Юрий КЕКШИН (Смоленск)
Хотя и знаком я с Натальей Николаевной очень много лет, и связывает нас человеческая и творческая дружба, и поэтическое творчество ее знаю очень хорошо, но секрет ее огромного и масштабного литературного таланта для меня непостижим. Впрочем, думаю, что и сама Егорова только на пути к разгадке этой тайны – кто и по чьему велению пронзил ее таким мощным сгустком поэтической энергии, ведь написала же она несколько лет назад, пророчески промолвила «Это — глубже меня, это — дольше земли,// Это знанье древнее, чем свет». Наталья Егорова всю свою жизнь пытается разгадать эту тайну. Особенно остро это чувствуется во тьме опустившейся ночи, когда происходит диалог ее души с огромным небом, усеянном созвездиями, испускающими невидимый свет: Гляжу я всю жизнь — наглядеться никак не могу. Снегирь синица осыпали иней с ветвей. Все больше созвездий. Все больше неведомых снов. Земля шевельнется в пространстве, расступится тьма, Добавлю, что, как и в этом стихотворении, душа Егоровой во многих ее стихах соприкасается не только с небесами, но и с очертаниями и символами ее родных и милых окрестностей. Впервые о Наталье Егоровой я услышал от руководителя смоленской литературной студии, незабвенного и замечательного поэта Виктора Смирнова, в середине восьмидесятых годов прошлого века. Наташа была еще юной, когда на ее проникновенные, свежие и глубокие стихи обратил внимание классик русской советской поэзии Степан Щипачев, опубликовав о стихах Егоровой эссе в газете «Комсомольская правда». Потом Наталья жила в Москве, находилась в самой гуще литературной жизни советской столицы, а с 1991 в свои тогда еще молодые годы вела отдел поэзии газеты «День», а затем и газеты «Завтра». Там же, в столице, она пережила дни тяжкой смуты октября 1993 года и написала вершинное стихотворение о тех страшных событиях, в котором смело и однозначно явила, угадала образ Богородицы – защитницы Русского мира: Чья-то кровь на подорожнике, Тихо спит Москва убитая, Не тщеславься! Не предсказывай! Но над тайной бездорожия, Не могу не отметить, что стихотворение это было опубликовано на обложке первого номера «Литературной России», вышедшего после тех кровавых событий. Замолчите, завалы словесной трухи, Николай Златоуст среди дымной Москвы, Заикаясь, не слушался косный язык — Но изменилась ли она своим характером, своей натурой, своей душой? Нет. Она, в хорошем смысле, осталась провинциальной, а, значит, ее душа, ее сердце сохранили свежесть, непорочную привязанность к своему родному Смоленску, своим родителям – отцу, директору школы и преподавателю истории, и маме, учительнице русского языка и литературы, которые подарили ей неизгладимую любовь к русской словесности. Оттуда же – ее неистребимая распахнутая любовь к жизни и присущая русским писателям «дерзость быть вопреки». Хочется привести потрясающие строки поэта: О, прекрасен ты, мир, в переплете весны – Эти взрослые глупости мне не нужны – И далее, в этом же стихотворении, не менее напряженно и больно: В древнем мире своем, в вольном детстве своем, Наталья Егорова «прятала грозу в кулаке», да и до сих пор прячет свою душу от обид, от предательств и наветов, которые ей преподносит судьба, как настоящий поэт – терпеливо и мудро. Главная ее защита от всего темного в этой жизни – творчество, терпение, потрясающая беззащитность. Прощаю краткий выдох высоты, И говорю: с земной своей судьбой Поражает ее исповедальная любовь к своему родному городу. Смоленск для Егоровой не провинциальный городок, каковых немало в нашем Отечестве, а великий русский город, один из символов тысячелетней русской истории, город, много столетий хранящий образ Одигитрии Смоленской. Дом, в коем взрастала и ныне живет Наталья, в самом историческом центре города-героя, в шаговой доступности от него Смоленская крепостная стена, Успенский кафедральный собор, набережная великой русской реки Днепр, недалече православные церкви домонгольского периода, созданные в двенадцатом веке – храмы Петра и Павла, Иоанна Богослова, Михаила Архангела. Эти намоленные символы и образы Русского мира, русского Православия, великого города дарят ее сердцу небесный свет. Может быть, оттого творческая энергия Егоровой на удивление неистребима, не слабеет с годами, невзирая на трудности нынешнего бытия. Ее стихи о городе над великим Днепром лишены лоска и парадности, полны духовной и душевной мощи, пронизаны поэтическими глубинными символами, которые она мастерски вплетает в свою стихотворную вязь. И таких стихотворений о ее малой родине – не один десяток. Не могу не привести в пример одно из самых выдающихся поэтических произведений Егоровой о Смоленске: Пар дыханья и воздух морозный. Здесь ходили поляки и шведы А сейчас здесь ревет автострада, Но и в самой решительной схватке, Это весть о Вине и о Хлебе, Браво! До сердечной боли пронзают эти строки своей особой тонкостью и глубиной! А ее поэтический шедевр об образе Одигитрии – иконе Смоленской Божьей Матери – является, на мой взгляд, одним из лучших стихотворений в современной русской поэзии: Распахнул благодатных энергий отвес И свечою надежды горя к Небесам — О, Небесная Матерь — летящий зенит! В жгущем золоте Неба за тысячу лет Ничего, кроме радостью бьющих огней! Золотая, грядет, указуя нам путь, И хранит Богородицы город во мгле Давно заметил особенную черту в творчестве Натальи Егоровой: у нее очень сильный внутренний редактор. Видно, как она истязает себя в работе над поэтическим словом, благодаря своим сомнениям, своему строгому взыскательному оку до звука оттачивая свои произведения. Это не просто нелегко, это невыносимо трудно. Обладая от природы совершенным поэтическим слухом, она в поэтической работе очень взыскательна. Оттого и рождались, и с каждым годом все чаще рождаются под ее пером настоящие поэтические шедевры, невероятно тонкие в своих философских и жизненных смыслах: В превращеньях вполне откровенных, Крот ли мудрости в глинах нароет, Зверь с вместившим планеты сознаньем, Или же вот эти воистину симфонические строки из ее стихотворения, посвященного великому сыну земли Русской Александру Невскому, которые невозможно читать без душевного трепета: Но я воспою — не в хоругвях летящих Победу, Нет, я воспою, что на княжьем столе над Россией Но и о современниках, героях нашего Отечества и Смоленщины, не забывает ее поэтическое перо. Талантливыми поэтическими находками и образами наполнено стихотворение «Лампа Гагарина» о военном детстве уроженца смоленской земли, первого космонавта планеты Юрия Гагарина: Над темнеющим Клушиным небо — Он убогий фитиль керосинный И великий огонь Аладдина Творчество Натальи Егоровой наполнено светом – и те стихотворения, которые были написаны в младые годы высокой статной пышноволосой красавицей, и нынешние, созданные мудрой проницательной талантливой женщиной, за плечами которой десятилетия нелегкой жизни, потеря родителей, многих друзей, соратников по перу. Испытала она в полной мере и горечь наветов от завистников, – чувство, знакомое каждому настоящему художнику слова, идущему по трудной поэтической дороге, а не по графоманским узким тропинкам. Но она умеет держать тяжелые и непредсказуемые удары судьбы благодаря великому чувству любви, постоянно живущему в ее редком творческом сердце, которое проникло в ее душу вместе с небесным светом в момент ее появления в этот мир. Помогает ей жить и творить и чувство совершенного одиночества, неустанно в ней обитающее, даденное ей вместе с немалой поэтической одаренностью, хотя по образу жизни, по отношению к людям Егорова очень общительная, дружелюбная и обладает замечательным свойством бескорыстно помогать друзьям и близким. И потому над речкою и полем А я — песчинка — говорю с Тобою У нее есть стихотворения, строки которых полны драматизма, несогласия с пределом, отчаянием, простой человеческой обиды. В одном из них Егорова обращается к своему дедушке, серьезному человеку, который в пятидесятые-семидесятые годы прошлого столетия возглавлял землеустройство и землепользование Смоленской области. Поэт смотрит на него детскими глазами, но разговор получается серьезным. Вместе со старшим поколением уходит век, и в этом стихотворении идет речь о двух веках – нынешнем и минувшем: «А с тобою ушел век двадцатый – кровавый наш век,// Век, разрушивший просто и заново создавший мифы». За черной земляной межой времен, в новом тысячелетии, уходит из жизни исконное народное сказочное сознание, меняются люди, в нашем времени человек «сам себя подменил»: Душа Егоровой беспрестанно болит, когда поэт видит печальные результаты техногенной деятельности человеческой цивилизации: Сяду в травы над алою бездной. И в земной разоренной пучине, И в любовной лирике Натальи Егоровой главенствуют драматизм, тоска, тревога, ощущение конечности пространства жизни, но и присутствует дыханье живого огня, без которого чувство любви невозможно. В одном из таких стихотворений она рискует пройти по улочкам старинного города «С бессмертным алым розаном Кармен»: Пусть льется свет. Звенят восторги встречных. Не говори, что время к нам жестоко — Да есть ли смерть? И рок? И ход столетий? Для Егоровой свет и любовь неразделимы, как неразделимы совесть и честь, порядочность и благородство. Дорога жизни человеческой, это – путь к Небу, к Богу. Далеко не каждый выдерживает эту трудную дистанцию. В творчестве – особенно. Но она, шаг за шагом, преодолевает этот путь терпеливо и многотрудно: Наталья Егорова до сих пор верит в добрые приметы, оставаясь той наивной школьницей, которая искала свое верное счастье в разросшейся возле школы сирени и тех самых приметах, хотя ее неокрепшей душе уже тогда хватало бьющего за край сиянья этого вечного мира: «Что ж до меня… В серьезном или в малом,// Не счастья – о судьбе не привирай! –// Но с той поры всегда тебя хватало,// Сиянье мира, бьющее за край!» Ее натура по-детски, по-творчески противоречива, и в характере ее женском живут, перекликаясь, «никогда» и «всегда», и русская звезда ей светит «Огнем навсегда незнакомым и вечно знакомым». Но ее вера в свое предназначение и в свои творческие силы незыблема и постоянна. Егорова прекрасно осознает, что прошедшие годы безвозвратны, как недостижимы прошлые глубокие светлые чувства. Но боль этого понимания рождает в ее сердце надежду на грядущее обыкновенное человеческое счастье. Для нее невозможно «разбитое сердце»: Его не разбить ни измене, ни страсти, Совсем не случайно Наталья Егорова пришла в своем творчестве к невероятно сложной христианской теме. И это не самонадеянность поэтического мастера, а настоящее мужество одолеваемого сомнениями человека, уж она-то знала и знает, сколько ее коллег по поэтическому цеху, обращаясь к теме Русского Православия, скатились на обочину, пытаясь идти по этой дороге к Небу, но не выдержав великого духовного напряжения, которое здесь неизбежно. Егорова не просто выдержала, она денно и нощно пытается познать великую истину Того, Кто был распят, своим блистательным поэтическим словом осмысливает Небесный голос правды и вины: Так мы, беспечно споря о своем, – И вдруг нас настигает, словно гром, Над храмом разоренным облака. С постижением Христовой тайны, Господней Благодати свет ее души с годами становится все ярче, от этого и творчество Егоровой, несмотря на невзгоды и перипетии судьбы, только крепнет и талантом, и верой, и новыми творческими замыслами: Как летит куполами над реками скит! И далее, как талантливо! Как потрясающе: Русский мир! Снизошла на тебя благодать — Если одной фразой обозначить стихотворения Егоровой, посвященные Русскому Православию, на мой взгляд, это – поэтическая молитва о русском народе, Русском мире. Не только миг православной молитвы – во многих строках и строфах ее христианских стихотворений запрятаны годы, десятилетия и века: Поглядит Серафим с почерневших икон – Чувствуется, что ее истовое отношение к русскому Православию, ее память о прадеде – русском православном священнике Поречского уезда Смоленской губернии, расстрелянном в тридцатые годы прошлого столетия за веру, незыблемы, христианская вера для нее – спасение. Эта вера – одна из составляющих силы ее поэтического духа. Где ты, прадед, русский поп усталый, Под распевы древней Литургии Где ты, Русь? Колодец сгнил у стога. Егорова с раннего детства, если не с младенчества, награждена Небесами редким счастьем, имя этому счастью – большой поэтический дар, который благодаря ее сомнениям, ее невероятной работоспособности в творчестве не канул в небытие, стал бессмертным в ее бессмертной любви к людям, матери и отцу, родному Смоленску, к России, к русской поэзии. В том детстве, где ангел случайно Тот ангел сидел в изголовье, Но ангел исчез белокрылый, И не понимаю упрямо, Зачем в слабине человечьей И горю ответить нам нечем Тот ангел, как лунь, сизокрылый, Наталья Егорова, обращаясь к поэтам, и, конечно же, к самой себе, пророчески точно написала: Так ты, поэт – строкой разя, Всему творению родня Она не ищет другого огня, давно пустив в свое сердце поэтический огонь – Огонь Божий. Наталья Егорова не без препятствий и невзгод терпеливо идет своей нелегкой творческой дорогой, а, значит, дорогой к Небу. Преодолевать жизненные препятствия ей помогает ее большой, светлый и чистый талант. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||