Валентин КАТАСОНОВ

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

1. Иностранный капитал в России в условиях санкционной войны: чем Россия может ответить на град санкций

Санкции против России сыплются как из рога изобилия. Оценить общий ущерб от санкций, которые сыплются на Россию, пока не представляется возможным. Хотя кое-какие цифры имеются. Так, Западом принято решение о замораживании международных резервов России. Чем Россия может ответить? Многие говорят, что ответ возможен лишь в военно-политической сфере. Не могу с этим согласиться. Есть возможности ответа и в сфере экономики.

Так, блокировка операций российских банков через систему СВИФТ может рассматриваться как форс-мажор. Санкция не легитимна с точки зрения международного права, т.к. не одобрена Совбезом ООН. Стало быть, Россия, согласно канонам международного права, имеет возможность объявить дефолт по обязательствам перед всякого рода нерезидентами (иностранными юридическими и физическими лицами). А какова общая величина обязательств России перед нерезидентами?

На 1 октября 2021 года величина таких обязательств со стороны России (государственного сектора, банков, нефинансового сектора, сектора домашних хозяйств) составляла 1.180,2 млрд. долл. Это почти в четыре раза больше оцениваемой величины замораживаемых валютных резервов Российской Федерации. Так что возможности для компенсации ущерба и нанесения ответного удара неплохие.

Думаю, что в сложившейся ситуации следовало бы провести глубокую ревизию наших внешних обязательств и выяснить, насколько жизненно необходимыми для российской экономики являются те или иные активы нерезидентов. Дать оценку реального вклада иностранных инвесторов в развитие российской экономики. А также выяснить реальное происхождение активов (исходную юрисдикцию иностранного инвестора). Не дожидаясь результатов такой ревизии, необходимо принять две меры, которые должны действовать в течение чрезвычайного периода.

Во-первых, запретить иностранцам сделки с их активами в российской экономике (продажа акций и паев, переуступка требований по кредитам и займам и др.).

Во-вторых, запретить иностранным инвесторам вывод за пределы страны доходов, получаемых от активов в российской экономике.

Ряд решений властей России по этим мерам уже принят или готовится. 1 марта правительство объявило, что планирует временно ограничить иностранному бизнесу выход из российских активов.

Не дожидаясь президентского указа, Банк России 2 марта сообщил, что «для предотвращения массовой продажи российских ценных бумаг, вывода денег с российского финансового рынка и для поддержания финансовой стабильности» страны он направил предписание, которым «временно запретил брокерам исполнять поручения иностранных клиентов на продажу ценных бумаг». Банк России приостановил также перевод дивидендов иностранных инвесторов за рубеж.

Чтобы понять, насколько важна мера по запрету вывода инвестиционных доходов из России, приведу некоторые цифры. Согласно данным платёжных балансов, составляемых Банком России, в течение всех лет существования Российской Федерации объём инвестиционных доходов нерезидентов, выводимых из нашей страны, всегда существенно превышал объём инвестиционных доходов, которые поступали в Россию от зарубежных активов российского происхождения. Такое превышение называется чистым оттоком, или отрицательным сальдо баланса инвестиционных доходов. Вот величина отрицательного сальдо за последние годы (млрд. долл.): 2018 г. – 38,6; 2019 г. – 50,0; 2020 г. – 33,8; 2021 г. – 41,6.

Только за тринадцать лет (2009–2021 гг.) чистый отток инвестиционных доходов составил 547,3 млрд долл. В среднем за год потери российской экономики составили 42,1 млрд. долл. А вот раскладка по инвестиционным доходам за 2021 год (млрд. долл.): поступило в Россию – 69,2; выведено из России – 110,8. Такой высокой доходности инвесторам в мире сегодня надо ещё сильно поискать. Доходы высочайшие, а вот обещанного вклада иностранных инвесторов в виде новых технологий и оборудования, развития наукоемких производств не видно. Львиная доля инвестиций осуществляется в добычу природных ресурсов, финансовый сектор и торговлю.

Даже если бы 24 февраля не началась специальная военная операция на Украине и на Россию не обрушился бы поток санкций, следовало бы ограничить или запретить на определённый срок вывод доходов из страны, заставив иностранный бизнес реинвестировать прибыли в российскую экономику, как поступает Китай.

Сегодня эксперты обсуждают, какими должны быть действия российских властей в отношении имеющихся иностранных инвестиций. Временно заблокировали продажу активов, а дальше что? Вариантов действий много.

1. Принимаемые российскими властями меры по запрету сделок с иностранными активами и переводу прибыли за рубеж из временных сделать постоянными. По крайней мере на все время санкционной войны.

2. Осуществить выкуп иностранных активов российским государством (национализация с компенсацией).

3. Провести конфискацию иностранных активов в пользу российского государства (национализация без компенсации).

4. Разрешить покупку иностранных активов российским инвесторам.

5. Разрешить покупку иностранных активов инвесторам из дружественных стран (имеются в виду прежде всего инвесторы из Китая).

Каждый вариант имеет плюсы и минусы. Если Россия действительно хочет получить компенсацию за ущерб, связанный с замораживанием ее активов странами Запада, логичным является вариант конфискации (национализации без компенсации). Что касается национализации с компенсацией, то этот вариант сомнителен не только с политической стороны. Его реализация станет дополнительной обузой для российского бюджета, который в ближайшее время и так будет испытывать перегрузки.

Что касается «прочих инвестиций», к которым относятся кредиты, займы и ссуды, то тут очевидным вариантом является приостановка платежей как по обслуживанию, так и погашению до тех пор, пока будет действовать заморозка наших зарубежных активов. Если Запад от заморозки перейдёт к конфискации, мы должны будем просто аннулировать все ранее заключенные договора по кредитам, займам и ссудам.

В любом случае подход к иностранным активам должен быть дифференцированным. Жёсткие санкции следует применять к активам инвесторов из тех стран, которые являются инициаторами «адских» санкций в отношении России. Это в первую очередь США, Великобритания, ряд стран ЕС. Согласно данным Банка России, на 1 октября прошлого года накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) имели следующую географическую структуру (млрд. долл., в скобках – доля в % от итога по всем странам):

Кипр – 181,5 (30,5)
Великобритания – 55,0 (9,2)
Нидерланды – 47,9 (8,0)
Бермуды – 42,9 (7,2)
Ирландия – 29,4 (4,9)
Люксембург      – 29,0 (4,9)
Багамы – 27,0 (4,5)
Франция – 25,7 (4,3)
Германия – 22,9 (3,8)
Швейцария – 19,7 (3,3)

В эту десятку стран, откуда пришли наибольшие объемы ПИИ, не вошли США, которые являются главными инициаторами «адских санкций» против России. ПИИ из Соединенных Штатов составили всего 6,0 млрд. долл. (1,0%). Конечно, картинка, которая представлена на сайте Банка России, - формальная. Можно сказать, липовая. Шесть из десяти главных экспортеров капитала в Россию – офшоры и офшорные «прокладки» (Кипр, Нидерланды, Бермуды, Ирландия, Люксембург, Багамы). На них пришлось 60% всех накопленных ПИИ в России.

Этими офшорами и «прокладками» пользуются инвесторы из США, Великобритании, Франции, Германии и других западных стран, ведущих санкционную войну против России. Для примера можно привести исследование ЮНКТАД 2019 года. В нём была поставлена задача выявить непосредственного конечного инвестора (ultimate investing country), приходящего в экономику России. По данным Банка России, на конец 2017 года ПИИ из США составили 3,05 млрд. долл. А по оценкам ЮНКТАД – 39,1 млрд. долл., т. е. почти в 13 раза больше. Были также выявлены многократные занижения ПИИ из Великобритании, Германии, Франции, других стран ЕС.

Чтобы вести более прицельную и эффективную санкционную войну с Западом, нам надо иметь объективную картинку.

P.S. При принятии решений по иностранным инвестициям надо иметь в виду не только экономические аспекты вопроса, но и то обстоятельство, что иностранный капитал может оказывать сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны пребывания. Так, в январе мы были свидетелями бурных событий в соседнем Казахстане. Там важным фактором негативного развития событий стало усилившееся влияние иностранного (прежде всего, британского и американского) капитала на власти Казахстана.

Мы знаем, что в России давно введены ограничения и запреты для физических и юридических лиц – иноагентов, но почему-то забывается, что особую угрозу для безопасности страны могут представлять иностранные инвесторы.

 

2. Санкции против России – эффект бумеранга

Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 года № 79 сдвинул с мёртвой точки процесс деофшоризации российской экономики

Вашингтон и его союзники, готовя решения о санкциях против России, пытаются просчитывать последствия каждого своего санкционного шага. Просчитаем и мы. Просчитаем то, что принято называть эффектом бумеранга,  рассматривая этот эффект в узком и широком смыслах. Эффект бумеранга в узком смысле – это возможные отрицательные последствия санкций, возникающие для их инициатора даже без ответных действий со стороны государства-объекта санкций. Эффект бумеранга в широком смысле – это «негативы» для инициатора санкций в результате ответных действий страны, подвергшейся санкциям.  

Эффект бумеранга в первом смысле неизбежен при нанесении санкционных ударов по стране с крупной экономикой, вовлеченной в международные экономические отношения. Россия – страна именно с такой экономикой. По данным Федеральной таможенной службы РФ, по итогам 2021 года оборот внешней торговли России составил 789,4 млрд. долл., в том числе экспорт – 493,3 млрд. долл. (более половины пришлось на энергоресурсы), импорт – 296,1 млрд. долл. По итогам 2020 года доля России в мировом экспорте, согласно оценкам Всемирного банка, составила 1,7%. По ряду товаров доля России в мировом экспорте намного выше. Так, доля России в мировом экспорте пшеницы в сезоне 2020/21 гг. составила 19,3%.  Ее доля в мировом экспорте нефти в 2019 году (в стоимостном выражении) оценивалась в 10,5%.  

Блокировка операций, обеспечивающих платежи и расчеты России по внешней торговле, проходящих через систему СВИФТ, безусловно создают эффект бумеранга. Возможны серьезные перебои в функционировании экономик ряда стран, получающих из России нефть, нефтепродукты, природный газ, некоторые виды продовольствия, ряд продуктов химической промышленности и др. Еще 10 лет назад российский экспортный монополист "Газпром" обеспечивал 25% потребностей ЕС в природном газе, а в последние годы эта зависимость достигла 40%.

Чтобы не допустить экономического шока для стран ЕС планировщики санкций против России пытаются оставить «окна», через которые могли бы осуществляться поставки жизненно важных товаров из России.

Проблема состоит в том, что платёжные документы, проходящие через систему СВИФТ, до сих пор были преимущественно обезличенными. То есть из документов трудно (или даже невозможно) понять, какую торговую (или инвестиционную) сделку обслуживает тот или иной платеж. В Белом доме и в американском Минфине, где готовятся санкционные решения, прекрасно это понимают. Они видят выход либо в том, чтобы каким-то образом научиться расшифровывать платёжные документы (определять их привязку к конкретным сделкам), либо проводить выборочную блокировку банков. Второй подход означает, что инициаторы санкций будут пытаться определить привязку российских банков к тем или иным торговым и инвестиционным операциям и исключать из санкционных списков те банки, которые обслуживают поставки жизненно необходимых Западу товаров.

Думаю, однако, что для Запада такой селективный подход к блокировке операций, проходящих через систему СВИФТ, будет большой головной болью. Пока будет хотя бы один российский банк, исключённый из санкционных списков, он будет способен взять на себя функции проведения платежей, которые ранее выполняли банки, попавшие под санкции. На пресс-конференции вечером 27 февраля глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель огласил решения ЕС по санкциям в отношении России. Говоря о блокировке системы СВИФТ, он признал: «Отключение финансовой системы страны, которая сильно взаимосвязана с другими странами и экономиками, не может быть сделано ножницами за одну ночь».

Чтобы гарантированно заблокировать платежные операции банков России с банками других стран, необходимо не только отключить их от системы СВИФТ, но и закрыть их корреспондентские счета в США и других странах Запада. На 1 марта  никакой информации о действиях в отношении корсчетов российских банков в открытых источниках не было. Большинство экспертов склоняются к тому, что 100-процентной блокировки системы СВИФТ не будет

Даже если Запад придет к заключению, что выборочная блокировка СВИФТ не дает ожидаемого эффекта и отключит от этой системы всю Россию, смертельного удара нашей экономике это не нанесёт.

Во-первых, российские банки и компании смогут переключиться на альтернативную отечественную систему СПФС (система передачи финансовых сообщений), которая создавалась Банком России в середине прошлого десятилетия.  Да, с моей точки зрения, она недоделанная (в частности, в ней пока не более десятка иностранных пользователей, этого недостаточно для обслуживания внешнеэкономических связей России), но при желании довести эту систему до полной кондиции можно и нужно.  

Во-вторых, можно временно использовать старые методы передачи сообщений по платежам и расчетам (почта и факс).

В-третьих, можно и нужно изучить и применить на практике опыт Ирана, который уже долгие годы живет без системы СВИФТ (этот опыт – тема отдельного разговора).

Глава комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков следующим образом прокомментировал решения Запада по блокированию СВИФТ для России: «Я бы сказал, что это не смертельное решение. Конечно неприятное, но не смертельное. Иран уже десятилетие без SWIFT и ничего, живет, не умирает. А для Запада это – выстрел себе в ногу. Это будет болезненное решение не только для РФ, но и для других стран, которые с нами взаимодействуют. Если не будут поступать финансовые потоки из России в Европу, то Европа не сможет рассчитываться с той же Америкой и так далее. Решение очень тяжелое, с последствиями для тех, кто его принимает».

Очень серьёзным эффект бумеранга может оказаться для компании, управляющей системой СВИФТ (создана 49 лет назад, зарегистрирована в Бельгии).  Компания СВИФТ уже многие годы заявляет, что она вне политики. Она действительно не желает участвовать в санкциях, тем более нелегитимных (не одобренных Совбезом ООН). Однако она находится в юрисдикции Бельгии и Европейского союза. И США, которые традиционно являются инициаторами блокировок СВИФТ, действуют через Брюссель. Они добиваются от еврочиновников принятия решений, которые стали бы юридически обязательными для компании СВИФТ.

После отключения России от системы СВИФТ доверие к системе может быть подорвано. Другие страны почувствуют, что и с ними могут проделать такой же опыт (как и с Россией), и начнут разработку альтернативных систем передачи информации по платежам и расчетам. Особенно это касается Китая, который уже находится под некоторыми санкциями Запада. Он начал разработку системы, альтернативной СВИФТ; она называется CIPS (China International Payments System). Пока CIPS находится в эмбриональном состоянии, но отключение России от СВИФТ  может стать мощным импульсом для доработки китайской системы и втягиванию в нее банков других стран (в том числе российских).  

Запад оставляет «дырки» и в такой «адской» санкции, как блокировка международных резервов Российской Федерации. Если заблокировать («заморозить») все резервы, Россия не сможет выполнять свои обязательства по погашению внешнего государственного долга. Запад милостиво согласился, что будет дозволять России брать деньги с замороженных счетов для обслуживания и погашения обязательств по внешним долгам. Только России не следует соглашаться с такими правилами игры.

Если Запад будет использовать часть российских резервов для перевода их кредиторам, то Москва должна квалифицировать это как чистой воды грабеж, нарушение международного права. Москва должна заявить, что вводимые против России санкции являются нарушением международного права, ибо они не одобрены Советом Безопасности ООН. Следовательно эти разбойничьи санкции следует считать форс-мажором. А в соглашениях о кредитах и займах, которые заключала Москва, есть раздел, посвященный форс-мажорам, освобождающим её от выполнения своих обязательств на время действия «обстоятельств непреодолимой силы». Чётко выверенные (с точки зрения международного права) действия властей России на незаконные санкции Запада также следует рассматривать как эффект бумеранга. Ситуация в мире может измениться так, что заморозка США и их союзниками валютных резервов России будет квалифицирована как акт откровенного грабежа.  

Теперь об эффекте бумеранга в широком смысле. Этот эффект возник буквально в течение 24 часов после того, как ЕС, США и другие страны G7 обнародовали санкции. Это Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 года №79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций». В нем обозначены такие меры противодействия экономическим санкциям, как обязательная продажа 80% валютной выручки, полученной по экспортным контрактам после 1 января 2022 года; запрет с 1 марта зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории РФ банках и иных финансовых организациях; запрет с 1 марта осуществления валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа и т.д. Фактически речь идет об ограничениях по выводу из страны валюты и капиталов и о мерах, которые сдвинут с мертвой точки процесс деофшоризации российской экономики.

Также стало известно, что ЦБ РФ издал предписание, запрещающее с 12:00 28 февраля профессиональным участникам финансового рынка передавать доходы по ценным бумагам российских эмитентов иностранным физическим и юридическим лицам.  Проще говоря, вводится мораторий на вывод инвестиционных доходов. Из неофициальных источников также известно, что в правительстве готовится запрет на вывод прибыли за пределы России дочками иностранных компаний.

Всё это – меры, которые должны были быть приняты давным-давно. Деофшоризация российской экономики, введение ограничений на трансграничное движение капитала, а также на вывод дивидендов и иных доходов иностранных инвесторов из страны для западного капитала является ударом санкционного бумеранга.

Можно ожидать и ответного удара в связи с блокированием валютных резервов РФ.  Жозеп Боррель сказал, что заморозке подлежит около половины всех резервов. В абсолютном выражении это более 300 млрд. долл. Россия вправе искать способы компенсировать эту громадную потерю.  И источники компенсации доступны для российских властей. Я имею в виду активы иностранных инвесторов в нашей экономике. Для справки сообщу, ссылаясь на данные Банка России, что суммарная величина таких активов по состоянию на 1 октября 2021 года оценивалась в 1.180,2 млрд. долл. Вот основные виды активов, составляющих эту сумму (млрд. долл.): прямые инвестиции – 596,0; портфельные инвестиции – 302,7; долговые ценные бумаги – 84,7; прочие инвестиции – 275,8. Основными компонентами прочих инвестиций являются (млрд. долл.): ссуды и займы, предоставленные российским резидентам – 153,7; наличная валюта и банковские депозиты – 69,7.

А ведь значительная часть этих иностранных активов сформирована инвесторами из США, стран ЕС и других государств, принявших решения о блокировке российских валютных резервов. Например, половина акций «Газпрома» – 49,77% – оформлена в виде т. н. Американских депозитарных расписок (American Depositary Receipt – ADR). За этими малопонятными ADR стоят иностранные, прежде всего американские банки, которые наживаются на российском газе.  А вот «Сбербанк»: из 48% акций «Сбербанка», находящихся в свободном обращении, всего около 4% приходится на резидентов (российских физических и юридических лиц). Всё остальное принадлежит иностранцам. Причем в основном из двух стран – США и Великобритании. Между прочим, этим нерезидентам по итогам 2020 года было перечислено 425 млрд. рублей.

В сложившейся ситуации целесообразно провести полную ревизию иностранных активов в российской экономике. В том числе определить их страновое происхождение. И подготовить предложения по национализации той части, которая принадлежит инвесторам из США, Великобритании и других особо «дружественных» России стран. Это стало бы ответом на «адские санкции».

Истоник

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную