Второе издание сборника вольных переводов и подражаний поэзии исламского мистицизма "Караван вечности", принадлежащих перу Юрия Ключникова, советского и российского поэта, эссеиста, путешественника, переводчика, автора 28 книг стихотворений, переводов, прозы и публицистики.
Книга включает вступительную статью Ю. М. Ключникова, более 620 стихотворений наиболее ярких выразителей идей исламского мистицизма, творивших с VIII по XXI вв. на огромных просторах мусульманского мира - от Египта до Индии. Представлены их биографии, авторское поэтическое переложение их трактатов и афоризмов, а также стихи-подражания и посвящения суфийским поэтам от переводчика. Кроме этого, в издание включены биография Юрия Ключникова, отзывы известных деятелей культуры о его творчестве и две статьи его сына и издателя Сергея Ключникова: "Суфизм и Россия. Три концентрических круга суфизма" и "Солнечный свет суфийской поэзии".
В отличие от первого издания, данная книга содержит большой новый раздел - "Суфийская поэзия народов России", где впервые отражены поэтические традиции исламского мистицизма в творчестве наших соотечественников и их предков, живших на территории нынешней Российской Федерации. Помимо этого, во второе издание включен ряд новых переводов поэзии мирового суфизма на русский язык.
Среди поэтов, чьи стихи присутствуют в книге, есть "строгие" суфии, принадлежащие конкретным суфийским орденам, и те, кто, вдохновившись идеями суфизма, старался писать стихи в духе суфийской поэзии. Ю. М. Ключников предлагает оригинальную трактовку творчества суфиев, утверждая, что все они принадлежат мистическому Ордену Суфийской Поэзии со своим самостоятельным путем к Богу.
Раскрытые в книге темы: жизнь и смерть, любовь к женщине как ступень любви к Богу, поиски Бога в себе, дружба и вражда, красота мира, отношения поэта и власти, а также неповторимый восточный юмор делают сборник интересным для широкого круга читателей, питающих любовь к мудрости и поэзии Востока.
Составители: Ю.М. Ключников, С.Ю. Ключников.
2-е издание, расширенное и дополненное.
СУФИЗМ И РОССИЯ. ТРИ КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ КРУГА СУФИЗМА
Если говорить о суфизме в связи с Россией, то с определённой степенью условности можно говорить о неких концентрических кругах этой традиции. Первый, или Большой круг, – это мировой суфизм, существующий в Иране, Ираке, Саудовской Аравии, Йемене, странах, которых можно назвать родиной исламского откровения. Второй, или Средний концентрический круг, – это бывшие советские республики Средней Азии и Азербайджан. Разумеется, тысячу с лишним лет назад эти страны назывались по-другому, но сути дела это не меняет, в этих землях жили суфийские поэты, которые не только обессмертили свои имена, но и прославили свои народы и государства. И, наконец, третий, или Малый концентрический круг – это земли России, а именно Кавказ, Поволжье, Приуралье, Крым. Народы, населяющие эту территорию, исповедуют ислам, и какая-то их часть принимает суфийскую традицию.
Как суфизм пришёл к нам: краткая история вопроса
Суфизм пришёл в земли, входившие в орбиту будущего Российского государства, через несколько дверей – Кавказ, Поволжье, Крым. Везде, где это произошло, суфизм приходил вместе с исламом. Суфии были передовым отрядом исламского просвещения народов, населявших эти земли и, как правило, уступавших по уровню своего развития завоевателям. Ведь за суфизмом стояла мировая духовная культура, вобравшая в себя и знание античности, и новые откровения, и мощную коммуникативную практику. Новая пассионарная религия, ставшая в XIV веке знаменем Золотой Орды, помогла создать могучую исламскую империю, которая покоряла новые территории и народы не только мечом и огнём, но и мудрым словом. Именно просвещённые суфии смягчали жестокость военачальников и вносили в духовную атмосферу того агрессивного времени отчётливые гуманистические подходы. Тем самым они работали на идею укоренения ислама на завоеванных землях порой более успешно, чем это делали ордынские священнослужители. Они сразу задавали очень высокую планку для духовных исканий человека и благодаря подробно разработанной практике совершенствования формировали целый отряд сподвижников в вере из местного населения.
На протяжении веков суфии, учившиеся в духовных заведениях арабских государств, городов Средней и Малой Азии, своим примером показывали, каким должен быть истинный верующий, и как в любых условиях можно сохранить живой дух учения, и как правильно взаимодействовать с властью. Во многих случаях, хотя не всегда и не сразу, суфии, пришедшие издалека и ассимилировавшиеся с местными народами, стали оплотом Империи. Энергия протеста, проявившаяся во время полувековой войны на Кавказе, которую вели против царской России исламские народы с участием суфиев, постепенно трансформировалась в твёрдую государственную позицию, которую заняли кавказские народы на российской территории уже в наши дни. Исследователь суфизма Кирилл Попов в своей статье «Вестнике Кавказа» справедливо указывал, что «суфии не зациклены на “геополитических” исламских концепциях (деление мира на “землю ислама”, “землю договора” и “землю войны”, подразумевающее постепенное наступление на “землю войны”), что резко отличает их от воинствующих фундаменталистов».
Суфии несли с собой высокое просвещение, которое как воздух было необходимо тогдашним малограмотным массам. Они показывали образец веротерпимости, впоследствии глубоко усвоенной мусульманскими народами многонациональной России. Суфизм помог и помогает до сих пор сохранению традиционных ценностей народов России.
Почему суфизм прижился в России? Черты российского суфизма
Пытаясь ответить на этот вопрос, нужно признать, что Россия, безусловно, оказала влияние на носителей суфийского знания, поселившихся на её территории. В первую очередь, суфизм в России, как и российский ислам в целом, терпимее к инаковости в самом широком смысле слова. У нас если суфии спорят с властью, то остаются в рамках теологических дискуссий и не призывают верующих к свержению «неправедного халифа». Последние серьёзные выступления и споры с властью в царской России относились к выступлениям Шамиля.
Во-вторых, суфизм в России более демократичен. Суфийские шейхи Чечни, Дагестана и Поволжья выходили не из аристократической среды, а из толщи народных масс, выделяясь не родовитостью, а благочестием и образованностью.
В-третьих, суфизм в России тесно связан с народным творчеством, так как собирал людей, чтобы они пели, танцевали, читали стихи, показывали свои достижения в ремёслах. Можно сказать, что российские суфии принесли с собой сам дух творчества, во многом народного, позволяющий не слепо следовать догме, а исследовать истину, облекая её в самые разные формы – научного трактата, притчи, песни, танца, стиха.
Искусство, поэзия – вот что создавало популярность и привлекательность суфизму во все времена! Чарующие поэтические образы, наполняющие арабскую, персидскую и тюркскую поэзию, породили у творческих мусульманских пассионариев Дагестана, Чечни, Карачая, Поволжья, Приуралья, Крыма желание создать собственные стихи и поэмы, вначале подражающие истокам, а затем и более самостоятельные и яркие. Если обозреть всё, что создали поэты перечисленных народов и регионов, то перед нами предстанет значительная картина. И по объёму, и по существу сделанного. И пусть среди этих поэтов не было (или пока ещё не обнаружено) гениев мирового уровня, подобных Руми, Саади, Хайяму и Хафизу, это не умаляет их творческого подвига.
Почему стихи исламских мистиков так привлекали Пушкина, Жуковского, Фета, Есенина, Гумилёва, Бунина? Почему Серебряный век в России обогатился творчеством «Общества гафизитов», вдохновлённых стихами Хафиза?
Мы убеждены, что суфизм в России прижился не случайно. Любая религия как живой организм имеет два основных направления развития. Ислам имеет шариат и тарикат. Шариат – это порядок, горизонтальная ось религии, поддерживающая личность на социальном уровне. Тарикат – это духовная вертикаль ислама, вектор нравственного развития человека. И эта вертикальная ось уходит в Абсолют, к которому устремляли свои помыслы не только мусульмане, но и российские христиане, буддисты, иудеи и даже идеалисты из числа коммунистов в XX веке. Этот «небесный вектор» ислама, как таинственный луч в тёмном небе, очень привлекал в России поэтов и мыслителей, которые всерьёз задумывались о духовном совершенствовании.
Вертикаль духовного поиска уходит не только в высоту, но и в глубину. А Россия – это страна, где явственно присутствует культура глубины. Поэтому логично, что эти две силы, Россия и суфизм, потянулись друг к другу, создавая синергию пространства духа. Сегодня суфизм, на наш взгляд, выполняет разнообразные функции в мусульманских регионах. А. М. Буттаева, говоря об исламском возрождении, утверждает, что «традиционный ислам выступает, в силу своего значительного адаптационного потенциала, своего рода амортизатором наиболее острых проявлений модернизации». Суфизм также помогает преодолеть негативные травматические последствия, которые несёт с собой для традиционного общества глобализация. В своё время президент Чечни Рамзан Кадыров признал, что только суфизм помог его народу и стране выдержать травматические последствия 90-х годов. Поскольку народы мусульманских регионов России издревле находились в орбите её культурно-цивилизационного влияния и в какой-то момент вошли в её состав, то и кавказские, поволжские, крымские поэты-суфии рано или поздно становились пророссийски настроенными духовными деятелями. Большая страна помогла сохранить республики Кавказа, их народы, историю, культуру, важной частью которой является исламская религия и суфизм. Потому суфизм сегодня – это не только явление местной духовной культуры, но фактор укрепления большой страны, великой России. И, конечно, сегодня, было весьма необходимо всячески популяризировать суфийскую культуру, искусство, поэзию. Само это издание можно считать первым шагом в реализации подобного проекта.
|
|
КАВКАЗ. ЧЕЧЕНСКАЯ СУФИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ
ИЗРЕЧЕНИЯ
(Поэтическое переложение)
1.
Хотите Господа любить,
Любите справедливость.
Старайтесь безупречным быть,
Забудьте нерадивость.
Отдайте трудовой судьбе
Весь пыл и силы в трату.
Желайте самому себе
Того, что близко брату.
Делитесь с бедными вы всем,
Чем одарит Всевышний,
И не завидуйте совсем,
Чтобы беды не вышло.
Ведь злость и зависть, как стена,
Вас отдалят от Бога,
Коль поддадитесь им – темна
И днём для вас дорога.
2.
Не оставляйте никогда
В беде единоверца.
И знайте: будет ценным дар,
Идущий лишь от сердца.
Делитесь щедро в жизни сей,
И вас поддержит Небо.
Оно ведь всех Своих друзей
Одаривает немо.
Остерегайтесь только тех,
Кого снедает зависть,
Чьё сердце злит чужой успех,
Кто в подлых оказались.
Душой стремитесь лишь к тому,
Что смертных возвышает:
К труду, надёжности, уму,
Всему, что честь внушает.
Спокойно верьте, одного
Вас с горем не оставят.
И помните: важней всего
В беде плечо подставить.
3.
Держитесь крепко за таких,
Их следуйте примеру.
Всегда найдутся «знатоки»
Внушить дурную веру.
Придерживайтесь веры той,
Что делает нас чище.
В грязи находит золотой
Порой последний нищий.
А друга своего нигде –
В делах, на поле брани –
Вы не должны бросать в беде,
Особенно коль ранен.
В душе животных веры нет.
Среди всего живого
Лишь людям стал доступен свет
Божественного Слова.
Храни же свет в душе своей
Священного Писанья,
И волю Бога разумей
В любом своём деяньи.
4.
Молите Бога, чтобы к вам
Чужое не пристало.
Не верьте слишком похвалам,
В них правды очень мало.
Любите правду всей душой.
Любите бескорыстно.
Кто любит – Богу не чужой.
В иных мирах и присно.
Дел больше добрых делай ты,
Коль к Истине нацелен,
Сажай деревья, строй мосты,
Нам путь служенья велен.
Не забывай ни стариков,
Ни сирых, ни убогих,
Трать на очистку родников,
И на ремонт дороги.
Мири супругов, возвращай
Мать к своим детям малым,
Семья – святое, избегай
Ломать её скандалом.
5.
Творец не шлёт удач в судьбе.
Он нагружает участь.
Находят Господа в себе,
Как правило, измучась.
Не сбросив скорбного венца,
Из сил последних даже,
Пройди дорогу до конца –
Она у лучших та же…
Ты должен, взор поднявши вверх,
Путь к Истине направить.
Счастливым нужно сделать всех,
Высокий След оставить!
Ты должен людям показать
Их Путь-Предназначенье,
Слова любви Творцу сказать,
Найти тропу ученья.
И если ты посмел избрать
Путь Сердца и Участья,
Рай на земле стремись создать,
Других наполнить счастьем.
6.
В молитве время проводи,
Не будешь без Вниманья,
И сердце, что стучит в груди
Нас к Истине поманит.
Молитва – это санитар,
Всё лишнее смывает,
Ведь лишнее отнюдь не дар –
Путь к Богу закрывает.
Умеренность в свой быт включи,
Кто скромен, тот приятен.
Два этих качества – ключи
В мир Божьей благодати.
Молитва – дождь, молитва – мост,
К Всевышнему дорога,
Молитва – воли нашей рост,
В ней собрано так много!
Когда мы просим у Творца,
Он слышит просьбы наши,
И наполняются сердца
Любовью, словно чаши.
7.
Того, кто слаб и кто убог,
Жалей, когда ты рядом.
Великодушье ценит Бог
Сильнее, чем обряды.
Когда-нибудь и ты найдёшь
Путь в райские покои.
Но двери Рая распахнёшь
Лишь щедрою рукою.
8.
Не бойся трудностей ни в чём!
Они даруют крылья.
Кто не живёт своим трудом,
Живёт чужим усильем.
Цените всё, что создал Бог,
Пусть даже крошку хлеба.
Любите мир, ведь он – итог
Труда и Воли Неба.
Любите даже злобных псов,
Что охраняют стадо,
И в час ночной они ваш кров
Не бросят без пригляда.
Не оставляйте никого
Без доброго вниманья.
Кто злом ответит на добро –
Не минет наказанья!
Опасны те, кто без нужды
Затеять хочет ссору,
Кто семя злобы и вражды
Бросает без разбору.
Аллах поможет, если брат
В себе вражды не носит,
Когда души высокий лад
О мире Бога просит.
Но коль назад дороги нет,
Сраженье неотложно,
Старайся меньше делать бед,
Когда сие возможно.
И вечно помни про Любовь
Творца к своим твореньям,
Не умножай земных гробов
И горя по селеньям.
Любовь зовет разумных ввысь,
В заоблачные дали.
С ней покаянью научись,
Чтоб мысли чище стали.
9.
Стремясь Аллаху послужить,
Излишеств избегайте.
Постыдно вам роскошно жить –
Вы нищим хлеба дайте!
Грешно, одеждами кичась,
Пред теми, кто в лохмотьях,
Сновать надменно каждый час,
Гордиться сытой плотью.
Всё лишнее, что есть у нас –
Еда, тряпьё, жилища,
Отсрочив с Богом встречи час,
Ведут на пепелище.
10.
Язык Любви бывает зол,
Сникают духа крылья,
Когда рассудок, как осёл,
Вершит свои усилья.
Малонадёжен интеллект.
Надёжней верить сердцу.
Не нужно тратить много лет,
Чтоб видеть к Богу дверцу.
Не нужно почестей земных,
Занятий иллюзорных.
На свете люди все равны,
Неравенство позорно!
И если равен ты другим,
Но правишь большей долей,
Отдай излишки, иль как дым
Растают в чистом поле.
Но коль отдал, к тебе они
В тот Судный День вернутся,
И твои жертвенные дни
На том Суде зачтутся.
11.
Не рвись во властный ты дворец
Ни действием, ни мыслью.
Не думай, будто рад Творец
Властителям с корыстью.
Трезвей на важный ум гляди,
Не дай ему зарваться.
К Аллаху чаще приходи
– Грехам нельзя сдаваться.
Что бы и где ни делал ты,
О Боге помни всюду,
Сражайся иль расти цветы,
Стремись приблизить чудо.
Всё делать только для Него –
Вот наше назначенье.
Не слушай больше никого,
Верь в Божье попеченье.
И каждый шаг, и каждый миг
Будь к Богу ближе, ближе.
Всё остальное – фальши блик
И спуск дальнейший ниже.
12.
Старайтесь бьющих вас прощать,
Коль в них померкнул разум.
Проступит ли стыда печать,
Раз бьющий не наказан?
Но если на его лице
Стыд до Суда не дожил,
Всевышний помнит, что в конце
Вас наградить Он должен.
Придёт ли ложь иль клевета,
Что вы не заслужили –
Вас ожидает высота,
Ради которой жили.
13.
Цените тех, кто старше вас.
Во-первых, за рожденье,
За правоту и мудрость глаз,
За ваши убежденья.
У нас земной закон – адат,
С пути не даст нам сбиться,
Мы шли всегда вперёд. Назад –
Нельзя, есть риск разбиться.
Так поминайте много раз
Святое имя Бога.
И дух наш укрепит приказ
Творца – ищи дорогу!
14.
И младшему дорогу дай,
Когда он друг традиций.
Не обещаем сладкий рай.
Обман нам не годится.
Мы дети правды и стыда,
Равняемся на мудрых.
Не одолеют нас беда
И сети речек мутных…
Откройте путь в своих сердцах,
Чтоб в них вошли свободно
Пророк, Учитель и Аллах–
Сомненья неугодны.
Учёность не приводит в Рай,
Любовь торит дорогу.
Рассудок даже невзначай
Не приведёт нас к Богу.
15.
А если вспыхнет огонёк
Сомнений – стал на путь я?
Сколь от Пророка я далёк,
От Бога в главной сути? –
Тогда умом не вороши,
Уголья тех раздумий.
Послушай сердце ты в тиши –
Оно ума разумней!
И коль оно поражено
Желаньем личной власти,
То знай, что далеко оно
От Бога, Света, счастья.
Но если в сердце злобы нет
И мысли твои чисты,
Тогда возникнет в сердце Свет
Божественный, лучистый.
И будет освещать он путь
К великому Порогу.
И будешь проникать ты в суть
Вещей, угодных Богу.
16.
Не наноси душевных ран,
Пусть даже ненароком.
Тому свидетельство – Коран,
Завещанный Пророком.
Но главное – Его дела,
Пример святых деяний,
Куда бы жизнь ни привела –
В мечеть, на поле брани.
Кто гнев умеет укрощать
И зло простил в сраженьи,
То зло, что должно нам прощать,
По древним уложеньям,
Кто имя Бога на устах
Творит, заблудших ради,
Того с любовью ждёт Аллах
В итоге в райском саде.
17.
Не ради славы вы чалму
На голове носите,
Как высший знак любви к Нему.
Всевышнего просите,
Чтоб Он помог чалмой сердца
Вам обвязать вначале.
Кто зрил сияние Творца,
От славы тот в печали.
Но тот ничтожен, кто блистать
В одеждах пышных любит,
Пытаясь праведным предстать,
Чтоб подчинялись люди.
Не спорьте с властью никогда.
Лишь Господу известно,
Кого назначить и куда,
Кому какое место.
Противны Богу те вожди,
Что правят самовластно.
От них ты милости не жди,
Но их судьба несчастна.
18.
Гуляет ложь среди людей.
Её коварен почерк.
В аду окажется злодей,
Что ложью дух морочит.
Кто сеет ложь – тот сеет мрак,
Ведёт игру без правил.
И с ним ликует Божий враг,
Что ложью миром правит.
Ложь безобразна, скверны те,
Кто стал её орудьем.
Они блуждают в темноте,
Вредя себе и людям.
Но только короток успех,
Добытый гнусной ложью,
И счастье прочно лишь у тех,
Кто видит правду Божью.
19.
Война противна Небесам!
Бывают исключенья,
Когда она на зло врагам
Нам шлёт освобожденье.
Но в ратных схватках гибнет нрав:
В боях все люди звери.
Любой враждующий неправ,
И ждут его потери.
Как счастлив в жизни, кто любя,
Довольствуется малым,
Кто может защитить себя
Пером, а не кинжалом,
К кому нисходит благодать
Лишь силою молитвы,
Кто может чувства обуздать,
Не доводя до битвы.
Кто может правду говорить
Перед любым порогом –
Таким посредник должен быть
Между людьми и Богом,
Чтоб к Истине высокий путь
Вёл праведные души,
Чтоб мы постигли жизни суть,
Законы не нарушив.
Когда судьбы услышишь зов,
И жизнь силки расставит,
К тебе Владыка двух миров
Наставника направит.
20.
Пускай скорей погаснет гнев
Законный и взаимный,
Когда мы Богу нараспев
Возносим вместе гимны!
Темны страницы новых книг.
Грядущее в тумане,
Пока ты к мысли не привык:
Аллах нас не обманет!
Тот, кто на Истины тропу
Вступил, обетом связан,
Уважить Старшего судьбу
Всей сущностью обязан.
Ведь Старший столько повидал,
И пережил так много,
Что близкий жизненный финал
Не вызовет тревогу.
И всё, что Старший накопил,
Отдаст он миру щедро.
У новичков прибудет сил
От знанья, что нетщетно.
Тот, кого Истины стезя
Влечёт, запомнить должен,
Что Младшего бросать нельзя
В его дороге Божьей.
Пусть Младший знает лишь чуть-чуть,
Пусть он умеет мало,
Зато грехов за краткий путь
Почти не совершал он.
Тот, кого Истина Пути
Зовёт, как небо ветер,
Обязан всех и без «почти»
Ценить людей на свете.
Он должен быть всегда учтив
И с этими, и с теми.
И станет сильным, победив
Лишь нафса злое бремя.
21.
Делить людей возможно всех
На два деленья главных –
Кто знает Истину и тех,
Кто знать не хочет явно.
Пророк на два делить не стал –
Спасён иль нет спасенья.
Все люди братья! - он сказал.
Иного нет решенья.
Цените же Учителей,
Вам светящих в дороге!
И уважайте всех людей.
Бог подведёт итоги.
22.
Не спорьте с властью лишний раз,
Собой не заменяйте
От Бога власть. И каждый час
Смиренье упражняйте.
У власти свой всегда отчёт
Пред Истиной и Богом.
Искателей – наперечёт.
Бог им торит дорогу.
Путь к Богу – не мирская власть.
Всегда лежит он выше.
Чтоб от напастей не пропасть,
Стремись попасть под крышу.
Жизнь как солёная вода,
Напиться невозможно.
Твори спокойствие всегда.
Всё остальное – ложно.
Души спокойствие всего
Ценней на свете белом.
Стремитесь к Истине Его
Молитвою и Делом.
К Всевышнему души полёт
Вам, словно воздух, нужен!
И радость вечная придёт,
Коль с Богом сердцем дружен.
23.
Обманчив жизни трудный путь,
Недолговечен, тленен,
Учитель раскрывает суть:
Свет Истины священен.
Утратил – слёз не лей весь год,
Пройдёт унынье мимо.
И не плоди восторгов от
Приобретений мнимых.
У Бога слиток золотой
И ком сырой землицы
Равны по стоимости той,
Что в жизни так разнится.
24.
Что в жизни важно сохранить?
Духовное богатство!
Что в душах наших будет жить?
Добро, любовь и братство!
Война, почти любая,– зло,
И дикость, и уродство,
Всё то, что от вражды пришло,
Не пахнет благородством.
Держитесь дальше от войны,
Коль враг не тронул веры.
В душе взрастут, тепла полны,
Любовь и чувство меры.
Враг не сумеет победить,
Ослабнув и без боя.
От бед старайтесь оградить
Ваш род и быть собою.
25.
Нельзя людей никак делить,
Равны все по Корану.
Мухаммед так стремился жить
В укор любым тиранам.
Старайтесь всех вы уважать,
Ни с кем вокруг не ссорясь.
Вражда не сможет удержать
Друзей, удачу, совесть.
К великой Истине ведут
Различные дороги,
Несите бережно сосуд,
Путь тариката – строгий.
26.
Животных надобно любить,
Ведь это твари Божьи,
Ценить, заботиться, кормить
И помнить о них тоже.
Нельзя стремиться на намаз,
Не накормив скотину,
Увидит зоркий Божий Глаз
Не лучшую картину.
К животным нужно отнестись
Внимательней, чем к людям,
Они пришли к вам попастись,
Не ведая, что будет.
Вы их должны не проклинать,
А выгнать осторожно.
Нельзя их мучить, убивать.
Их понимать несложно.
Птиц, кто на воле хочет жить,
И даже насекомых
Должны мюриды пощадить –
Грешно вредить живому.
27.
Ведь вся растительность жива,
Имеет тоже душу.
К чему холодные слова?
Лес надо долго слушать.
И если дерево рубить,
Так только то, что нужно.
Природу надобно любить,
Тогда она послушна.
Мюриды все должны сажать
Деревья вдоль дороги,
Чтоб тень над путником держать,
Когда устали ноги.
28.
Вода – святое из святых,
Что создано Всевышним.
Дороже слитков золотых,
Всего на свете чище.
Она великого Творца
Всё время прославляет
И омовением лица
На жизнь благословляет.
И самый страшный смертных грех –
Испортить людям воду.
Ни в родниках, ни в речках всех
Нельзя грязнить природу.
Негоже русло изменять,
Бросая в реку мусор,
Нарушить Божью благодать –
Кощунственно и гнусно.
Но тот, кто чистил родники,
Тот избежит забвенья –
Им не устанут старики
Твердить благодаренье. |
КАВКАЗ. ДАГЕСТАНСКАЯ СУФИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ
ИМАМ ШАМИЛЬ (1797–1871)
ЭПОХА ВЕДЕТ НАС ЖЁСТКОЙ ДОРОГОЙ
Над нами грохочут тяжёлые громы,
В нас стрелы судьбы беспощадно летят.
Уступками пастыри люд наш к разгрому
За век привели. Отцветает мой сад.
Эпоха ведёт нас жёсткой дорогой,
Не даст нам пощады настойчивый враг.
Наверно, мы крепко обидели Бога,
Что Он отрешил нас от Света и благ.
Кто жаждал открыто – того напоили,
Наполнены чаши, ты дно их измерь.
Увязли в своём же подкупленном иле.
В какой чаше яд, кто нам скажет теперь?
Мольба о дожде обернулась бедою,
Нам градом свинцовым ответствовал Рок,
И жизни поток своей бурной водою
Смёл крепостей наших зыбучий песок.
Коварное небо над нами глумится,
То гром посмеётся, упёршись в бока,
То молния брызнет сверкающей птицей…
Пришёл на Кавказ погребальный закат.
Разрушены духа твердыни наветом,
И тьма торжествует над солнечным светом.
Я В ДРУЗЬЯХ НЕ ОШИБСЯ
Я военных как будто не делал ошибок,
Ни в расчётах, ни шашкой в сраженьях звеня.
Был уверен в мюридах своих и наибах.
А они-то как раз и предали меня.
Думал я, будто души их крепче кольчуги, –
Не меня, но врагов берегли до конца.
Что чисты предо мной, говорили в испуге.
Да, от дружбы высокой чисты их сердца.
Делать что? За спасеньем отправился в Мекку.
Там молился всем сердцем, как только я мог.
Ох, нельзя никогда доверять человеку
До конца. Вне сомненья лишь праведный Бог.
САИД-АФАНДИ ЧИРКЕЙСКИЙ
(1937–2012)
* * *
Вы все, ушедшие в леса,
Кто дал совет вам сделать это?
На этом поприще конца
Вам не найти – ваш путь без света.
Презревших дедов и отцов
Ждёт неминуемо расплата.
Как же назвать вас, беглецов,
Кто знать не хочет шариата?
Не лгите, вёл, мол, голод нас
И чувство праведного долга.
Вас к гибели привёл соблазн
И ложь того, кто дал вам доллар.
КАК ПОБЕДИТЬ ШАЙТАНА?
(Переложение)
Один талиб из Хорасана двинулся в Ирак,
Он знание искал и много обучался,
Учёных посещал, чтобы в себе рассеять мрак,
Четыре тысячи хадисов выучить собрался.
Учителя просил своё желание учесть –
Домой вернуться захотелось после обученья.
Учитель же сказал ему: «На белом свете есть,
Полезней всех хадисов чудо-изреченье».
Конечно, ученик немедля возжелал
Узнать об этом всё, но вдруг вопрос встречает:
«Иблис в тебе живет?» – «Да», – ученик признал.
«Вселяет ли в тебя он зло?» – «Конечно же, вселяет».
«Что делаешь ты с ним?» – « Его гоню я прочь!»
«А если он опять?» – «Гоню его я снова».
Учитель захотел тогда ему помочь,
Другое подсказав решение и слово:
«Как ни гони его, прилипчив он, шайтан,
Он соберётся с силами и снова влезет в душу…
Представь – овчарка злобная и рядом с ней чабан,
Она рычит, бросаясь на тебя огромной тушей.
А ты не можешь с нею сделать ничего,
Лишь отгонять в бессилии унылом.
Она всерьёз хозяина боится своего,
Но не тебя, в тебе она не чует силы.
Не лучше ли позвать на помощь чабана?
Его негромкий окрик остудит собаку.
Так и Аллах нас защитит от бесов и от сна,
В котором тоже нам навязывают драку.
Абу Саид аль-Харази увидел иблиса во сне
Он поднял палку, чтобы дьявола ударить.
Внезапно иблис заявил ему: «Не палки страшно мне,
А Бога, что из сердца твоего меня лучом одарит».
Да осветит Аллах все лучшие сердца,
Что преданы Ему до Судного конца!
АБДУЛЛА-ХАДЖИ УРАХИНСКИЙ
(1867-1912)
* * *
Любовь к Отчизне – половина веры,
Дом на земле, Рай в Небе, свят Коран.
Хадж, зиярат – святые нам примеры.
Останься с миром, о целебный Дагестан.
Аллах всемилостив, и на Него надежда.
Любимой родины прекрасен дивный стан.
Оставить дом – боль в сердце безутешна.
Останься с миром, о целебный Дагестан.
Тут много праведников родилось, наверно.
Абумуслим раскинул здесь свой стан.
Тебя люблю за искренность, за чистоту и веру,
Останься с миром, о целебный Дагестан.
Не вечен мир, хоть из миров он лучший.
Прекрасен он, хоть много в мире стран.
Смерть не страшна, но ждём спасенья случай…
Останься с миром, о целебный Дагестан.
~ ~ ~
ТАТАРСКАЯ СУФИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ
КУЛ ГАЛИ
(1183–1236)
СКАЗАНИЕ О ЙУСУФЕ
Был праведен и чист Йусуф с далёких лет,
Увидел странный сон, ему приснился свет
Одиннадцати звёзд, что светят в вышине.
Блеск солнца ярок был, спокойней при луне.
Он к Йакубу-отцу: «Ты истолкуй мой сон.
Одиннадцать все звёзд отдали мне поклон.
Скажи, что ждёт меня, надеждой одари –
Тьма, зло и пустота иль чистый свет зари?
Задумался Йакуб, но сон истолковал:
«Во благо он тебе», – Йусуфу так сказал:
«Тебя Творец, Он щедр, одарит и сполна,
Богатство, слава, власть, завидная казна –
Всё это ждёт тебя, готовься брать дары.
И братья послужить желают с сей поры.
Готовы присягнуть одиннадцать все звёзд,
Они признают твой высокий в духе рост.
Владыки на земле, и Запад и Восток
Готовы чтить тебя, испытывать восторг.
До самых Судных Дней вручается тебе
Пророка светлый дар нести в своей судьбе».
* * *
Был сон у Зулейхи, в душе ночной возник
Нежданно для неё Йусуфа чудный лик.
Она вдруг поняла, что страстно влюблена,
Проснулась вся в слезах, опять одна, одна...
«Зачем ты, дочь моя, рыдаешь, что с тобой?» –
Спросил её отец, встревоженный судьбой. –
Поведай, что за сон тебя измучил вдруг,
Как разомкнуть теперь твоих страданий круг?»
«Поведать? Мне во сне красавец-друг пришёл,
Была счастливой я, но мне нехорошо.
Без друга мне теперь не мил весь белый свет,
Готова по нему рыдать хоть сотню лет».
* * *
Так минул целый год, у Зулейхи в глазах
Страданье, каждый день в рыданьях и слезах.
А образ страстный тот чрез год пришёл во сне:
«О, Зулейха, прошу, прислушайся ко мне!
Печалям всем своим ты укажи на дверь,
С тобой мы друг для друга созданы, поверь!
Навеки ты моя теперь, и я навеки твой.
Меня не привлечёт к себе зов женщины иной».
Наутро, вспомнив сон, боль ощутив в виске,
Призналась тогда в смятенье и тоске:
«Вот что, отец, лежит на сердце у меня».
Был поражён отец той силою огня
Любви, что дочь волнует уже целый год,
И не нашёл к болезни правильный подход.
Он лекарей призвал из самых разных мест.
Но только плохо спит она, тоскует и не ест.
Явился образ к ней во сне на третий год,
И крик её ночной прорезал небосвод:
«Скажи мне про себя, кто ты и где живёшь?
Меня незнанье ранит, словно острый нож!»
Ответил он: «Знай, Зулейха, теперь
Египтом правлю я, и ты уж мне поверь,
Мечта твоя тебя вернёт на чистый путь,
Когда ты здесь меня найдёшь когда-нибудь».
* * *
Султан великий был по имени Кытфир,
Владел Египтом он, известным на весь мир.
Ему везут письмо, в нём содержалась весть.
Кытфир его прочёл и написал ответ.
В одеждах дорогих, с венцом на голове,
Счастлива, хороша, всё было ей внове,
Ликуя, Зулейха, считала только дни,
В глазах её цвели весёлые огни.
Всё думала она: «Сбылись мечты и сны,
Увижу скоро я властителя страны.
За весть, что разожгла в душе моей зарю
Всех дервишей страны я щедро одарю».
И вот в её покой со свитою большой
Приходит властелин страны великой той.
Уходит свита прочь, и он один, без слуг,
Подходит близко к ней… Пронзил её испуг.
Он выглядел другим, чем показал ей сон,
И слишком властным был и вид его, и тон.
Но не поняв, кто он, и не узнав про чин,
Вскричала: «Вы зачем пускаете мужчин?»
Но объяснили ей рабыни, в страхе трепеща,
Что слушаться его всем нужно, не ропща,
Поскольку он султан Египетской страны,
Что звать его Кытфир, вы с ним обручены,
А значит, соблюдать обычай нужно вам!
И с криком Зулейха, изумлена словам,
Невольниц удивив, на землю пала вдруг.
Рыдал Кытфир, сразил души его недуг.
* * *
Бог от Кытфира сохранил честь Зулейхи,
В её душе пока не вызрели грехи,
Знал Он, что сердце девы Йусуфом пленено.
Кытфиру было знать о том не суждено.
И так семь лет прошли как смутный сон,
Йусуф как раб в Египет привезён.
Кытфиру донесли о том, сработала судьба.
Он Малику сказал: «Веди в предел раба!».
Но стоило Йусуфу с мыслями о ней
Войти, в его лице – сияние огней.
И только Зулейха взглянула на него –
Без чувств упала, хоть и не случилось ничего.
* * *
Кытфир тут понял: этот юноша непрост,
Что делать с ним – один большой вопрос.
Решил у Малика он выкупить раба:
«Мои слова отнюдь не похвальба.
Любую цену за него платить готов,
В моей казне вполне достанет жемчугов».
И ангелы, Йусуфа охранявшие в пути,
Подсказку дали Малику слова произнести:
«Султан, пусть слуги трудятся, не покладая рук,
И пусть с Йусуфа весить будет каждый тюк.
Иначе не продам тебе достойного раба».
Султан смирился: что же, такова судьба.
Направил слуг за грузом – сотен тысяч золотых,
Но взвесили, и всё равно не доставало их.
И сколько б ни несли шёлк, атлас, серебро,
По весу меньше весил каждый тюк с добром.
Алмазы, камни, мускус – всё мал, ничтожен вес,
И загрустил Кытфир, в долги большие влез.
Он разорён, хоть думал, что он богат, силён:
«И что теперь мне делать?» – думу держит он.
* * *
Но чудо вдруг свершилось, раб голос подаёт
И правильный совет правителю даёт:
«Пусть казначей твой заново проверит всю казну
И скажет, хватит ли богатства на страну?»
Кто объяснит, что дальше там произошло?
Но казначей вернулся с криком: «Как нам повезло!
Казна прибавилась, на всё нам хватит средств!».
И понял тут Кытфир, что этот раб – мудрец.
Он тут же разрешил любимой Зулейхе
Общаться с юношей теперь накоротке,
Хранить его покой и холить, что есть сил,
И делать ему всё, о чём бы ни просил.
* * *
Но много ли людей, взяв щедрый дар судьбы,
Способны правильно распорядиться им – увы…
Чесала гребешком его, наверно, каждый час,
И в каждый волосок вплела ему алмаз.
И не заметила, как бурно разрослась
Любовная в душе и в её теле страсть:
«Ты мне во сне явился и с тех пор
Навеки мил мне, оторвать не в силах взор.
Не жалко ни богатств любых в казне,
Чтобы желанья и мечты приблизились ко мне».
В желаньях Зулейха всегда шла до конца,
Йусуф, не захотев упасть в глазах Творца,
Взмолился: «Как мне быть?» В ответ: «Беги быстрей!
Открою пред тобой все семь Своих дверей!»
Иначе ты никак не избежишь греха,
И чистоту твою испортит Зулейха».
* * *
Йусуф бежал в ночи, Творцом своим храним,
Все семь дверей дворца открылись перед ним.
Он счастлив был, что смог себя сберечь от бед.
Но Зулейха, увы, за ним пустилась вслед.
К желаниям его она была глуха
И скоро догнала Йусуфа Зулейха.
Вцепилась за подол она его одежд,
Чтобы совсем лишить его любых надежд,
Попавши к своей страсти в кабалу,
Оторвала подол, шаг сделала ко злу.
В руках её была его пола теперь,
И путь к спасенью ей захлопнул кто-то дверь.
Пошли они вдвоём, и путь тот не был прям,
И встретили Кытфира. Но он заметил сам,
Что Зулейха бледна, с оторванной полой,
И начал им устраивать допрос подробный, злой.
Он выслушал ответ коварной Зулейхи:
«Дела мои, султан, обидны и плохи!
Сей юноша решил меня ввести в соблазн.
Что будет с тем, кто сделал так хоть раз,
Как он с твоей женой? Темница или смерть?»
И стал султан на них сурово тут смотреть.
Йусуфу он сказал: «Немедленно ответь,
Такое сделать зло ведь надобно суметь!
Тебя приняли здесь и делали добро.
Зачем нас осрамил коварно и хитро?»
* * *
Йусуф спокоен был и отвечал: «Я чист.
Поверь, властитель мой, я не дрожу как лист.
Я знаю, что я прав, она же неправа.
Её свидетель где, кто подтвердит слова?
Но есть свидетель мой, всю правду скажет он».
Властитель: «Ты о чём? Недавно он рождён.
Младенец, что о ней он скажет? Ничего!
Никак нельзя считать свидетелем его».
Но вдруг властитель речь живую услыхал,
Ребёнок произнёс, хоть был он слишком мал.
Все удивились очень, но внимать пришлось:
«Узнай же властелин, что вправду там стряслось.
Давно пора тебе читать оттенки зла.
Ты видишь, у него оторвана пола.
К тому же сзади! Как он может быть виной
Того, что якобы произошло с женой?»
С властителя страны сошёл тут весь дурман.
Он ясно увидал – жена плетёт обман.
В слова младенца он уверовал всерьёз:
«Виновна Зулейха, на том решён вопрос!».
* * *
Надев венец, Йусуф взошёл на трон.
Лишь тридцать раз встречал рожденье он.
Он лучезарен был, свет чистый излучал,
Любовь народа и придворных он снискал.
Был он учён, сметлив и ум, как острый нож,
Решал любой вопрос, знал правду, видел ложь.
И приговор его всегда был справедлив,
И каждый был судом его всегда счастлив.
* * *
Но как-то раз, когда серп лунный тонок был,
Йусуф коня куда-то торопил
И мимо проезжал несчастной Зулейхи.
Она тут вспомнила про все свои грехи
И возопила: «Глянь ты на меня!»
Йусуф остановился, слез с коня.
И, не узнав её, спросил: «Кто ты и в чём беда?
Могу ли я тебе помочь, скажи мне только “да!”»
Она в ответ ему: «Властитель! Я больна,
Стара, слепа и сердцем не вольна!
А ведь была тогда властителю женой,
Всего лишилась, словно было не со мной.
Богатство, красота – всё как в песок ушло,
Разбита моя лодка в прах, и брошено весло.
Всё в жертву принесла своей любви к тебе,
Но вновь люблю тебя во вред своей судьбе».
* * *
«Но если так сильна твоя любовь ко мне, –
Ответил ей Йусуф, – и стала ты верней,
И хочешь, чтобы я тебе поверил всё ж,
Должна ты доказать, что вовсе ты не лжёшь».
И Зулейха в ответ: «Йусуф, дай кнут мне свой,
Я только прикоснусь к нему рукой.
Увидишь ты, как страсть моя сильна,
А если нет – то я пропасть должна».
Йусуф ей отдал кнут, она его взяла
Дохнула на него и снова отдала.
Вдруг загорелся кнут, так мощно и светло,
Что руку от него Йусуфу обожгло.
* * *
И тут с Небес явился Джабраил
И волю Господа Йусуфу объявил:
«Теперь рассеян между вами мрак,
Вступи же с Зулейхой в законный брак!»
Ей ликовать бы тут, но впала в грусть она:
«Какая из меня теперь жена?
Стара, больна, слепа, и нету сил,
Вот если б Джабраил у Бога попросил,
Чтоб молодость вернул мне и красу –
Быть может, жить со мной захочет мой Йусуф…»
* * *
Йусуф молитву произнёс над ней:
Стан Зулейхи вдруг сразу стал прямей –
То волею Аллаха ангел Джабраил
Ей молодость и силы тотчас возвратил,
Вернулись к Зулейхе тогда и красота,
И зрения её былая острота.
Стал в радость им Божественный приказ.
И вот приходит свадьбы светлый час.
Три дня гостями полон был дворец,
Все славят их союз – «красавица, мудрец…»
Когда все разбрелись, сюрприз Йусуфа ждал –
Невинность Зулейхи нежданно он познал.
Спросил: «Как удалось тебе за много лет
Невинность соблюсти?» – и услыхал ответ:
«Аллах нас любит всех, Он – милосердный Бог,
Меня для нас с тобой от порчи уберёг.
Все годы во дворце – восславим мы судьбу –
Кытфир лобзал на ложе не меня – похожую рабу».
Йусуф ей: «Не могу забыть твой тяжкий грех,
Когда к дороге зла ты подвела нас всех.
Ведь если бы Аллах нас не провёл сквозь боль,
Нам не было б дано вновь обрести любовь».
Взмолилась Зулейха: «Пророк ты мой родной!
Не вспоминай порок и грех давнишний мой!
Ведь милостью, что Бог тогда нам оказал,
Он добр к нам и сейчас – и это показал».
* * *
А Джабраилу Бог вновь порученье дал,
Чтоб братьев всех своих Йусуф спокойно ждал,
Тринадцать дней ещё, в Египет держат путь,
И будет разговор, он прояснит всю суть.
Лишь только услыхал Йусуф такую весть,
Стал братьев ждать своих и взволновался весь.
Стал Бога он хвалить и сердцем ликовать:
«Давно простил их всех, ни мстить, ни убивать
Не собираюсь я». И вот они пришли,
Исполнили обет, посланье принесли:
«Спаси, Владыка, брата, столько с ним стряслось!
А нас взамен в его темницу брось».
* * *
Йусуф под деревом им встать всем приказал,
Глаза им завязал, второй приказ отдал.
Они взмолились с криком: «Нас освободи,
Страдает наш отец, его хоть пощади!
Суд нужно отменить, ведь он совсем ослеп,
Вся жизнь его почти могильный склеп».
Узнав, что потерял лишь одного из нас,
Он возопил, и сразу дух его погас.
Рыдает и скорбит, и боль слова несут.
«Пусть виноваты мы, но отмени свой суд!»
Йусуф затосковал, послушав их рассказ,
Подумал он всерьёз и дал другой приказ.
* * *
Он встал, пошёл во двор, как будто уходил,
И на верблюда сев, свой лик им всем открыл,
Когда повязки скинули с их глаз.
Сказал он им: «Давно я знаю вас!»
И эта мысль дошла до их сердец:
«Да это же Йусуф!» – воскликнул, наконец,
Один из братьев тех, другой ему вослед:
«Зачем ты всё молчишь, ответь же – да иль нет?!»
Йусуф решил сказать всю правду до конца:
«Да, я ваш брат родной, сын вашего отца.
Стать властелином мне пророчил странный сон,
Но, видно, сам Творец привёл меня на трон».
* * *
И после этих слов все братья пали ниц,
Их ужас обуял от пяток до глазниц.
И каждый, вспомнив день тот, полный зла.
Решил: теперь пора возмездия пришла!
Йусуф же милость к братьям проявил,
Взглянув на них, спокойно заявил:
«Не буду вспоминать я зло, вину вам отпущу,
Воспряньте, братья, все грехи и боль прощу».
Тут братья встали, стыд пронзил их всех насквозь,
Раскаянье пришло, рыданье началось,
И милостью Творца был каждый потрясён,
И ангелы в Раю рыдали в унисон.
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ СУФИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ
АШИК УМЕР
(1621–1707)
* * *
Красив бутон чудесных губ, и речь ещё чудесней.
Душа тебе не скажет «нет» и жаждет сладких песен.
Я раб без средств, молю Творца, стою пред дверью.
Душа тебе не скажет «нет», уж ты поверь мне.
Глаза мокры, но медлит он, с любовью сложно,
От горьких мук лекарства нет, спасенье невозможно,
До самой смерти, что придти к тебе внезапно может,
Душа тебе не скажет «нет», покой не потревожит.
Любовь храню в себе, но скорбь моя в тебе таится,
Пока я по земле брожу, «нет» не скажу, твой образ снится.
Пока душа моя чиста, и ветхий дом не пуст мой,
Она тебе не скажет «нет», Умера живо чувство.
|