Нина КАТАЕВА
«В перекрестье рам вижу Божий храм…»


О приобретении 3х-томного издания
Николая Шипилова
звонить по тел. 8-962-965-51-64
В Союзе писателей России на вечере памяти Николая Шипилова, замечательного прозаика, поэта и знаменитого барда, состоялась презентация трехтомника его произведений. Книги в роскошной обложке изданы по инициативе владивостокского поэта Ивана Шепеты в его собственном издательстве, в редактуре Раисы Мороз.

В писательском конференц-зале над рядами поклонников творчества Николая Шипилова и его друзей так и витало – «Наконец-то свершилось! Историческая справедливость восстановлена». Дело в том, что у этого талантливейшего человека, настоящего самородка, подлинно русского гения, была совершенно необыкновенная судьба. Это был менестрель, странник, путник, объехавший с концертами всю страну, и только в дороге чувствовавший себя «как дома» («А теперь расскажи мне, Серега, отчего так прекрасна дорога?»). Автор почти двух сотен песен и баллад, среди которых всенародно известные хиты - «После бала», «Шикотан», «Пехота», «Дурак и дурнушка», он и умер в дороге, возвращаясь из Новосибирска, где провел молодые годы, домой, в Беларусь, под Минск, где все же «осел» в последнее 10-летие своей жизни. Жена Татьяна и дети Федор и Маша не дождались из той поездки главу семейства. Николай Александрович умер в смоленской больнице от инсульта, не дожив трех месяцев до своего 60-летия.

Песенное наследие Шипилова давно стало классикой жанра – его имя числится в сборнике «50 лучших бардов России», многие песни вошли в бардовские антологии. Самая знаменитая его песня «После бала», с которой Дмитрий Маликов победил в конкурсе "Песня-98" - через четверть века после того, как была написана! И одно время исполнялась под грифом – «автор слов неизвестен». Эта пронзительная песня поразила известного всем барда Юрия Кукина, в интернете можно найти его исполнение, которое он предваряет словами восхищения, адресованными автору. Которого также нашел много лет спустя. В песне поется о разноцветных листьях, которые осень не щадя срывает с деревьев, но как много вы передумаете о жизни и обо всем на свете за эти несколько минут… Шипилов был призером множества фестивалей и конкурсов авторской песни. Пел и в больших концертных залах, и в воинских частях, и на палубах военных кораблей, и даже в космосе побывала кассета с его песнями, на станцию «Союз» ее брали с собой космонавты.

Николай родился в семье офицера в Южно-Сахалинске, а вырос в предместье Новосибирска, в железнодорожном поселке. И героями его рассказов и романов, за которые он был удостоен десятком литературных премий, были окружающие его простые люди. Биография у будущего писателя складывалась, как по заказу.Работал экскаваторщиком, учился в авиационном техникуме и пединституте. Первые стихи опубликовал в 18 лет, в «молодежке», а пел он всегда. Потому и решил пойти в артисты хора, в новосибирскую оперетту. Работал на телевидении, где озвучил песнями не меньше сотни передач. «Николая Шипилова, утверждает известный новосибирский музыкант, руководитель ансамбля «Ретро» Александр Жагоров, можно поставить в один ряд с Шукшиным и Высоцким. Ему также удалось выразить то сокровенное, о чем в глубине души думают люди, что они подсознательно чувствуют, порой и не понимая этого. В его песнях и стихах много правды, которая нас всех объединяет. Мне кажется, нам предстоит еще многое разгадать в его творчестве».

Счастливая жизнь в Новосибирске оборвалась с гибелью первой жены Ольги, памяти которой он посвятил несколько романсов. Вот здесь и ухватила его в свои объятья дорога, и начался период почти десятилетних скитаний – жизнь без дома, без крова и даже без прописки. Ездил по стройкам, шабашил. Но в это же время, в 1993 году, на Всесибирском совещании молодых писателей Николая Шипилова сенсационно открыли для большой литературы. Известный сибирский писатель Вячеслав Шугаев, выступая на телевидении по итогам совещания, сказал, что познакомившись с шипиловскими рассказами, «испытал эстетический шок». Это правда, прозрачность и простота прозы Шипилова, с тайным изяществом повествующей об обыденной жизни, роднит ее с пушкинскими рассказами. «…Нас обняла милосердная русская провинция: с ее сказочно-трогательными «дураками и дурнушками», чеховским Ванькой Жуковым, дворовым футболом, заводскими мужиками-соседями, фронтовиками – героями «пехоты-пехотурушки», терпеливыми бабами и женщинами, больными детьми, верной дружбой и роковой любовью», - пишет критик Лариса Баранова-Гонченко, сделавшая много добра для писателя и в реальной жизни. Николай одно время жил в Новгороде, наездами бывал в Москве, в конце 80-х окончил Высшие литературные курсы, в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель» и «Современник» у него вышли три книги. Впоследствии он работал в литературном журнале, был секретарем Союза писателей России.

На вечере Николая Шипилова – для большинства, Колю – вспоминали с улыбкой, да он и сам светло и с хитринкой улыбался с портрета. Говорили о том, как много он, сам вроде неприкаянный, помогал людям. Оказывается, именно он привез в Москву, разглядев талант, Михаила Евдокимова, будущего барнаульского губернатора, поддержал клоуна Александра Шелковникова, прославившегося на Западе. Профессор Литинститута Владимир Смирнов рассказал, как вместе с Шипиловым участвовал в писательских поездках по Молдавии, по Дунаю, в Мурманск, в Вышний Волочёк, и насколько ярким и эмоциональным было общение с ним. «В Коле ощущался трагический надрыв русского человека, о котором писал Достоевский, - сказал Владимир Павлович, - но в нем и присутствовала та улыбка, которой так «не хватало Пришвину в Евангелии». Он – незабываемый наш товарищ». «Добрый, веселый, красивый брат», - сказал Раиса Мороз. «Дерзкий ушкуйник-разбойник», - добавил Смирнов. «Назвавший Россию, как никто, - «Золотая моя! Золотая!», - заметила Лариса Баранова-Гонченко. Но более всех прав, мне кажется, художник Сергей Кондрашов, написавший маслом портрет Шипилова в образе казака Григория Мелехова. А сам Николай говорил о себе: «Бард? Да нет, я не бард. Я сам по себе». И в этом ответе - он весь.

Мне, как и выступавшим на вечере критику Сергею Куняеву и писателю Вадиму Арефьеву, довелось в 2001 году проехать вместе с Николаем Шипиловым в составе писательского десанта по 100-летнему Транссибу. И мы наблюдали, как рождались в нем строки песен: «Деревья – кровные братья мои…», «А мой вагон качается в хвосте…», «На востоке цвели абрикосы…» А познакомились мы в редакции «Московского железнодорожника». И после одного из торжеств небольшой компанией отправились «слушать Шипилова» ко мне домой, я жила тогда поблизости от редакции. Николай пел тогда много, и совершенно поразив всех финальной песней из поэмы «Прощайте, дворяне!» «В перекрестье рам/ Вижу Божий храм,/Слышу тарарам колоколов…/Может, видит Бог…/Ох! Не обидит Бог…/ Выведет орлов из-под стволов». Поэма посвящена октябрьским событиям 1993 года, участником которых был автор.

Последнее десятилетие жизни Николай Шипилов провел в деревне Валерьяново под Минском. Вместе с женой, писательницей Татьяной Дашкевич, активно участвовал в возведении храма святителя Николая. Вложил в строительство немало собственных средств, пел в церковном хоре.

Читать рассказ Н.Шипилова "ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ"


Комментариев:

Вернуться на главную