Алексей КОНДРАТЕНКО, член СП России, доктор филологических наук (Орёл)

«Жить будем долго, писать будем лучше»

(К 100-летию со дня рождения Василия Рослякова)

Трудно определить двумя-тремя словами «ячейку» этого писателя в литературной истории Советского Союза и России. Военный писатель? Да, несомненно, фронтовик и партизан, автор повестей и романов о войне… Мастер «городской прозы», «деревенщик»? И это вполне верно – есть рассказы в чеховской и бунинской традициях о москвичах (сборник «Московские повести»), есть сельские истории (на склоне лет купил избушку на Владимирщине, стал почти деревенским жителем, издал книгу «Добрая осень» о Ставрополье). Так, может быть, очеркист? В значительно степени, таков – автор множества очерков, за темами для них ездил на Ангару к строителям Братской ГЭС, на КамАЗ, на прокладку газопровода Уренгой-Запад. А ещё поэт в юные годы, литературовед, преподаватель литинститута, член правления Союза писателей…

Это всё о нём – о Василии Петровиче Рослякове, о его многолетнем, каждодневном литературном труде, который стоит за названиями целой россыпи разножанровых произведений. Художник самобытный, со своим взглядом на самые разные жизненные явления и со своей свободной формой общения с читателем, он родился 17 марта 1921 года в городе Святой Крест (ныне Будённовск Ставропольского края) в крестьянской семье (можно предположить, что появился на свет не в самом городе, а в селе Архангельское, но в документах всегда указывал Будённовск). В 1937 году вступил в комсомол, два года спустя по окончании средней школы поступил на литературный факультет Московского института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского. Когда началась Великая Отечественная война, по призыву Центрального комитета комсомола в августе 1941 года стал курсантом Подольского пехотного училища. Не с тех ли суровых дней его любимой песней стала «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

В автобиографии он писал: «В составе училища с октября по декабрь 1941 года участвовал в боях против немецких захватчиков под Малоярославцем, где и попал в окружение. При выходе из окружения на линии фронта был задержан немецкими войсками. По дороге в лагерь на второй день сбежал от немецкой охраны, пользуясь лесной местностью. После этого решил идти к Брянским лесам. В январе 1942 года вступил сначала в местную партизанскую группу самообороны, а затем в отряд «Смерть немецким оккупантам». Был рядовым партизаном, участвовал в операциях по взрыву железнодорожных мостов между Брянском и станцией Синезёрки, в боях с фашистами. С июля 1942 года – сотрудник газеты “Партизанская правда”».

Современный читатель автобиографии Рослякова, написанной в 1943 году, обязательно обратит внимание на почерк – аккуратный, мелкий и убористый. Абсолютно отсутствуют грамматические ошибки, текст написан тонким пёрышком, что было редкостью в военные годы. Конечно, человек с такими способностями и прилежанием обязательно должен был оказаться на примете у партизанского командования.

Комиссар одного из отрядов Антон Фёдоров вспоминал, что редактор Николай Коротков был весёлым и добрым человеком: «Он сумел быстро сколотить трудолюбивый и боевой коллектив редакции. Его корреспонденты непрерывно выезжали в партизанские отряды для получения новых материалов в газету. Сам Николай Петрович, несмотря на сложную боевую обстановку в партизанском крае, верхом на лошади скакал в партизанские отряды для проведения партийно-политической работы и ознакомления с положением дел на местах в отрядах. Он был не только редактором газеты, но и заместителем комиссара объединённых партизанских отрядов».

Примечательно, что в личном деле, хранящемся в бывшем Орловском партийном архиве, есть небольшой листок: «тов. Рослякова В.П. направить в распоряжение секретаря Навлинского РК ВКП(б) на должность зам. редактора районной газеты. 2.I.43 г.». Подпись можно разобрать с трудом, возможно, это решение подписал редактор «Партизанской правды» Коротков. Однако молодому партизану Рослякову в освобождённом от фашистов в марте 1943 года крае нашлась иная должность: до июня он работал заведующим районным отделом народного образования в Севске. С июля 1943 года – заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Орловского обкома ВЛКСМ (в Ельце, а затем в Орле). Центральным штабом партизанского движения в сентябре 1943 года был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

В характеристике, подписанной секретарём Орловского обкома ВЛКСМ Цыганковым, отмечалось: «За время работы в аппарате обкома ВЛКСМ в должности заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации по тылу врага с июня по декабрь 1943 года показал себя активным, добросовестным, дисциплинированным, политически грамотным, морально выдержанным комсомольским работником. Имея опыт партизанской борьбы, тов. Росляков уделяет много внимания работе комсомольских организаций в партизанских отрядах. Активно принимал участие в выпуске листовок для тыла [т.е. оккупированной территории]. Им лично была написана брошюра о герое-комсомольце Владимире Рябок».

Литературные способности молодого комсомольского работника стали определяющими в его дальнейшей судьбе. Уже в декабре 1943 года Росляков был назначен на должность технического редактора Орловского книжного издательства. Через месяц стал заведовать только что созданным в «Орловской правде» отделом культуры и быта (одновременно, по сведениям на февраль 1944 года, являлся военным корреспондентом редакции).

Талантливый прозаик, а в годы войны журналист «Орловской правды», Евгений Горбов вспоминал: «В те дни наша редакция пополнилась ещё двумя работниками. Это были молодые ребята двадцати двух – двадцати трёх лет. Оба приехали из Брянских лесов, оба были партизанами и оба имели склонность к литературе. Николай Прохоров писал прозу, Василий Росляков – стихи. С их приходом наши литераторы ещё более оживились, и в самой редакции появилось творческое ядро».

Общий интерес к литературе сблизил Рослякова не только с Николаем Прохоровым, но и положил начало дружбе с другим недавним бойцом партизанского отряда, а тогда журналистом «Орловской правды» Юрием Когиновым. В свободный час они вместе ходили по улицам разрушенного Орла, мечтали о будущем, говорили о том, как станут авторами книг…

В августе 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе, Василий Росляков был награждён орденом Красной Звезды. Он оставляет работу в редакции и восстанавливается на учёбу в МГУ. В 1950 году оканчивает филологический факультет, в 1954 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Советский послевоенный художественный очерк». Спустя два года в издательстве «Советский писатель» выходит в свет его книга «Советский послевоенный очерк». Монография принесла автору признание и широкую известность (книга была и первой на такую тему, рецензентами рукописи выступили писатели Мариэтта Шагинян и Леонид Кудреватых).

Книга сразу поставила его в ряд наиболее крупных исследователей отечественной публицистики (кстати, сразу после её выхода в свет Росляков был приглашён на работу в выпустившее её издательство «Советский писатель»). В 1958 году его принимают в Союз писателей СССР, он начинает писать прозу. Как бы случайно, без предварительной договорённости принёс в редакцию журнала «Новый мир» рукопись своей первой повести – повести о войне, лиричной, нежной и столь трагичной в финале.

Рукопись попала на глаза главному редактору Твардовскому. Тот сразу отдал её в набор, отметив всего несколько погрешностей и попросив сменить вычурное название на что-то простое и точное. Так появилось заглавие «Один из нас»…

Правдивое повествование о первом, самом трагическом периоде Великой Отечественной войны вызвало большой интерес: повесть выходит во 2-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год и вскоре – отдельным изданием, затем несколько раз переиздаётся, по книге был снят художественный фильм «Первый снег».

В последующие годы из-под пера Рослякова выходят масштабные прозаические произведения: «Обыкновенная история», «От весны до весны» (о событиях «оттепели» на журфаке МГУ), «Утро» (первоначальное название «В начале дней»), «Мы вышли рано, до зари», а также рассказы и очерки.

В числе написанного Росляковым особенно выделяется роман «Последняя война» (первоначальное, рабочее название – «Здравствуй, оружие»). Первая книга романа была напечатана в «Нашем современнике» (1972, № 7, 8), в том же году издана в «Советском писателе». Вторая книга появилась в этом же журнале год спустя (1973, № 6, 7), вскоре вышла отдельным изданием – в «Современнике» (1974). Писатель и литературный критик А.И. Кондратович назвал роман «панорамным произведением, обнимающим историю партизанского движения на Брянщине».

Нет смысла пересказывать содержание книги. С документальной, хроникальной точностью Росляков показывает читателю, как в исключительно сложных условиях крепла партизанская сила в борьбе с врагом, как рождалась партизанская печать, какой яростной была борьба за души и умы людей на оккупированной территории. Росляков часто повторял: «Писатель – это память народа». И не просто повторял, а всегда старался следовать этому предназначению.

Ставропольский писатель Василий Грязев вспоминал о Рослякове так: «Душа нараспашку, любовь к цветным рубашкам, юмор, умение разговорить любого молчуна, а иногда некоторая расхристанность, что ли. За все годы нашего знакомства я никогда не видел на нём галстука».

А вот каким запомнился Росляков Ивану Подсвирову, когда приезжал в Орёл на заседание совета по русской прозе при Правлении Союза писателей РСФСР в мае 1979 года: «Внешне живой, весёлый, внутренне – страдающий человек. Не высок и не низок, плотен, броваст. Глаза синеватые, с поволокой, при виде красивой женщины водит ими, как мартовский кот. Натурально близкими к оригиналам изображает знакомых лиц, особенно подружек писателей из “литфонда переходящих жён”. Иронично, но не зло рассказывал о своих переделкинских соседях – Павле Нилине и Петре Сажине, их бесконечных препирательствах между собой».

Невзирая на обстоятельства и невзгоды, он всегда был оптимистом, всегда воодушевлял друзей и младших товарищей по перу: «Будем жить долго, писать будем лучше». А ведь кроме собственно творчества, множество сил писателя было затрачено на выполнение общественных нагрузок, редактирование, преподавание, переводы.

Он переводил на русский язык произведения прозаиков Эстонии, Молдавии, Абхазии, Туркмении, Киргизии. Выступал в качестве рецензента рукописей прозы, преподавал на факультете журналистики МГУ, в конце 1970-х годов вёл семинар в Литинституте. Был членом правления Союза писателей РСФСР с 1975 по 1990 год.

Одно из важнейших дел последних лет жизни – участие в редакционной коллегии такого масштабного проекта, как издание Библиотеки русской художественной публицистики. Более 30 сборников вышли в издательстве «Советская Россия» в 1980-е годы: Ломоносов, Радищев, Карамзин, Пушкин, Достоевский, Л. Толстой, Горький, Пришвин, А. Толстой, А. Платонов, Паустовский, Шолохов…

В послевоенные годы литературный труд Рослякова, его ратные заслуги были оценены высоко. Помимо наград 1943 – 1946 годов, он был удостоен орденов Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Дружбы народов. В 1983 году ему была присуждена премия ВЦСПС (Всесоюзный совет профсоюзов) и Союза писателей СССР.

Умер Василий Петрович Росляков в декабре 1991 года в Москве.

В плеяде авторов художественных произведений о Великой Отечественной войне имя Рослякова вряд ли можно отнести к числу наиболее известных. Однако эта «забывчивость» не делает чести тем, кто составляет рекомендательные списки и готовит тематические литературные обзоры. Росляков уже одним тем заслуживает благодарной памяти потомков, что он написал целый ряд правдивых книг о военном времени, в том числе повесть «Один из нас» и роман «Последняя война».

Поразительно, но факт: за минувшие три десятилетия после смерти писателя его произведения ни разу не выходили отдельными изданиями. В какой-то мере читательский интерес ныне могут удовлетворить электронные тексты, размещённые на ряде сайтов в Интернете. Ставропольским краевым отделением Союза писателей России совместно с администрацией города Будённовска учреждена литературная премия имени Василия Рослякова.

Но, наверное, потомки могли бы сделать ещё многое для увековечения памяти этого незаурядного писателя, для переиздания его книг.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную