, что основная аудитория Серебренникова, по его собственному признанию, дети и молодёжь. ![]() —Сергей Александрович, вы способны признавать ошибки? – спросил Капкова в интервью журналист — Конечно. Работая, мы ошибаемся. — О чем пожалели в прошлом году? — Думаю, что с театром Гоголя можно было решить вопрос менее болезненно… Интересно, о чем он пожалел в нынешнем? Если учесть, что в июле 2013 года спектакль Серебренникова «Человек-подушка» Театр на Таганке Актрису «Театра Содружества актеров Таганки» Лидию Сергеевну Фомину ![]() «Как указывается в аналитическом материале рабочей группы при Мосгордуме «Защитим культурное пространство» (представлен на видео ниже – Ред.), благодаря усилиям Шерменевой на сценах театров появились тренды (цитируем): «имитации сношений с мебелью; имитации долгих изнасилований; пачканья экскрементами; самоубийства всех видов; резания себя ножами, пускание крови, избиение и протыкание булавками (реальное); облитые кровью актеры; несовершеннолетние дети в постановках извращенцев… грязное использование крестов и икон – был спектакль, где святой лик испачкали экскрементами, ну и, разумеется, невероятная матерщина». Театров, где это можно увидеть, по данным рабочей группы, в одной только Москве уже около 20». Невольно возникает вопрос: почему же Капков покровительствует людям с прямо-таки патологическими влечениями к теме насилия (в том числе, над детьми) и вкладывает государственные средства в пропаганду разврата? Выступление секретаря рабочей группы при Мосгордуме «В защиту культурного пространства» Екатерины Зайковой о том, что скрывается за понятием «современное альтернативное искусство», которому покровительствуют чиновники Департамента культуры У Лидии Фоминой есть и другое наблюдение: за полгода в Школе театрального лидера ускоренно готовят менеджеров по культуре, которые затем «расставляются» по театрам: «Идет рейдерский захват лучших помещений города, где находятся театры. Завтра мы и наши дети останемся без театра и без культуры». Центр драматургии и режиссуры 20 января 2013 года в Москве прошел согласованный с властями митинг «Против политики Департамента культуры столицы в области репертуарных театров и других учреждений культуры». Ситуация, конечно, вопиющая. А что предпринимает заместитель Сергея Капкова, уже известная нам своими эстетическими пристрастиями куратор театров Евгения Борисовна Шерменева? Всё правильно: Евгения Борисовна, как рассказывает Сомов, снимает директора «Центра драматургии и режиссуры», за которым числятся финансовые нарушения, и назначает туда своего человека. Своему человеку она дает поручение выводить штатных артистов из штата, заключать с ними разовые договора – то же самое, что и в остальных театрах, ничего нового. А предыдущего – «проштрафившегося» – директора она… «К сожалению, мы столкнулись с тем, что очень часто творческие проекты, очень модные на территории Москвы, зачастую просто-напросто прикрывают очень серьезные финансовые нарушения...» , – говорит Сомов. Детские театры «Департамент культуры – это не только тактика «разделяй и властвуй», но еще практика Теперь все шесть театров должны подчиняться одной (разумеется, навязанной департаментом) дирекции – по всей видимости, из Школы театрального лидера Шерменевой. Зачем нам нужны фиктивные менеджеры? – поражается Грибанова. «Это для того, чтобы ваша жизнь была лучше, еще краше. У вас все будет здорово. Мы вас оптимизируем, и вы будете работать в полном объеме, как до того», – отвечают ей и её коллегам Шерменева и Капков. В переводе на человеческий язык это означает, что отныне о этой дирекции будут зависеть все назначения, утверждение репертуара. И бонус – распределение финансовых потоков будут проходить через одни и только одни умелые руки. И что любопытно: оказывается, такая «оптимизация» «Мы требуем привлечения Капкова к уголовной ответственности!» В апреле 2012 года Сергей Капков представил труппе театра Ермоловой нового худрука – Олега Меньшикова. Казалось бы, тут нет причин для недовольства, и всё-таки… ![]() – Нами размахивают как флагом, что у нас не было конфликтов, у нас все прекрасно... На самом деле И так повсеместно: актеры жалуются – нет никакой обратной связи между ними и департаментом, между актерами и руководством, невозможно понять финансовую составляющую – они не допущены в бухгалтерию, не имеют ни малейшего права повлиять даже на репертуар… А с новыми Генеральный директор-продюсер «Русской оперной компании» Любовь Глазкова: «…Понятно, что руководство Комитета по культуре выполняет абсолютно ясный социальный заказ. …Работать с Комитетом по культуре не конструктивно и сейчас практически невозможно...» На майском круглом столе в Мосгордуме «Проблемы и конфликты в столичных учреждениях культуры: случайность или ошибки Департамента культуры города Москвы», предложения от деятелей культуры «В связи с создавшейся ситуацией мы сегодня требуем, чтобы Московская городская Дума, поставила вопрос о состоятельности работы Капкова, о вынесении ему недоверия и привлечении его к уголовной ответственности за те незаконные действия, которые допускает Департамент культуры». Ситуация с культурой в Москве похожа на тлеющий торфяник, замечают участники круглого стола. Достаточно вспомнить лето 2010-го... Будем ждать, пока полыхнёт? Пока дышать станет совсем невозможно?.. УНИЧТОЖАЕМЫЕ ДК И БИБЛИОТЕКИ В октябре 2012 года культурному фонду «Артхроника», номинировавшему Пуссей на премию Кандинского (между прочим, с призовым фондом 40 тысяч евро), департамент культуры то ли подарил, то ли отдал в безводмездное пользование ДК «Ударник» – 900 кв. м на Болотной, метро «Полянка». В ознаменование открытия новой площадки первым делом там были выставлены иконы Богородицы в извращенном виде. А ДК «ЗИЛ» (теперь Культурный центр «ЗИЛ») в 2012 году возглавила еще один партийный кадр с «Винзавода» Елена Зеленцова (на фото вместе с Сергеем Капковым – в апреле 2013 года была назначена на пост замглавы департамента культуры Москвы). Департамент выбрал это помещение в качестве пилотной площадки для программы реконструкции городских ДК. Как Свою деятельность, рассказывают журналисты газеты «Толпы батюшек», оказывается, норовили в ДК ЗИЛ «осенить тебя крестным знамением и окропить помещение»... Ужас-ужас! Поэтому Зеленцова, как пишет «Вестник», в первую очередь отменила Рождественский и Пасхальный фестивали, помножила на ноль ансамбль «Жемчужинка», вызывающий у нее идиосинкразию: «Когда я прихожу в какое-то ДК на окраине, а там сидят фольклорный ансамбль «Калинка-малинка» и народный хор «Ай-люли», у меня появляется вопрос: а почему именно они?» Как указывает Екатерина Зайкова, секретарь рабочей группы при Мосгордуме Остались библиотеки. Их в Москве 440. Чиновник Сергей Капков также объявил о намерении Вариант реформирования, к которому более всего сейчас склоняются в правительстве, выглядит так: половина бумажных фондов библиотек — в макулатуру, пишут ![]() Вопрос в другом — а что там должно быть? – задается вопросом Лекционные программы и «встречи с читателями»? Но где ж вы найдете столько лекторов, чтоб на все библиотеки и регулярно, и бесплатно. Представьте себе, вот некая центральная диспетчерская распределяет писателей — так, сегодня Татьяна Устинова выезжает на встречи в Бутово, а Захар Прилепин — на Остоженку… Книжные клубы? Звучит неплохо, но что это значит на самом деле? Читательские конференции? Новогодние елки по «литературным» мотивам? Вечера классической музыки? А нельзя просто нормальные библиотеки сделать? – наивно спрашивают некоторые. – Обеспечить их новыми поступлениями, поднять зарплаты сотрудникам?? Честно признать, что единственное достоинство библиотек — бесплатные книги для всех плюс опыт и энтузиазм значительного числа сотрудников? В Америке, к примеру, районные библиотеки – довольно популярные места, с бесплатным интернетом, журналами, удобным залом, где можно посидеть почитать. Правда, основные посетители – пенсионеры. Но наверное, это слишком просто. Вот, например, очередной протеже Капкова Борис Куприянов – владелец культового для продвинутой молодёжи книжного магазина «Фаланстер», а ныне к тому же замдиректора Московского библиотечного центра и идеолог реформирования столичных библиотек – тот ![]() Среди новых веяний — стремление сделать библиотеки «более открытыми и доступными», «расширить пространство», выписать «Афишу», GQ, Esquire, убрать, в конце концов, этот несносный «день читайки» и многие другие вещи, близкие по духу современному человеку. Примерно об этом Куприянов рассказывал коллегам и на дне «Открытой библиотеки» в Новой Голландии, пишет в «..Поначалу все шло хорошо – слушали, смеялись. Но когда Куприянов начал говорить о деньгах, я вздрогнул, предчувствуя грозу. А когда он заговорил о том, что в Москве закупками книг занимались пять сотен человек в 48 отделах комплектаций, а их заменили восемью в одном отделе и стали экономить от 15% до 35% только благодаря переходу на оптовые цены, я втянул голову в плечи. И точно! Одна замечательная девушка в очках, притворявшаяся слушательницей, оказалась библиотекарем. И она сказала, что библиотечная реформа, да. Но им в этом году деньги дали позже на полгода, да. И что Куприянов реформирует, да. А деньги, может, где прокручиваются, нет?» И Куприянов взорвался. Он сказал, что его обвинили в воровстве, и он требует извинений. Но девушка продолжала про свое. Тогда Куприянов, взвившись подстреленным оленем, бросился прочь». Но, как вы понимаете, осадочек остался. Напомним: под началом Сергея Капкова ещё остаются 88 театров, 61 музей, 27 выставочных залов и галерей, 440 библиотек и 93 дворца культуры ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СИМВОЛ РАЗВРАЩЕНИЯ МОСКВЫ Московский Зоопарк Креативная революция добралась до Московского зоопарка. Началось с того, что ещё один реформатор Антон Кульбаческий, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, хотел перенести зоопарк за город. Однако общественность восстала. И тогда Но Сергей Капков – эксперт по превращению гопников в хипстеров – точно знает, как и слона заставить Муджуса любить: урбанем и ребрендим. Даже странно повторяться: разумеется, на пост директора был выбран «эффективный менеджер», до этого к зоопаркам отношения не имеющий. Наталья Колобова – выпускница МАИ по специальности «прикладная математика», до зоопарка 19 лет проработала в банковской сфере. Признавалась, что сама была удивлена предложению его возглавить. А за разработку свежей концепции почему-то взялась ещё одна протеже Капкова – психолог и владелец частной языковой школы Юлия Десятникова, отвечающая за то, чтобы всё было как в Лондоне и Нью-Йорке. «По сравнению с ведущими мировыми зоопарками наш тянет ну в крайнем случае на 1970-е годы прошлого века, – говорила Десятникова, называющая себя «психологом модернизации». Элементарные для современности вещи, такие как компьютер, скайп, для многих сотрудников — пугающее откровение… Я очень надеюсь, что людей, разделяющих понимание необходимости перемен в зоопарке, ну хотя бы процентов тридцать». И разумеется, вскоре посыпались увольнения. Однако уволенные, оказывается, успели освоить компьютер, и потому их глоса стали долетать до общественности. ![]() Злые языки даже Однако последствия другой потрясающей коммерческой идеи под названием «покорми жирафа» (взимание платы за восхождение на помост с пучком травы) опровергнуть трудно. Она привела к трагедии – помост обрушился. Пострадали 13 человек, в том числе 8-летний мальчик, попавший в реанимацию с переломом позвоночника. «Платформа и кормежка жирафа изначально были абсолютно непозволительным аттракционом, – пишет человек, представляющийся сотрудником зоопарка. – И с точки зрения потенциального риска для психического здоровья животного, и с точки зрения опасности для жизни посетителей. Зоологи и специалисты по технике безопасности сразу предупредили об этом начальство (Колобову и коммерческого директора Акулову, которая была инициатором этого проекта). Насколько я знаю, даже имеется соответствующая служебная записка (связанная именно с тем, что платформа не соответствует правилам техники безопасности). Но эту информацию новое руководство полностью проигнорировало, как оно игнорирует подавляющее большинство рекомендаций и комментариев опытных специалистов». «Больше всего нас пугает …При внедрении новых инициатив начальство даже не думает проконсультироваться или хотя бы поставить заранее в известность специалистов. И это ужасно, потому что имеет плачевные последствия. И для людей, и для животных. Я наивно надеюсь,.. что руководство прислушается к нашим комментариям, проявит должное уважение и почувствует, что безнаказанность не может длиться вечно». Итак, оказалось, что с велосипедистами и скейтерами разобраться куда проще чем с пингвинами и обезьянами: зоопарк это не просто «развлечение плюс прибыль», а прежде всего – наука. Парки Москвы Но если что и не отнимешь у Капкова, так это тему обустройства парков. По крайней мере, здесь его поклонники будут стоять до последнего, и даже недоброжелатели приутихнут. В парках, и правда, стало чище, веселее, креативнее! ![]() Для сравнения: на субсидии на жилье очередникам по итогам 2013 года Москва направит 12,5 млрд рублей. На детские дома-интернаты страна ежегодно выделяет 70 млрд рублей. На развитие здравоохранения в РФ до 2015 года отпущено 76 млрд, а на жилье для российских военных в 2013 году – 28 млрд рублей. На развитие сельских дорог из федерального бюджета в 2013 г. выделяют 7 млрд рублей, а в целом на развитие сел России в 2013 году будет направленно 42,2 миллиарда рублей. Другими словами, деньги на развитие «общественных пространств» в Москве выделяются немалые. Но есть ли уверенность в том, что они будут потрачены эффективно – куда они будут направлены? Например, на индивидуальные шрифты для «фирменного стиля», заказанные в одной из самых дорогих студий? Бесконечное количество однолетних цветов (по 350 тыс. руб. за цветник площадью примерно 40 кв. метров, которому предстоит погибнуть на следующий год? Рулоны газонов, которые каждый год Или вот, например: Сергей Капков заявил, что в столице планируется посадить более тысячи черешен. Такое предложение, помнится, Но в одном можно быть уверенным точно: с велосипедными дорожками и WiFi департамент культуры нас не подкачает (напомним, к концу года ![]() Фото: Удивительно, но с деятельностью Сергея Капкова по обустройству парков согласны не все. «... Хоть за Александровским садом смотрит АП. У кого есть время, сходите завтра к Боровицким воротам. Теперь ту часть сада курочат, – возмущаются москвичи на сайте «Наше наследие». Старинную любимую кривую сирень зачем-то проредили, боярышник шикарный обкорнали... непонятные огроменные ангары, скамейки словно с дач новых русских 90-х… и куда делся старинный фонтан?» Парки становятся коммерческими проектами: монополизированный общепит, высокие цены. Парки становятся местом для бизнеса и отдыха. Только вот о культуре как-то забывается. Именно отсутствие культуры в парках культуры «… (раньше) в парках были раковины, летние театры; там по выходным играли духовые оркестры, и Министерство обороны с удовольствием шло на то, чтобы давать духовую музыку людям... Куда всё это делось, я спрашиваю? А мне показывают лишь статистику, что раньше в парки приходило 3 миллиона, а сейчас 11. Ну как же вам не стыдно называть эти цифры, когда у нас посещение парков бесплатное? Как их считали?..» Действительно, трудно искать культуру там, где она ассоциируется с бесплатным вайфаем. Но, к несчастью, забывается в капковских парках не только о культуре, но и об экологии. Идёт планомерное уничтожение подлеска и естественного травяного покрытия, вместо которого завозится покрытие рулонное. Оно быстро пересыхает и требует постоянных вложений из бюджета, но главное, наши дети не могут сегодня увидеть, что за травы и цветы встречаются в нашей природе. А ведь не так давно в Нескучном саду даже встречался венерин башмачок – самая прекрасная из наших северных орхидей. Основной недостаток искусственного подлеска по сравнению с естественным – то, что он не создаёт условий для поддержания биогеоценоза, не давая развиваться жизненно необходимым для выживания леса насекомым и микроорганизмам. Более того, благодаря быстрому пересыханию рулонных газонов корни деревьев лишаются естественной влаги и деревья гибнут… Именно поэтому так сражаются сейчас жители Москвы за Воробьевы горы – естественный лес в городе – не желая отдать его на откуп предприимчивым разработчикам «общественных пространств». «Мы возмущены очевидными ![]() На Воробьевых горах можно увидеть 35 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу. Инспектор Российской зеленой лиги Наталья Белова считает, что только специалисты могут благоустроить природоохранную зону не в ущерб экосистеме: «Парки культуры и отдыха ориентированы на удобство посетителей, а здесь по закону приоритет должен отдаваться обитателям природного комплекса». Представители московского правительства и Парка Горького «Но даже если Воробьевы горы сохранят природоохранный статус, у парка Горького как юридического лица есть возможность проводить закрытые тендеры без публичного контроля. Могут расставить под деревьями диваны, палатки, банкоматы, и мы узнаем об этом постфактум. Засохнут деревья, исчезнут редкие виды растений — мы не сможем это предотвратить», – утверждает Наталья Белова. Но бороться с этим трудно: парковую империю Капкова, считает Здесь также возникают дочерние структуры – скажем, специально основанное департаментом культуры ГКУ «Мосгорпарк», в бюджет на реализацию госпрограммы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы» заложено 130 млрд рублей. В июле 2013 года утверждено положение, которое устанавливает право департамента самому решать, с кем он должен согласовывать размещение «объектов, не являющихся объектами капитального строительства». Это значит, что территории многих парков, имеющих историческую ценность, могут быть выведены из сферы контроля департамента культурного наследия. И даже пиво! Вспомним – начиналась «парковая реформа» именно с громкого сноса пивных ларьков. Через две недели после введения запрета на продажу некрепких алкогольных напитков в помещениях менее 50 квадратных метров исключение было сделано именно для парков, подчиненных Департаменту культуры! Новое положение разрешает департаменту культуры заниматься вопросами торговли самостоятельно, не взаимодействуя с департаментом торговли и услуг. А чем закончится дело на Воробьёвых горах, пока говорить рано. В Москве действует «право сильного». «Эффективный менеджер – это я» Именно так, скромно и с достоинством, недавно Что и говорить – «Музеон» хорош, и в Парк культуры прийти нынче приятно. А впереди ещё «благоустройство» пешеходных улиц – например, Никольской и Арбата, из которорого ![]() Но что мы имеем в итоге? Незаметно уничтожается экологическая среда московских парков, а культурно-историческое наследие Москвы затирается, разрушается, подменяется повсеместными суррогатами – дорогими, зато весьма и весьма креативными, вызывающими бурный восторг у части горожан. Но как же быть с остальными, которые восторгов не разделяют? «Здесь люди учатся, работают и живут, – пишут участники сайта «Наше наследие». – Повсеместно ставить круглосуточные лежаки для бездельников и круглосуточно изображать из себя массовиков-затейников – значит, поощрять бездельников и превращать их жизнь в жвачку». Москва превращается в город-курорт – город бездумно и праздно шатающихся граждан, которые курсируют от места к месту, оснащенному вайфаем. Выписка из «медицинской карты» сайта «Наше наследие»: И всё это – ради «хрупкой иллюзии Европы, которую Сергею Александровичу Капкову удалось соорудить в культурном пространстве столицы»?.. http://clck.ru/8pzK8 Читайте также: КАПКОВ И КУЛЬТУРНОЕ ВРЕДИТЕЛЬСТВО |
|||
| |||