Зинаида ПОЛЯК, кандидат филологических наук, доцент Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Казахстан)

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ КАЗАХСТАНА

Среди множества прозаических жанров, представленных в современной казахстанской литературе, документальная проза занимает особое место. Интересно проследить, как жанры, сформировавшиеся во второй половине ХХ века, развиваются в начале нынешнего столетия.

Традиции историко-этнографической прозы были заложены в творчестве казахстанских писателей Н. Анова и Д. Снегина. В 2000-е годы эта линия продолжена краеведческим направлением. Краеведческие очерки Владимира Проскурина охватывают большой тематический спектр: от описания древнего Отрара до истории православных храмов в Семиречье, от портрета следопыта начала ХХ века Бетпакдалы до очерков о писателе Ю. Домбровском (1) и алма-атинском коллекционере М.П. Шмулеве (2).

В этом же русле идет работа современных знатоков Прииртышья - Павла Жукова, Евгения Титаева, Виктора Кашляка. Книга последнего о Семипалатинске (3) особенно интересна в своей исторической части, посвященной XIX веку. Среди её героев - член-корреспондент Российской Академии Наук Карл Мейер, барон А. Е. Врангель, который встречался здесь с Ф. М. Достоевским, знаменитый немецкий географ и естествоиспытатель Александр Гумбольт, французский принц Генрих Орлеанский и сопровождавший его известный путешественник Габриель Бонвало, которые направлялись из Парижа в Китай.

Историко-публицистическая проза 90-х годов поднимала острые проблемы недавней истории Казахстана. Известный казахстанский поэт и публицист Валерий Михайлов обратился к теме исторического прошлого Казахстана, написав документальную книгу о тяжелых годах голода и репрессий – «Хроника Великого джута», вышедшую уже третьим изданием. (4) Это была первая книга, рассказавшая о великом голоде 1931–1933 годов, о трагедии казахского народа, о коллективизации и «спецпереселенцах».

В конце 80-х годов ХХ века началась публикация мемуарной прозы, посвященной годам сталинских репрессий. Первооткрывателем этой темы стал казахстанский журнал «Простор», напечатавший в 1986 году роман А.Б. Никольской «Передай дальше» (5). (В свою очередь, Анна Борисовна Никольская стала героиней мемуарного очерка Надежды Черновой «Казахское небо» (6)). Тема была продолжена мемуарным романом Р. Тамариной «Щепкой – в потоке» (7). Однако в новом тысячелетии выходит совсем не так много книг, раскрывающих истинную картину исторического прошлого, как в 90-е годы.

Среди них – книга казахстанского писателя Ю. Герта «Семейный архив» (8), где семейный портрет на фоне эпохи складывается из мозаики жанров: биография и мемуары, публицистика и эссе, эпистолярий и документальное повествование.

Дневник как документальный жанр занимает в последние годы одно из ведущих мест в художественной документалистике. Дневниковая проза писателей отличается не только фактической достоверностью, но и высокой художественностью. Таковы дневники поэта Мукагали Макатаева, «Дневник писателя» И. Щеголихина (9), дневниковая повесть-эссе Е. Курдакова «Ангел, бабочка, цветок…» (10) и др.

Отдельную страницу художественно-документальной прозы Казахстана заполняют писатели-натуралисты. Здесь следует назвать имена патриархов жанра Максима Зверева и Павла Мариковского. Традиции прозы этих писателей-натуралистов продолжают развиваться в творчестве наших современников – Виктора Мосолова, Александра Лухтанова, Клима Первушина, Рудольфа Моисеева и др. Спектр жанровых поисков Виктора Мосолова расширяется за счет привлечения исторического материала. (11)

Художественная биография занимает свою нишу в казахстанской литературе. Это документальные произведения о политических деятелях, поэтах и писателях, например, мемуарно-биографическая повесть «Светлое сретение» Г. Черноголовиной о И.П. Шухове (12). Появившиеся в последнее десятилетие биографические книги Константина Гайворонского (его повести и романы о Пушкине, Мицкевиче, о русских царях (13)) по-новому воплощают жанр документально-художественного филологического исследования, известный по творчеству пушкиниста Н. А. Раевского.

Жанр эссе пограничен по своей природе, т.к. в нем переплетаются черты различных жанров документальной и художественной литературы. Тем интереснее творческий опыт писателей, накопленный ими в этом жанре. Книга эссе Константина Гайворонского «Я жил в такие времена» (14) информационна, полемична, отражает оригинальный взгляд на историю и литературу. (Другая его книга имеет в подзаголовке характерное жанровое определение: «Роман-эссе в письмах, свидетельствах, документах». (15)) В эссе Дидара Амантая читатель находит размышления на этические и философские темы.

Жанр очерка в казахстанской литературе перерастает свои журналистские рамки, примером чему могут служить книги очерков Ю. Кунгурцева. (16)

Автобиографическая проза и мемуарный роман, историко-этнографическая и историко-публицистическая повесть; дневник как документальный жанр и произведения писателей-натуралистов; художественная биография, литературный портрет, эссе и очерк – таковы представленные в настоящем кратком обзоре жанры художественно-документальной литературы Казахстана, соотносимые с общей тенденцией развития современной русской документальной прозы.

Продолжая и развивая жанровые формы и проблематику документальной прозы конца ХХ века, «литература non fiction» первого десятилетия нового века отличается своими специфическими чертами. Интерес к истории советского периода сменяется экскурсами в более далекое прошлое. Причем, если для писателя-краеведа исторические изыскания всегда были частью творческой работы, то обращение к этой теме писателя экологического направления представляется симптоматичным. Биографическая проза также уходит от материала современности, обращаясь к фигурам позапрошлого века. Жанры эссе и очерка, отличавшиеся в прошлом веке публицистической интонацией, сегодня заняты, прежде всего, эстетической и философской проблематикой. Для документальной прозы 2000-х гг. характерна «жанровая контаминация» (синтез исторической и природоведческой прозы, дневниковая повесть-эссе, роман-эссе, «неформальное литературоведение» и др.), когда автор не стремится к сохранению «чистоты жанра», а, наоборот, использует в одном произведении возможности многих разновидностей художественной документалистики.

(1) Проскурин В. Щедрый хранитель // Новое поколение. 2004, 29 октября.

(2) Проскурин В. Здорово в веках, Михаил! // Новое поколение. 2005, 15 апреля.

(3) Кашляк В.Н. Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, 2002.

(4) Михайлов В. Хроника великого джута: документальная повесть. Астана: «Аударма», 2002 .

(5) Отдельное издание – Никольская А. Передай дальше! Алма-Ата: Жазушы, 1989.

(6) Чернова Н. Казахское небо //Литературная газета Казахстана. 2007. № 8 (8) 29 мая.

(7) Тамарина Р. Щепкой - в потоке… : Документальная повесть, стихи, поэма. Алма-Ата: Жазушы, 1991.

(8) Герт Ю. Семейный архив. Балтимор: Seagull Press , 2002.

(9) Щеголихин И. Дневник писателя // Простор, 2008. № 1, 2.

(10) Курдаков Е. «Ангел, бабочка, цветок…» // Простор. 2004. № 3,4.

(11) Мосолов В. Мираж. Эпизод Петровского времени // Простор, 2006, № 2.

(12) Черноголовина Г. Мёртвое колесо: Записки о наболевшем: документально-публицистические очерки, повесть. Алматы: Жазушы, 1993.

(13) Гайворонский К. Между Сциллой и Харибдой. Алматы: Раритет, 2001; Гайворонский К. Дорогие недруги : Повести. Алматы: Раритет, 2008.

(14) Гайворонский К. Я жил в такие времена. Эссеистика. Алматы: Арыс, 2008.

(15) Гайворонский К. Эффект неприсутствия // Простор, 2007, № 1-3.

(16) Кунгурцев Ю. Свет негасимой звезды. Алматы, 2000.

Вернуться на главную