Александр КАЗИН,доктор философских наук, профессор
Совмещение времен
(о поэзии Андрея Реброва)

Религия и культура, как известно, далеко не одно и то же. В философии, например, существует парадокс верующего разума — именно поэтому русскую философию некоторые слишком строгие мыслители не считают философией вообще. В искусстве тот же вопрос встаёт перед верующим художником: зачем нужны стихи или романы, если обратившейся к Господу душе место в храме? Вспомним выбор Гоголя или Льва Толстого, фактически отказавшихся от искусства (и своего, и чужого) ради Бога. С другой стороны, именно гению христианства культура обязана величайшими псалмами и акафистами, соборами и иконами. Более того, Сам Бог как творец мира назван в православном вероучении великим Поэтом (см., например, «Беседы на Шестоднев» св. Василия Великого) — в отличие, скажем, от безличного восточного абсолюта, для которого вся вселенная со всей её поэзией и прозой есть не более чем сон (майя). Я думаю, что соотношение искусства и веры — это важнейший вопрос современной художественной практики: одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Его нет. Есть, правда, ещё третьи — постмодернисты, которые говорят, что они «вне схватки», но они лукавят.

Совершенно другой духовно-художественный опыт демонстрирует нам в двух своих новых книгах Андрей Ребров. Первая из них называется «Выбор» (СПб., 1997), вторая — «Глубокие выси» (СПб., 2002). По времени разница в 5 лет, но по существу гораздо больше.

В «Выборе» автор-герой произведения — это человек, решительно и бесповоротно принявший благовестие Христа. В этом плане можно даже заметить, что самосознание поэта несколько отличается от фактического положения вещей. Ребров хочет сказать, что делает выбор между землей и Небом (не случайно на обложке изображена символическая фигура, тяжело бредущая к храму), тогда как на самом деле он его уже сделал:

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Жизнь тянулась мрачно и уныло...
Даже календарные листки
Осыпались в сумрак, как в могилу,
Будто бы увянув от тоски.
Но дохнуло горнею весною,
И отцово древо за окном
Поновилось крохотной листвою
Для вселенской встречи со Христом.
И воздухов благо-растворенье
Заструилось в дом, животворя
Духом непрестанного творенья —
Ветхий листопад календаря.

Подобных стихов много в «Выборе». Ребров с самого начала предстает перед читателем как художник-христианин, уже, так сказать, определившийся с Вечностью. Во всём сборнике, включающем в себя 75 законченных поэтических текстов, я обнаружил только одно (!) стихотворение, описывающее метафизический путь вниз (где тайно скрыто Воскресение из мертвых), да и то в прошедшем времени:

У ОМУТА
...Вон с того высокого причала
В детстве видел я — как вдалеке
Женщина, отчаявшись, сбегала
По недолгой лестнице к реке...
И доныне в этой жадной пене
Мнится вызов, брошенный судьбе:
И по нескончаемым ступеням
Девочка спускается к воде...

Ответственную позицию занял в искусстве — да и в жизни — Андрей Ребров! Не говоря уже о том, что нет ничего сложнее для художника, чем изображение «положительного человека» («прекрасное трудно» — это утверждал ещё Платон), само заявленное в его первой книге состояние души — скорее область сакрального, чем эстетического. Быть может, именно по этой причине прочитать «Выбор» сразу от начала до конца нелегко — там «всё об одном». Правда, это одно есть единое па потребу, и явлено оно в чеканных строфах. Тут-то и скрывается главный парадокс (антиномия) религиозного художества: если ты уже с Богом, то земля остается где-то внизу...

Не даром, однако, великие христианские святые возвращались после своих подвигов в мир, к людям. Я не сравниваю, разумеется, современного петербургского литератора с молитвенннками-аскетами (для того, чтобы прикоснуться к их жизни, надо побывать, например, на Валааме), но вектор этих духовных путей мне представляется близким. Во всяком случае, так читается книга «Глубокие выси». Выражаясь философским языком, это книга отраженной (отрефлексированной) веры, автор которой, побывав в раю, способен теперь писать даже об аде. Когда-то по этой дороге ходили Вергилий с Данте — пошел теперь и наш поэт. Стих Реброва в этой второй его книге становится разнообразнее, поэтическая техника — изощреннее, тематика — заметно шире. Как сказал бы музыкант, в ней появляется много новых нот, при том, что лейтмотив — прежний:

Застив маковками звезды,
Липы в парке зацвели
И казался липким воздух, —
Аж от выси до земли. —
Словно им, как сущим клеем,
С дней творения до нас,
Та цветущая аллея
С высью звездной скреплена.
Видно, нам со дня рожденья,
Будто давний сон цветной,
Помнить райское цветенье
До могилы суждено.

Цветущая аллея от звезд до могилы — вот теперь основная тема поэта. Видеть вселенную в Божьем луче так, чтобы ослепительный его свет не застилал самого тварного мира — это тоже надо уметь.

Дай Бог и дальше Андрею Реброву подтверждать свой духовный и поэтический выбор настоящим делом – такое не каждому по силам.

Подводя итог своим кратким размышлениям, напомню читателю, что высшим искусством, согласно православному вероучению, является молитва — «художество художеств». Она обожгла Данте небесным огнем, она диктовала Пушкину «Пророка». Нынешние поэты с берегов Невы, несомненно, чтут в своих произведениях эти великие тени, также как и образы Блока, Есенина, Рубцова... Высокая поэзия всегда соседствует в нашем мире с болью и верой — так и должно быть, особенно в России, где радость-страданье существования является онтологической ценой за очищение души. В замысле мирового Художника Россия есть болевая — и именно потому благодатная — точка бытия. Хорошо что в наше апокалипсическое, по многим признакам, время ещё находятся люди, готовые принять в своё писательское (словесное) дело - свет с Востока и нести его дальше. От этого поэты, конечно, не становятся апостолами, а стихи — молитвами, но с ними веселее на душе. Ведь София-Премудрость была перед Богом художницею, и веселилась перед Ним, когда Он полагал основание земли ( Притчи. 8, 29—30). О том и речь у Реброва:

ПЕРЕД МОГИЛОЙ ПУШКИНА
Просветлел небосвод на востоке,
Истончилась луна над жнивьем.
У горы, пред могилой высокой,
Постою — между ночью и днем.
В этот час, сокровенный, эфирный,
Схожий с тонкой реальностью сна,
В чутком сердце — по ангельски мирно
Совмещаются времена.
И тогда, сердцу слышится — где то
В горной рощице стук посошка,
И смиренная поступь поэта,
И её вольный отзвук в веках.
И парят над стернею осенней,
И зовут в ночедневной тиши
Светлокрылые строфы — к спасенью,
А не к грешной свободе души.

 

Вышла книга: Андрей Ребров, "ЗОРКАЯ СВЕЧА"

«Издательский дом «РОДНАЯ ЛАДОГА» 2013 г. 272 стр.

Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт- Петербурга. Издание СПб. Отд. Союза Писателей России.

В книге известного петербургского поэта Андрея Реброва, автора более ста публикаций в периодических изданиях и сборниках, собраны стихотворения разных лет. В разделах «Крылица» и «Свечения» представлены стихотворения, написанные им в молодые годы. Один из больших разделов посвящен любимому городу поэта – Санкт- Петербургу. Несмотря на приверженность к традиционным формам, в его стихотворных текстах есть неоспоримые находки и новаторство. Книга А.Реброва представляет интерес как для специалистов так и для широкого круга читателей.

В марте 1994г. Ребров А.Б. принят в члены (по рекомендациям Н. Скатова, Г. Горбовского, А.Хватова, Ю. Шестакова) Союза писателей России. Первый сборник стихотворений «Крылица» вышел в 1991году. Второй сборник стихотворений «Выбор» вышел в 1997 году. А в 2003 году увидел свет и третий – «Глубокие выси».

В настоящее время Ребров А.Б. - секретарь правления Союза писателей России, член правления СПб. Отд. Союза писателей России, член Императорского Православного Палестинского общества, член Высшего творческого совета Союза писателей Союзного государства (России и Беларуси), действ. член: Академии Российской словесности и ПАНИ. Награжден Русской Православной Церковью Почетным знаком Св. Татьяны, медалями в честь «300летия Санкт-Петербурга» и « За доблестный труд во славу Отечества», золотым орденом Международной академии культуры и искусства «Служение искусству», двумя медалями «65-летие Победы», медалью РПЦ, посвященной юбилею 1812 года. Гл. редактор журнала «Родная Ладога», директор ООО «Издательский дом «Р одная Ладога». Лауреат Всероссийского конкурса поэзии им. С. Есенина (2011г., Москва) и т.д. Живет в Санкт-Петербурге.

Основные стихотворения книги – это философско-богословская лирика. Несмотря на приверженность к традиционным формам, в его стихотворных текстах есть неоспоримые находки и новаторство. Поэт в своих произведениях стремится в инобытие, что, бесспорно, требует высочайшего напряжения, духовных и физических сил, которые он черпает в молитве, считая ее помощницей поэзии. Поэтический творческий процесс Андрея Реброва можно охарактеризовать понятием “синергия”. Книга А.Реброва представляет интерес как для специалистов так и для широкого читателя.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную