Алексей МЕЩЕРЯКОВ, председатель правления Красноярского регионального отделения СП России, секретарь правления СП России (г. Красноярск)

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ

В начале этого года журнал «Российская Федерация сегодня» сформулировал вопрос: «Что мы ждём от парламентариев в новом году?» (1)

В контексте заявленной темы приведу фрагмент ответа: «Остро стоят проблемы издательства высокохудожественной литературы, особенно детской и юношеской, библиотеки просто не могут сделать заказ на таковую в нужном объёме за её отсутствием». (2)

Естественно, речь идёт только о современных авторах, пишущих для детей. Поскольку детские классики на так называемом книжном рынке представлены сегодня в полном объёме. Издание классической литературы для детей в ДОСТАТОЧНОМ количестве можно назвать одним из главных достижений последнего десятилетия в области детской литературы. Так как примерно с 2000 года началось восстановление того, что было порушено в печально памятные 1990-е. Частные издатели, многие из которых находились под идеологическим прессом либеральных лит. воззрений, к (своему) удивлению, обнаружили, что не выгодно «рушить всё до основанья», что есть, оказывается, и классическая литература, которая может пользоваться «рыночным спросом». В последние годы практически завершилась и эра экспериментаторства в школьных хрестоматиях, что «допущены министерством образования РФ», как гласит сегодняшний гриф от чиновников, допускающий те или иные издательства на «рынок школьной литературы». Однако при всех плюсах последних лет хотелось бы, чтобы общество всё же могло контролировать что и почему ДОПУСКАЮТ два-три чиновника во ВСЕ наши школы.

Говоря о достижениях (о торжестве здравого смысла) последних лет на книжном рынке классики, нельзя не сказать и о том, что в книгах от крупных издательств почти нет ошибок, а вот в мелких провинциальных издательствах корректура часто хромает. Не говоря уж об иллюстрациях, когда в лучшем случае зайцы на страницах детских книг – красные, а волки – голубые. Что также не более чем «родимые пятна либерализма» в детской литературе. В этом же ключе можно привести и другие примеры, поскольку при всём уважении к детским классикам , профессиональная редактура не помешала бы и великим. (Видимо, здесь надо проводить соответствующую работу с наследниками, но – кто ж этим заниматься-то будет?) Личный, практический пример: своим старшим детям, их друзьям и одноклассникам, я подбирал литературу в середине 1990-х, что было бы невозможно сделать, если бы не богатейшая домашняя библиотека. А младшему сыну читаю сейчас и – УСТНО редактирую – даже такого мастера слова как Константин Паустовский. А что делать, если в замечательном рассказе «Артельные мужички» ( 1949 г .) герои аж пять раз! закуривают! (В т.ч. и «гриб-пылевик» курят, что было бы смешно, конечно, если бы не было так грустно…). А к финалу артельные мужички ещё и напиваются. Девочка Варя даёт им… махорки(!) и они, «сытые и пьяные» уходят… (3) Нормально. Но поскольку это – Паустовский, можно как бы представить сие в рубрике «Классики шутят». С детьми. А что говорить о современных «детских мастерах-ломастерах»?! К примеру, в Ж(ивом) Ж(урнале) издательства «Росмэн», проводящем конкурс «Новая детская книга», один из комментаторов пишет: «Моя подруга, по совместительству – молодая мама, купила своему чаду очень дорогую по цене и по исполнению книгу. А вот с художественной ценностью оказались проблемы. Увидев на одной из страниц стихи про «накуренную лошадь», подруга книжку просто выбросила. (4) Предполагаю, что этой молодой маме гораздо труднее было бы выкинуть «русские литературные сказки»: Л. С. Петрушевской («Новые приключения Елены Прекрасной») и Э.Н.Успенского («Любимая девочка дяди Фёдора»). Ведь эти самые «сказки» не просто включены в сборник «Русская литературная сказка Х VIII -ХХ». Этот сборник «допущен» тем же МО РФ. (5) «Допущено ж!»

Если не оставлять без внимания литературу для юношества, то можно упомянуть, например, двухтомник «Русская проза второй половины ХХ века». Ведь не было бы ничего страшного в том, что туда вошли те или иные современные авторы. Если бы не тот же пресловутый гриф МО РФ «допущено»… (6) Не буду становиться на сторону тех, кто во всём ищет некие заговоры, идеологические диверсии или – того не легче – «коррупционные составляющие». (Ну, скажите на милость, какая «коррупция» может быть в Минобразования?! Это же просто смешно! Да?) Скорее всего, включение тех или иных «пишущих современников» в школьные хрестоматии с последующим «допущено» – это продукт так называемого PR . Ну, раскручен, опубличен то или иной автор, а надо ж поставить кого-то из современных, а кого же ещё-то поставить-то?! А мы ж никого ж более «не знамши»! И т.д.

Говоря о реальных достижениях с изданием классической литературы, разумеется, нужно проговорить и о дороговизне книг, о и том, что в больших городах – избыток классической детской литературы, а в районах и даже в районных центрах – недостаток. Но ведь достаточное количество вовсе не означает – необходимое. Если прояснять, сколько всё же необходимо, то энное количество снова надиктует тот же рынок. Где больше продают, там есть книжные магазины. Где нет спроса, не будет и предложения. А где совсем-совсем нет спроса, не будет и книжного магазина. Согласно опросу, проведённому ВЦИОМ в июне прошлого года, «доля тех, кто ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 годом снизилась на 9% (с 31% до 22%)». (7)

Акцент: речь идёт о взрослом(!) читающем (!!) населении. Однако сложно представить, что тот, кто не читает сам, будет читать своему ребёнку – даже если речь идёт о сказке перед сном. Конечно, может обнадёживать, что число тех, у кого в домашней библиотеке более 100 книг, возросло за последние годы на 10% (с 34 до 44%). (8) Так как ещё один опрос, проведённый ВЦИОМ в мае 2009-го, показал: 9% не ходят в библиотеки именно потому, что пользуются домашней библиотекой. А 12% респондентов всё-таки предпочитают покупать книги. (9)

Но если обратиться к опросам, зеркально отражающим, а ЧТО ЖЕ всё-таки предпочитают приобретать россияне в домашние библиотеки, то и малый огонёк оптимизма погаснет.

В такой ситуации, действительно, велика роль библиотек. Была бы. Но тот же опрос ВЦИОМ гласит: лишь 3% россиян были в библиотеке в течение последнего года. (10) И с этим в связи опять же сложно предположить, что тот, кто не идёт в библиотеку, поведёт в неё своего ребёнка.

ШКОЛЬНЫЕ библиотеки остаются сегодня как бы ни единственными хранилищами книги, храмами книги, если хотите. Небольшими, но – ЕДИНСТВЕННЫМИ для миллионов и миллионов детей. И комплектация именно ШКОЛЬНЫХ библиотек ПОД КОНТРОЛЕМ ГОСУДАРСТВА – одна из главных задач сего дня. Приведу пример, почему, на мой взгляд, крайне необходим госконтроль за тем, кто и чем комплектует региональные библиотеки. Третий год фонд известного М. Прохорова проводит в нашем крае книжную ярмарку. Третий год некие безымянные эксперты комплектуют «книжные наборы» для библиотек края, на что миллиардер Прохоров выделяет большие деньги. ЧТО идёт в наши библиотеки? Экспертиза, если таковую можно назвать экспертизой, НЕПРОЗРАЧНА. А ведь если хотя бы 10 процентов из подобного «книжного набора» составляет то жгуче-либеральное, разрушающее, что продолжают привозить ярые книго-либералы в наш край, то наверняка уж поседел не один библиотекарь и школьный учитель от таких, с позволения сказать, «книжных подарков». Но, увы, процент «либерально-эксперементальных» книг, которыми давно объелись наши столицы, продолжают сваливать в регионы. И наверняка подобного гораздо больше десяти процентов от общей массы «книжных подарков» от дяди Прохорова. Который неоднократно заявлял уважаемой публике, что сам-то он ничего не читает.

Бесспорно, плохо, что нет ГОСУДАРСТВЕННЫХ книжных магазинов, в том числе и прежде всего ДОТАЦИОННЫХ магазинов, где продавали бы детскую литературу по приемлемым ценам. И об этом я также говорил, «напутствуя» российских парламентариев. « Почему бы в регионах под эгидой минкультуры и писательских союзов не открыть хотя бы по одному государственному книжному магазину (естественно, с «детским» отделом)? Став проводниками лучших печатных изданий, такие магазины не будут накладными для казны. Ведь каждый из нас хочет воспитать своих детей и внуков нормальными людьми, полноценными членами общества, но сегодня просто не может приобрести в книжном магазине или взять в библиотеке высокохудожественную детскую литературу современных авторов». (11)

Есть ли у современных авторов, пишущих для детей, «высокохудожественные произведения»? Есть ли такие авторы сегодня? Несомненно, есть. Не буду их перечислять, так как моё мнение, как мнение любого и каждого, субъективно. Допустим, кто-то, например – издатели, читают своим детям Успенского или Петрушевскую. А для меня подобная ситуация видится, помягче сказать, диковатой, о чём, опять-таки, можно долго дискутировать.

Как получить объективную оценку? ТОЛЬКО на конкурсной основе. ТОЛЬКО в конкурсе на лучшее произведение для детей. Плюс – последующая рейтинговая оценка произведений, занявших не первое-второе-третье места, но получивших достаточно высокий балл – для составления хрестоматий современной литературы в том числе. Организатором такого конкурса может быть ТОЛЬКО государство. Поскольку, по ряду причин, сегодняшние, так называемые конкурсы, проводимые физическими лицами, в т.ч. издательствами, союзами и другими структурами, увы, не дают и не могут дать объективной оценки. Причин тому несть числа. Но одну из них просто нельзя не упомянуть. Когда подобные конкурсы проводят творческие люди, те, которые «тоже пишут для детей» в том числе, а так, как правило, и бывает, то организаторы в итоге и становятся победителями СВОЕГО или другого псевдоконкурса («по бартеру»: ты меня назначишь победителем, а я тебя «не забуду», и т.п.).

И плодятся- множатся на Руси всевозможные «лауреаты», «дипломанты», «золотые перья» и прочая, прочая, имя им легион. Что не наносит особого вреда для взрослых, грея лишь тщеславие «лауреатов», не понимающих, что их «диплом» мало чем отличается от «диплома», приобретённого в метро. А медаль – бывает ведь, и медали вручают! – сильно напоминает медальку из магазина «Сласти», изготовленную из эрзац-шоколада, ко всему прочему.

А вот многие родители, увы, запутавшиеся в сегодняшних дебрях, а по другому просто не скажешь, «детской литературы», действительно, могут купиться на «автора-лауреата». Так как у многих просто нет возможности самостоятельно оценить тот или иной текст.

Не меньший вред наносит издание детских книг «за свой счёт». Когда любой и каждый, не говоря уж про упомянутых лауреатов-мошенников, в одночасье может стать «детским писателем». В последние годы усиливается тенденция, когда подобные горе-писатели издают свои коллективные сборники «для детей», что называется, в складчину. Есть и столичные примеры подобного, и примеры региональные. Да ещё и разносятся эдакие «рыночные продукты» по школам да по книжным магазинам. Организаторы подобных сборников зарабатывают (на стадии издания) какие-то деньги, и это хорошо – наверное. Только причём здесь детская литература?

Государство и только государство с привлечением сотен, а то и тысяч экспертов, из которых не менее ? должны представлять РЕГИОНЫ, может навести здесь порядок. Учителя русского языка и литературы, библиотечные работники, филологи, детские психологи, воспитатели детских садов и многие другие, чей труд связан с образованием, воспитанием, здоровьем детей, могут выступить в роли таких экспертов. Труд таких экспертов, которым придётся перечитать сотни и сотни книг и рукописей также должен быть оплачен из госбюжета. В противном случае даже хорошо организованный конкурс не принесёт должного результата.

Вспомним, что в 1945 году в нашей стране был объявлен конкурс на «Лучшую детскую книгу». Победителем этого конкурса стал Михаил Пришвин с «Кладовой солнца». Через несколько месяцев великий русский писатель записал в своём дневнике: «Пришло в голову собрать хрестоматию поэзии и прозы в отношении детей…» (12) (Проговорю, что издательство, подвергшееся выше резкой критике со стороны вашего докладчика, включило сказку-быль М. М. Пришвина в свой очередной двухтомник «Русские писатели для детей» (13) И к этому сборнику «даже у меня», придирчивого, нет никаких «читательско-родительских» претензий. )

Конкурс на «Лучшую детскую книгу» 1945 года был объявлен, когда ещё наши войска только подходили к Берлину. Но, думая о послевоенном будущем, государственные люди того сурового времени думали и о духовном воспитании детей. Наверное, и в год 65-летия Великой Победы современным государственным мужам не помешало бы задуматься об этом же. Только отборочные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ конкурсы, только последующие ГОСУДАРСТВЕННЫЕ заказы на многотиражные издания книг для детей, хрестоматий для школьных библиотек позволят хотя бы на первом этапе, хотя бы выправить совершенно запущенное положение с детской литературой.

Можно долго говорить о светлом будущем литературы для детей, надеясь на то, что мужи государственные когда-нибудь прозреют… Только вот времени на подобные разговоры уже не осталось. Не успели сделать «вчера», надо успевать (!) – СЕГОДНЯ, в противном случае «завтра» у нас просто не будет. Будет огромная бездуховная пустыня, где опросы проведут уже на другие темы, подобно – «Любите ли вы одни деньги?», «Вы очень любите одни деньги?» и т.п. Как пример – в мае 2008 года тот же ВЦИОМ провёл опрос «Следует ли защищать чистоту русского языка и каким образом?» За то, чтобы «прививать любовь к русскому языку детям», высказалось 6% опрошенных. Чтобы «больше читать русскую литературу, запретить искажения русских слов» высказалось от 2% до 4 % (14)

Вне всяких сомнений, есть и свет в конце тоннеля. А как иначе-то? «Государство должно следить за чистотой русского языка, принимать меры, бороться, считает 61% респондентов (от 53% среди молодёжи 18-24 лет до т68% среди опрошенных 60 лет и старше)» (15)

Отсюда – одна из основных сегодняшних задач: наши сограждане должны понять: «прививать любовь к русскому языку детям» = «больше читать русскую литературу» = СБЕРЕЧЬ РОДНУЮ РЕЧЬ!

Государственный язык. Русский язык. Язык Великого Государства. Именно государство, о чём знает любой школьник, изучающий обществоведение, должно ОХРАНЯТЬ не только физическое, но и духовное здоровье своих граждан. А если государственные потуги не всегда заметны… Значит, мы и должны ПОДСКАЗАТЬ, что крайне необходим ГОСУДАРСТВЕННЫЙ конкурс на «ЛУЧШИЕ ДЕТСКИЕ КНИГИ», подобный тому конкурсу, что стал коренной, жизненно важной задачей в 1945 году. ТОЛЬКО такой ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, «без посредников», конкурс 2010, 2011, 2012 гг. может стать стержнем, вокруг которого обязательно вырастет кристалл ЧИСТОЙ современной детской литературы. По результатам этого конкурса, в котором, кстати, могут принять участие не только граждане России, но и писатели из других стран, должно издать и книги победителей конкурса, и хрестоматии, и «книго-водители» – информационные бюллетени. Информбюллетень с рабочим названием «Что читать нашим детям» подскажет, что РЕКОМЕНДУЕТ государство для чтения детям.

Думаю, что нашей сегодняшней, не только НАУЧНОЙ, но и ПРАКТИЧЕСКОЙ конференции вполне по силам сделать первые шаги в этом направлении. Если и не обращаясь в правительство России, лично к премьер-министру, – с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ провести ГОСУДАРСТВЕННЫЙ конкурс на «Лучшие детские книги», то хотя бы ОБОЗНАЧИВ эту проблему. Ведь наша конференция, надеюсь, – это тоже одна из составляющих (будущего?) ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. В чьи «функции» входит и самозащита. Защитив наших детей от литературных поделок и подделок, которые в лучшем случае хотя бы не приносят вреда, мы ВО МНОГОМ защитим наше будущее.

Список использованных источников

(1) Мещеряков А. Н. Хоть что-нибудь сделайте для культуры! // Российская Федерация сегодня. Москва, 2010. № 1, с. 9.

(2)Там же, с. 9

(3) Паустовский К.Г. Стальное колечко. Москва. АСТ. 2008. С. 308-330

(4) http :// community . livejournal . com / books _ for _ kids / audrey _ horne _19 Декабрь 2009 @ 00:05 (2010. 07 апр.)

(5) Русская литературная сказка Х VIII -ХХ в 2-х томах. Москва. Дрофа. 2003. Т. 2. С. 130-179.

(6) Русская проза второй половины ХХ века в 2-х томах. Москва. Дрофа. 2002. Т 2. С. 5-123, 406-454.

(7) Пресс-выпуск №1232 от 7.05.2009 // wciom . ru : http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12009.html?no_cache=1&cHash=c732626023 (2010, 06 апр.)

(8) Пресс-выпуск №1232 от 7.05.2009 // wciom . ru : http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11921.html?no_cache=1&cHash=4016261667 (2010, 07 апр.)

(9) Там же, http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11921.html?no_cache=1&cHash=4016261667 (2010, 07 апр.)

(10) Там же, http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11921.html?no_cache=1&cHash=4016261667 (2010, 07 апр.)

(11) Мещеряков А. Н. Хоть что-нибудь сделайте для культуры! // Российская Федерация сегодня. Москва, 2010. № 1, с. 9.

(12) Пришвин М. М. Собрание сочинений. Дневники. Т. 8, Москва. Художественная литература. 1986 . С. 471

(13) Русские писатели для детей в двух томах. Москва. Дрофа. 2002. Т 2. С. 174-213.

(14) Пресс-выпуск № 953 от 13.05.2008 // wciom . ru : http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10129.html?no_cache=1&cHash=c802cb545c (2010, 07 апр.)

(15) Там же, http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10129.html?no_cache=1&cHash=c802cb545c (2010, 07 апр.)

Вернуться на главную